Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) по теме
в результате изучения методического материала коллег и собственного опыта предлагаю ознакомиться с материалом для работы с вокальной группой доу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа с вокальным кружком | 15.61 КБ |
vokal.docx | 15.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Е.А.Тимошенко
музыкальный руководитель высшей категории
МБДОУ Д/с №80, г.Таганрог
«Запоют дети – запоет народ…»
К.Д. Ушинский.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают певческие умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка: так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Так как же научить детей правильно петь? В первую очередь- необходимо, чтобы они обладали определенными умениями и навыками. Основные умения и навыки – это певческая установка, вокальные и хоровые навыки, звукообразование и дикция. Рассмотрим подробнее вокальные и хоровые умения и навыки.
Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох - медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями ни жней челюсти.
Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», то есть правильное соотношении силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй – это точное, чистое певческое интонирование.
От правильной постановки обучения пению на музыкальных занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребенка — в быту, на праздниках и развлечениях, возникшая по его инициативе или по предложению взрослых в детском саду и семье, а затем и в школе.
Обучение вокально-хоровым навыкам детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей и сложностей. Поэтому при подборе песенного репертуара учитывается следующее: содержание песен должно отражать круг интересов ребенка и соответствовать его возрастным особенностям, обладать художественными достоинствами и быть доступным для его восприятия.
Планируя работу, в песенный репертуар включаются: а) упражнения для развития певческого голоса и слуха; б) песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота, творчество).
Известно, что работа над песней состоит из трех этапов:
Ознакомление (1-2 занятия);
Разучивание (3-5 занятий);
Повторение, закрепление (2-3 занятия).
Певческими навыками дети овладевают на втором, самом продолжительном, этапе. Песни различны по степени сложности. Одни усваиваются легко и быстро путем их повторения, другие — постепенно, благодаря упражнениям, помогающим справиться с «трудными» звуками.
На музыкальных занятиях обучение пению проходит в различных формах. Например, в начале учебного года в самой младшей группе дети проходят адаптацию. Поэтому в течение сентября проводятся с ними музыкальные занятия-знакомства в их группе, чтобы обстановка, среда была для них более привычная. Используются различные игровые приемы и методы, чтобы заинтересовать детей музыкой: это и короткий рассказ, и выразительность, и наглядность.
Очень большое внимание уделяет певческой установке. Среди всех певческих навыков особое внимание уделяет звукообразованию. Для формирования правильного звукообразования применяет такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, высоко-художественное выразительное исполнение, музыкально-игровой образ. Педагоги учат детей петь естественно — легко, звонко и напевно, светлым звуком, без напряжения и крика. Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков — а, о, у, э, и; за счет разучивания песни в медленном темпе, пения мелодии без слов на слоги: «лу», «мо», «ля». Подвижному легкому звукообразованию способствуют упражнения, начинающиеся и заканчивающиеся согласными: «Чук-чук», «Динь-дан-дон» и др.
Строй (правильность и чистота мелодической интонации) является одним из самых важных хоровых певческих умений. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха, начиная с раннего возраста: от развития слухового сосредоточения к различению и воспроизведению звуков по высоте.
Много внимания уделяют ансамблю детского пения. С раннего возраста приучают детей слушать вступление, проигрыш, побуждаю к слуховому вниманию, слаженности звучания. На третьем году жизни дети с трудом поют в одном темпе: одни медленнее, другие слишком торопятся. Но постепенно к концу года выравниваются, приучаются к коллективному пению. Навык слаженного пения формируется путем постоянных упражнений в коллективном пении.
Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. При повторении надо подводить детей к осознанию не только положительных моментов в пении, но и ошибок, неправильностей, неточностей, допущенных при передаче мелодии и текста. От сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения вокальных навыков.
Литература:
1. История белорусской музыки. Учебное пособие / общ. Ред. Г. Глущенко, - М., «Музыка», 1976;
2. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;
3. Пралеска: программа дошкольного образования / Е. А. Панько [и др.]. – Минск: НИО, 2007. – 320 с.
4. Русская музыкальная литература / под. Ред. Э. Л. Фрид, М. О. Янковский. – М, 1961. – 267 с.
5. Юрьева Ю. П. Музыкальные занятия в детском саду: старшая группу / Ю. П. Юрьева. – Москва, 1996. -45 с.
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Е.А.Тимошенко
музыкальный руководитель высшей категории
МБДОУ Д/с №80, г.Таганрог
«Запоют дети – запоет народ…»
К.Д. Ушинский.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают певческие умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка: так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Так как же научить детей правильно петь? В первую очередь- необходимо, чтобы они обладали определенными умениями и навыками. Основные умения и навыки – это певческая установка, вокальные и хоровые навыки, звукообразование и дикция. Рассмотрим подробнее вокальные и хоровые умения и навыки.
Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох - медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями ни жней челюсти.
Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», то есть правильное соотношении силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй – это точное, чистое певческое интонирование.
От правильной постановки обучения пению на музыкальных занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребенка — в быту, на праздниках и развлечениях, возникшая по его инициативе или по предложению взрослых в детском саду и семье, а затем и в школе.
Обучение вокально-хоровым навыкам детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей и сложностей. Поэтому при подборе песенного репертуара учитывается следующее: содержание песен должно отражать круг интересов ребенка и соответствовать его возрастным особенностям, обладать художественными достоинствами и быть доступным для его восприятия.
Планируя работу, в песенный репертуар включаются: а) упражнения для развития певческого голоса и слуха; б) песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота, творчество).
Известно, что работа над песней состоит из трех этапов:
Ознакомление (1-2 занятия);
Разучивание (3-5 занятий);
Повторение, закрепление (2-3 занятия).
Певческими навыками дети овладевают на втором, самом продолжительном, этапе. Песни различны по степени сложности. Одни усваиваются легко и быстро путем их повторения, другие — постепенно, благодаря упражнениям, помогающим справиться с «трудными» звуками.
На музыкальных занятиях обучение пению проходит в различных формах. Например, в начале учебного года в самой младшей группе дети проходят адаптацию. Поэтому в течение сентября проводятся с ними музыкальные занятия-знакомства в их группе, чтобы обстановка, среда была для них более привычная. Используются различные игровые приемы и методы, чтобы заинтересовать детей музыкой: это и короткий рассказ, и выразительность, и наглядность.
Очень большое внимание уделяет певческой установке. Среди всех певческих навыков особое внимание уделяет звукообразованию. Для формирования правильного звукообразования применяет такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, высоко-художественное выразительное исполнение, музыкально-игровой образ. Педагоги учат детей петь естественно — легко, звонко и напевно, светлым звуком, без напряжения и крика. Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков — а, о, у, э, и; за счет разучивания песни в медленном темпе, пения мелодии без слов на слоги: «лу», «мо», «ля». Подвижному легкому звукообразованию способствуют упражнения, начинающиеся и заканчивающиеся согласными: «Чук-чук», «Динь-дан-дон» и др.
Строй (правильность и чистота мелодической интонации) является одним из самых важных хоровых певческих умений. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха, начиная с раннего возраста: от развития слухового сосредоточения к различению и воспроизведению звуков по высоте.
Много внимания уделяют ансамблю детского пения. С раннего возраста приучают детей слушать вступление, проигрыш, побуждаю к слуховому вниманию, слаженности звучания. На третьем году жизни дети с трудом поют в одном темпе: одни медленнее, другие слишком торопятся. Но постепенно к концу года выравниваются, приучаются к коллективному пению. Навык слаженного пения формируется путем постоянных упражнений в коллективном пении.
Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. При повторении надо подводить детей к осознанию не только положительных моментов в пении, но и ошибок, неправильностей, неточностей, допущенных при передаче мелодии и текста. От сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения вокальных навыков.
Литература:
1. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;
2. Пралеска: программа дошкольного образования / Е. А. Панько [и др.]. – Минск: НИО, 2007. – 320 с.
3. Русская музыкальная литература / под. Ред. Э. Л. Фрид, М. О. Янковский. – М, 1961. – 267 с.
4. Юрьева Ю. П. Музыкальные занятия в детском саду: старшая группу / Ю. П. Юрьева. – Москва, 1996. -45 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...
Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры
Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...
презентация «Формирование первоначальных учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности»
Организация исследовательской деятельности дошкольников, как современной образовательной технологии, направлена на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у дошколь...
Детская журналистика как средство формирования познавательно-исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
Из опыта работы по технологии " Детская журналистика"...
Консультация для музыкальных руководителей «Развитие певческих способностей, навыков, умений детей старшего дошкольного возраста на занятиях вокально-хорового кружка детской христианской песни «Поющие сердечки»
Описание работы по развитию певческих способностей...