Детская журналистика как средство формирования познавательно-исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)
Из опыта работы по технологии " Детская журналистика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zhurnalistika.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская журналистика как средство формирования познавательно-исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
Жигалова Т.В.,
педагог дополнительного образования
МДОУ «Детский сад №18»,
ГО Богданович
Общеизвестно, что в период дошкольного детства, благодаря познавательной активности ребенка, происходит зарождение первичного образа мира, который продолжает формироваться в процессе дальнейшего развития ребенка. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей – наличие у детей интереса к познавательной деятельности.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, мобильные телефонные сети, интернет. Информационные технологии дают нам новые возможности и могут стать инструментом для познания мира. Об этом свидетельствуют исследовательские и методические работы А.Ю. Дейкиной, А.А. Журина, И.А. Фатеевой, А.А. Новиковой, И.В.Челышевой, А.В. Федорова, Е.М. Талалаевой.
Сегодня наиболее яркими, развивающими, интересными, значимыми для детей являются такие технологии, которые бы сделали главным участником
педагогического процесса самого ребенка, получающего информацию
непринужденно, в игровой интересной для него форме. Одной из таких технологий является детская журналистика. Это одна из современных форм работы с детьми, реализуемая с помощью информационных технологий.
Так в нашем дошкольном учреждении был разработан журналистский проект «Солнышко FM», который реализуется в рамках дополнительного образования.
Методологическую основу инновационного проекта составляют концептуальные философские и психолого-педагогические положения:
- о истории и современном состоянии направления детской журналистики
(монографии М.А. Алексеевой, В.Н. Ганичева, К.Ю. Новикова, О.А. Петровой, И.А. Руденко);
-о возрастной характеристике производителей информационного продукта (Д.И Косолапова);
- о развитии системы информационного пространства (К.И Цымбаленко);
Целью проекта стало расширение форм организации образовательной деятельности по развитию познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников посредством реализации проекта «Солнышко FM».
Основная идея инновационного проекта состоит в создании и внедрении в образовательный процесс дошкольного учреждения новой инновационной формы работы с воспитанниками (детская журналистика), которая дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
Оригинальность проекта состоит в использовании средств цифровизации при организации работы с детьми по формированию познавательно - исследовательских навыков и умений, на основе общего интересного детского дела – журналистской деятельности.
Проект разработан исходя из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество с семьей и социумом.
Был создана творческая группа по разработке алгоритма создания радио эфиров и организации пространства. В него вошли педагоги детского сада.
Для реализации проекта в детском саду организована и использована собственная радиостудия, оборудованная микрофонами, звукозаписывающей аппаратурой. Проект включает в себя структуру радио эфиров, график работы, распорядок передач по дням недели, содержащий блоки, рубрики и их содержание, назначены ответственные за определенную рубрику, это педагоги и специалисты ДОУ.
В 2018 году нам поступило предложение о сотрудничестве от нашей городской радиостанции «Клен –FM», так родился еще один проект «Солнышкины детки на радио «Клен –FM». Ежемесячно дети готовят и записывают радио-выпуски на различные темы, которые затем транслируются в Свердловской области и за ее пределами. Темы выпусков согласовываются с главным редактором радиостанции «Клен-FM». Затем педагог и воспитанники собирают материал по данной теме, обсуждают, прорабатывают, составляется сценарий радио выпуска. Запись эфира проходит в специально оборудованной студии.
Обращение к детской журналистике наполнило новым содержанием привычную среду развития детей, специальным образом организованное приобщение дошкольников к миру медиа стало эффективным фактором развития их познавательного интереса.
Практическая реализация проекта позволила применить принципиально новые подходы к организации образовательного процесса по формированию познавательно - исследовательских навыков и умений, органично дополняя традиционные формы.
Проект «Солнышко FM» позволил повысить у детей такие умения и навыки как:
- строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами;
- раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности;
- наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;
- использовать разнообразные формы общения;
- вести монологическую и диалогическую речь, обогатился словарный запас;
- работать по определённым правилам, доводить начатое дело до конца;
- работать в подгруппе самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров;
-свободное использование детьми ИКТ – технологий.
Практическая значимость проекта включает в себя разработанные материалы:
- тематическое планирование образовательной (проектной) деятельности;
- комплекс мер по созданию условий в ДОУ по реализации проекта;
- технологические карты образовательной деятельности;
- дидактические материалы к проекту.
Таким образом, в результате внедрения в образовательную деятельность такой инновационной формы как детская журналистика, дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...
Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...
Информационно-познавательный проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Уникальность проекта в том, чт...
Самообразование на тему: «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Расширение и повышение модели методической работы по повышению профессиональной компетенции в использовании педагогической технологии детская журналистика. ...
презентация «Формирование первоначальных учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности»
Организация исследовательской деятельности дошкольников, как современной образовательной технологии, направлена на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у дошколь...
«Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала....
"Формирование первоначальных учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной и последовательской деятельности".
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Овладение способностями практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировозрение ребенка, его ли...