Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности “Чудо-ритмика” стартовый уровень
рабочая программа на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Чудо-ритмика” разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, по запросам родителей детей, посещающих МБДОУ детский сад «Радуга». Программа предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей 4-5 лет в мир хореографии, развить универсальные учебные действия соответствующие возрасту детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo-ritmika_startovyy_uroven.docx | 111.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Староюрьевского района
Тамбовской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области
Рассмотрена к утверждению на заседании педагогического совета МБДОУ детского сада «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области от «___»___________2017г. Протокол №_____ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МБДОУ детским садом «Радуга» ________________Свидерская В.И. Приказ №____ от ____________ 2017г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
“Чудо-ритмика”
стартовый уровень
Возраст учащихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Архипова Татьяна Викторовна
музыкальный руководитель.
с. Староюрьево 2017г.
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудо-ритмика» (стартовый уровень) |
3. Сведения об авторе-составителе: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Архипова Татьяна Викторовна, педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база | Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее – федеральная Концепция); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (далее – Методические рекомендации) -Устав МБДОУ детского сада «Радуга! Староюрьевского района Тамбовской области |
4.2. Область применения | Дополнительное образование |
4.3. Направленность | Художественная |
4.4. Тип программы | Модифицированная |
4.5. Вид программы | Дополнительная общеразвивающая программа |
4.6. Возраст учащихся | 4-5 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 1 год, 96 учебных часов (72 часа + 24 часа на подпрограмму «Лето») |
5. Рецензенты | -Архипова С.В., методист МБОУ ДО Центра детского и юношеского творчества Староюрьевского района Тамбовской области -Копылова Т.Н., старший воспитатель МБДОУ детского сада «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области |
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудо-ритмика» имеет художественную направленность и приобщает детей к основам хореографического искусства.
Актуальность предлагаемой программы
Ритмика и хореография относятся к активным развивающим формам обучения. В дошкольных учреждениях эти виды деятельности особенно популярны. В педагогическом плане они весьма эффективны, поскольку способствуют психической и соматической релаксации детей дошкольного возраста, актуализации их жизненной энергии и присущей ребенку потребности в творчестве. Музыкально-ритмические занятия помогают творчески реализовать потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста, позволяют развивать не только чувство ритма, укреплять скелет, мускулатуру, но и стимулируют память, внимание, мышление и воображение ребёнка.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Чудо-ритмика” разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, по запросам родителей детей, посещающих МБДОУ детский сад «Радуга». Программа предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей 4-5 лет в мир хореографии, развить универсальные учебные действия соответствующие возрасту детей.
В основе разработки содержания программы кружка “Чудо-ритмика” использованы положения программы по ритмической пластике для детей “Ритмическая мозаика” А.И. Бурениной; авторской программы «Чудо-ритмика» Е. Скрипниченко; методические рекомендации С.Л. Слуцкой из пособия по хореографии в детском саду “Танцевальная мозаика”.
Новизна программы:
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня «Чудо-ритмика» заключается в том, что ребенку дошкольного возраста сложно выразить свои впечатления и ощущения через движение. Он еще недостаточно владеет своим телом, движения нескоординированны. Программа стартового уровня «Чудо-ритмика» позволяет ребенку приобщиться к хореографическому искусству через игровые технологии и дает толчок ребенку к творческому самовыражению.
Педагогическая целесообразность образовательной программы.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня “Чудо-ритмика” определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение к танцевально-музыкальной культуре через игру, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.
Занятия ритмикой и хореографией являются разновидностью арт-терапии (танцевальная терапия) и позволяют ребенку поверить в себя, свои возможности, а также научиться взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Стартовый уровень программы предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов партерной гимнастики, изучение танцевальных элементов через использование игровых технологий, исполнение простых танцевальных композиций и танцев.
Отличительная особенность программы
Игровые технологии, используемые в программе «Чудо-ритмика» стартового уровня являются универсальными и привлекательными для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. В соответствии с инновационной моделью образования данная программа учитывает интересы, склонности детей, их индивидуальные способности при создании оптимальных условий для самовыражения в хореографической деятельности.
Задачи, решаемые на занятиях, строятся по принципу усложнения, что позволяет ребенку плавно перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Чудо-ритмика» рассчитана на работу с дошкольниками в возрасте 4-5 лет. В процессе музыкально-ритмической деятельности у детей дошкольного возраста совершенствуются координация движения, осанка, художественный вкус и творческие способности. Двигаясь, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: ориентирование в пространстве, согласование движений с музыкой, чувство ритма. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами хореографической деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие: физическое, эстетическое, интеллектуальное, нравственное – и позволяет заниматься в дальнейшем танцевальным творчеством на более высоком уровне.
Условия набора учащихся: для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Чудо-ритмика» принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.
Принципы реализации программы:
- гуманизации,
- индивидуализации,
- систематичности,
- наглядности,
- повторяемости материала,
- сознательности и активности,
Личностно-ориентированный, и деятельностный подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов
Объем и срок освоения программы
Программа «Чудо-ритмика» стартового уровня рассчитана на 1 год обучения с количеством учебных часов 72 часа.
Схема возрастного и количественного распределения детей по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность.
Год обучения | Количество детей в группах | Общее количество занятий в неделю | Продолжительность занятий, час | Общее количество часов в неделю | Общее количество часов в год |
1 | 12-15 | 2 | 20х1 | 2 | 72 |
Формы проведения занятий:
- традиционное занятие;
- комбинированное занятие;
- игра, праздник;
- открытое занятие
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
- в парах;
- групповая;
- индивидуально–групповая;
Структура занятий.
Структура теоретического занятия.
- Организационный момент: мотивация, актуализация знаний. Фронтально.
- Изложение нового материала
- Закрепление нового материала. Беседа
- Усвоение материала. В группах и индивидуально.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Структура практического занятия.
- Организационный момент.
- Мотивационный этап: тема, цель, вводный инструктаж
- Практическая работа
- Итоговая часть. Подведение итогов. Рефлексия
Основные разделы занятий.
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2–3 минуты.
Занятия проводятся в игровой форме. Элементы классического экзерсиса вводятся постепенно. При закреплении в обучении элементам экзерсиса целесообразно вводить дидактические музыкально-танцевальные игры.
Для обозначения движений экзерсиса желательно пользоваться общепринятой терминологией на французском языке.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: содействие развитию творческого потенциала и укрепление здоровья воспитанников средствами музыкально-ритмических движений.
Задачи:
1.Образовательные:
- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
- пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность;
- обогащать словарь детей танцевальной терминологией.
2.Воспитательные:
- избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;
- прививать интерес к танцевальной культуре и истории танца.
3.Развивающие:
- формировать правильную осанку, содействовать профилактике плоскостопия и исправлению недостатков осанки;
- работать над умением ориентироваться в пространстве;
- тренировать память, внимание;
- обеспечивать психологический комфорт.
1.3 Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Введение. | 1 | 1 | - | Текущий контроль (собеседование) | |
1. | Ее величество – музыка | 9 | 1 | 8 | Текущий контроль |
Её величество - музыка | 1 | 1 | - | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
Весело - грустно | 3 | - | 3 | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
Быстро - медленно | 3 | - | 3 | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
Тихо – громко | 2 | - | 2 | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
2. | Играя, танцуем | 11 | 1 | 10 | |
Играя, танцуем | 3 | 0,5 | 2,5 | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных чудес | 3 | 0,5 | 2,5 | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
Веселые игры | 2 | - | 2 | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
Игры на внимание | 3 | - | 3 | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
3. | Игровой стретчинг | 13 | 1 | 12 | Текущий контроль |
3.1 | Что такое стретчинг? | 1 | 1 | - | Текущий контроль (наблюдение, игра) |
3.2 | Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад | 2 | - | 2 | Текущий контроль (наблюдение, игра) |
3.3 | Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед. | 2 | - | 2 | Текущий контроль (наблюдение, игра) |
3.4 | Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Маятник», «Лисичка». | 2 | - | 2 | Текущий контроль (наблюдение, игра) |
3.5 | Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бабочка», «Жучок», «Зайчик». | 2 | - | 2 | Текущий контроль (наблюдение, игра) |
3.6 | Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Лошадка». Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Пчелка», «Мельница». | 2 | - | 2 | Текущий контроль (наблюдение, игра) |
3.7 | Упражнения на упражнения для тренировки равновесия: «Петушок», «Ласточка». Дополнительные упражнения: «Березка». | 2 | - | 2 | Текущий контроль (наблюдение, игра) |
4. | Азбука танца | 18 | 1 | 17 | |
4.1 | Азбука танца. Шаги: бытовой, танцевальный | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (наблюдение, игра) |
4.2 | Шаги: бытовой, танцевальный легкий шаг с носка, легкий бег, боковой подскок – галоп. | 4 | - | 4 | Текущий контроль (наблюдение, игра) |
4.3 | Постановка корпуса. Позиции ног: I-я, VI-я. | 2 | - | 2 | Текущий контроль (наблюдение, игра) |
4.4 | Подготовка к изучению позиций рук, этюд «Воздушный шар». Танцевальные положения рук: на поясе, за юбочку, на поясе в кулачках | 2 | - | 2 | Текущий контроль (наблюдение, игра) |
4.5 | Полуприседания (demie plie) по VI позиции, I позиции. | 2 | - | 2 | Текущий контроль (наблюдение, игра) |
4.6 | Выдвижение ноги ( battement - tendu): вперед по VI позиции. | 2 | - | 2 | Текущий контроль (наблюдение, игра) |
4.7 | Подъем на полупальцы (releve) по VI позиции. То же в сочетании с полуприседаниями. | 2 | - | 2 | Текущий контроль (наблюдение, игра) |
4.8 | Прыжки (allegro) saute по VI позиции | 2 | - | 2 | Текущий контроль (наблюдение, игра) |
5. | Танцевальная мозаика | 18 | 1 | 17 | |
5.1 | Понятие этюда и танца. Этюд «Плюшевый медвежонок» | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль (наблюдение) |
5.2 | Этюды «Цветы на лугу», «Едем к бабушке в деревню» | 2 | - | 2 | Текущий контроль (наблюдение) |
5.3 | Танец «Разноцветная игра» | 3 | - | 3 | Текущий контроль (наблюдение) |
5.4 | Танец «Поросята», | 3 | - | 3 | Текущий контроль (наблюдение) |
5.5 | Танец «Веселые путешественники» | 3 | - | 3 | Текущий контроль (наблюдение) |
Танец «Цыплята» | 3 | 3 | Текущий контроль (наблюдение) | ||
6 | Итоги года | 2 | - | 2 | Промежуточный контроль (собеседование, творческое задание, концерт) |
Итого: | 72 | 6 | 66 |
Содержание курса обучения
1.ТЕМА «Ее величество Музыка!» - 9часов
Теория. Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями. Учить определять характер музыки, темп, динамические оттенки.
Практика. Импровизация под заданные мелодии: веселую и грустную. Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами. Игра «Жуки и бабочки». Игра «Зайцы и охотник». Игра «Тихо и громко» и др.
2.ТЕМА «Играя, танцуем» - 11часов
Теория. Объяснение темы «Играя, танцуем».
Практика. Комплекс игровой ритмики «Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных чудес». Игры «Путаница», «Догонялочки». «Весёлая рыбалка». Игры на внимание «Сделай этак, сделай так», «Вправо – влево».
3.ТЕМА «Игровой стретчинг» - 13 часов
Теория. Дать понятие детям о стретчинге, технике безопасности при выполнении упражнений.
Практика. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Кошечка», «Качели». Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Книжка», «Страус», «Веточка». Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Маятник», «Лисичка». Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бабочка», «Жучок», «Зайчик». Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Лошадка». Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Пчелка», «Мельница». Упражнения на упражнения для тренировки равновесия: «Петушок», «Ласточка». Дополнительные упражнения: «Березка».
4.ТЕМА «Азбука танца» - 19 часов
Теория. Дать основные понятия о танцевальных шагах, позициях рук и ног, постановке корпуса.
Практика. Шаги: бытовой, танцевальный легкий шаг с носка, легкий бег, боковой подскок – галоп. Постановка корпуса. Позиции ног: I-я, VI-я. Подготовка к изучению позиций рук, этюд «Воздушный шар». Танцевальные положения рук: на поясе, за юбочку, на поясе в кулачках. Полуприседания (demie plie) по VI позиции, I позиции. Выдвижение ноги ( battement - tendu): вперед по VI позиции. Подъем на полупальцы (releve) по VI позиции. То же в сочетании с полуприседаниями. Прыжки (allegro) saute по VI позиции
ТЕМА «Танцевальная мозаика» -20 часов
Теория. Понятие этюда и танца
Практика. Этюды «Плюшевый медвежонок», «Цветы на лугу», «Едем к бабушке в деревню» и т.п. Танцы «Разноцветная игра», «Поросята», «Веселые путешественники», «Цыплята» и др.
1.4.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
По итогам реализации программы «Чудо-ритмика» (стартовый уровень) ожидаются следующие результаты.
1.Личностные.
-развитие навыков коммуникативного общения обучающихся со сверстниками и педагогами;
-развитие мотивации познавательных интересов.
2.Предметные: формирование начальных компетенций учащихся в области хореографического искусства.
Учащиеся должны
1.знать
- основные народные и классические танцы;
- простейшие элементы партерной гимнастики;
- навыки положения ног, устойчивости, координации движений;
- правила постановки корпуса;
- правила поведения на занятиях и на концерте.
2.уметь:
- выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
- принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
- организованно строиться; ходить вдоль стен с четкими поворотами в углах зала; строиться в колонну «по два»; перестраиваться из колонны парами в колонну «по одному»;
- чередовать ходьбу с приседанием, со сгибами коленей, на носках, широким или мелким шагом, на пятках, держа ровно спину;
- легко выполнять шаг, высокий шаг, боковой галоп, лёгкий бег; двигаться лёгким бегом, с подскоками, шагом польки;
- Приглашать на танец («Поклон-приглашение»).
- самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движения, руководствуясь музыкой;
- выполнять ритмико-гимнастические упражнения общеразвивающего плана, упражнения на координацию движений, упражнения на расслабление мышц.
3.Метапредметные.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-умение организации рабочего места;
-умение соблюдения правил техники безопасности при разучивании танцев
-умение анализировать и оценивать созданные образы;
-умение работать по плану, сверять свои действия с целью, самостоятельно вносить коррективы и исправлять ошибки.
Познавательные универсальные учебные действия:
-умение определять характер музыки и танца;
-умение передавать настроение и характер персонажей в движении;
-развитие речевых навыков при обсуждении танцевальных композиций
-повышение интереса к музыке и танцу как способу выражения настроения и чувств;
-повышение интереса к ритмике и хореографии.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;
-умение вырабатывать навыки адекватной самооценки.
В ходе реализации программы «Чудо-ритмика» предполагается освоение и перевод на базовый уровень не менее 75% детей.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Чудо-ритмика» начинается 21 сентября и заканчивается 31 августа;
В период летних каникул с 01 июня по 31 августа творческое развитие и досуговую занятость учащихся во внеурочное время обеспечивает краткосрочная дополнительная общеразвивающая подпрограмма стартового уровня «Чудо-ритмика (лето)».
Учебный период | Даты начала и окончания периода | Сроки каникул | Число учебных недель по программе | Число учебных дней по программе | Количество учебных часов по программе |
Первый год обучения | |||||
Первое полугодие | 21.09 - 31.12 | 01.01 – 12.01 | 17 | 34 | 34 |
Второе полугодие | 13.11 - 31.05 | 19 | 38 | 38 | |
ИТОГО | 36 недель | 72 дня | 72 часа |
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
1. Музыкально-спортивный зал, соответствующий требованиям:
-СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, мебель, соответствующая возрастным особенностям детей дошкольного возраста);
-Госпожнадзора.
2. Оборудование
Фортепиано,
Наборы платочков, гимнастические палки, султанчики, деревянные ложки и т.п. по количеству детей.
3. Технические ресурсы: Музыкальный центр с набором аудиокассет и аудиодисков; ноутбук, мультимедийный проектор, экран, телевизор
Методическое обеспечение
Диагностические материалы:
- Диагностика развития музыкально-ритмических движений
-анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса».
Методические разработки:
-методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Развитие творческих способностей учащихся с помощью хореографии»;
-методические рекомендации по использованию арт-педагогических техник и приемов.
Кадровое обеспечение
Педагоги, организующие образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Чудо-ритмика» должны иметь среднее педагогическое или высшее педагогическое образование. Требования к квалификации и стажу работы не предъявляются.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Для отслеживания результатов освоения программы используются следующие формы контроля:
Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия для выявления уровня освоения материала в форме игры и наблюдений.
Промежуточный контроль - осуществляется по итогам года, задачами является определение изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. Служит для выявления уровня освоения учащимися программы за год, изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. В ходе контроля оценивается: правильность исполнения; активность; знание теоретической и практической части; творческий подход, артистичность. Формой контроля является игра,. наблюдение.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:
-журнал посещаемости творческого объединения «Чудо-ритмика»;
-участие обучающихся в мероприятиях учреждения;
-отзывы родителей о работе творческого объединения.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются:
-протоколы заседания аттестационной комиссии учреждения по проведению промежуточной аттестации учащихся;
-протоколы по итогам конкурсов танцевального творчества учащихся на уровне учреждения;
-приказы органов управления образования об итогах конкурсов танцевального творчества учащихся муниципального и регионального уровней.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:
-творческие работы (танцы), созданные учащимися за время освоения образовательной программы;
-участие в ученических конкурсах танцевального творчества на уровне учреждения и муниципалитета.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Чудо-ритмика» используются:
-« Диагностика развития музыкально-ритмических движений» (методика А.И.Бурениной);
При оценке качества реализации программы применяются следующие критерии:
1. Качество знаний, умений, навыков.
2. Особенности мотивации к занятиям.
3. Творческая активность.
4. Эмоционально-художественная настроенность.
5. Достижения.
Оценочные материалы программы разработаны с учетом требований к стартовому уровню освоения учебного материала и предусматривают отслеживание уровня начальных навыков овладения танцевальной деятельностью.
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Чудо-ритмика» основано на следующих принципах:
-гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку как личности);
-от простого - к сложному (взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы);
-единства индивидуального и коллективного (развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий);
-творческого самовыражения (реализация потребностей ребенка в самовыражении);
-психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной атмосферы);
-индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия детей, уровнем их творческих способностей);
-наглядности (достижение задач при помощи иллюстраций, электронных презентаций, видеозаписей танцевальных номеров);
-дифференцированного подхода (использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений с учетом возраста, способностей детей);
-доступности и посильности (подача учебного материала соответственно развитию творческих способностей и возрастным особенностям учащихся).
При реализации программы используется следующие методы обучения:
-игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
-метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
-словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
-практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.
-наглядный метод – выразительный показ движений под счет, с музыкой. Показ детям видеофрагментов выступлений танцевальных коллективов.
-репродуктивный (воспроизводящий);
-проблемно-поисковый (индивидуальный или коллективный способ решения проблемы, поставленной перед учащимися);
-творческий.
При реализации программы используется следующие методы воспитания:
-упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);
-мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности);
-стимулирование (создание ситуации успеха).
Основными формами образовательного процесса являются беседы, практические занятия и игры. На всех этапах освоения программы используется индивидуальная, парная и коллективная формы организации процесса обучения.
Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии разноуровневого, развивающего, личностно-ориентированного, индивидуального, группового обучения, коллективной творческой деятельности. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень стартовых образовательных компетенций.
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Название раздела, темы | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Введение | Беседа | Наглядный, словесный | Видеодиски с фрагментами танцев разного характера, проектор, экран; музыкальный центр, аудиодиски. | Текущий контроль |
2 | Ее величество – музыка | Беседа; Игровые практические | Наглядный, словесный | Видеодиски с фрагментами танцев разного характера, проектор, экран; музыкальный центр, аудиодиски. Иллюстрации танцев | Текущий контроль |
3 | Играя, танцуем | Практические | Словесный, наглядный, игровой, аналогий | Музыкальный центр, аудиодиски | Текущий контроль |
4 | Игровой стретчинг | Практические | Словесный, наглядный, игровой | Музыкальный центр, аудиодиски | Текущий контроль |
5 | Азбука танца | Практические | Словесный, наглядный, игровой | Музыкальный центр, аудиодиски | Текущий контроль |
6 | Танцевальная мозаика | Практические. Концерт | Словесный, наглядный, игровой | Музыкальный центр, аудиодиски | Текущий контроль |
7 | Итоги года | Практические. Концерт | Наглядный, игровой | Музыкальный центр, аудиодиски | Промежуточный контроль |
Литература:
Для педагогов:
Бекина С.И, Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. “Музыка и движение” - М. “Просвещение” 1983 г.
Бекина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 1984.
Буренина А.И. “Ритмическая мозаика” – Санкт-Петербург, “ЛОИРО” 2000 г
Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003.
С.Л. Слуцкая “Танцевальная мозаика” – М. изд. “Линка-Пресс”,2006 г.
Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.
https://secret-terpsihor.com.ua/2015-02-02-18-27-04.html
Для детей и родителей.
1.Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-4 лет/ Ирина Бодраченко.- М.: Айрис-пресс, 2008
2.Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет/ Ирина Бодраченко.- М.: Айрис-пресс, 2009
3.Клёнов А.. Там, где музыка живёт. М. Детская литература, 1986г.
4.Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поём, играем, танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития, 1996.
Приложение1.
Диагностика по освоению программы «Чудо-ритмика»
(разработана Мельниковой Т. П.,
педагогом дополнительного образования
МДОУ №5 “Теремок” Мурманской области
на основе программы А.И. Бурениной “Ритмическая мозаика”).
Диагностика проводится 2 раза в год на общих групповых занятиях, а при необходимости на индивидуальных (если ребенок скромный, стеснительный, неуверенный в себе).
Цель диагностики: Выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия):
- выявление начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, его эмоциональной сферы;
- проектирование индивидуальной работы с детьми;
- оценка эффекта педагогического воздействия.
Методика диагностирования: воспитанникам предлагается повторить за педагогом ряд движений, упражнений, этюдов, комбинаций под различные музыкальные произведения; поиграть в различные игры (подвижные, музыкальные, игры – развлечения); сымпровизировать на заданную педагогом тему или музыку
Диагностируются дети по следующим параметрам:
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыки (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).
Для каждого возраста определяются разные критерии музыкальности в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.
Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку, а также придумывать собственные оригинальные “па”. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка сами процессом движения под музыку.
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.
Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная и зрительная.
Координация и ловкость движений - точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения (рыбка, киска, полушпагат и др.).
Освоение программы оценивается по 3 уровням развития: низкий, средний, высокий.
Низкий уровень развития:
- не имеет навыков основных танцевальных движений соответствующих возрастной категории;
- во время движений не реагирует на изменения музыки, продолжает выполнять предыдущее движение;
- не координирует руки и ноги при выполнении различных упражнений;
- не имеет навыков ориентировки в пространстве;
- невнимателен, постоянное отвлекается во время занятии, не слышит замечания педагога;
- скован, не общителен.
- пассивен, не уверен в себе, отказывается принимать участие в играх и в танцах.
Средний уровень развития:
– имеет навыки основных танцевальных движений, но не умеет их применять в танцевальных композициях;
– не всегда точно передает ритм, повторяет и копирует движения других детей;
– испытывает затруднения в координации рук и ног;
– при перестроениях и исполнении рисунков танцевальных композиций не уверен, ждет помощи от педагога;
– внимание рассеяно, отвлекается, но реагирует на замечания педагога;
– трудно входит в контакт со сверстниками;
– проявляет желание участвовать в играх, танцах, но ведет себя обособлено.
Высокий уровень развития:
– имеет навыки танцевальных движений и при необходимости может их применять в различных танцевальных композициях и импровизациях;
в движении передает различный метроритм, самостоятелен при исполнении;
– координирует руки и ноги при выполнении различных упражнений;
– хорошо ориентируется в пространстве при перестроении и исполнении танцевальных композиций;
– внимателен, исполнителен;
– раскрепощён, общителен, обычно занимает место лидера в коллективе
– желает участвовать в играх, танцах, не обособляется от коллектива.
Приложение 2
ГЛОССАРИЙ
Жанр - род произведений в пределах какого-нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками (искус.).
Игра— вид непродуктивной деятельности, где основной мотив лежит в удовольствии, связанном не только с результатом, но и с самим процессом деятельности.
Искусство – творческое воспроизведение действительности в художественных образах.
Культура– совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни
Музыка - искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически-организованных звуков и тонов
Развитие — необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает их новое качественное состояние. Ритмика - ритмические движения с музыкальным сопровождением. |
Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением
Хореграфия - танцевальное искусство во всех его разновидностях, основанное на музыкально организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела
Эмоциональность — насыщенность эмоциями.
Экзерсис у опоры или на середине - Это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняются у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене) и на середине учебного зала. Ежедневно Экзерсис состоит из одних и тех же элементов.
Отдел образования администрации Староюрьевского района
Тамбовской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области
Рассмотрена к утверждению на заседании педагогического совета МБДОУ детского сада «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области от «___»___________2017г. Протокол №_____ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МБДОУ детским садом «Радуга» ________________Свидерская В.И. Приказ №____ от ____________ 2017г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
“Чудо-ритмика (лето)”
стартовый уровень
Возраст учащихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Архипова Татьяна Викторовна
музыкальный руководитель.
с. Староюрьево 2017г.
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТРЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность подпрограммы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая подпрограмма «Чудо-ритмика (лето)» имеет художественную направленность и реализуется в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня «Чудо-ритмика» в период летних каникул.
Актуальность подпрограммы
Дети дошкольного возраста являются прирожденными артистами. Они любят двигаться, представлять себя в различных образах и пытаются выражать это через движение. Использование игровых двигательных упражнений, игр и танцев обогащает эмоциональную и коммуникативную сферу детей, что будет способствовать не только развитию эстетического вкуса ребенка, но и создаст дополнительные возможности для оздоровления детей.
Отличительные особенности подпрограммы
Отличительные особенности подпрограммы стартового уровня «Чудо-ритмика (лето)» заключаются в том, что она нацелена на раскрытие и развитие творческих способностей учащихся в период, когда у них имеется запас свободного времени для творческих игр, танцев, посещения различных детских праздников. Дети получают удовольствие от просмотра игровых и концертных программ, у них развивается чувство прекрасного, повышается способность получать наслаждение от участия в танцевальных минутках.
В подпрограмму включены аудиторные и практические занятия, посещение детских праздников и концертов, обобщение результатов полученных универсальных учебных действий учащихся.
Адресат подпрограммы
К занятиям по краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей подпрограмме «Чудо-ритмика (лето)» стартового уровня можно привлекать не только постоянный состав творческого объединения, но и младших дошкольников, проявляющих интерес к танцевальному творчеству. Подпрограмма рассчитана на работу с детьми 4-5 лет
Педагогическая целесообразность образовательной программы.
Педагогическая целесообразность образовательной программы “Чудо-ритмика (лето)” определена тем, что ориентирует дошкольника на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.
Объем и срок освоения подпрограммы
Краткосрочная подпрограмма «Чудо-ритмика (лето)» реализуется в период летних каникул в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня «Чудо-ритмика» в объеме– 24 часа.
Схема возрастного и количественного распределения детей по группам,
количество занятий в неделю, их продолжительность
Год обучения | Количество детей в группах | Общее количество занятий в неделю | Продолжительность занятия, час | Общее количество часов в неделю | Общее количество часов в летний период |
1. | 12 | 2 | 1x2 (20 мин) | 2 | 24 |
Формы и режим занятий: обучение по подпрограмме «Чудо-ритмика (лето)» стартового уровня проводится в очной форме с элементами дистанционного обучения, предусматривающего посещение концертов и праздников с родителями воспитанников для расширения общего кругозора. Предусматривается проведение аудиторных и практических занятий, игр, обобщение результатов полученных универсальных учебных действий. Технология программы предусматривает проведение занятий по группам (10-12 человек), подгрупповые занятия (4-6 человек), индивидуальные занятия (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья).
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ
Цель подпрограммы: удовлетворение эстетических и двигательных способностей дошкольников через ритмические и танцевальные упражнения.
Задачи:
1.Образовательные:
- способствовать расширению кругозора детей через расширение их знаний о музыке, играх, танцах;
- прививать учащимся ритмические умения и навыки;
- формировать у учащихся чувство прекрасного, способствовать воспитанию их эмоциональной отзывчивости.
2.Воспитательные:
-воспитывать коммуникативные навыки общения;
-воспитывать ответственность при выполнении работ.
3.Развивающие:
-развивать эстетическое восприятие окружающего мира;
-развивать творческие способности.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
№ | Название темы | Кол-во часов | В том числе | Формы аттестации/ контроля | |
Теория | Практика | ||||
1. | Введение: волшебный мир танца | 2 | 0,5 | 1,5 | Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ) |
2. | Игрогимнастика | 3 | 0,5 | 2,5 | |
3. | Игроритмика | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4. | Игротанцы | 4 | 0,5 | 3,5 | |
5. | Танцевальная мозаика (дистанционное обучение) | 10 | - | 10 | Текущий контроль (беседа) |
6. | Веселый хоровод | 2 | - | 2 | Текущий контроль УУД (наблюдение и анализ) |
ИТОГО | 24 | 2 | 22 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Введение: волшебный мир танца – 2 часа
Теория. Цель и задачи программы. Основные формы работы.
Правила техники безопасности.
Практика: игра «Делай, как я»
2. Тема «Игрогимнастика» – 3 часа
Теория. Игрогимнастика. Правила применения атрибутов.
Практика: гимнастические упражнения с лентами, мячами
3. Тема «Игроритмика» –3 часа
Теория. Правила выполнения ритмических упражнений с музыкой, со словом.
Практика: игры «4 шага», «Быстро – медленно», «Зеркало» и т.д.
4. Тема «Игротанцы» – 4 часа
Теория. Знакомство с элементами хореографических упражнений
Практика: игровые танцы «Куклы», «Лягушата», «Матрешки»
5. Тема «Танцевальная мозаика» – 10 часов
Практика. Дистанционное обучение: выполнение самостоятельных заданий. Просмотр концертных и игровых программ вместе с родителями.
6. Веселый хоровод – 2 часа
Практика. Текущий контроль универсальных учебных действий. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности учащихся в период летних каникул. Повторение знакомых игр.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
По итогам реализации подпрограммы стартового уровня «Чудо-ритмика (лето)» ожидаются следующие результаты.
1.Личностные.
-развитие навыков коммуникативного общения обучающихся со сверстниками, родителями и педагогами;
-развитие мотивации познавательных интересов.
2.Предметные: формирование начальных компетенций учащихся в области хореографического искусства.
Учащиеся должны
1.знать
- простейшие элементы игровой ритмической гимнастики;
- навыки положения ног, устойчивости, координации движений;
- правила поведения на занятиях и на концерте.
2.уметь:
- выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
- организованно строиться; ходить вдоль стен с четкими поворотами в углах зала; строиться в колонну «по два»; перестраиваться из колонны парами в колонну «по одному»;
- самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движения, руководствуясь музыкой;
- выполнять ритмико-гимнастические упражнения общеразвивающего плана, упражнения на координацию движений, упражнения на расслабление мышц.
3.Метапредметные.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-умение соблюдения правил техники безопасности при разучивании танцев
-умение анализировать и оценивать созданные образы;
Познавательные универсальные учебные действия:
-умение определять характер музыки и танца;
-умение передавать настроение и характер персонажей в движении;
-развитие речевых навыков при обсуждении танцевальных композиций
-повышение интереса к ритмике и хореографии.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;
Формы подведения итогов реализации подпрограммы
Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей подпрограмме стартового уровня «Чудо-ритмика (лето)» применяется текущий контроль универсальных учебных действий учащихся, который проводится в августе в форме обсуждения просмотренных мероприятий и оценки творческих работ учащихся.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Занятия по краткосрочной дополнительной общеразвивающей подпрограмме стартового уровня «Чудо-ритмика» рассчитаны на период летних каникул: обучение начинается 01 июня и заканчивается 31 августа, что обеспечивает творческое развитие и досуговую занятость учащихся во внеурочное время.
Учебная четверть | Даты начала и окончания четверти | Сроки каникул | Число учебных недель по программе | Число учебных дней по программе | Количество учебных часов по программе |
Первое полугодие | 21.09 – 31.12 | - | - | - | |
Второе полугодие | 03.01 – 31.05 | 01.01 – 12.01 | - | - | - |
Летние каникулы | 01.06 – 31.08 | 12 | 12 | 24 | |
ИТОГО | 12 недель | 12 дней | 24 часа |
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
1. Кабинет, соответствующий требованиям:
-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, мебель, соответствующая возрастным особенностям детей 4-5 лет);
-Госпожнадзора.
2. Оборудование
Фортепиано,
Наборы платочков, гимнастические палки, султанчики, деревянные ложки и т.п. по количеству детей.
3. Технические ресурсы: Музыкальный центр с набором аудиокассет и аудиодисков; ноутбук, мультимедийный проектор, экран, телевизор
Методическое обеспечение
Диагностические материалы:
- Диагностика развития музыкально-ритмических движений
-анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса».
Методические разработки:
-методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Развитие творческих способностей учащихся с помощью хореографии»;
-методические рекомендации по использованию арт-педагогических техник и приемов.
Кадровое обеспечение
Педагоги, организующие образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Чудо-ритмика» должны иметь среднее педагогическое или высшее педагогическое образование. Требования к квалификации и стажу работы не предъявляются.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Для отслеживания результатов освоения программы используется текущий контроль, который осуществляется в конце августа для выявления уровня освоения материала в форме собеседования и просмотра творческих заданий.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:
-журнал посещаемости творческого объединения «Чудо-ритмика»;
-участие обучающихся в мероприятиях учреждения;
-отзывы родителей о работе творческого объединения.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:
-творческие работы (танцы), созданные учащимися за время освоения образовательной программы;
-участие в ученических конкурсах танцевального творчества на уровне учреждения и муниципалитета.
2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Чудо-ритмика (лето)» основано на следующих принципах:
-гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку как личности);
-от простого - к сложному (взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы);
-единства индивидуального и коллективного (развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий);
-творческого самовыражения (реализация потребностей ребенка в самовыражении);
-психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной атмосферы);
-индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия детей, уровнем их творческих способностей);
-наглядности (достижение задач при помощи иллюстраций, электронных презентаций, видеозаписей танцевальных номеров);
-дифференцированного подхода (использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений с учетом возраста, способностей детей);
-доступности и посильности (подача учебного материала соответственно развитию творческих способностей и возрастным особенностям учащихся).
При реализации программы используется следующие методы обучения:
-игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
-метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
-словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
-практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.
-наглядный метод – выразительный показ движений под счет, с музыкой. Показ детям видеофрагментов выступлений танцевальных коллективов.
-репродуктивный (воспроизводящий);
-проблемно-поисковый (индивидуальный или коллективный способ решения проблемы, поставленной перед учащимися);
-творческий.
При реализации программы используется следующие методы воспитания:
-упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);
-мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности);
-стимулирование (создание ситуации успеха).
Основными формами образовательного процесса являются беседы, практические занятия и игры, посещение концертов и праздников. На всех этапах освоения программы используется индивидуальная, парная и коллективная формы организации процесса обучения.
Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии разноуровневого, развивающего, личностно-ориентированного, индивидуального, группового обучения, коллективной творческой деятельности. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень стартовых образовательных компетенций.
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Название раздела, темы | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Введение. Волшебный мир танца | Беседа | Наглядный, словесный, репродуктивный | Видеодиски с фрагментами танцев разного характера, проектор, экран; музыкальный центр, аудиодиски. | Текущий контроль |
2 | Игрогимнастика | Игровые, практические | Наглядный, словесный | Музыкальный центр, аудиодиски. | Текущий контроль |
3 | Игроритмика | Практические, игровые | Словесный, наглядный, игровой, аналогий | Музыкальный центр, аудиодиски | Текущий контроль |
4 | Игротанцы | Практические | Словесный, наглядный, игровой | Музыкальный центр, аудиодиски | Текущий контроль |
5 | Танцевальная мозаика | Самостоятельная работа | Наглядный, игровой | Текущий контроль (беседа) | |
7 | Веселый хоровод | Беседа, репродуктивный | Наглядный, игровой | Музыкальный центр, аудиодиски | Текущий контроль УУД (выполнение заданий) |
Литература:
Для педагогов:
Бекина С.И, Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. “Музыка и движение” - М. “Просвещение” 1983 г.
Бекина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 1984.
Буренина А.И. “Ритмическая мозаика” – Санкт-Петербург, “ЛОИРО” 2000 г
Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003.
С.Л. Слуцкая “Танцевальная мозаика” – М. изд. “Линка-Пресс”,2006 г.
Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.
https://secret-terpsihor.com.ua/2015-02-02-18-27-04.html
Для детей и родителей.
1.Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-4 лет/ Ирина Бодраченко.- М.: Айрис-пресс, 2008
2.Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет/ Ирина Бодраченко.- М.: Айрис-пресс, 2009
3.Клёнов А.. Там, где музыка живёт. М. Детская литература, 1986г.
4.Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поём, играем, танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития, 1996.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудо-ритмика» (стартовый уровень)
№ п\п | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля | |
Введение – 1 час. | |||||||
1 | .09.2017 | Введение. | 1 | Беседа | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (собеседование) | |
Ее величество – музыка – 9 часов | |||||||
2 | .09.2017 | Её величество - музыка | 1 | Беседа. | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
3 | .09.2017 | Весело - грустно | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
4 | .09.2017 | Весело-грустно. Быстро - медленно | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
5 | .10.2017 | Быстро - медленно | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
6 | .10.2017 | Тихо – громко | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
Играя, танцуем – 11часов | |||||||
7 | .10.2017 | Играя, танцуем | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
8 | .10.2017 | Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных чудес | 2 | Практичкское | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
9 | .11.2017 | Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных чудес | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
10 | .11.2017 | Веселые игры | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
11 | .11.2017 | Игры на внимание | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
Игровой стретчинг – 13часов | |||||||
12 | .11.2017 | Что такое стретчинг? Игры на внимание | 2 | Беседа. Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
13 | .12.2017 | Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
14 | .12.2017 | Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед. | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
15 | .12.2017 | Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Маятник», «Лисичка». | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
16 | .12.2017 | Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бабочка», «Жучок», «Зайчик». | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
17 | .01.2018 | Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Лошадка». Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Пчелка», «Мельница». | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
18 | .01.2018 | Упражнения на упражнения для тренировки равновесия: «Петушок», «Ласточка». Дополнительные упражнения: «Березка». | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
Азбука танца – 18 часов | |||||||
19 | .01.2018 | Азбука танца. Шаги: бытовой, танцевальный | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
20 | .01.2018 | Шаги: бытовой, танцевальный легкий шаг с носка, легкий бег, боковой подскок – галоп. | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
21 | .02.2018 | Шаги: бытовой, танцевальный легкий шаг с носка, легкий бег, боковой подскок – галоп. | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
22 | .02.2018 | Постановка корпуса. Позиции ног: I-я, VI-я. | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
23 | .02.2018 | Подготовка к изучению позиций рук, этюд «Воздушный шар». Танцевальные положения рук: на поясе, за юбочку, на поясе в кулачках | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
24 | .02.2018 | Полуприседания (demie plie) по VI позиции, I позиции. | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
25 | .03.2018 | Выдвижение ноги ( battement - tendu): вперед по VI позиции. | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
26 | .03.2018 | Подъем на полупальцы (releve) по VI позиции. То же в сочетании с полуприседаниями. | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
27 | .03.2018.03.2018 | Прыжки (allegro) saute по VI позиции | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра) | |
Танцевальная мозаика – 18 часов | |||||||
28 | .04.2018 | Понятие этюда и танца. Этюд «Плюшевый медвежонок» | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение) | |
29 | .04.2018 | Этюды «Цветы на лугу», «Едем к бабушке в деревню» | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение) | |
30 | .04.2018 | Танец «Разноцветная игра» | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение) | |
31 | .04.2018 | Танец «Разноцветная игра», «Поросята» | 2 | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение) | ||
32 | .05.2018 | Танец «Поросята», | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение) | |
33 | .05.2018 | Танец «Веселые путешественники» | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение) | |
34 | .05.2018 | Танец «Веселые путешественники», «Цыплята» | 2 | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение) | ||
35 | .05.2018 | Танец «Цыплята» | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение) | |
Итоги года -2 часа | |||||||
36 | .05.2018 | Итоги года | 2 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Промежуточный контроль (собеседование, творческое задание, концерт) | |
Итого: | 72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Куклы наших бабушек»
Программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание усл...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Веселая мастерская»
Данная программа разработана в рамках работы кружка "Веселая мастерская" (объемная аппликация в технике торцевания) для детей 5-7 лет. В программе представлены учебно - тематические и перспе...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лепунюшка-грамотейка»
Программа «Лепунюшка - грамотейка» направлена на овладение детьми фонетической системой русского языка, элементами грамоты, развитие мелкой моторики, что формирует психологическую готовнос...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)
Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности" Капельки".
Театральная деятельность....
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей 4-5 лет "Юные художники"
Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с...