ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Занимательная хреография"
рабочая программа

Белькевич Татьяна Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_horeografiya.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 6»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                                                     УТВЕРЖДЕНО:

                                                                                                     Заведующий МДОУ

                                                                                                    «ЦРР – детский сад № 6»

                                                                                                     ЭМР Саратовской области

                                                                                                     ____________ Г. Н. Кирияк

                                                                                                     Приказ № ___ от ___________года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Занимательная хореография»

(с 3 лет до 7 лет)

Срок реализации 3 года

413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Волоха - 20

                                                                           Рассмотрено и принято

     на заседании педагогического совета

                                                                                       от «______» _________ 2019 г.

                                                                                       Протокол № _______________

                                                                           Авторы – составитель:

                                                                              Белькевич Т.А., педагог

                                                                                         дополнительного образования

                                                                                              МДОУ «ЦРР – детский сад № 6»

                                                                                              г. Энгельса Саратовской области

Энгельс

2019 г.

  1. Раздел № 1«Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка                  3 стр.

1.2 Цель и задачи программы                  4 стр.

1.3 Содержание программы                   5-6 стр.

1.4 Планируемый результат                   7 стр.

  1. Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Календарный учебный график                                                        8-9 стр.

2.2 Условия организации программы                                                 10-21 стр.

2.3 Формы аттестации                                                                        22 стр.

2.4 Оценочные материалы                                                                 23-24 стр.

2.5 Список литературы                                                                        25 стр.

Приложение № 1                                                                                            26 стр.

 

Приложение № 2                                                                                            27 стр.

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В последнее время стало актуально в дошкольных учреждениях стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: ритмопластических направлений, и наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это ритмика и танцы. Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной программе «Занимательная хореография» строится в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018
    № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Актуальность программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий.

Адресат программы: программа рассчитана на три года обучения детей от 3 до лет, младшая группа (3-4 года), средняя группа (4-5 лет), старшая группа (6-7лет).

Нельзя не учитывать при работе с воспитанниками психолого- педагогических особенностей возраста детей, у них не развиты такие волевые качества, как настойчивость целеустремленность, упорство, дисциплинированность. Поэтому особую привлекательность приобретают занятия по танцу, если они строятся на простом материале и включают элементы игры.

Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.

                        1.2 Цель и задачи программы

Цель программы – развитие творческих способностей и эмоциональной отзывчивости на музыку.

Задачи:

Обучающие:

  • изучить простейшие элементы эстрадного и народно-стилизованного танца;
  • расширить представление о танцевальном искусстве.

Развивающие:

  • развивать музыкальность;
  • развивать эмоциональную среду на занятиях;
  • совершенствовать навыки выразительности и осмысленности исполнения;

Воспитательные:

  • создать условия для занятий в коллективе;
  • возбудить интересск творческой деятельности.

  1. Содержание программы

В содержании программы танцевального кружка представлены различные разделы, но основными являются:

1.        Танцевально-ритмическая разминка, в которую входят:

- разминка

- игро-ритмика

2.       Изучение танца:

- разучивание танца отработка- элементов танца

3.        Креативная: музыкально-подвижные игры:

- специальные задания

Количество занятий: 2 раза в неделю

Продолжительность занятия: младшая группа (3-4) -15 мин.

                                                 средняя группа (5-6) - 20 мин.

                                                 старшая группа (6-7) -30 минут.

Программа состоит из трех разделов, соответствующих содержанию 1-го и 2-го и 3-го года обучения с учетом динамики развития танцевальных возможностей детей в том или ином возрастном периоде. На последнем году обучения детям доступны современные популярные танцы. Дополнительная образовательная программа «Занимательная хореография» составлена с учетом программы по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста образования Т. Суворовой «Танцевальная ритмика» и методических рекомендаций: И.Э. Бриске «Мир танца».

Содержание программы предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации в зале, формирование художественно-творческих способностей. Знание элементов музыкальной грамоты необходимо для определения характера музыки, темпа, ритма, музыкального произведения. Упражнения по развитию ориентации формируют у детей умение использовать пространственный рисунок. Упражнения по развитию вырабатывают самоконтроль за движениями. Составной частью двигательных занятий является обучение детей ориентированию в пространстве: движение по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», парами, направления движения и т.п.

Элементы музыкальной грамоты.

Определение и передача в движении:

-характера музыки (спокойный, торжественный);

-темпа (умеренный).

1.        Упражнения на развитие ориентации в пространстве.

Положение в парах.

Свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну. Построение из круга в одну линию, в две линии, в четыре линии и обратное перестроение на месте.

Напряжение и расслабление мышц плечевого пояса, корпуса.

  1. Упражнения на развитие художественно-творческих способностей: «веселые клоуны», «неуклюжий медведь», «цирковые лошадки», «трусливый заяц» и т.д.

  1. Упражнения на развитие ориентации в пространстве.

Перестроение группы из линии в коллону.

Перестроение из круга врассыпную и снова в круг.

Построение двух колон, в «воротца», «звездочка».

Основу для ритмических композиций составляют простые, разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений.

Разнообразие композиций по направленности, стилю, сложности и интенсивности движений, позволяют использовать их в любых формах организации работы с детьми.

Танцевальная и ритмическая деятельность является хорошей школой общения. Здесь закладываются основы дружбы, взаимопонимания, взаимовыручки, ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы, испытывать радость от коллективного труда. Совместно организованная деятельность в танцевальном коллективе прививает с самых ранних лет хороший вкус, закладывает те добрые основы, которые помогут им вырасти настоящими людьми.

  1. Планируемые результаты

В ходе занятий обучающиеся научатся основным танцевальным элементам, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами.

К концу обучения воспитанник будет знать:

  • характерные особенности движений и элементов, манеру исполнения эстрадного и народно - стилизованного танца.

Воспитанник будет уметь:

  • исполнять основные элементы эстрадного танца: боковой галоп, приставной шаг, пружинка, шаги в разных вариантах.
  • танцевать в коллективе;
  • уметь воспринимать и передавать в движении образ и эмоции;
  • понимать и чувствовать танец на выступлениях.

Формой подведения итогов реализации программы являются выступления на концертах, конкурсах и мероприятиях.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

  1. Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

с 01.10.2019 г. по 30.06. 2020 г.

Мониторинг качества освоения программного материала воспитанниками

Октябрь - Июнь

Продолжительность занятия

Возрастная группа

Длительность

Количество в неделю

Количество

в год

Младшая группа

15 минут

2

48

Средняя группа

20 минут

2

48

Старшая группа

30 минут

2

48

Первый год обучения

Дата

Тема

I ч.

II ч.

III ч.

IV ч.

Октябрь -Ноябрь

Разучивание  танца к празднику 23 февраля, 8 мартав

Разминка

Игро-ритмика

«Поезд»

Разучивание танца

«Танец с листочками»

Музыкально- подвижная игра

«Машина»

Декабрь - Январь

Разучивание танца к дню победы, день березки

Разминка

Игро-ритмика

«Головами покиваем»

Разучивание танца

«Снежинки»

Музыкально- подвижная игра

«Гномики»

Февраль- Март

Разучивание танца к дню защиты детей

Разминка

Игро-ритмика

«Автобус»

Разучивание танца

«Зайка прыгал, прыгал и устал»

Музыкально- подвижная игра

«Стирка»

Апрель- Май

Разучивание танца к празднику 8 июля

Разминка

Игро-ритмика

«Кап-Кап»

Разучивание танца

«Мы цветочки в руки взяли»

Музыкально- подвижная игра «Часики»

Июнь

Подготовка к отченному концерту.

Отчетный концерт «Маленькие звезды».

Второй год обучения

Октябрь - Ноябрь

Разминка

Игро-ритмика

«4 шага»

Разучивание танца «Колыбельная для куклы»

Музыкально- подвижная игра «Бумажки»

Декабрь - Январь

Разминка

Игро-ритмика

«Хип-хоп»

Разучивание танца

«Боготырская сила»

Музыкально- творческая игра «Жуки»

Февраль- Март

Разминка

Игро-ритмика

«Дождик»

Разучивание танца

«Тролли»

Музыкально- подвижная игра «Ручейки, озера»

 Апрель- Май

Разминка

Игро-ритмика

«Варенье»

Разучивание танца

«Теплые лужи»

Музыкально- подвижная игра «Варись кашка»

Июнь

Подготовка к отчетному концерту.

Отчетный концерт «Летний перезвон».

Третий год обучения

Октябрь - Ноябрь

Разминка

Ритмика

«Раз волна»

Разучивание танца

«Поварята»

Музыкально- подвижная игра «Вейся, вейся капустка»

 Декабрь - Январь

Разминка

Ритмика

«Мы летаем, прыгаем, плывем»

Разучивание танца

«Ложкари»

Музыкально- подвижная игра «Куколки- Солдатики»

Февраль - Март

Разминка

Ритмика

«Робот»

Разучивание танца

«Самовар»

Музыкально- подвижная игра «Я, ты, он, она»

 Апрель- Май

Разминка

Ритмика

«Оркестр»

Разучивание танца

«Казаки»

Музыкально- подвижная игра «Самолет»

Июнь

Подготовка к отчетному концертую.

Отчетный концерт «Звезды зажигаються».

2.2 Условия реализации программы

Занятия танцевального коллектива проводятся в музыкальном зале. Музыкальное сопровождение занятия предполагает наличие аудио – и видеотехники

Для успешной реализации курса обучения воспитанники должны иметь следующую форму:

− для девочек: чешки или балетки, носочки, футболка с короткими рукавами или гимнастический купальник, юбочка выше колена, хорошо уложенные волосы.

−  для мальчиков: чешки, носки, футболка с короткими рукавами, шорты.

Первый год обучения  

Октябрь- Ноябрь

1. Разминка.

Ходьба обыкновенная по кругу - следить за осанкой. Ставить ступни параллельно друг друга. Ходьба, повернувшись по ходу движения по кругу, идти  легко, не наталкиваясь друг на друга.

Ходьба на месте.

Приседания в пружине.

2. Игро – ритимка «Поезд»

Построение в поезд. Ступни стоят вместе, руки на плечах у соседа спереди. Хотьба по кругу друг за другом. Деление поезда на вагончики. И деление поезда из одного в два.

3. Обучение движениям танца «Танец с листиками». В руки детей даются листочки. Дети шагают по кругу, качают листочками. Кружатьтся с листочками, присаживаются на корточки, встоют и прячут листочек за спитну. Собираются в центре круга.

4. Музыкально – подвижная игра «Машина». Под песенку «Машина» дети представляют, что заводят машину, нажимают на пидаль и едут в хаотичном направление.

Декабрь - Январь

1. Разминка:

Ходьба: на пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы.

Ходьба на месте, вращая кисти рук.

Прыжки - учить в прыжке выставлять поочередно ногу.

2. Игро- ритмика «Головами покиваем».

Стоим с прямым корпусом покачивание головой вперед, назад.

Пружинки ног.

Повороты головы вправо, лево.

Взмахи руками вверх поочередно.

Ходьба на месте.

3. Разучивание танца «Снежинки». В детям дается мешура в каждую руку. Дети бегут на носочках по кругу. Кружатьтся на месте, присаживаются на корточки, встоют и поднимают руки вверх. Собираются в центре круга.

4. Музыкально - подвижная игра «Гномики». Игра исполняется со стульчиками, дети стоят с зади стульчика и держуться за спинку стула. Движения выпод в сторону по очередно в право в лево. Ноги на ширине плеч перекат с пяточки на пяточку. Прячуться за спинку стула содясь на корточки.

Февраль - Март

1. Разминка.

Ходьба, высоко поднимая ноги в коленях, закреплять навык четкого ритмичного шага.

Подскоки на месте, руки свободны.

Приседания на пружинке.

Прыжки «метелочка» поочередно на каждой ноге.

2. Игро – ритмика «Автобус».

Игра проходит сидя на стульчике.

Руками изображаем большой руль автобуса, вращаем руки по часовой и против часовой стрелки. Правая рука верх согнута в локте левая рука под правый локоток, изображаем окошко. Подъём и опускание плеч. Согнутые в локтях руки подняты на уровне груди, ладони поворенуты от себя, изображаем щетки. Крутим руками согнутые в локтях, изображаем колеса.  Хлопки по коленям.

3. Разучивание танцам «Зайка прыгал». Прыжки на месте стопы в месте, руки на уровне груди согнутые как лапки и зайчика, повороты бедер в право и лево, поднятие рук на затылок, изображая ушки зайки. Показ пальчиком правой рукой тише и прячемся в норку присели на корточки.

4. Музыкально- подвижная игра «Стирка». Проходочка с пятки на носок по кругу, выстаиваемся в линии. Упражнение «Стираем» ноги на ширене плеч прыжинка, руки изображают стрику кулочек об кулачек. Упражнение «Поласкаем» ноги на ширине плеч, корпус наклонен вперед руки прямые внизу махи в право- лево. Упажнение «Отжимаем» ноги на ширене плеч прыжинка, руки согнуты в локтях и кулочки поворачиваются в разные направления, изображая отжим белья.

Апрель – Май

1. Разминка  Приставной шаг, повернувшись лицом  к центру круга, учить, на каждом шаге четко приставлять пятку к пятке. Шагать легко, слегка пружиня ноги. Корпус держать прямо, не поворачивая в сторону движения.

Бег учить ритмично. Корпус слегка наклонять вперед.

Покачивать руками и туловищем (обе руки в сторону). Прыжки: боковой галоп, повернувшись лицом к центру круга;  передавать в движении стремительный характер музыки. По окончании движения останавливаться прыжком на двух ногах. Следить за правильным положением ступней, точно приставляя пятку к пятке на каждом шаге галопа. Не поворачивать корпус в сторону движения. Закреплять умение детей энергично отталкиваться от пола во время высоких прыжков.

2. Игро-ритмик «Кап-Кап».

Дети стоят в колонне друг за другом. Зонтик лежит на правом плече, держат его правой рукой, левая – на поясе. Дети поскоками двигаются по кругу друг за другом. От центра выстраиваются в две колонны, выставляют правую ногу вперед на носок, ударяют носочком 2 раза по полу, 3 притопа или перескока с ноги на ногу с правой ноги. Выставляют левую ногу вперед на носок, 2 раза стучат носочкм об пол. 3 притопа или перескока с левой ноги. Повторить движения с правой и левой, поскоками обходят вокруг зонтика справа, берут зонтик, поворачиваются полуоборотом вправо. Выполняют ритмично 4 пружинки, на пяточках поворачиваются полуоборотом влево через левое плечо и снова выполняют 4 пружинки. Кружатся легким бегом вокруг себя, зонтик держат двумя руками над головой. Выстраиваются полукругом лицом к зрителям, приседают и прячутся за зонтик.

3. Разучивание танца. «Мы цветочки в руки взяли».

В руки детей дается цветок. Легкий бег по кругу. Кружатьтся с цветочком цветочек поднимают вверх, присаживаются на корточки и нюхают цветочек, встают качают цветочком, прячут цветочек за спину. Входят в круг и собирают букет в центре круга. Расходятся назад в большой круг и делают поклон.

4. Музыкально-подвижная игра «Часики». Исходное положение – мы даем в руки детей два ключа, в правую руку ключ с фиолетовой пометкой, в левую с синей, цвета являються помошниками для педагога и ребенка, с цвета дети запоминают где правая и левая рука, так в этом возрасте дети уже четко знают цвет, им проще с оринтироваться с помощью цвета и запомнить какую руку поднимать даже если ребенок меняет точку оринтации в зале, по задумке педагога меняет положение корпуса в танце. Мы даем в руки детей два ключа, в правую руку ключ с фиолетовой пометкой, в левую с синей, цвета являються помошниками для педагога и ребенка, с цвета   дети запоминают где правая и левая рука, так в этом возрасте дети уже четко знают цвет, им проще с оринтироваться с помощью цвета и запомнить какую руку поднимать даже если ребенок меняет точку оринтации в зале, по задумке педагога меняет положение корпуса в танце. Основная стойка, руки вдоль туловища, кисти рук направленны в стороны, двигаются вокруг себя вправо и влево.Тики-так, тики-так – три хлопка. Поворот вправо, руки согнуты в локтях, махи вверх-вниз; поворот вперед, махи руками вверх-вниз, поворот влево, махи руками вверх-вниз.Тики-тики-тики- три хлопка. Исходное положение – основная стойка, руки вдоль туловища, кисти рук направленны в стороны; 4 шага вперед, 3 притопа.Тики-тики-тик- три хлопка. Исходное положение – основная стойка, руки вдоль туловища, кисти рук направленны в стороны; 4 шага назад, 3 притопа.Часики и тут- три хлопка. Исходное положение – основная стойка, руки перед грудью; одна рука вправо, и.п., другая рука налево и.п., по очереди. Часики идут- три хлопка. Исходное положение – основная стойка, руки вдоль туловища, кисти рук направленны в стороны; покачивание из стороны в сторону.

 

Июнь

Подготовка к отчетному концертку.

Отчетный концерт «Маленькие звезды».

 

Второй год обучения

Октябрь - Ноябрь

 

1.Разминка.

Ходьба на месте.

Боковой галоп: повернувшись лицом или спиной в круг.

Полуприседания с наклоном головы (влево, вправо, вперед, назад).

Наклоны в стороны корпусом.

Махи согнутой ногой вперед по очередно.

2. Игро- ритмика «4шага».

Движение исполняется как в линиях, так и в кругу. Вперед четыре шага, назад четыре шага, ножками потопали, ручками похлопали, глазками помигали, а теперь попрыгали (вокруг себя). С каждым повтором темп ускоряется.

3. Разучивание танца Колыбельная для куклы»

Дети берут куклу в руки обнимаем куклу, выходим из разных точек зала на носочках и становимся в шахматном порядке. Дети с игрушками в руках выполняют «пружинку» вполоборота вправо-влево. Берут игрушки на ручки, обнимая; гладят их по голове. С игрушками на руках ходят врассыпную по залу. Поднимают игрушки вверх, и кружатся. Укладывают на руках спать, покачивая. Указательный пальчик к губам. Качают на руках. Медленно несут игрушки к кроваткам и укладывают спать.

4. Музыкально - подвижная игра «Бумажки».

Дети выбегают на легком поскоке и встают парами в шахматном порядке.

И.п. - руки на поясе, ноги вместе. Выпад в сторону левой ногой. Те же движения с правой ноги, левая рука на поясе. Шаг с притопом назад. Плавные движения обеих рук сверху вниз, ладони раскрыты (как бы протираем окно), слегка присесть. Резкий выпад левой ногой вперед, руки выставить вперед – «окей». «Моторчик» влево – 2 хлопка вверху справа/ 2 р. Поворот вокруг себя. Встают боком к зрителям, руки «лодочкой», кружаться. Мелкими шажками отойти назад, как бы отталкиваясь. Повернуться лицом к зрителям. Остановиться, кулаки прижать к груди. Притопываю одной ногой, вскидывая руки вверх.

 

Декабрь - Январь

1. Разминка.

Ходьба обыкновенная по кругу в чередовании с маршевым шагом.

Боковой галоп в чередовании с подскоками.

Полуприседания с поворотом туловища вправо и влево.

Наклоны туловища вправо и влево, выполнять движения активно, динамично.

Прыжки на месте.

2. Игро- ритмика «Хип – Хоп».

Ходьба на каждый счет и через счет с хлопками в ладоши.

«Отдых» - ходьба по кругу с правильной осанкой под музыкальное сопровождение.

3. Разучивание танцевальных движений. «Богатырская сила»

Мальчики и девочки с мечами в руках  согнутых локтях руки  перед грудью, стоят в одной колонне. Идут маршевым шагом вперёд, встречаются по два человека. Поворачиваются лицом друг к другу. Делают 4 удара мечами, меняются местами. Повторение движений. Идут двумя колоннами, по три человека, по двум малым кругам и выстраиваются в две колонны, напротив друг друга. Поворачиваются колонны лицом друг к другу. Делают взмахи сверху вниз (движение «Рубят») два раза, затем кружатся на шаге вокруг себя. Повторение движений. Идут по общему, большому кругу. Идут в круг, в конце фразы громко выкрикивают «Эх!», идут из круга - «Эх!». Повторение движений. Идут колонной за первым ведущим и выстраиваются в одну шеренгу.  На слово «превозмочь» - одновременно поднимают мечи вверх. Уходят маршевым шагом.

4. Музыкально - подвижная игра «Жуки».

Дети, взявшись за руки, стоят в кругу, поют песню и в такт музыке размахивают соединёнными руками. В центре круга стоят 7 ребят – «жуки». 1-4 такты. Жуки на чуть согнутых ногах идут по кругу по ход часовой стрелки. 5-8 такты. Поднимают руки вверх, стучат ногами, как бы показывая свою силу. 9-16 такты. Берутся за руки и продолжают движение по кругу (как в 1-4 тактах). 1-8 такты. Держат руки перед лицом, изображая усы. Садятся на корточки и поворачиваются влево и вправо. 9-16 такты. Подпрыгивая, двигаются по кругу (руки в том же положении). 1-8 такты. Взявшись за руки, образуют свой круг и двигаются против часовой стрелки в такт музыке. 9-16 такты. На счет «раз2 в каждом такте хлопают в ладоши. На счет «два» с злопком берутся за руки. 1-8 такты. Поочередно на каждый такт каждый жук делает шаг правой ногой вперед. Руки, сжатые в кулаки, поднимают вверх. 9-16 такты. Идут по кругу на согнутых коленях с поднятыми вверх руками.1-4 такты. Жуки останавливаются и образуют тесный круг. 16 такты. Приседают, наклоняют голову к ногам и прикрываются руками.

 

 

Февраль - Март

1. Разминка.

Чередование ходьбы, высоко поднимая колени с подскоками.

Боковой галоп повернувшись лицом к центру круга, в чередовании с кружением на подскоке вокруг себя.

Круговое движение рук со сжиманием и разжиманием кулачков, выполнять движения ритмично.

Круговые движения туловищем начинать движения вместе с музыкой.

Прыжки на одной ноге, сгибая и разгибая свободную ногу.

2. Игро-ритмика «Дождик».

По - очереди выбегают и встают на заранее намеченные места в шахматном порядке. Зонт берут двумя руками. Встав на свое место, выполняют пружинку с небольшим поворотом до начала песни. 2 приставных шага с пружинкой вправо, затем влево. Зонт при этом наклонять в ту же сторону кружатся подскоками, повторяются движения 1 фразы 4 подскока вперед. Поочередно правую, затем левую ногу на носок вперед и приставить, зонт одновременно поднять вверх вправо и опустить, затем поднять влево и опустить. 4 подскока назад, ноги поочередно на носок, вверх-опустить, как при движении вперед. Двигаются подскоками по кругу друг за другом зонт в правой руке, левая «Утюжком» кружатся подскоками. Останавливаются лицом в круг. Движения 1 куплета повторяются в кругу. Сужают круг, ноги поочередно на носок, зонт одновременно вверх, расширяют круг, ноги поочередно на носок, зонт одновременно с ногой вверх. Скачут по кругу друг за другом, кружатся подскоками. Кладут зонт на пол, скачут вокруг него вправо 2 раза. Встают перед зонтиком лицом к зрителям, сложив руки перед грудью «полочкой». Выполняют тройные притопы - на счет 3 – колено вверх с пружинкой. Берут зонт в руки. Танец повторяется сначала. Сбегаются в центр, подняв зонты вверх, Правую ногу назад на носок.

3. Разучивание танцам «Тролли».

Выстраиваемся в линию и идем по кругу за 1-м, после чего выстраиваемся снова в линию, пр., лев. рука на поясе. Выполняем раскачивания с ноги на ногу, качаем из стороны в сторону по направлению всего движения. Выполняем пружинку. Шагаем, поворачиваясь, топаем ногой после поворота.  Выполняем «тарелочку" вправо – влево с выносом ноги на пятку вперёд, соответственно стороне. Выброс ног поочередно вперед, руки на поясе. Идут по кругу цепочкой – пр.рука на плече, впереди стоящего. лев.рука на поясе. Выстраиваемся обратно в линию. Садимся на пол и машем руками, ноги широко в разножке.

4. Музыкально-подвижная игра «Ручейки озера».

Дети делятся на две команды, в каждой команде назначается капитан, в руках у которого скакалка, пока играет музыка, дети бегают, как только музыка останавливается, ведущий произносит слово ручейки или озера. Если ручейки нужно построиться друг за другом в колонну, и взять в правую руку скакалку, если озера, то необходимо сделать круг и взяться двумя руками за скакалку.

Апрель - Май

1. Разминка:

Пружинящий шаг в чередовании с подскокам.

Круговые движения руками (поочередно правой, левой).

Покачивание руками и туловищем (руки в стороны).

Наклоны туловища вперед, назад.

Круговые движения бедрами.

2. Игро – ритмика «Варенье».

Детям раздаются большие овощи с шитые из материала, в середине зала ставиться большая кастрюля. В танце «Варенье» малыши выстаиваются в одну коллону друг за другом и выходят маршевым шагом по кругу с овощами в руках. Встают после круга в две линии. Они держат их в руках, обмениваются овощами, одевают их на голову, кружаться на месте. Затем опять выыстаиваются в круг и идут к кастрюле кидают овощи в кастрюлю. Один из ребят выносит большую ложку и мешают создовая процесс варения варенья. Затем пробуют из ложки по очерди. Гладят животик и машут ручками перед собой.

3. Разучивание танцам «Теплые лужи».

Детям запомнить где они стоят в танце, перестроение, ориентирование яркие зонтики, в руках исполнителей, помогают ребятам по танцу, а также используются по назначению, прячутся под ним от дождя и играют с ними

4. Музыкально - подвижная игра «Варись кашка».

Деревянные ложки по две на ребенка, металлическая или деревянная декоративная тарелка на каждого, одно ведерко, один половник, столик, два поварских колпачка, фартук для воспитателя. Основное построение.  Двое детей солисты, находятся в центре перед столиком, на котором стоят ведро и тарелки, остальные выстраивают вокруг них круг. Каждая фигура по 4 такта (счет 1-8) Вступление. Дети выходят – шаг с высоким подниманием колена, ложки на уровне груди, выстраиваются, покачивают головой. Шаг на месте с высоким подниманием колена, корпус чуть наклонен вперед, руки с ложками согнуты в локтях, двигаются вперед-назад. 1-8 Пружинка: согнутые ноги – руки скрещены над головой, выпрямленные – руки в стороны вверх. Повороты по кругу с фиксированием в четырех точках. 1-2 Правая рука в сторону 3-4 Левая рука в сторону 5-8 руки машут над головой. Встать на колени, руки перед собой. 1-8 Четыре удара ложками справа, слева 1-8 Повторить 1-16Удары попеременно правой, левой руками об пол 1-2 ставится на пол, согнутая в колене. 3-4 Встают, руки на уровне плеч. 5-8наклон верхней части корпуса вправо-влево.1-4 Движение в центр круга 5-8 Удары ложками друг об друга, солисты поднимают ведро1-4 Движение от центра 5-8 Удары ложками друг об друга.1-4 Движение в центр круга. 5-8 Удары ложками друг об друга, солисты опускают ведро.1-4 Движение от центра 5-8 Удары ложками друг об друга. Дети остаются в положении сидя, руки на уровне плеч, выходит воспитатель. На слова «Мы такие молодцы!» дети поднимают ложки, покачивают их и громко смеются.

Подготовка к отчетному концерту.

Отчетный концерт «Летний перезвон».

Третий год обучения

Октябрь - Ноябрь

 

1.Разминка.

Полуприседания с наклоном головы (влево, вправо, вперед, назад).

Ходьба с носка, с пятки, на носочках по кругу.

Боковой галоп: повернувшись лицом, спиной к центру круга.

Наклоны в стороны, учить детей начинать движение сразу после вступления.

Махи согнутой ногой, учить энергично поднимать ноги, сохраняя равновесие.

Прыжки на месте и спродвижением вперд, назад, в строну.

2. Игро- ритмика «Раз-волна». Волны шумят. Руки вниз, ноги вместе, руки вверх через стороны. Рыбки плавают.  Ноги врозь, руки вверху, круговые вращения руками вперед, назад. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, руки вверх наклон вправо, влево.  Ноги вместе, руки в стороны, сесть, обхватив руками колени. Стоя на коленях, руки на пояс наклониться слегка назад.  Сидя на полу в группировке, обхватив колени руками, выпрямить ноги и руки, разведя их в стороны. Ноги врозь, руки на поясе поднять руки вверх правая ладонь на левой, правая (левая) нога отведена на носок назад. Ноги вместе, руки на пояс, прыжки на месте высоко вверх, руки вверх.

3. Разучивание танца. «Поварята».

Две колонны детей выходят из-за кулис и двигаются навстречу друг другу, высоко поднимая ноги, и покачивают плечами, где лежит половник. Одна колонна движется по большому кругу, вторая – по-маленькому. Обходят с двух сторон кастрюлю и выстраиваются в две колонны. Поворачиваются к зрителям. маршируют на месте. Правую ногу отставляют в правую сторону на ширину плеч, Наклон корпуса вперёд на прямых ногах. Руки с половником выставляют вперёд (2 раза). Маршируют на месте, половник на плече, покачивают локтями. Маршируют на месте, половник на плече, покачивают локтями. Правую ногу отставляют в правую сторону на ширину плеч. Наклон корпуса вперёд на прямых ногах. Руки с половником выставляют вперёд (2 раза). Поворот в круг. Наклон вперёд на прямых ногах. вытянуть руки вперед сделать круговое движение половником по часовой стрелке. Сделать круговое движение половником по часовой стрелке. Сделать круговое движение половником по часовой стрелке. Кладут половник на правое плечо. Поворот вокруг себя, поворот в круг. Высоко поднимая ноги, идут к кастрюле в круг. Укладывают половники к кастрюле, руки ставят на пояс. Выставляют правую ногу в сторону, руки на поясе. Поворачиваются и уходят на свои места без половников. Топают ногой. Через стороны поднимают руки и кладут на голову, покачивая ей. Ладошку правой руки, свернутую в кулачок, с силой выбрасывают вперед. Ладошку левой руки, свернутую в кулачок, с силой выбрасывают вперед. Ладошку правой руки, свернутую в кулачок, с силой выбрасывают вперед. Обеими руками имитируют, что солят пищу. Дети двигаются по кругу друг за другом вокруг кастрюли, высоко поднимая ноги, одновременно вытянутыми вперед руками сжимают и разжимают кулачки и на конец куплет встают на свои места в колоннах. Направляющие дети садятся перед кастрюлей, расставляют ноги, половник ставят впереди, два следующих ребенка из колонн садятся на колени, половники опускают в кастрюлю. Третьи по счету в колонне дети встают на одно колено, половники поднимают над головой, четвертые - встают за кастрюлю, половник держат в двух поднятых руках.

4. Музыкально - творческая игра «Вейся, вейся капустка».

Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет. Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Декабрь - Январь

1. Разминка:

Ходьба обыкновенная по кругу в чередовании с пружинящим шагом, закреплять умение детей шагать в характере музыки.

Боковой галоп в чередовании с подскоками, двигаться ритмично.

Ходьба на месте с полукруговыми движениями головы к левому плечу, затем к правому.

Полуприседания с поворотом туловища вправо и влево, следить за координацией движения рук, ног, бедер, ступней, коленей.

Наклоны туловища вправо и влево.

Махи согнутой ногой вперед, делать махи, сохраняя равновесие и правильное положение корпуса.

Прыжки (2-3 видов), умение легко отрываться от пола.

2. Игро- ритмика «Мы летаем, прыгаем, плывем».

Специальные упражнения для развития мышечной силы в образных двигательных действиях и заданиях.

«Укрепи животик» - из положения лежа на спине поднимание согнутых ног.

«Укрепи спинку» - лежа на животе, руки вверх, прогнуться.

«Отдых» - ходьба по кругу с правильной осанкой под музыкальное сопровождение.

3. Разучивание танца «Ложкари»

Дети выходят в 2 ряда: сначала первый ряд выходит без музыки, потом на вступление выходит второй ряд и становится в шахматном порядке, руки на поясе на кулачки, где держат ложки. Выполняют движение «расчёска» (1 ряд движется назад, а 2 ряд-вперёд), остановились, 3 удара ложками. То же движение обратно. Повторяют 4 раза. На последней «расчёске» становятся в 1 линию. Поворачиваются друг к другу парами. Выполняют 2«пружинки» ,3 удара ложками друг с другом (парами). Повторяют 4 раза. Обходят друг друга (меняются местами), 1 удар ложками тоже в паре. (дети постарше могут успеть сделать те же 3 удара). Повторяют 4 раза. Становятся лицом в зал: сесть, встать, ногу на носок, на пятку, 3 удара ложек. Повторяют 4 раза. Поворачиваются за первым в линии и идут за ним по кругу и выходят снова в такую же линию. (Можно по ходу движения обозначать 3 удара ложками.) Выполняют движение «солнышко». Ложками стучат на вытянутых руках, описывая полукруг справа налево и обратно.

4. Музыкально - творческая игра «Куколки - Солдаты».

Подскоками выходят солдатики, затем куклы. Кланяются, берутся за руки - лодочкой. Шаг влево –присели, шаг вправо – присели. Кружатся подскоками. Дети выполняют движение: носочек – пяточка -три притопа. Мальчик садится на колено, девочка вокруг мальчика выполняет подскоки. Мальчики подымаются с колена, стают в пары с девочкой и выполняют подскоки по кругу. Останавливаются и полон друг другу.

Февраль - Март

1. Диско-разминка.

Чередование ходьбы, высоко поднимая колени с подскоками, развивать умение свободно переходить от активного шага к лёгкому подскоку.

Боковой галоп повернувшись лицом к центру круга, в чередовании с кружением на подскоке вокруг себя, следить за правильной координацией рук и ног, передавать в движении лёгкий характер музыки.

Ходьба на месте перенося вес тела, ходьба вперёд-назад, вправо вокруг себя, влево вокруг себя, учить детей начинать движение с носка. Ритмично сгибать и разгибать колени.

Круговое движение рук со сжиманием и разжиманием кулачков, выполнять движения ритмично. Избегать напряжения кистей рук.

Круговые движения туловищем начинать движения вместе с музыкой, не отставая и не опережая её. Сохранять равновесие.

Прыжки на одной ноге, сгибая и разгибая свободную ногу, учить добавлять произвольные движения руками.

2. Игро- ритмика «Робот». 

Стоя, руки на поясе. Наклон вперёд, выпрямиться, притоп.

  1. Разучивание танца «Самовар».

Из-за кулис, в центр сцены обычными шагами с носка выходит “самовар (мальчик), руки раскрывает во вторую народную позицию и обходит вокруг себя, как бы демонстрируя свою красоту перед зрителями. Из-за кулис, на каждый счет появляются девочки “чашечки”, выполняя шаг, поворот и заканчивают маленьким приседанием, продвигаясь в центр сцены. “Самовар”, оставаясь в центре сцены, вместе с ними выполняет те же повороты, сначала вправо, затем влево, и повторяя. Руки на поясе, в кулачках. “Самовар” выполняет то же, только вместо прыжка делает акцент на неглубокое приседание. Следующие два такта комбинация повторяется. Три переката вперёд на правую ногу, после чего из положения у колена правой ногой совершается удар всей стопой в первую прямую позицию, простыми шагами с носка расходятся в разные стороны и образовывают один большой круг. Руками берутся за юбки. “Самовар” теми же шагами отходит назад, также оставаясь в центре сцены, руки открывает во вторую народную позицию, после завершения движения, закрывает на пояс.

4. Музыкально-подвижная игра «Я, ты, он, она».

 

Апрель-  Май

1. Разминка:

Пружинящий шаг в чередовании с подскоками, совершенствовать сильный энергичный подскок. Уметь четко переходить от активного движения к более спокойному, плавному.

Круговые движения руками (поочередно правой, левой) - учить отмечать сильные доли в тактах. Добиваться, чтобы дети чувствовали моменты расслабления мышц рук.

Покачивание руками и туловищем (руки в стороны), продолжать учить детей дополнять движения с расслаблением полусогнутых коленей.

Наклоны туловища вперед, учить прогибать и выпрямлять спину.

Круговые движения бедрами, совершенствовать умение переносить вес тела с одной ноги на другую, покачивая бедрами.

Прыжки, закреплять умение детей ритмично подпрыгивать, сохраняя правильное положение корпуса.

2. Игро- римика «Оркестр». По кругу выкладываются обручи на один меньше, чем играющих. Все играющие – солдатики – стоят на своём посту в обручах. Дирижёр стоит в центре круга. В руках у него какой – либо музыкальный инструмент. Под музыку марша все солдатики идут в обход по кругу в ритме музыки строевым шагом. Вдруг дирижёр начинает играть на музыкальном инструменте в такт музыки. Солдатики идут к обручам, останавливаются и маршируют на месте. Дирижёр тоже занимает обруч. Кто остаётся без поста, становится дирижёром.

3. Обучение танцам «Казаки.

4. Музыкально - подвижная игра «Самолет». Дети стоят в кругу, лицом в круг по 6-й позиции ног (пятки и носки вместе). Небольшое вступление пропускается.  «Чтобы самолет полетел, нужно завести моторы». На 16 счетов с началом музыкальной фразы делают маленькие приседания «пружинку» в ногах, руками закручивают «моторчик.  «Чтобы самолет полетел нужно заполнить баки» На 16 счетов дети продолжают делать «пружинку». Руки раскрыты в стороны на уровне плеч, кисти сжаты в кулак, с поднятыми вверх большими пальцами. Дети поочередно то правой, то левой руками имитируют заполнение бака, руки из положения в сторону сгибаются в локтях, поднимаются над головой, как - будто в бак (в голову) вливается топливо. «Проверяем крылья» На 16 счетов дети поочередно открывают руки в стороны. «Проверяем равновесие» На 16 счетов дети с открытыми в стороны руками встают на одну ногу и делают наклоны в бок (то влево, то вправо) с вытянутыми в стороны руками. Дети должны удержаться на ноге и не упасть. Затем педагог приглашает детей к полету. На 16 счетов дети разворачиваются по ходу круга, ноги по 6-й позиции, встают на полупальцы, руки раскрыты в стороны, бегут по кругу (летят, как самолетики). «Самолет совершил посадку». На 8 счетов дети останавливаются лицом в круг, опускаются на одно колено и делают дыхательное упражнение: на вдох руки подтягиваются к груди, на выдох вытягиваются перед собой на уровне плеч параллельно полу.

 

Июнь

Подготовка к отчетному концертую.

Отчетный концерт «Звезды зажигаються».

2.3. Формы аттестации

Формой подведения итогов реализации программы являются выступления на концертах и мероприятиях.

Педагогический анализ (диагностика) проводится  2 раза в год (вводный – в конце октябре, итоговый – в конце мае).

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и эмоционального развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия.

 Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара танцевального кружка «Занимательная хореография».

2.4. Оценочные материалы

Методика выявления уровня развития чувства ритма (разработана на основе методик А.Н. Зиминой и  А.И. Бурениной).

Цель: выявление уровня развития чувства ритма.

Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально

                       подобранных заданий.

Критерии уровня развития чувства ритма:

1. Движение.

  1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения

      (3-х частная форма):

      высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,

                        движения  соответствуют характеру музыки;

      средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других  детей), движения соответствуют характеру музыки;

      низкий –  смену движений производит с запаздыванием, движения не

                        соответствуют характеру музыки.

  2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения  

      (фрагмента) после предварительного прослушивания:

      высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное

                        выполнение движений;

      средний -  движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная

                        эмоциональность при выполнении движений;

      низкий  –  движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при

                        движении.

    3) соответствие ритма движений ритму музыки:

       высокий – чёткое выполнение движений;

       средний – выполнение движений с ошибками;

       низкий  – движение выполняется не ритмично.

    4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими

      жестами»):

      высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;

      средний – допускает 1-2 ошибки;

      низкий  –  не справляется с заданием.

  2. Воспроизведение ритма.

  1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;

      средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

      низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

    2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;

      средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;

      низкий  – неверно воспроизводит ритм песни.

    3) воспроизведение ритма песни шагами:

      высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;

      средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;

      низкий –  допускает много ошибок или не справляется с заданием.

    4) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных

      инструментах («ритмическое эхо»):

      высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

      средний – допускает 2-3 ошибки;

      низкий  – не верно воспроизводит ритмический рисунок.

  3. Творчество.

  1) сочинение ритмических рисунков:

      высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;

      средний – использует стандартные ритмические рисунки;

      низкий – не справляется с заданием.

   2)  танцевальное:

      высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в

                        движении; самостоятельно использует знакомые движения или

                        придумывает свои; движения выразительны;

      средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,  движения соответствуют характеру музыки;

      низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке.

2.5.Список литературы

1. Бриске Э. «Ритмика и танец». Части I,II. Челябинск: ЧГИК, 1993 г.

2. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике. Санкт- Петербург: Музыкальная палитра, 2012 г.

3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки». Санкт - Петербург: «Композитор», 1999.

4. КостинаЭ.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего дошкольного возраста. Москва: Просвещение, 2004 г.

5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей. Академия развития, 1997г.

6. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития: для детей младшего возраста. Москва: Гуманитарный издательский центр Владос, 2ООО г.

7.        Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. Москва: Академия, 2000г.

8. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. Москва: Просвещение, 1982г.

9. Суворова Т.   «Танцевальная ритмика». Санкт-Петербург, 2004г.

10. Шишкина В.А. «Движение + движение».  Москва: Просвещение, 1992г.

Приложение № 1

ГРАФИК РАБОТЫ КРУЖКА

Время

Группа №

Вторник

15.35

Группа № 1

16.00

Группа № 2

16.30

Группа № 3

Четверг

15.35

Группа № 1

16.00

Группа № 2

16.30

Группа № 3

Приложение № 2

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации данной программы необходимо:

Технические

1. Музыкальный центр

средства

2. Компьютер

обучения

3. Мультимедийное оборудование

4. CD, DVD диски

5. Флеш носители

 

Учебно- наглядные

1. Иллюстрации

пособия

2. Игрушки

3.  DVD диски

4. Презентации

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности. Бисероплетение. «Бусинка».

       Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга»

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга» для детей 5 - 6 лет....

Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Куклы наших бабушек»

Программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание усл...

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"

laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...