«Ладушки – ладушки!» (Программа развивающих игр-занятий для детей раннего возраста)
рабочая программа (младшая группа) на тему

Агирова Любовь Ивановна

  Программа  развивающих  занятий «Ладушки-ладушки»  направлена на активизацию развития речи  и всестороннее развитие детей раннего возраста (от 1,5  до 3 лет) на основе современных методов организации игровой деятельности, социализацию в обществе сверстников  и психолого-педагогическое просвещение родителей.

    Содержание  программы  учитывает  возрастные  и  индивидуальные особенности  воспитанников  групп  раннего  возраста  дошкольного учреждения и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5   до 3 лет по основным направлениям:  речевое развитие , социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razv.z._15-3goda.docx43.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 124»   комбинированного вида

адрес: Нижегородская обл., г. Дзержинск, ул. Терешковой, д.42

тел. 8 /8313 / 34 19 67   E-mail: ds124@uddudzr.ru

Согласовано                                                                                           Утверждаю:                                                              

методическим советом                                                     /Заведующий МБДОУ «Детский сад № 124»                                

МБУ ДО ППМС-Центр                                                     комбинированного  вида  Шорохова Н.А./

«____»________2018г.                                                «____»_________2018г.

«Ладушки – ладушки!»

(Программа развивающих игр-занятий

для   детей  раннего  возраста)

                                                 

                                                                       Программа составлена

                                                                       педагогом – психологом

                                                                       Агировой Л.И.

                                                               Срок  освоения: 2 года

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка……………………………………………          3

  1. Возрастные особенности                                       ……………….         5

  1. Тематическое  планирование…………………………………               6

  1. Общая структура  занятий                         ………………………….      7                                

      5.План развивающих занятий                                       ………………         9

6. Методическое  обеспечение    …………………………………………..… 10

7. Приложение…………………………………………………………...    11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  развивающих  занятий «Ладушки-ладушки!»  для  детей раннего возраста  составлена в соответствии нормативно - правовым документам:

- Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации».

- Письмо Департамента образования и науки Администрации Нижегородской области  № 01-24/ 1262 от 23.05.2001г. «Об организации деятельности  службы практической психологии в системе образования Нижегородской области».

- методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся  в учебно-воспитательном процессе в условиях модернризации образования (Приложение к Письму МинОбр РФ от 27.06.2003г. № 28-51-513/16

- Письмо Министерства образования Нижегородской области «Методические  рекомендации по  разработке  образовательной  программы» № 316-01-100-1674/14 от 30.05.2014г.

     - Требования СанПин 2.4.1.3049-13 ("Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций").

- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения «Детского сада № 124» комбинированного вида;

- Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сада № 124» комбинированного вида .

  Программа  развивающих  занятий «Ладушки-ладушки»  направлена на активизацию развития речи  и всестороннее развитие детей раннего возраста (от 1,5  до 3 лет) на основе современных методов организации игровой деятельности, социализацию в обществе сверстников  и психолого-педагогическое просвещение родителей.

    Содержание  программы  учитывает  возрастные  и  индивидуальные особенности  воспитанников  групп  раннего  возраста  дошкольного учреждения и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5   до 3 лет по основным направлениям:  речевое развитие , социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,.

    Особенность программы  заключается в том, что родители  становятся непосредственными участниками образовательного процесса:   родители детей групп раннего возраста  приглашаются на встречи «Клуба  Молодых родителей», где предлагаются мастер-классы с  видео-просмотрами занятий педагога-психолога с детьми  что позволяет лучше понять своего ребенка, следить за его развитием и быть полноценным участником его воспитания и образования. Родители получают определённые знания в различных видах совместной деятельности с детьми: в игре, наблюдении, экспериментировании, решении проблемных ситуаций.

  Актуальность  программы  развивающих занятий обусловлена  запросом  родителей :  по результатам анкетирования  70% процентов родителей  тревожит  развитие  речи  их малышей.

     Известно, что ранний возраст – сензитивный период  для сенсорного  и речевого  развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.

    Очень важно так построить жизнь ребёнка, что – бы он смог максимально использовать возможности этого возраста.  Именно поэтому в развитии ребёнка так велика роль людей, которые должны помочь ребёнку гармонично развиваться.

Целью  программы  развивающих  занятий «Ладушки-ладушки»  является активизация    речевых, познавательных  процессов  детей групп раннего возраста.

 Задачи :  способствовать развитию  общей и мелкой моторики, снятию эмоционального и мышечного напряжения, способности  ребёнка удерживать зрительное и слуховое внимание и  целенаправленное восприятие на основе пальчиковых игр; совершенствовать эмоциональную активность.

 Категория детей, возраст:

  Программа  развивающих  занятий «Ладушки-ладушки!»  рассчитана  для детей групп раннего возраста ( от 1,5 - 3 лет).

  Возрастные ограничения не являются жёсткими:  ориентир  на актуальный уровень развития детей.  

Срок  реализации:  2 года.

Возрастные  особенности детей  раннего возраста

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в любви.

Ведущая функция

Восприятие

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие

Отношение со взрослыми

. Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Отношения со сверстниками

Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.

Эмоции

Восприимчивость к эмоциональным состояниям окружающих, «эффект заражения». Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

Способ познания

Предметно-манипулятивная деятельность, метод проб и ошибок.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма)

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.

Память

Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.

Мышление

Наглядно-действенное: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами

Воображение

Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Условия успешности

Разнообразие окружающей среды; физический комфорт..

Новообразования возраста

Формирование Я-концепции

Тематический план

(для детей от 1,5 до 2-х лет)

Тема

Количество часов

1

«Зайка  в гости к нам пришел»

4

2

« Мы споём и станцуем для  Зайки»

4

3

« Вместе  поиграем!»

4

12

Тематический план

(для детей  от 2-х до 3-х лет)

Тема

Количество часов

1

« В гостях у Колобка» (в Игровой комнате)

4

2

« Играем с Колобком »  

3

3

« Разноцветные игры Колобка»  

3

4

« Любимые игры Колобка» (диагностические  игры для малышей0

2

12

Общая  структура  занятий

Структура  занятия

Продолжительность

Цели

1.

Вводная  (организационная)  часть

1  мин.

- создание положительного эмоционального настроя малышей на встречу с психологом;

2.

  Основная  часть.

- массаж  пальчиков рук;

- обыгрывание потешки/ игра – забава;

-  рисование пальчиками / действия с бумагой, другими предметами.

 

5 - 6мин.

- активизация речевого развития через тренировку мелких движений пальцев рук;

- развивать сенсорное восприятие детей;

- вызвать положительный эмоциональный отклик (интерес, удивление, восторг) детей на увиденное;

3.

  Заключительная  часть.

- игра малой подвижности. 

2 мин.

- закрепление  положительного эмоционального настроя  малышей : радость общения со взрослыми.

Количество занятий: 24

Продолжительность   занятий  :  9 – 10 минут.

Регулярность  проведения :  1 раз  в  неделю.

Форма  проведения : групповая ( 5 -7 детей), индивидуальная.

Условия  проведения: групповое помещение, Игровая комната.

План  развивающих  занятий

 1-ый год  ( 1,5 – 2 года)

Краткое  содержание  занятия

Материалы, обеспечение

дата

1-4

1

2

3

5-8

1

2

3

9-12

1

2

3

1-4

1

2

3

5-7

1

2

3

8 -

10

1

2

3

11-12

 (в группе)

«Зайка в гости к нам пришел»

Вводная  часть.

  Встреча  с  малышами.

- игровое упр. «Здравствуй, Зайчик!»;

Основная часть.

- массаж  пальцев рук:

игровое упр. «Пальчики здороваются»;

- обыгрывание потешки «Сорока-белобока».

Заключительная   часть.

- игра - танец малой  подвижности «Прятки».

« Мы споём и станцуем для  Зайки»

Вводная  часть.

Встреча  с малышами.

- игровое упр. «Здравствуй, Котик!»;

Основная  часть.

- «пальчиковые» игры  с  мячиком;

- игровое упр. «Ладушки- ладошки»;

Заключительная  часть.

- игра – танец «Ай - да!» (из репертуара  муз.занятий)

«Вместе  поиграем»

Вводная  часть.

Встреча с малышами.

- игровое упр. «Здравствуй, Зайка!»;

Основная  часть.

- упр. «Где мячик?»

- массаж  кистей  рук  с  использованием  массажных  мячиков;

Заключительная  часть.

- игра малой подвижности « Мы хлопаем, мы топаем».

2-ой год    (2-3 года)

« В гостях у Колобка»  (в Игровой)

Вводная  часть.

Встреча  с  малышами.

- игровое упр. «Здравствуй, Колобок!»;

Основная  часть.

- «пальчиковые»  игры: «Здравствуй, пальчик!», «Пальчики здороваются»;               - обыгрывание потешки «Петушок».

Заключительная  часть.

- игра малой подвижности «Прятки».

« Играем с Колобком»  

Вводная  часть.

Встреча с малышами.

- игровое упр. «Здравствуй, Колобок!»

Основная  часть.

- «пальчиковые» игры:

 «Пальчики здороваются»; массаж  кистей  рук  с  использованием  массажных  мячиков;

- игровое упражнение «Покажи пальчики!»

Заключительная  часть.

- игра – танец «Ай - да!» (из репертуара  муз. занятий)

« Разноцветные игры Колобка»  

.Вводная  часть.

 Встреча  с  малышами.

- игровое упр. «Здравствуй, Колобок!»

Основная  часть.

- игровое упражнение «Развяжи бантик»;

- массаж  пальцев рук с использованием массажных  мячиков;

Заключительная часть.

-  коллективное  рисование  пальчиками «Разноцветные мячики»

Диагностические  игры и упражнения.

- мягкая  игрушка Зайка;

- «волшебный» мешочек с игрушкой:

Сорока - белобока;

- муз. сопровождение .

- мягкая  игрушка  Зайка;

- «Волшебный» мешочек с тряпичным мячиком;

- муз.сопровождение

- мягкая  игрушка Зайка;

- «Волшебный» мешочек  с

  массажными  мячиками д. 2см. по количеству детей;

- мягкий игровой модуль Колобок;

- «волшебный» мешочек с игрушками: Петушком и цыплятами по количеству детей;

- мягкий игровой модуль Колобок;

- массажные  мячики  д. 2см. по количеству детей;

- «Волшебный мешочек»  

 ( пластмассовые бигуди-липучки по количеству детей);

- муз. сопровождение;

- мягкий игровой модуль Колобок;

- сенсорный Куб с разноцветными мягкими мячиками;

- краски для «пальчиков»;

- муз. сопровождение

 Диагностический комплект игр.                  

Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы.

- наблюдение НПР детей ( анализ НПР ребенка на МППС, 1 раз в квартал)

- анализ адаптации малышей к условиям ДОУ

 - анкетирование  родителей «Мой малыш» в рамках работы «КМС»;

        Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений. Дети становятся более активными и уверенными в своих возможностях, также происходит развитие психофизиологических процессов, навыков общения и речевой деятельности. Занятие стимулирует развитие коммуникативных навыков, что способствуют развитию активного и пассивного словаря.

Программное и методическое обеспечение

Перечень методических, дидактических  пособий

- Алямовская В. Ясли - это серьезно – М, 2009

- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду - М, 2003

- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ - М., 2004

- Галкина Г.Пальцы помогают говорить.М.,2006г.

- Евдокимова Е., ДодокинН.Детский сад и семья.- М.2007г (пед.кабинет).

- Рузина М.С. Страна пальчиковых игр - М.,2000г.

Теплюк С.Н. Лямина Г.М. Дети раннего возраста в детском саду.-М,2007г(пед.кабинет)

- Чиркова Т.И., Зимина Н.А. Проблемы в поведении ребенка раннего возраста  – Н-Н- 2001г.

Диагностический комплекс

- Развиваем детей раннего возраста (диагностика психического развития детей раннего возраста.К.Л.Печора, М., Сфера,2011г.

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи тема: "Ладушки, ладушки" 2 младшая группа

конспект занятия по развитию речи тема: "Ладушки, ладушки" по сказкам 2 младшая группа...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема занятия: «Ладушки – ладушки»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группеТема занятия: «Ладушки – ладушки»...

Кружковая работа программа «Ладушки-Ладушки» в 1-ой группе раннего возраста

Кружковая работа программа «Ладушки-Ладушки»  в 1-ой группе раннего возраста...

Веселая конкурсная программа На День пожилого человека «Ладушки, ладушки-дедушки и бабушки» С детьми старшей группы.

Цель: Укрепление взаимоотношений в семье, через организацию совместных спортивных праздников.Задачи:Развивать у детей интерес к спортивным состязаниям и соревнованиямПрививать навыки здорового об...

Конспект музыкально – развлекательной программы с элементами музыкотерапии: «Ладушки, ладушки повеселите бабушку»

Знакомство детей с русским народным творчеством; воспитывать эмоциональную отзывчивость на русские народные песни, пляски, игры; формировать умение детей двигаться, выполнять танцевальные движения с р...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе Тема занятия: «Ладушки – ладушки»

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе знакомства с русским народным фольклором.Задачи:1. Развивать умение детей слушать загадки, потешки: предоставлять возможность повторять всл...