«Ладушки – ладушки!» (Программа развивающих игр-занятий для детей раннего возраста)
рабочая программа (младшая группа) на тему
Программа развивающих занятий «Ладушки-ладушки» направлена на активизацию развития речи и всестороннее развитие детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) на основе современных методов организации игровой деятельности, социализацию в обществе сверстников и психолого-педагогическое просвещение родителей.
Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников групп раннего возраста дошкольного учреждения и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет по основным направлениям: речевое развитие , социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razv.z._15-3goda.docx | 43.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 124» комбинированного вида
адрес: Нижегородская обл., г. Дзержинск, ул. Терешковой, д.42
тел. 8 /8313 / 34 19 67 E-mail: ds124@uddudzr.ru
Согласовано Утверждаю:
методическим советом /Заведующий МБДОУ «Детский сад № 124»
МБУ ДО ППМС-Центр комбинированного вида Шорохова Н.А./
«____»________2018г. «____»_________2018г.
«Ладушки – ладушки!»
(Программа развивающих игр-занятий
для детей раннего возраста)
Программа составлена
педагогом – психологом
Агировой Л.И.
Срок освоения: 2 года
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка…………………………………………… 3
- Возрастные особенности ………………. 5
- Тематическое планирование………………………………… 6
- Общая структура занятий …………………………. 7
5.План развивающих занятий ……………… 9
6. Методическое обеспечение …………………………………………..… 10
7. Приложение…………………………………………………………... 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа развивающих занятий «Ладушки-ладушки!» для детей раннего возраста составлена в соответствии нормативно - правовым документам:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
- методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернризации образования (Приложение к Письму МинОбр РФ от 27.06.2003г. № 28-51-513/16
- Письмо Министерства образования Нижегородской области «Методические рекомендации по разработке образовательной программы» № 316-01-100-1674/14 от 30.05.2014г.
- Требования СанПин 2.4.1.3049-13 ("Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций").
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 124» комбинированного вида;
- Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сада № 124» комбинированного вида .
Программа развивающих занятий «Ладушки-ладушки» направлена на активизацию развития речи и всестороннее развитие детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) на основе современных методов организации игровой деятельности, социализацию в обществе сверстников и психолого-педагогическое просвещение родителей.
Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников групп раннего возраста дошкольного учреждения и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет по основным направлениям: речевое развитие , социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,.
Особенность программы заключается в том, что родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса: родители детей групп раннего возраста приглашаются на встречи «Клуба Молодых родителей», где предлагаются мастер-классы с видео-просмотрами занятий педагога-психолога с детьми что позволяет лучше понять своего ребенка, следить за его развитием и быть полноценным участником его воспитания и образования. Родители получают определённые знания в различных видах совместной деятельности с детьми: в игре, наблюдении, экспериментировании, решении проблемных ситуаций.
Актуальность программы развивающих занятий обусловлена запросом родителей : по результатам анкетирования 70% процентов родителей тревожит развитие речи их малышей.
Известно, что ранний возраст – сензитивный период для сенсорного и речевого развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.
Очень важно так построить жизнь ребёнка, что – бы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому в развитии ребёнка так велика роль людей, которые должны помочь ребёнку гармонично развиваться.
Целью программы развивающих занятий «Ладушки-ладушки» является активизация речевых, познавательных процессов детей групп раннего возраста.
Задачи : способствовать развитию общей и мелкой моторики, снятию эмоционального и мышечного напряжения, способности ребёнка удерживать зрительное и слуховое внимание и целенаправленное восприятие на основе пальчиковых игр; совершенствовать эмоциональную активность.
Категория детей, возраст:
Программа развивающих занятий «Ладушки-ладушки!» рассчитана для детей групп раннего возраста ( от 1,5 - 3 лет).
Возрастные ограничения не являются жёсткими: ориентир на актуальный уровень развития детей.
Срок реализации: 2 года.
Возрастные особенности детей раннего возраста
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в любви. |
Ведущая функция | Восприятие |
Игровая деятельность | Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие |
Отношение со взрослыми | . Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. |
Отношения со сверстниками | Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. |
Эмоции | Восприимчивость к эмоциональным состояниям окружающих, «эффект заражения». Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта. |
Способ познания | Предметно-манипулятивная деятельность, метод проб и ошибок. |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения. |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма) |
Внимание | Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета. |
Память | Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5. |
Мышление | Наглядно-действенное: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами |
Воображение | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности | Разнообразие окружающей среды; физический комфорт.. |
Новообразования возраста | Формирование Я-концепции |
Тематический план
(для детей от 1,5 до 2-х лет)
№ | Тема | Количество часов |
1 | «Зайка в гости к нам пришел» | 4 |
2 | « Мы споём и станцуем для Зайки» | 4 |
3 | « Вместе поиграем!» | 4 |
12 |
Тематический план
(для детей от 2-х до 3-х лет)
№ | Тема | Количество часов |
1 | « В гостях у Колобка» (в Игровой комнате) | 4 |
2 | « Играем с Колобком » | 3 |
3 | « Разноцветные игры Колобка» | 3 |
4 | « Любимые игры Колобка» (диагностические игры для малышей0 | 2 |
12 |
Общая структура занятий
№ | Структура занятия | Продолжительность | Цели |
1. | Вводная (организационная) часть | 1 мин. | - создание положительного эмоционального настроя малышей на встречу с психологом; |
2. | Основная часть. - массаж пальчиков рук; - обыгрывание потешки/ игра – забава; - рисование пальчиками / действия с бумагой, другими предметами.
| 5 - 6мин. | - активизация речевого развития через тренировку мелких движений пальцев рук; - развивать сенсорное восприятие детей; - вызвать положительный эмоциональный отклик (интерес, удивление, восторг) детей на увиденное; |
3. | Заключительная часть. - игра малой подвижности. | 2 мин. | - закрепление положительного эмоционального настроя малышей : радость общения со взрослыми. |
Количество занятий: 24
Продолжительность занятий : 9 – 10 минут.
Регулярность проведения : 1 раз в неделю.
Форма проведения : групповая ( 5 -7 детей), индивидуальная.
Условия проведения: групповое помещение, Игровая комната.
План развивающих занятий
1-ый год ( 1,5 – 2 года)
Краткое содержание занятия | Материалы, обеспечение | дата | |
1-4 1 2 3 5-8 1 2 3 9-12 1 2 3 1-4 1 2 3 5-7 1 2 3 8 - 10 1 2 3 11-12 | (в группе) «Зайка в гости к нам пришел» Вводная часть. Встреча с малышами. - игровое упр. «Здравствуй, Зайчик!»; Основная часть. - массаж пальцев рук: игровое упр. «Пальчики здороваются»; - обыгрывание потешки «Сорока-белобока». Заключительная часть. - игра - танец малой подвижности «Прятки». « Мы споём и станцуем для Зайки» Вводная часть. Встреча с малышами. - игровое упр. «Здравствуй, Котик!»; Основная часть. - «пальчиковые» игры с мячиком; - игровое упр. «Ладушки- ладошки»; Заключительная часть. - игра – танец «Ай - да!» (из репертуара муз.занятий) «Вместе поиграем» Вводная часть. Встреча с малышами. - игровое упр. «Здравствуй, Зайка!»; Основная часть. - упр. «Где мячик?» - массаж кистей рук с использованием массажных мячиков; Заключительная часть. - игра малой подвижности « Мы хлопаем, мы топаем». 2-ой год (2-3 года) « В гостях у Колобка» (в Игровой) Вводная часть. Встреча с малышами. - игровое упр. «Здравствуй, Колобок!»; Основная часть. - «пальчиковые» игры: «Здравствуй, пальчик!», «Пальчики здороваются»; - обыгрывание потешки «Петушок». Заключительная часть. - игра малой подвижности «Прятки». « Играем с Колобком» Вводная часть. Встреча с малышами. - игровое упр. «Здравствуй, Колобок!» Основная часть. - «пальчиковые» игры: «Пальчики здороваются»; массаж кистей рук с использованием массажных мячиков; - игровое упражнение «Покажи пальчики!» Заключительная часть. - игра – танец «Ай - да!» (из репертуара муз. занятий) « Разноцветные игры Колобка» .Вводная часть. Встреча с малышами. - игровое упр. «Здравствуй, Колобок!» Основная часть. - игровое упражнение «Развяжи бантик»; - массаж пальцев рук с использованием массажных мячиков; Заключительная часть. - коллективное рисование пальчиками «Разноцветные мячики» Диагностические игры и упражнения. | - мягкая игрушка Зайка; - «волшебный» мешочек с игрушкой: Сорока - белобока; - муз. сопровождение . - мягкая игрушка Зайка; - «Волшебный» мешочек с тряпичным мячиком; - муз.сопровождение - мягкая игрушка Зайка; - «Волшебный» мешочек с массажными мячиками д. 2см. по количеству детей; - мягкий игровой модуль Колобок; - «волшебный» мешочек с игрушками: Петушком и цыплятами по количеству детей; - мягкий игровой модуль Колобок; - массажные мячики д. 2см. по количеству детей; - «Волшебный мешочек» ( пластмассовые бигуди-липучки по количеству детей); - муз. сопровождение; - мягкий игровой модуль Колобок; - сенсорный Куб с разноцветными мягкими мячиками; - краски для «пальчиков»; - муз. сопровождение Диагностический комплект игр. |
Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы.
- наблюдение НПР детей ( анализ НПР ребенка на МППС, 1 раз в квартал)
- анализ адаптации малышей к условиям ДОУ
- анкетирование родителей «Мой малыш» в рамках работы «КМС»;
Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений. Дети становятся более активными и уверенными в своих возможностях, также происходит развитие психофизиологических процессов, навыков общения и речевой деятельности. Занятие стимулирует развитие коммуникативных навыков, что способствуют развитию активного и пассивного словаря.
Программное и методическое обеспечение
Перечень методических, дидактических пособий | - Алямовская В. Ясли - это серьезно – М, 2009 - Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду - М, 2003 - Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ - М., 2004 - Галкина Г.Пальцы помогают говорить.М.,2006г. - Евдокимова Е., ДодокинН.Детский сад и семья.- М.2007г (пед.кабинет). - Рузина М.С. Страна пальчиковых игр - М.,2000г. Теплюк С.Н. Лямина Г.М. Дети раннего возраста в детском саду.-М,2007г(пед.кабинет) - Чиркова Т.И., Зимина Н.А. Проблемы в поведении ребенка раннего возраста – Н-Н- 2001г. |
Диагностический комплекс | - Развиваем детей раннего возраста (диагностика психического развития детей раннего возраста.К.Л.Печора, М., Сфера,2011г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи тема: "Ладушки, ладушки" 2 младшая группа
конспект занятия по развитию речи тема: "Ладушки, ладушки" по сказкам 2 младшая группа...
Веселая конкурсная программа На День пожилого человека «Ладушки, ладушки-дедушки и бабушки» С детьми старшей группы.
Спортивно - музыкальный праздник с участием бабушек, дедушек и внуков....
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема занятия: «Ладушки – ладушки»
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группеТема занятия: «Ладушки – ладушки»...
Кружковая работа программа «Ладушки-Ладушки» в 1-ой группе раннего возраста
Кружковая работа программа «Ладушки-Ладушки» в 1-ой группе раннего возраста...
Веселая конкурсная программа На День пожилого человека «Ладушки, ладушки-дедушки и бабушки» С детьми старшей группы.
Цель: Укрепление взаимоотношений в семье, через организацию совместных спортивных праздников.Задачи:Развивать у детей интерес к спортивным состязаниям и соревнованиямПрививать навыки здорового об...
Конспект музыкально – развлекательной программы с элементами музыкотерапии: «Ладушки, ладушки повеселите бабушку»
Знакомство детей с русским народным творчеством; воспитывать эмоциональную отзывчивость на русские народные песни, пляски, игры; формировать умение детей двигаться, выполнять танцевальные движения с р...
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе Тема занятия: «Ладушки – ладушки»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе знакомства с русским народным фольклором.Задачи:1. Развивать умение детей слушать загадки, потешки: предоставлять возможность повторять всл...