Информационный исследовательский проект «Масленица»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ермак Вероника Александровна

Изучение особенности христианского праздника, ее народных обычаев празднования Масленицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa_word.docx57.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья « Чеховский центр содействия развитию семьи и семейных форм устройства»

__________________________________________________________________________

                                       

Информационный исследовательский проект

«Масленица»

                                                                       Выполнила: Белалова Карина, 9лет

                                                                                              Торопов Илья 8лет

                                                                       Руководитель:

                                                                 Ермак В.А. воспитатель

                                                                                                                                                                                                         

с.Новый Быт

2018 г.

Введение

Что нас это заинтересовало?

      Тему для своего исследовательского проекта мы выбрали не случайно, поскольку после Рождества Христова наступал ряд праздников по Христианскому календарю и один из них «Масленица». Нас заинтересовал данный праздник и мы решила подробнее узнать о самой Масленице и о том, как ее праздновали на Руси и как в настоящее время празднуют россияне.

Цель исследовательской работы – изучить особенность христианского праздника, ее народных обычаев празднования Масленицы.

Основные задачи исследовательской работы

- изучить историю праздника;

- узнать как праздновалась Масленица на Руси;

- выделить какие обряды соблюдались в праздник русской Масленицы;

- уточнить и выделить важные моменты Масленичных примет.

Для решения поставленных задач были использованы следующие формы и методы работы:

  • Сбор и обработка информации по данной теме;
  • Чтение электронной энциклопедии «Википедия»;                                                    Консультации и беседы с людьми, работающими в сфере культуры и образования;                                                                                                                             Поиск информации в журналах, периодических изданиях, в сети Интернет.

Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный материал может быть использован педагогами и воспитанниками для занятий в детских центрах по теме «Масленица».

Содержание:

  1. Введение
  2. Народные обряды и традиции
  3. История праздника.

3.1 Праздник на Руси.

  1.  Масленичная неделя

- Узкая и Широкая;

- Семь дней гуляний

  1.  Масленичные приметы.                                  

  1. Практическая часть (исследование)                                                                               4.1«Вкусная Масленица»

     4.2 Анкетирование

  1. Результаты исследования.
  2. Заключение
  3. Литература

Приложение.

Народные обряды и традиции

     Перед началом Масленицы православные церкви, живущие по юлианскому календарю, отмечают Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу – один из важнейших дней поминовения усопших. В 2018 году она отмечалась 10 февраля. На Руси в этот день после уборки в доме, ходили на кладбище, а потом собирались на обильную совместную трапезу. Считалось, что в этот день души умерших «слетаются» в родной дом и помогают живым.

     Масленица символизирует смену зимы весной, плодородие и начало новой жизни, но никогда в дни Масленицы не забывали об умерших – ведь блины это не только маленькие «солнышки», но и  традиционно поминальное блюдо.

История праздника 

     Восточнославянский традиционный праздник, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии, в народном календаре восточных славян он маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста. Масленицу, или как ее еще называют Сырной (или мясопустной) седмицей, отмечают перед Великим Постом, когда уже нельзя употреблять мясную пищу. Но, чтобы переход к постному был не такой резкий, разрешается вволю лакомиться блинами.

     По традиции Масленицу празднуют целую неделю. Она так и называется  - масленичная неделя, и в 2018году она прошла с 12 по 18 февраля.

      Праздник на Руси

    По канонам Православной Церкви сыропустная неделя предназначалась для подготовки верующих людей к посту, когда каждый из них должен был проникнуться настроением, соответствующим наступающему времени телесного воздержания и напряженных духовных размышлений. В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг к дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи».

      В деревнях в ней принимали участие все жители, независимо от возраста и социального положения, за исключением больных и немощных. Неучастие в масленичном веселье могло повлечь за собой, по поверью, «жизнь в горькой беде». Празднества начинались встречей масленицы в воскресенье перед масленой неделей. Однако этот обряд не был широко распространен. Там, где он был известен, масленицу встречали блинами, которые раскладывали на возвышенные места с призывами: «Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!», а также пением песен: Масленица годовая, Гостья наша дорогая! Она пешей к нам не ходит, Все на конях приезжает. У ней кони вороные, Слуги молодые. Первые три дня масленой недели шла подготовка к празднику: привозили дрова для масленичных костров, убирали избы. Основные празднества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье — дни широкой масленицы. Все масленичные развлечения проходили обычно на улице.  

     В дома заходили только для того, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься праздничными яствами. Нарядно одетые люди — девушки, парни, семейные пары, дети, старики и старухи — все высыпали на улицу. Они участвовали в праздничном гулянье, поздравляли друг друга, шли на ярмарку, где покупали нужные и ненужные вещи, удивлялись чудесам, которые показывали в балаганах — передвижных театрах, радовались кукольным представлениям и «медвежьим потехам» — выступлениям вожака с медведем.

      Масленичный комплекс включал в себя такие развлечения, как катание с гор, катание на санях, различные обряды чествования молодоженов, кулачные бои, шествия ряженых, военные игры, как, например, «Взятие снежного городка» и т. д. Характерной особенностью масленицы было употребление большого количества жирной пищи, а также пьянящих напитков. Из напитков предпочитали пиво, а из пищи — сметану, творог, сыр, яйца, всевозможные мучные изделия: блины, сырники, пряженцы, хворост, лепешки. Преобладание молочной еды обусловливалось церковным запретом на употребление мяса в неделю, предшествовавшую Великому посту.

     На Руси праздник обладал особым смыслом. В течение масленичной недели наши предки преклонялись Солнцу, как Богу, и просили его о наступлении весны. Люди и сами прикладывали усилия, чтобы ускорить приход теплых дней. Поэтому появились такие традиции, как сжигание чучела, приготовление блинов.

Масленичная неделя

Масленица Узкая и Широкая

     Узкой Масленицей называют первые три дня Сырной седмицы, в которые не только праздник отмечали, но и делами занимались.

     Широкая Масленица праздновалась с четверга до  воскресенья. Вот тут уже забывались все дела, ведь веселье – важная часть Масленицы. Люди выходили на улицу, водили хороводы, пели и танцевали. Молодые играли в снежки, катались на санках, устраивали кулачные бои. Девушки, мечтающие выйти замуж, гадали на суженого.

    Как известно, «Масленица семь дней гуляет». Масленица по церковному календарю до сих пор называется «сырной неделей». Начинается она в понедельник. Каждый день праздника имеет свое название:

Понедельник – «Встреча»,

Вторник – «Заигрыши»,

Среда – «Лакомка» («Перелом»),

Четверг – «Разгуляй» («Широкий»),

Пятница – «Тещины вечера»,

Суббота – «Золовкины посиделки»,

Воскресенье – «Прощеный день».

Первый день – «встреча», гостей встречали, и масленицу тоже. Дети строили ледяные горки. Взрослые ставили качели, посещали родных, начинали печь блины, первый блин – нищим или для умерших на окошко. Ребятишки, скатываясь на салазках с гор, кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!» Девушки приносили на гору блины, клали их себе на голову, когда пели песни о Масленице. Парни отбирали у девушек эти блины и ели их.

В этот день изготовляли чучело Масленицы.

Второй день – «заигрыши», в этот день начинаются самые веселые игры и карнавальные шествия ряженых: «Масленица ставит молодых на показ». По сути это были смотрины невест. Масленицу зазывали: «У нас горы снежные готовы и блины напечены – просим жаловать!»

В этот день любили одеться пострашнее: у кого богаче фантазия. Во второй день много пели, плясали.

В народной памяти сохранились древние обряды, связанные с этим днем. С горок скатывали горящие колеса, считая, что так укрепляют солнце. Носили по улицам в клетке на шесте живого петуха – птицу, посвященную солнцу.

Третий день – «лакомка», готовили самые вкусные блюда и, конечно, блины. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и старалась держать его в секрете. Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие – во всю сковороду или маленькие – с чайное блюдце, тонкие и легкие. К блинам подавалась приправа – сметана, яйца, икра.

Четвертый день – «разгуляй». Масленица набирала полную силу. Катались на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки. Ребятишки возили по деревням гулять Масленицу, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы.

Пятый день – «тещины вечера», в этот день зятья угощали своих тещ блинами, а тещи, в свою очередь, приглашали к обеду зятьев: «Милости просим к нам об Масленице со своим добром, с честным животом».

Шестой день – «золовкины посиделки». Золовка – это сестра мужа. Невестка приглашала своих родных и подруг к себе и развозила гостей по золовкам. Молодая невестка дарила своим золовкам подарки.

Седьмой день – «прощеный день», или «целовальник». Родственники и друзья шли друг к другу с «повиновением», просили прощения за огорчения и обиды. Самым главным было восстановить хорошие, добрые отношения. В этот день весело прощались с Масленицей, устраивая забавные «похороны», причем Масленица умирала с радостью, символизируя смерть зимы и рождение новолетия.

Масленичные приметы.

    Считается, что чем больше напечь блинов, тем больше удачи, денег и здоровья будет семье в этом году. В процессе приготовления блинов надо обязательно находиться в хорошем настроении, думать о благих намерениях и желать каждому, кто угостится блинчиком, добра и счастья.

Практическая часть (исследование)

1. «Вкусная Масленица»

    В практической исследовательской части нашей работы мы уделили внимание вопросу приготовления блинов.

      Масленица - отличный повод на время забыть о диетах и побаловать себя и близких сытными и вкусными блинами.

     Из пяти предложенных рецептов самыми вкусными оказались:

Блины боярские

Необходимые продукты

Мука пшеничная – 2 стакана

Мука гречневая – 3 стакана

Молоко – 4 стакана

Сливки густые – 1 стакан

Сахар - 1ст. ложка

Масло сливочное – 100 г.

Дрожжи – 30г.

Яйцо – 5 шт.

Соль по вкусу.

Приготовление

  1. В 100г. теплого молока развести дрожжи и завести на гречневой муке опару. Поставить в теплое место на 1.5-2 часа.
  2. Добавить в опару остальное молоко, желтки, сметану, масло, соль, сахар и пшеничную муку. Размешать и дать тесту подняться.
  3. Влить в тесто взбитые сливки, затем взбитые яичные белки, перемешать и дать постоять 15-20 минут.
  4. Выпекать блины на раскаленной с маслом сковороде с обеих сторон. Подавать со сметаной, маслом или рыбной икрой.

2. Анкетирование

     Также в исследовательской части нашей работы мы уделили основное внимание вопросам современного понимания и осмысления этого праздника Масленица. Мы хотели узнать, что знают наши ребята о Масленице и традициях этого праздника, соблюдают ли их в семьях, каковы ценности праздника. Для этого мы провели анкетирование среди учащихся 1-8 классов нашего центра.

Мы задали 6 вопросов.

1.Известен ли вам праздник Масленица?

Да - 9чел. -90 %

Нет – 1 чел.- 10%

2 . Когда (в каком месяце) его празднуют?

Не знают- 4чел. - 40%

Знают- 6 чел.- 60%

3. Празднуете ли вы этот праздник в своей семье?

Да-8чел. -80%

Нет-2 чел.-20 %

4.  Какое главное блюдо на Масленицу?

Блины- 9 чел-90%

Не знают -1чел.-10 %

5. Что символизируют блины?

Не знают - 4чел. -40%

Знают - 6 чел.- 60%

6. Принимали ли вы участие в масленых гуляниях?

Да-5 чел.- 50%

Нет-5 чел. -50 %

Результаты исследования

     В Масленице все переплелось: древние языческие обряды, когда славяне жили родами, племенами, семейные обряды и те, что пришли к нам после крещения Руси. Во всех них отражалось понимание людьми мира природы, самих себя.

Какие же это обряды?

  • Поминовение умерших предков (родителей, родственников). Пекли блины, лепешки, оладьи, пироги, приносили их на могилы, клали на крышу, раздавали нищим.
  • Гостевание (хождение в гости к молодым, которые недавно поженились). Придя в дом, гости придирчиво осматривали все и решали, умеют ли молодые муж и жена быть хорошими хозяевами, гостеприимны ли они.
  • Масленичные развлечения: катание на лошадях, катание с ледяных гор, качели, строительство и «взятие» снежных городков, крепостей, устройство балаганов.
  • Проводы Масленицы, зажигание костров, сжигание чучела Масленицы (как похороны зимы), ряженье, игры.

    Считаем, что наша работа интересна и актуальна, так как большинство современных школьников относятся к празднику просто как к выходному дню, не знают историю этого праздника, его традиций, смысл и ценности. А традиции должны передаваться из поколения в поколение.

Заключение

   Таким образом, можно сделать вывод о том, что традиции празднования Масленица пока не стали главными в современных семьях. Ответы показывают, что ребята мало знакомы с Масленичными гуляниями.

    Праздник Масленицы имеет долгую многовековую историю в нашей стране, в ней переплелись народные и христианские обычаи и традиции. Ценностями  праздника являются: добро, милосердие, семья.

     Выполнив проект по теме, мы  также поняли, что «Масленица» – разудалый праздник с размахом. Веселые гулянья, катания на санях, забавы, встречи с друзьями и родней, огромное количество блинов, отличное настроение и главное - предчувствие весны. Вот что такое Масленица!

Литература

  1. Капица, Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы : Справочник / Ф. С. Капица. - 2-е изд. - М. : Флинта: Наука, 2001. - 215 с.
  2.  Особенности русского застолья : сборник / сост. О. Торпаковой. - М.: ФАИР, 1997. - 268 с.
  3. Пашина, О. Зимние вечёрки : Из хаты в хату - потанцевать, попеть, поворожить...// Родина. - 2002. - № 1. -С. 88-91.
  4.  Печём блины на Масленицу // Крестьянка. - 2002. - N 3; Хозяюшка. - 2002. - N 3. - С. 1-2.              
  5.  Праздник проводов зимы // Хроники краеведа. - 2009. - N 4. - С. 156-161

Интернет-ресурс:

  1. http://www.kulina.ru
  2. http://mama.ru/post/maslenica-istoriya-prazdnika-pochemu-hristiane-prazdnuut-maslenicu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект для старшей группы "Защитники Родины"

Тема«Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень актуальна и сложна....

Информационно-исследовательский проект в группе детей младшего возраста "Птицы"

Исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте....

Краткосрочный Информационно-Исследовательский проект на тему: "Никто не забыт, ничто не забыто"

Материал по  ознакомлению детей дошкольного  возраста с историческими фактами о войне и подвигах советского  народа....

информационный-исследовательский проект "Дождик"

информационный - исследовательский, краткосрочный проект "Дождик".Формы и методы работы, приемы исследования в рамках реализации проекта: беседа: что такое дождь, облака, гроза?чтение сказки Суте...

Творческий, информационно-исследовательский проект по работе с детьми 6-7 лет "Моя семья"

информационно-исследовательский проект для детей 6-7 лет по расширению представлений о семье через организацию разных видов деятельности...

Информационно-исследовательский проект «Информационно-коммуникационные технологии – средство для всестороннего развития старших дошкольников».

Проблема информатизации на сегодняшний день – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно счи...

Творческий детско-родительский проект информационно-исследовательский проект города России «ГОРОД-ТУЛА!»

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение. Чувство патриотизма многогранно по содержанию &nda...