Конспект прогулки в подготовительной группе «Осень – чудная пора»
материал (подготовительная группа) на тему

Паршенкова Елена Алексеевна

В представленном конспекте описан ход прогулки для детей старшего дошкольного возраста в осенний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_progulki_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект прогулки в подготовительной группе «Осень – чудная пора».

Время проведения: конец октября.

Программное содержание:

Продолжать воспитывать интерес к природе.

Развивать умение наблюдать природные явления, объекты.

Закреплять представления детей о многообразии плодов и семян растений, способах их распространения на примере березы и клена.

Способствовать усвоению детьми норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром.

Развивать интерес к соревнованиям, эстафетам.

Способствовать удовлетворению потребности дошкольников в движении.

Способствовать развитию познавательной активности.

Активизировать словарь.

Развивать поисковую функцию глаз, навыки ориентировки в пространстве.

Оборудование и материалы: «письмо» от Лесовичка, папка для сбора гербария, коробочка для сбора плодов и семян, лупы, модели (см. конспект), грабли, ведерки, лопаты, тележки, спортивный инвентарь (по 2 шт.: стойки, флажки, кубики, ракетки для бадминтона, мячи), выносной игровой материал.

Предварительная работа: беседа о разнообразии плодов и семян растений, способах их распространения; сбор плодов и семян деревьев, кустарников, травянистых растений; подбор подвижных игр; наблюдения за деревьями и кустарниками.

 

Ход прогулки:

Перед выходом на прогулку проводится беседа об осенних изменениях в природе, жизни растений, наблюдение за погодой из окна. Результаты наблюдений заносятся в календарь погоды.

         

1. На участке: сюрпризный момент. Педагог сообщает детям о том, что на адрес детского сада пришло письмо от Лесовичка, предлагает посмотреть, что он пишет. Получив согласие детей, читает:

«Здравствуйте, ребята! Знаю, что вы любите природу, знакомы со многими деревьями. Отгадайте, о каком дереве эта загадка «Стоит в белой одежке, свесив сережки»».

- Какое это дерево? Как вы догадались?

- Есть ли еще деревья с белым стволом?

2. Педагог предлагает детям найти и показать березы на участке. (Ходьба с включением бега: дети идут в колонне со сменой ведущего, который выбирает наиболее удобные места для движения – обходит ямки, лужи, предупреждает о камне на дороге и пр.)

Рассматривание березы:

- Потрогайте ствол березы. Какой он на ощупь? (Гладкий, попадаются шероховатости.)

- Вот здесь у березы повредили кору. Наверное, брали сок весной, и «шрам» остался до сих пор. Как вы думаете, березе это «приятно» было? Какой она после этого стала расти? (Ствол искривился.)

- Еще вы что-нибудь заметили на стволе?

- Да, эта «шишка» называется наростом. Если у дерева кора поражена – это хорошо или плохо? Почему плохо? (В рану могут попасть микробы, дерево будет болеть, из раны может вытекать сок, и дереву не хватит сил для роста новых листьев, веток, оно начинает сохнуть.)

- А теперь давайте чуть отойдем от березы и полюбуемся ею. Какая она? (Красивая, нарядная и т.д.)

- Как вы думаете, условия для ее жизни и роста здесь благоприятные? Почему? (Здесь много света, другие деревья ей не мешают расти.)

- Береза – неприхотливое к почве дерево, н о светолюбивое, не любит затемнения. Посмотрите на ветки. Какие они? Какого цвета? Как растут? Покажите, как они качаются от ветра.

- Что вы можете о  листьях сказать? Почему листья изменили окраску и опадают?

- Давайте закроем глаза и послушаем, как падают листья. Что вы слышите? (Шелест, шепот листьев, листья шуршат, скребутся, лепечут.)

- Что еще вы видите на ветках?

- Давайте рассмотрим семена.

С помощью лупы дети рассматривают семена березы.

- Из каких частей состоят семена? Легкие они или тяжелые?

- Зачем растениям семена? (Чтобы вырастали новые растения.)- Как растения «сажают» свои семена?

- У растений есть «садовники». Которые помогают сеять семена. Какие? (Ветер, вода, животные, человек.)

Детям предлагаются модели:

- Какими должны быть семена, которые разносит ветер? (Легкими, летучими, как семена клена, липы, вяза, березы, тополя, одуванчика.)

- А птицы какие семена разносят? (Которыми можно питаться и спрятаны в плодах – ягоды.)

- А звери? (Семена, которые идут в пищу или могут прицепиться к шерсти – шишки, репейник.)

- Какие семена может переносить человек? (Семена, которые цепляются за одежду, которые сбивают ногами при ходьбе – репейник, подорожник, череда.)

- Распределите между «садовниками» собранные семена.

- Какой «садовник» помогает березе сеять смена? (Ветер.) Почему они должны быть мелкими? (Чтобы ветру легче было переносить их на другое место.)- Ветер куда угодно может занести крохотное крылатое семя березы. Вот поэтому березу можно увидеть растущей на крыше старого каменного дома или на крепостных стенах.

- В письме Лесовичка еще что-то лежит. (Педагог достает из конверта лист клена.)

- Давайте дочитаем письмо:

«А еще посылаю вам лист от дерева. Растет ли на вашем участке такое дерево? Поищите его, рассмотрите, зарисуйте, а потом пришлите мне свои рисунки. Будьте здоровы! Жду вашего письма! Лесовичок.»

- Пойдем, поищем это дерево. Посмотрите еще раз на листок. Запомнили? Тогда в путь.

3. Д/и «Найди дерево».

4. Рассматривание клена.

- Как называется это дерево? Что вы можете рассказать о нем?

- Найдите опавшие листья и рассмотрите их. Какие они на ощупь? Какой они величины Такие же маленькие, как у березы?

- Листья опадают с дерева, отрываясь от ветки. Посмотрите на то место, где раньше был листок. Есть ранка, из которой бы сочился сок? (Нет.)

- Что осталось на ветках? (Семена, почки.)

- Чем похожи семена березы и клена? (Разносятся ветром.)

- Зачем растению почки? (Весной из них вырастут новые листья.)

- Осенний листопад очень важен: опавшие листья служат хорошим удобрением, предохраняют корни деревьев от вымерзания. Давайте мы с вами соберем опавшие листья, засыплем ими корни клена и березы и перекопаем почву вокруг стволов. Поможем нашим деревьям, ведь они делают воздух, которым мы дышим, чище, спасают нас от жары и непогоды.

        5. Труд в природе: окапывание деревьев, сбор опавшей листвы.

- Вы не забыли о просьбе Лесовичка? Давайте одни из вас соберут опавшие листья березы, а другие – листья клена. Мы их засушим, а потом вместе сделаем аппликацию и пошлем Лесовичку.

Дети собирают листья.

6. Подвижная игра «Такой листок, лети ко мне». Дети свободно кружатся по дорожкам, со словами воспитателя «Кленовый (березовый) лист, лети ко мне!» бегут к педагогу. По сигналу «Найди свое дерево!» - бегут к дереву, с которого собирали листья.

После игры складывают листья в папку для гербария.

7. – Физкультурой заниматься

Начинаем мы как раз.

Бегать, прыгать, кувыркаться

Будем весело сейчас.

Проведение эстафет:

1. «На одной ноге до флажка, на другой обратно» (прыжки).

2. «Не урони кубик» (бег с кубиком, лежащим на ракетке).

Подвижная игра «Ловишки парами», народная игра «Гори, гори ясно!».

- А теперь прошу всех встать

И команды выполнять.

Все дышите, не дышите.

Все в порядке – отдохните.

Дружно руки поднимите.

Превосходно! Опустите!

Наклонитесь, разогнитесь,

Встаньте прямо, улыбнитесь.

8. Игры по замыслу детей. Цель: развитие творческого воображения, образного мышления детей, самостоятельности в создании игровой среды, в организации различных видов игр; развитие инициативы, организаторских способностей детей.

9.  Индивидуальная работа с детьми по развитию ОВД: передача мяча в парах снизу; бросание мяча из-за головы.

10. Сбор спортивного инвентаря, оборудования для игр на участке, трудовой деятельности.

Последующая работа:

Составление гербария, букетов из собранных листьев.

Изготовление аппликаций из природного материала.

Рисование осеннего дерева (клена).

Составление письма Лесовичку (см. конспект).

Составление рассказов на тему «Кто сказал, что осень – грустная пора?».

Подкормка зимующих птиц собранными плодами и семенами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нетрадиционному способу рисования в первой младшей группе «Осень -чудная пора»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – отпечаток листьями.Задачи:Образовательная:1. Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатка.2. Рассказать о вре...

Сценарий утренника в старшей - подготовительной группе «Осень - чудная пора»

Сценарий утренника в старшей – подготовительной группе...

Конспект развлечения для детей младшей группы «Осень – чудная пора»

Конспект развлечения для детей  младшей группы «Осень – чудная пора»...

Конспект занятия по познавательному развитию во 2-ой младшей группе "Осень чудная пора"

Знакомство детей 2-ой младшей группы с временем года осень...

Проект в подготовительной группе «Осень - чудная пора»

Проект в подготовительной группе «Осень - чудная пора»...

Проект в подготовительной группе «Осень - чудная пора»

Вид проекта: информационно-творческий...