СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему
Рождение ребенка – важное и ответственное событие в жизни каждой
семьи. Но иногда оно становится трагедией для семьи. Рождение ребенка со
зрительным дефектом, как правило, является неожиданным для семьи, не
приносит матери облегчения, которого она ждет к концу беременности.
Родители задают вопросы и прежде всего себе: «Почему именно у нас родился такой ребенок?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В.В. Косенкова, воспитатель МАДОУ детского сада компенсирующего вида № 3 «Радуга» г. Балаково
Рождение ребенка – важное и ответственное событие в жизни каждой
семьи. Но иногда оно становится трагедией для семьи. Рождение ребенка со
зрительным дефектом, как правило, является неожиданным для семьи, не
приносит матери облегчения, которого она ждет к концу беременности.
Родители задают вопросы и прежде всего себе: «Почему именно у нас родился такой ребенок?».
Первые годы жизни ребенка (как зрячего, так и с дефектом зрения) – это
период, когда формируется «фундамент» его личности. В дошкольные годы
жизни ребенка устанавливается тесная связь между ним и матерью, другими
взрослыми членами семьи, которые стимулируют его развитие. Через общение с взрослыми ребенок постигает опыт старших поколений, усваивает навыки познавательной деятельности, которые с трудом постигаются в более поздний период. Особенно важен этот период для ребенка со зрительным дефектом. Он должен приспособиться к познанию мира без зрительного контроля. Многие родители убеждены, что, поскольку их ребенок не видит или видит очень плохо, его надо постоянно охранять, оберегать от ушибов и всех случайностей, которые могут возникнуть на жизненном пути.
Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям,
очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может
разобраться в том, что хорошо, что плохо – опыт его еще мал, сознание часто
подчиняется эмоциям. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.
Детский сад помогает родителям в воспитании детей, которое
осуществляется на основе научно разработанной программы, важной для
всестороннего развития ребенка на каждом возрастном этапе от младенчества до поступления в школу.
Главная ценность совместного труда взрослых членов семьи и детей в
том, что взрослые являются для ребенка образцом для подражания. Общий труд особо интересен, привлекателен для него. До начала работы и в ходе её
взрослые формируют у дошкольников необходимые трудовые умения и
навыки, учат правильно организовывать работу.
Ребенок с нарушением зрения может преодолеть жизненные трудности,
если родители помогут ему реализовать его возможности и научат познавать
окружающий мир, используя сохранные анализаторы.
В рамках семейного воспитания дефект способствует возникновению
условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт
характера. К таким условиям А.Г. Литвак относит чрезмерную опеку со
стороны окружающих, отсутствие внимания к ребенку, заброшенность ребенка.
В результате такого воспитания у детей с нарушением зрения формируются
отрицательные моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера.
Семья - это очень сложное и одновременно динамичное социальное
образование. Характер внутрисемейных отношений, положение ребенка в
семье, естественно, меняются со временем, в зависимости от множества
обстоятельств. Успехи в любой из сфер деятельности семьи помогают ребенку самоутвердиться, повысить самооценку, что чрезвычайно важно для
становления личности любого ребенка, а с нарушениями зрения, в особенности.
Неправильное отношение к ребёнку с нарушением зрения в семье может
выражаться или в чрезмерной опеке, или, наоборот, в недостаточном внимании и заботе о нём.
По нашему мнению, одним из способов формирования эффективной
системы квалифицированной медико-социальной и психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями зрения, может явиться создание родительских клубов при дошкольных учреждениях. Перспективность их деятельности обусловлена возможностью использования на практике и распространения полученных в рамках реализации программы знаний, умений, методических материалов среди родителей и их социального окружения. Это значительно расширит аудиторию семей, не боящихся трудностей, связанных с воспитанием детей с нарушениями зрения. Систематизированный практический опыт создаст базу для научных исследований, направленных на разработку программ социальных, правовых и реабилитационных мероприятий, их методического сопровождения и позволит усовершенствовать имеющуюся нормативную базу в области комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ивлева, В.В. Семейная психология. Мн.: Современная школа, 2006.
2. Литвак, А. Г. Тифлопсихология / А.Г. Литвак. М.: Просвещение, 2015. 207 с.
250
3. Мудрик, А.В. Психология и воспитание. М.: МПСИ,2006.
4. Солнцева, Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного
возраста / Л.И. Солнцева. Москва: Полиграф сервис, 2000.
124 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическое воспитание является одним из основных направлений в развитии дошкольников, с помощью которого у детей формируются не только основные двигательные навыки и физические качес...
Методическая разработка «Экологическое воспитание детей с нарушением слуха дошкольного возраста»
Экологическое образование не является изолированным направлением д/сада, оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного проце...
коррекция двигательных нарушений детей с нарушением зрения дошкольного возраста, посредством музыкально-ритмических движений.
Современный опыт нашей страны, а так же всего мира свидетельствует, что количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии велико и неуклонно растет. Среди них ежегод...
Сенсорное воспитание детей с нарушениями слуха дошкольного возраста в процессе обучения изобразительной деятельности
Сенсорное воспитание детей является предметом активного изучения со стороны специалистов в области детской педагогики и психологии. Сенсорное воспитание формирует у ребенка такие обобщенные знания и у...
Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности "Развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения дошкольного возраста через дидактические игры"
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования дидактической игры как средства развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. Основное внимание акценти...
Презентация опыта работы по теме "Художественно – эстетическое развитие детей с нарушением зрения дошкольного возраста "
Особенности организации художественно-эстетической деятельности детей с нарушением зрения Дети, страдающие амблиопией и косоглазием испытывают ряд трудностей прежде всего в зрительном восприятии ...
Значение занятий по ритмике в развитии детей с нарушением зрения дошкольного возраста.
Значение занятий по ритмике в развитии детей с нарушением зрения дошкольного возраста....