Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности "Развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения дошкольного возраста через дидактические игры"
консультация по коррекционной педагогике
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования дидактической игры как средства развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. Основное внимание акцентированно на значении дидактических игр и необходимости их использования в коррекционно-воспитательном процессе при работе с воспитанниками групп компенсирующей направленности. Представлена серия дидактических авторских игр, направленных на развитие осязания и мелкой моторики у детей со зрительной патологией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения дошкольного возраста через дидактические игры
Развитие мелкой моторики и осязания имеет большое значение для детей со зрительной патологией. Так как эти дети получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности. Для воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения, развитие и совершенствование тонких движений пальцев рук имеет огромное значение. Особенно важно использовать в работе с детьми с амблиопией и косоглазием для выработки у них зрительно – перцептивного контроля моторных упражнений для пальцев и кистей рук с различными предметами.
Примерно 90% всей информации человек получает через зрение. Ученые уже давно доказали, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, т.к. позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира (выяснить форму, протяженность, величину предмета, свойства и качество материала из которого он сделан, установить пропорциональные отношения); ребенок может исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы; приобретает социальный опыт, что способствует повышению самооценки ребенка; навыки тонкой моторики, развитие которых позволяют ему обслуживать себя на равных со зрячими детьми и участвовать в играх. Осязательное восприятие осуществляется на основе взаимодействия различных видов чувствительности: тактильной, двигательной и температурной. Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно – двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространств, стать им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
Малыши с ОВЗ пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками, поэтому педагогам в коррекционно-воспитательном процессе приходится постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности, учитывая при этом их возрастные особенности, отклонения в развитии.
Все мы знаем, что основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста это игра. В игре закрепляются полученные знания и представления об окружающем мире, формируются психические функции ребенка, осуществляется его всестороннее развитие. Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Она имеет две цели: обучающую (её преследует взрослый) и игровую, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга. Для ребенка с нарушением зрения дидактическая игра приобретает особое значение с точки зрения задач коррекционно-восстановительной работы. В ней создаются тоже условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания.
В детском саду, чтобы увлекательно и занимательно проходил процесс развития осязания и мелкой моторики, нам – педагогам приходится проявлять фантазию, создавая специальные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения (т.к. наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения).
Предлагаем вашему вниманию серию авторских игр и упражнений для развития осязания и мелкой моторики, которые предназначены для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального развития; вырабатывают подвижность кистей рук, ловкость, гибкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание. Сделаны из простого подручного материала; просты и удобны в обращении; доступны, яркие, многофункциональны; имеют высокую развивающую возможность, технологичность; ими можно заниматься с детьми, как в детском саду, так и дома.
«Тактильные ладошки»
Цель: развитие тактильного восприятия, мышления и воображения, внимания, памяти, мелкой моторики и координации движений пальцев рук, активизация мыслительной деятельности детей (Рис.1).
«Посади бабочку на цветок»
Цель: закрепление у детей знаний основных цветов, их называний (красный, жёлтый, зелёный, синий), умения соотносить предметы по цветам. Развитие
мелкой моторики.
Материал: цветы и бабочки из цветного картона с липучками (Рис.2).
Рис.1 Рис.2
«Накорми Колобка»
Цель: развитие мелкой моторики, повышение чувствительности пальцев рук.
Материал: фасоль красная и белая (крупная и мелкая), баночки пластиковые с изображением Колобка на крышке (с прорезью – ротик).
Ход игры: дети раскладывают фасоль «кормят Колобка» по баночкам, сортируя её по размеру и цвету. (Рис.3)
«Веселые крышечки»
Цель: закрепление основных цветов, умения составлять узор, последовательно чередуя цвета, ориентировку на плоскости. Развитие логического мышления, зрительного внимания, фиксации взора, мелкой моторики. (Рис.4)
Ход игры: детям предлагаются разноцветные крышки. Они составляют узор, следуя словесным указаниям взрослого.
Рис.3 Рис.4
Мобильный тренажер «Сухой бассейн»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов (Рис.5).
Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки и др.)
Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его, перемещая руку в коробке, щупая и трогая предметы.
Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,
устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей).
«Бусы и бусинки для маленьких ручек»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения (Рис.6).
Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.
Ход игры: сначала предложить детям просто собрать бусы в том порядке, в каком они хотят. Затем - собрать бусы в определенной последовательности.
Рис.5 Рис.6
Игра-упражнение «Плетение коврика»
Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, познавательного интереса, фантазии (Рис.7).
Материал: квадрат из клеенки, надрезанный полосками, и разноцветные ленточки.
Ход игры: воспитатель показывает образец готового коврика и способ выполнения плетения. Дети плетут коврики самостоятельно, чередуя полоски по цвету.
Рис.7 Рис.8 Рис.9
Игры-упражнения на коврографе (ковролине)
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.
Ход: выложить по контуру шнурок, повторить узор на ковролине (Рис.8), прикрепление фигурок из ковролина при создании игровой ситуации (Рис.9).
Список литературы
- Прысь, О. Е. Развитие осязания и мелкой моторики: Пособие/ Сост. О. Е. Прысь. – Воронеж: издательство «Истоки», 2012.- 44с.
- Сказочный мир через настоящие очки: Методические материалы для работы со слабовидящими детьми. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32с.
- Шабанова, Э. Фасоль, горох и … мелкая моторика/ Э. Шабанова // Игра и дети. – 2003. - №5. – С. 17 - 18.
- Юрченко, Е.Н. Я иду играть. Развивающие игры и упражнения для детей/ Е.Н. Юрченко. – М.: Новосибирск, 2007. - 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
Целью непосредственно образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.Задачи:Укрепление кистей рук и пальцев;Р...
Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения
В данной консультациии для педагогов представлен материал по развитию осязания мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Рассматриваются разные способы обследования предметов. Даются рекомендации п...
Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения
Консультация для воспитателей...
Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
Для развития моторики большое значение имеет созревание нервно – мышечного аппарата, особенно важным для развития психики ребенка с нарушением зрения является овладение движениями рук, мыш...
Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
Данный материал раскрывает значение развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения....
Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения через дидактическую игру.
Познавательная деятельности у детей с нарушениями зрения протекает при совместной деятельности недостаточного зрения и сохранных анализаторов. Однако не все анализаторы задействованы в полной мере. ...
Консультация учителя-дефектолога. Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев рук. Это сдерживает разв...