ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
материал на тему

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация досуга детей и подростков по месту жительства – одна из важных проблем современной жизни. В каждом районе города значительную часть населения составляют дети и подростки, которые половину своего свободного времени проводят вне школы.

Проблема организации досуга подростков была актуальна всегда. Ее изучением занимались такие исследователи, как: Ш.А. Амонашвили, Ю.В. Василькова, А.И. Вишняк, И.Н. Ерошенков, А.С. Макаренко, В.В. Полукаров, В.И. Тарасенко и др. Ведь именно свободное время становится той сферой, где происходит формирование личности, гуманистических идеалов и ценностей, а также повышение культурных возможностей молодежи. Досуг подрастающего поколения при недостаточной культуре его организации не только не приносит расцвета творческих способностей и ожидаемого восстановления утраченных сил за время учебного процесса, а наоборот превращается в криминогенный фактор общества. Дети и подростки наиболее подвержены негативному влиянию улицы (пагубные привычки, «плохие компании» и т.д.), что влечет за собой асоциальное поведение.

Важнейшими задачами учреждений дополнительного образования по месту жительства являются создание единого воспитательного пространства, адаптация подростков к современным условиям, социализация через организацию культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей подростков, организация их общения. Все это помогает в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Так, в настоящее время проблемы организации досуга требуют тщательного рассмотрения и изучения для выявления особенностей организации досуга детей и подростков по месту жительства.

Акимова А.А. в понятии «досуг» выделяет следующие составляющие:

− время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;

− свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;

− часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, восстановления физического и психического здоровья [4].

Таким образом, досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Понятие «досуговая деятельность» имеет комплексный характер, выражающийся в его связях с понятиями и идеями таких наук, как философия, социология, история, педагогика, психология, экономика и др. Досуговая деятельность – это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени. К конкретным видам досуговой деятельности относятся следующие:

1) занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера; занятия, связанные с отдыхом и развлечением (физически активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании и др.);

2) занятия творческого характера, не связанные с профессиональной деятельностью - любительский труд по различным ремеслам и пр.

При организации досуга по месту жительства необходимо учитывать социально-психологические особенности детей младшего и подросткового возраста.

В возрастной психологии рамки младшего школьного возраста от 6 до 10 лет. Для данного возраста характерны определенные противоречия: потребность растущего организма в интенсивной двигательной активности; тяга к игре противоречит необходимости отказываться от нее в пользу учебной деятельности; общительность должна сочетаться с необходимостью дисциплинированного поведения на уроке; монотонность школьной жизни, недостаточность ярких событий вступают в конфликт со способностью ребенка бурно переживать происходящее, эмоционально реагировать на все события; противоречие между потребностью младшего школьника в личностном, неформальном общении со взрослыми и преобладанием делового, функционального общения с учителем; разносторонность интересов мешает концентрации на усвоении школьной программы; стремление хорошо учиться, которому мешает потребность быть свободным и др.

В младшем школьном возрасте особое значение имеет воспитание общественно значимых мотивов учения, развитие любознательности, наблюдательности, целенаправленности, восприятия, логичности мышления и памяти, развитие произвольности как особого качества поведения, выражающегося в умении сознательно ставить цели действий, находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия на пути к цели.

Подростковый же возраст, охватывающий границы от 9-11 до 14-15 лет, в отличие от младшего школьного, гораздо чаще называют «трудным», переходным. В этом возрасте доминирующей потребностью становится потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Для подростка важным становится мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов намного: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. В подростковом возрасте ярко начинает проявляться самостоятельность, учащиеся многое делают самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослыми. Для подростка характерно повышенное внимание к себе и своим переживаниям, что зависит от его стремления удовлетворять тем требованиям, которые он предъявляет к своей личности, и которые предъявляют к нему окружающие. А так же от той большой чувствительности и эмоциональности, которые свойственны подросткам.

Поэтому, в младшем школьном и подростковом возрастах необходимо привнести в их жизнь возможность сочетать различные виды деятельности, общаться как со сверстниками, так и людьми других возрастов в неформальной обстановке. Создание подобных условий возможно посредством организации досуговой деятельности, а именно организации досуга по месту жительства. Она позволяет реализовать важнейшие потребности детей, одной из которых является потребность в игре. В рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, а так же продолжение гармоничного и эффективного развития личности и индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий детей 4-5 лет

Особенности организации занятий детей 4-5 летУчитывая психологические особенности детей 4—5 лет, педагог-дефектолог  проводит на занятиях физкультурную  минутку, зрительную гимнастику, пальч...

Консультация для педагогов "Особенности организации развлечений детей в летний период"

В данной консультации отражены основные формы работы с детьми в летний период....

"Особенности организации занятий детей 4-5 лет"

Учитывая психологические особенности детей 4-5 лет, педагог проводит на занятиях физкультурные минутки, использует игровой материал, включает игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжен...

Консультация для родителей и детей "Особенности организации жизни детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет" и мастер-класс "Путешествие в математическую страну"

25.03.2017 в ГБОУ Школе №809  пройдет "День открытых дверей" по  теме "Давайте познакомимся!" в средней группе №2. Консультация  "Особенности организации жизни ...

Конспект-консультация для родителей по организации досуга детей «Уроки здоровья для мам» Дети разного возраста

Конспект-консультация для родителей по организации досуга детей«Уроки здоровья для мам»Дети разного возраста...

Рекомендации для родителей детей младшего дошкольного возраста на тему: "Использование интерактивных образовательных ресурсов для организации досуга детей дома" .

Презентация  на тему "Использование интерактивных образовательных ресурсов для организации досуга детей дома" , предназначена для родителей, как интерактивный материал, включающий в себ...