Стендовый доклад" Воспитание осознанного отношения у родителей к формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста"
статья
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12 «Берёзка» комбинированного вида
города Искитима Новосибирской области
Воспитание осознанного отношения у родителей к формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста (школа родительской культуры).
Горбачева Татьяна Александровна
Воспитатель высшей квалификационной категории
г. Искитим 2019
Великой ценностью для человека является его здоровье. Сохранение и укрепление здоровья детей – основная задача дошкольного воспитания. Работая инструктором по физической культуре в детском саду, и наблюдая за детьми, я отметила, что очень многие дети, имеют те или иные нарушения осанки. Это подтверждается и результатами ежегодного осмотра детей специалистом городского лечебно-физкультурного диспансера и врача педиатра городской детской поликлиники.
При нарушении осанки у детей уменьшается подвижность грудной клетки и мышцы – диафрагмы, снижается жизненная ёмкость лёгких. Уменьшенные колебания внутригрудного давления неблагоприятно отражаются и на деятельности сердечно – сосудистой системы. Все эти изменения делают детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям лёгких и сердца. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости. У таких детей нередки всякого рода дискинетические расстройства. При уменьшении физиологических кривизн позвоночника нарушение рессорной функции приводит к постоянным микротравмам головного мозга во время движений, что отрицательно сказывается на ЦНС ребёнка и сопровождается повышенной утомляемостью и головными болями. Формирование правильной осанки – не только одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов у детей.
Как показывает практика, достичь желаемых и эффективных результатов в решении любых задач оздоровления, развития и обучения дошкольников можно только, благодаря совместной деятельности детей, педагогов и родителей ( законных представителей). Это касается и вопроса формирования правильной осанки у дошкольников. Между тем не во всех семьях уделяется этому должное внимание. Поэтому работая в этом направлении, определила в своей деятельности следующую цель - Воспитание осознанного отношения у родителей к формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели были намечены следующие задачи:
- Создание благоприятных условий в саду для оздоровления детей.
- Формирование методической базы.
- Подборка подвижных игр, игровых упражнений и упражнений для формирования правильной осанки.
- Организация работы с детьми.
- Организация работы с педагогическими работниками.
- Организация работы с родителями (законными представителями).
Ресурсное обеспечение процесса обучения.
В детском саду имеется отдельный спортивный зал, оснащённый в достаточном количестве специальным оборудованием и инвентарём, различными мелкими пособиями, современной музыкальной техникой. В группах отведено пространство для занятий физическими упражнениями.
Пути решения профессиональной проблемы.
Исходя из задач, которые были обозначены ранее, работа была выстроена по направлениям: работа с детьми, взаимодействие с педагогическими работниками, сотрудничество с родителями (законными представителями).
Работа с детьми.
На начальном этапе работы было проведено обследование детей специалистом городского лечебно-физкультурного диспансера и врачом педиатром детской поликлиники. Мною были проведены практические тесты на силу мышц спины и брюшного пресса. У большинства детей были выявлены те или иные нарушения осанки, многие дети имели низкий уровень развития силы мышц. Были подобраны подвижные игры, игровые упражнения и составлены комплексы упражнений (рекомендуемых врачом лечебной физкультуры) для формирования правильной осанки и мышечного корсета. Эти упражнения постоянно включены во все формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры на улице и др.) Детям объясняется, что иметь правильную осанку - это не только Красиво, но и необходимо, чтобы быть здоровыми. Дети учатся принимать положение тела, характерное при правильной осанке. На физкультурных занятиях дошкольники приобретают навык выполнения упражнений для укрепления мышц и формирования мышечного корсета. В работе широко используются различные здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж, корригирующие упражнения, релаксация).
Взаимодействие с педагогическими работниками.
Организация деятельности на основе тесного взаимодействия всех педагогических работников детского сада является залогом успешного решения задач для достижения поставленной цели.
Формы взаимодействия с педагогическими работниками:
-Консультации («Совместная деятельность воспитателей и детей», «Совместная деятельность воспитателей и родителей» и др.)
-Теоретический и практические семинары («Формирование правильной осанки у детей» и др.)
-Открытая НОД, совместно с инструктором по физической культуре.
Сотрудничество с родителями (законными представителями).
Необходимое условие успешной работы по оздоровлению детей – взаимодействие с семьёй. Для достижения поставленной цели, а именно - Воспитание осознанного отношения у родителей к формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста, в своей работе использую следующие формы взаимодействия:
- Групповые консультации ( «Преемственность детского сада и семьи по физическому воспитанию и оздоровлению детей», « Значение физических упражнений для формирования правильной осанки у дошкольников»).
- Беседы ( выявление запросов и потребностей родителей в получении информации по вопросам формирования правильной осанки, профилактики нарушений и коррекции имеющихся ).
- Индивидуальные консультации (Обсуждение динамики развития ребёнка, рекомендации по организации занятий с ребёнком дома).
- Информационный стенд ( выставка необходимой литературы, статей, памяток, комплексов). Педагогическое просвещение родителей.
- Открытые физкультурные занятия ( Демонстрация , чему дети научились, какими умениями и навыками овладели).
- Круглые столы (« Формирование правильной осанки у дошкольников», «Оздоровление детей в домашних условиях»). Обозначение данной проблемы. Обмен опытом оздоровления детей в домашних условиях.
- Дни открытых дверей ( Обучение родителей практическим методам и приёмам , физическим упражнениям для формирования правильной осанки у детей).
Полученные знания на открытых занятиях и мастер-классах, проводимых мною с целью обучения родителей (законных представителей) практическим методам и приёмам, правильному выполнению упражнений для формирования мышечного корсета и правильной осанки, родители (законные представители) применяют на практике, занимаясь со своими детьми дома. Дети имеют возможность чаще и правильно выполнять необходимые физические упражнения под руководством уже более грамотных в этих вопросах, взрослых. Осознанное отношение к этой проблеме даёт возможность более внимательно следить за осанкой своих детей.
После проведения определённой работы в данном направлении и повторном осмотре детей специалистом лечебно-физкультурного диспансера, а также после проведения итоговых тестов на силу мышц спины и брюшного пресса, были видны положительные результаты. У многих детей осанка улучшилась, часть детей - имеет незначительные улучшения, и лишь у некоторых детей - динамики нет( как правило, родители последних проявляют меньшую активность в сотрудничестве с детским садом). Дети стали более общительны, коммуникабельны и уверены в себе.
У педагогических работников значительно повысился интерес к данной проблеме. Появляется мотивация использовать теоретические и практические наработки в своей деятельности.
По результатам проведённой работы с родителями отмечается повышение заинтересованности в результатах оздоровительной работы с детьми, в формировании правильной осанки, понимание необходимости систематического выполнения упражнений и формирования мышечного корсета у детей. Внедрение разнообразных форм работы с родителями делает сотрудничество с ними более тесным. Родители стали более грамотными в вопросах оздоровления детей и формирования у них правильной осанки.
Таким образом, разработанная и реализуемая система работы способствует воспитанию осознанного отношения у родителей к формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки для детей 4-5 лет.
Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.
1 «Подтягивание»
И. п. лёжа на спине, ноги согнуть, поставить на стопы, руки в стороны. Поднять голову, плечи, спину, руками потянуться к коленям, затем вернуться в и. п. ( лечь, руки в стороны) 6 раз
(Отдых – потянуться).
2 «Велосипед»
И. п. лёжа на спине, ладони под шею, локти прижать к полу. Поднять ноги, имитация езды на велосипеде. (Следить за тем, чтобы при выпрямлении ноги, колено выпрямлять) 10раз
(Отдых – диафрагмальное дыхание).
Упражнения для укрепления мышц спины.
1 «Птичка»
И. п. Лёжа на животе, голову на лоб, ноги вместе, руки согнуты в локтях. Поднять голову, плечи, держать положение «птичка», лопатки свести. Голова на линии спины (назад не запрокидывать), смотреть в пол, счёт - до 4, затем вернуться в и. п. 4 подъёма по 4 счёта
(Отдых – лёжа на животе, руки в стороны, голову на бок (на щёчку).
2 «Брасс»
И. п. то же, поднять голову, плечи и руками – имитация плавания «брассом» на 3 счёта, а на 4- вернуться в и. п. 3 раза
(Отдых – то же и «кошечка»- сесть на пятки, голову на лоб, руки вперёд- потянуть спинку)
3 «Звёздочка»
И. п. то же, сделать «лодочку», т.е. поднять голову, плечи, руки и ноги. Разведение и сведение прямых рук и ног в стороны, над полом, голова на линии спины, смотреть в пол, 4раза.
(Отдых – то же самое)
ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЕЛАТЬ 2 ПОДХОДА!
Литература.
Список используемой литературы и интернет ресурсы:
- Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни». - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128стр.
- Т.К. Ишинбаева «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 2-7 лет» Волгоград, «Учитель», 2010.
- О.В. Музыка «Физкультурно-оздоровительная работа» Волгоград, «Учитель», 2011.
- Е.А. Тимофеева, Е.А. Сагайдачная, Н.Л. Кондратьева «Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации.» Часть 2. Москва, Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2010. - 112стр.
- В.В. Гаврилова «Занимательная физкультура для детей 4-7 лет» Волгоград, «Учитель», 2014. - 188стр.
- Е. А. Бабенкова «Как сделать осанку красивой, а походку легкой» Москва, «ТЦ Сфера», 2008. - 96стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для родителей: "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста" и "Плоско-вальгусная стопа"
Рекомендации для родителей, какие упражнения можно выполнять с детьми дома: упражнения по формированию правильной осанки у стены, упражнения для формирования навыка правильной осанки с предметом на го...
Материал из опыта работы - консультация для родителей по теме: "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"
"Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста, в процессе занятий плаванием».
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. По мере роста родителям и воспитателям, как дома,...
Консультация для родителей: "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст период формирования осанки у детей....
Консультация для родителей "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"
Проблема оздоровления детей-это целенаправленная работа всего коллектива педагогов и родителей. Невозможно оценить роль семьи в сохранении и укреплении здоровья ребёнка. Основы здоровья закладыва...
Консультация для родителей на тему " Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"
Большое значение и процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, паза детей во время занятий, груда и других видов самостоятельной деятельности. Правильную осанк...
«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения с детьми, направленные на формирование осанки»
формирование правильной осанки...