Проект Как малыши весну искали
проект (младшая группа) на тему
Природа всегда вокруг ребенка, она воздействует на ребенка с ранних лет своим разнообразием и новизной, вызывает его изумление, желание больше узнать, спросить, обсудить увиденное. Важное значение природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский, который считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка; утверждал, что для совершенствования слова и мысли ребенка необходимо обогащать его душу понятными, яркими образами природы.
Природа помогает наглядно и доступно продемонстрировать причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь и взаимозависимость предметов и явлений. Дети учатся наблюдать, выделять эти связи и объяснять наблюдаемое, что оказывает значительное влияние на развитие их мыслительное деятельности. В процессе познания природы дети осваивают грамматические категории, обозначающие названия, действия и качества, что помогает им анализировать предмет и явление с разных сторон. В связи с этим, создаются условия для развития связной речи и формирования таких ее качеств как последовательность, логичность, доказательность и четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать описывать. Наблюдение способствует развитию умственной и речевой активности детей.
В возрасте 3-4 лету детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому, основной технологией работы в этом проекте была выбрана мнемотехника. Её приёмы помогают облегчить процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oformlenie_proekta_kak_malyshi_vesnu_iskali.docx | 44.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
Приморского района Санкт – Петербурга.
«Как малыши весну искали»
Вид проекта:
По содержанию: речевой
По доминирующей деятельности: исследовательско-коммуникационный
По составу участников: групповой
По продолжительности: среднесрочный
Характер контактов: дети и родители II –ой младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, социокультурные организации.
Авторы проекта: Андреева Ольга Михайловна – воспитатель
Рыбинкина Марина Георгиевна - воспитатель
Кутузова Екатерина Геннадьевна – муз. руководитель
2018 год
Актуальность.
Природа всегда вокруг ребенка, она воздействует на ребенка с ранних лет своим разнообразием и новизной, вызывает его изумление, желание больше узнать, спросить, обсудить увиденное. Важное значение природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский, который считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка; утверждал, что для совершенствования слова и мысли ребенка необходимо обогащать его душу понятными, яркими образами природы.
Природа помогает наглядно и доступно продемонстрировать причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь и взаимозависимость предметов и явлений. Дети учатся наблюдать, выделять эти связи и объяснять наблюдаемое, что оказывает значительное влияние на развитие их мыслительное деятельности. В процессе познания природы дети осваивают грамматические категории, обозначающие названия, действия и качества, что помогает им анализировать предмет и явление с разных сторон. В связи с этим, создаются условия для развития связной речи и формирования таких ее качеств как последовательность, логичность, доказательность и четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать описывать. Наблюдение способствует развитию умственной и речевой активности детей.
В возрасте 3-4 лету детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому, основной технологией работы в этом проекте была выбрана мнемотехника. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
Проблема
Проблема развития речи является одной из актуальных, потому что связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе. В настоящее время у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Эту проблему можно решить через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по мнемотехническим дорожкам.
Проблемы, с которыми сталкиваются родители и педагоги детей младшего возраста:
- Недостаточный словарный запас;
- Неспособность отвечать на вопросы взрослого;
- Неспособность пользоваться речью как средством общения.
Цель: Развивать речевую активность детей через наблюдения за объектами живой и неживой природы, используя средства мнемотехники
Задачи:
• Пополнять активный словарь детей существительными, прилагательными, наречиями, глаголами.
• Формировать умения детей с помощью взрослого рассказывать об увиденном объекте живой или неживой природы в процессе наблюдений.
• Учить слышать, понимать и отвечать на заданные вопросы воспитателя в процессе наблюдений в природе.
• Формировать у детей интерес к объектам природы, доброжелательное отношение к живым существам и эмоциональную отзывчивость на общение с ними.
• Осваивать умение активно пользоваться монологической речью, согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже.
• Формировать умение пользоваться мнемотехническими дорожками и таблицами в построении сложных предложений
Предполагаемый результат для детей:
целенаправленная работа по развитию речевой активности детей через наблюдения за объектами живой и неживой природы способствует более глубокому решению речевого развития, а также развития личности ребёнка.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
• Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
• Укрепление связей между детским садом и семьёй.
• Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми.
Краткий план реализации проекта (содержание этапов проектирования)
Этапы работы | Мероприятия | Тема, материалы | Сроки выполнения | Ответственные |
Подготовительный | 1.Координационное совещание педагогов | 1.Выбор темы, направлений, распределение работы 2.Составление плана 3.Подбор материала по теме (литература, атрибуты, игры). | В течение 1-ой недели 2-а совещания | Воспитатели и музыкальный руководитель |
2.Родительское собрание "Развитие речи детей средствами мнемотехники, через наблюдения» | Информирование о теме и задачах проекта | В начале первой недели. | Воспитатели | |
Основной | Направления, выбранные для работы | |||
1.Работа в совместной деятельности и НОД | 1.Март:«Заюшкина избушка», «Мамин праздник», «Почему плачут сосульки» 2.Апрель: «Первые проталины», «Весёлые ручейки», «Почему весной не ходят в шубе» 4. Май: «Первые цветы», «Птицы прилетели», «Насекомые проснулись» | На протяжении проекта | Воспитатели и музыкальный руководитель | |
2. Экскурсии, целевые прогулки | «Это есть сама весна» Посещение Ботанического сада. «Весенние цветы в живописи» Посещение Русского музея. Экскурсия в парк «Как малыши весну искали | Апрель Май. Выходные дни | Педагоги и родители | |
3. Оснащение среды | Игры (разных видов), книги, презентации, иллюстрации и.т.д. | По мере необходимости | Воспитатели и музыкальный руководитель | |
4.Практические консультации | " «Что такое мнемотехника?»
| Апрель | Воспитатели | |
«Использование мнемотехники в развитии речи детей» | ||||
Заключительный | 1.Обобщение результатов работы | 1.Музыкальный утренник «Как зайка весну искал» 2.Картотека мнемотаблиц по лексической теме Весна 3. Книга «Весна пришла» (с рассказами о весне) 4.Выставка «Мамы рисуют весну» 5.Презентация «Как малыши весну икали» 6. Тактильная страница «Весна» книги «Путешествие по временам года» 6. Мониторинг | Май | Воспитатели и музыкальный руководитель |
Задачи по областям, решаемые в ходе реализации проекта:
Область | Задачи |
1.Социально-коммуникативное развитие | формирование позиции помощника и защитника живой природы быть приветливыми, доброжелательными, проявлять чувства симпатии 1)Развитие игровой деятельности Воспитание терпения ,усидчивости, трудолюбия, аккуратности ,вкуса и других эстетических чувств. приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения. |
2.Познавательное развитие | называть отличительные признаки весны, используя мнемотехническую таблицу;накопление и обобщение первичных представлений о наиболее ярких явлениях, происходящих весной в природе определение размера предметов путём приложения, сопоставления на глаз - группировка и воссоздание из элементов геометрических фигур - сосчитывание и сравнение предметов в количестве 3-5 ( много, мало, столько же - различие понятий: сегодня завтра, вчера, утро, день различение и называние растений (мать-и-мачеха, подснежник); птиц (грач, ворона); насекомых ( бабочка, жук, муравей); - освоение зависимости роста растений от условий среды Развитие сенсорной культуры Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте путем приложения и выражать результат сравнения словами. Закрепить знание геометрический фигур. Закреплять понятия один, много. Упражнять в различении названий геометрических фигур: круг, квадрат. Уточнять представления детей о растениях на участке детского сада, в парке. Знакомить детей с птицами на города и их характерными признаками. |
3.Речевое развитие | 1) Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в Образы расширение словаря по теме «Весна» 2) Обогатить словарь прилагательными качественными существительными Умение называть отличительные признаки весны используя мнемотехническую таблицу Умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений. Умение детей слушать произведение, устанавливать последовательность сюжета, отвечать на вопросы воспитателя Умение составлять небольшой рассказ, применяя мнемотаблицы Закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. учить детей согласовывать прилагательные с существительным Умение детей слушать произведение, устанавливать Последовательность сюжета, отвечать на вопросы Умение детей подбирать слова, близкие по смыслу (слова- приятели). Развивать все компоненты устной речи детей, создавать проблемные ситуации. активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ - упражнять детей в умении заучивания стихотворения с помощью мнемотаблиц; - закреплять умение составлять рассказ связно, в логической последовательности; развитие связной речи; - продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление; |
4.Художественно – эстетическое развитие (изо, музо, худ. литература) | Художественно-творческие: - освоение способов изображения простейших предметов, подбор цветов и оттенков - создание в лепке предметов, состоящих из нескольких частей самостоятельное рассматривание иллюстраций в книгах, - эмоциональный отклик на рисунки товарищей - рассказывание и обыгрывание сказок, стихов, пение песенок, исполнение танцев с использование различных выразительных средств |
5.Физическое развитие | Развитие мотивации к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений Развитие физических качеств Овладение подвижными играми с правилами; |
Методы использованные педагогами:
Наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, слайдов и пр.)
Словесные (рассказы, беседы, слушание, обсуждения)
Практические (создание картотек – упражнений, схем, для самостоятельной деятельности)
Интерактивные (интерактивное занятие).
Виды детской деятельности задействованные в ходе работы:
Коммуникативная (составление описательных и повествовательных рассказов, разучивание стихов, беседы, ситуативные разговоры)
Познавательно-исследовательская (наблюдения, опыты и эксперименты, проблемные ситуации, образовательные ситуации)
Изобразительная (продуктивная деятельность и изобразительное творчество с интеграцией различных видов изо деятельности)
Виды наблюдений:
Кратковременные (за погодой, поведением птиц, насекомых). В процессе наблюдений, различать и называть форму, цвет, величину (например, ворона большая, чёрная), пространственное расположение частей, характер поверхности
Длительные (за развитием растений) , например, Что происходит с деревьями весной?.
Длительные наблюдения заключаю в циклы. Например, циклы наблюдений за птицами на участке, за развитием растений, за снегом и т.д.
В ходе этих наблюдений у детей развивается сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.
Наблюдения в природе приучают детей приглядываться, подмечать её особенности. Например, наблюдая за одуванчиками, которые доставили детям огромную радость и восторг, малыши высказывались: «Какие красивые цветы»; «Саша, посмотри, одуванчики мягкие»; «Как много одуванчиков». Красота и многообразие природы во все времена года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.
Коммуникативная (отгадывание загадок, ситуативные разговоры, словесные игры)
Восприятие художественной литературы и фольклора (слушание потешек)
Двигательная (музыкальная зарядка, игры с музыкальным сопровождением)
Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
Музыкальная (пение, танец, )
Конструирование (различные виды конструкторов и материалов)
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (ручной труд)
Игровая (музыкальные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры)
Мониторинг
Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.
Дошкольники должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела».
Для закрепления имён существительных можно предложить варианты заданий.
Вариант. 1. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это.
Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение.
Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинке по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». «Собери овощи». «Где домашние животные?».
Использование глаголов в речи можно проверить, предложив дошкольнику этого возраста сюжетные картинки, с изображением трудовых действий, способов передвижения, эмоциональных состояний людей. Ребёнок рассматривая картинку, должен отвечать на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк? Бабочка?» и т.д.
Можно предложить игру «Кто как голос подаёт?» — взрослый спрашивает «Как поёт петух? Утка? Воробей? Кошка? и т.д.
Прилагательные. Взрослый показывает или изображение, или какой-то предмет и просит определить его цвет, размер, какой на вкус. Например, лимон (жёлтый, кислый).
Для дошкольников 3-4 лет предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает:
Слон большой, а мышь …. (маленькая).
У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).
Волк смелый, а заяц … (трусливый).
Для проверки наречий (высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно) также понадобятся сюжетные картинки.
Грамматический строй речи
Чтобы проверить умения детей ставить существительные в форму множественного числа, ему предлагается рассмотреть парные предметные картинки (стул-стулья, тарелка – тарелки и т.д.) и ответить «Что изображено на одной картинке? (один предмет) на другой? (несколько предметов).
Проверка сформированности умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных происходит при помощи предметных картинок. Ребёнку можно предложить назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол — столик, яблоко – яблочко и т.д.
Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами лучше при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи?
Употребление глаголов в разном времени можно закрепить с помощью вопросов типа, «Что делаешь сейчас? Чем занималась вчера мама? Что ты будешь делать завтра?»
Глаголы в разном времени
Правильное использование предлогов также проверяется с помощью вопросов по сюжетным картинкам или расположению предметов в пространстве. Например, перед малышом стоит коробка, в ней лежит красный кубик, а на нём зелёный, перед коробкой сидит кукла, за ней – матрёшка. Ребёнку можно задать вопросы: «Где находится кукла? Кубики? Зелёный кубик? Красный? и т.д.
Звуковая культура речи
Это чёткое произношение всех звуков. Ошибки взрослый может услышать в повседневной речи дошкольников. Также можно попросить ребёнка повторить за родителем слова для проверки какого-то конкретного звука, например, твёрдый и мягкий звук «м» — мышь, мяч, Маша, мишка.
Связная речь
Дошкольники должны уметь:
внятно выражать свою мысль;
рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т.п.;
составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».
Примерные требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников):
Рассказывает самостоятельно
Знает героев и их характерные признаки, например, волчок-серый бочок, мишка косолапый.
Знает последовательность событий
Начинает и заканчивает сказку теми же словами, что и в книге.
Рефлексия проекта (выводы):
Дети стали активно использовать в речи существительные, прилагательные, наречия, глаголы.
Дети научились с помощью взрослого: рассказывать об увиденном объекте живой и неживой природы, рассказывать о событиях, связанных с наблюдениями в природе, из личного опыта; слышать и понимать заданные вопросы воспитателя в процессе наблюдений в природе.
Дети стали проявлять интерес к объектам природы, доброжелательно относиться к живым существам.
Дети с удовольствием стали наблюдать за изменениями в природе.
Понимая важность развития речевой активности детей через наблюдения в природе, мы считаем, что на достигнутом останавливаться нельзя и поставили перед собой задачи – продолжать развивать интерес детей к наблюдениям в природе; обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы пособиями; продолжать активно наблюдать.
Продукты проекта:
Картотека мнемотаблиц по лексической теме Весна Книга «Весна пришла»
(с рассказами о весне) Презентация «Как малыши весну икали»
Презентация проекта: Презентация проекта проходила в рамках вечера досуга «Как Зайка весну искал» в ходе, которого дети смогли продемонстрировать полученные знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее.
Дальнейшее развитие проекта
Работая с детьми в этом направлении увидели, что природа является одним из источников познания ребёнком окружающей действительности. А процесс познания основан на чувственном восприятии, идущем от сердца (души), от непосредственного созерцания и общения с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности. Общение с природой доставляют ребёнку огромную радость, заставляет непроизвольно пользоваться речью: задавать вопросы, высказываться об увиденном, использовать речь как средство общения со взрослым и сверстниками.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Мы считаем, что развитию связной речи у дошкольников будет способствовать образовательная деятельность по ознакомлению с сезонными изменениями в природе. Основной акцент, по нашему мнению, стоит сделать на включение в образовательный процесс по развитию связной речи у дошкольников бесед о природе, наблюдений, вопросов проблемного характера, экскурсий, целевых прогулок, дидактических игр и других формы работы.
Список литературы:
Комплект литературы программы Детство
- Методические пособия М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина («Чтобы чисто говорить, надо», «Начинаем говорить»)
- «Ранее детство: развитие речи и мышления». Л.Н. Павлова.
- «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». В.В. Гербова.
- «Ознакомление детей раннего возраста с природой». Т.Н. Зенина.
- «Ознакомление детей с природой». С.Н. Николаева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ 8 МАРТА "КАК АЛЕНКА ВЕСНУ ИСКАЛА"
СЦЕНАРИЙ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ....
театрализованная игра "Как мы весну искали"
Сценарий праздника для детей старшего и подготовительного к школе возраста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей младшей группы по ОО"Коммуникация" (с элементами театрализации) "Как звери весну искали"
Программное содержание: 1. Учить детей имитировать характерные действия персонажей ( сорока летает, лиса крадётся, медведь переваливается, зайчик скачет, ежик бежит быстрыми небольшими шажочками)...
Клуб друзей “Веселый Осминожка” или как малыши дружбу искали.
В последнее время мы часто слышим термин «инклюзивное образование». Что такое инклюзия? Это прежде всего право на равный доступ к образованию для всех. Все мы знаем о детях с огранич...
Игровая ситуация: «Как Малыш Гео искал плод знаний»
Развивающие игры Воскобовича – это творческая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключ...
Осеннее развлечение "Как малыши Осень искали"
Для детей первой младшей группы. В празднике задействованы дети подготовительной группы (Белочка и Зайчик), дети средней группы с номером "Мухоморчики"....