Предметно- развивающая среда
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Аналитическая справка состояния предметно- развивающей среды в группе "Колокольчики" на 2017-18 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка состояния предметно - развивающей среды
в младшей группе «Колокольчики» за 2017-18 уч.год.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: Одна из основных черт ребенка — инициативность, самостоятельность. Окружающая среда содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать, при минимальной помощи взрослых (например, уголок конструирования и моделирования с деревянными и пластмассовыми частями конструктора и необходимым количеством игрушек - машинок, паровозов, тракторов; спортивный уголок, театральный уголок и др.) . При этом зоны расположены так, что при самостоятельной детской активности внутри группы сферы между собой не пересекаются.
Гибкость, трансформируемость, вариативность: все игрушки, с которыми могут играть дети самостоятельно, находятся на открытых полках, в непосредственной доступности, зоны достаточно мобильны, могут менять свое расположение в зависимости от ситуации
Полифункциональность игрового оборудования: предметы-заместители. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Для этого в группе имеется игровое оборудование, которое имеет полифункциональное значение (например, игрушки- персонажи, строительные наборы, модули и др.) .
Безопасность: для безопасного нахождения детей в группе вся мебель расставлена по периметру помещения, все предметы мебели с закругленными краями, все мелкие предметы (такие как детали мозаики, находятся в коробках с плотно закрывающимися крышками. Также в группе находится уголок безопасности, в котором находятся методические пособия для изучения правил дорожного движения, безопасного нахождения детей на улице и др. методические пособия. В группе имеется уютное и безопасное место для отдыха. Это мягкая мебель рядом с уголком рисования и видом на уголок природы.
Реализация ОП ДО
В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития):
• уголок для сюжетно ролевых игр;
• уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;
• книжный уголок,
• уголок настольно печатных игр;
• уголок развивающих игр;
• уголок природы и экспериментирования с водой и песком;
• спортивный уголок;
• уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования) ;
• уголок конструктивной деятельности;
• уголок ознакомления с символами Родины.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм лепки, аппликации, конструирования из бумаги, схемы для использования при конструкторских играх и др.)
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения(передвижная ширма) где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства).
Предметно- развивающая среда группы меняется в зависимости от некоторых особенностей, например, если в группе больше мальчиков, то мы оборудуем группу конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в “семью”, “больницу”, “магазин”, выделяем для этого большую часть группы. Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ УГОЛКОВ:
Физкультурный центр «Здоровейка»и уголок здоровья
Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.
Оснащение:
- дидактические игры;
- книги;
- схемы, иллюстрации на тему здоровья;
- альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.);
- ростомер, «Стена здоровья» ;
- кольцеброс;
-мячи, кегли, классики для прыжков
- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;
- картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания;
- картотеки гимнастики.
Центр конструирования «Строим сами»
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
Оснащение:
-модели, схемы, картинки различных построек, иллюстрации городов, , улиц и т. п,.
- наборы конструкторов: крупногабаритный (мягкие модули, переносной, напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний; - мозаики крупные, средние, мелкие;- пазлы;- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;- игрушки для обыгрывания построек;
Игровые центры «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин»
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Оснащение:
-атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);
- предметы-заместители;
- модуль «Помощница», набор для парикмахерской и больницы, игровой материал для игры «Магазин»-продукты, касса, весы, корзинка для продуктов.
Центр книги «В гостях у книжки»
Задачи: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.
Оснащение:
- детские книги по программе;- любимые книги детей (книги по интересам);
- сезонная литература;
- тематические альбомы;
- портреты детских писателей
- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки
- магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)
Центр природы
Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.
Оснащение:
- дидактические игры;
- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины,
- подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;
- рисунки о природе и поделки детей из природного материала;
-комнатные растения и пр.
- инвентарь для посадки семян и рассады
- календарь природы;
- набор игрушек : дикие и домашние животные, овощи, фрукты, ягоды
Центр творчества «Умелые руки»
Задачи: Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие мелкой моторики рук, творческого воображения, творческой фантазии.
Оснащение:
-Трафареты
- схемы последовательного рисования предмета;
- книжки-раскраски с образцами;
- картотека тематических книжек-раскрасок;
- альбомы для рассматривания ;
- дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;
- репродукции картин разных жанров искусства
- материалы для рисования
- пластилин, наборы для детского творчества;
-инструменты для творчества;
- клеенчатые салфетки, банки, подставки.
Патриотический центр «Мой край родной»
Задачи:
расширять представления детей о родном крае; формировать гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа; воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, а также воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей, патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.
Оснащение:
- дидактические игры;
-муляжи национальной кухни
- фотоальбом с фотографиями семей воспитанников;
- иллюстрации города Уфы, его достопримечательностей;
- атлас Башкортостана;
- флаг Башкортостана;
- флаг России.
Центр «Безопасности»
Задачи: формировать у детей представление о безопасном поведении в окружающем мире, знакомить с правилами дорожной и пожарной безопасности.
Оснащение:
- служебные автомобили среднего размера (машина скорой помощи, пожарная машина, инкассаторская машина, полицейская машина);
- дидактические игры по правилам дорожного движения и безопасности;
- плакат по правилам безопасности;
Театральный центр
Задачи: пробуждать интерес к театрализованной игре. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
Оснащение:
- набор наручных кукол би-ба-бо:
- набор пальчиковых кукол героями р.н.с.
- набор масок ;
- ширма для театрализации.
Уголок познавательного развития
Задачи: развивать познавательный интерес у детей, математические способности у детей, расширение и активизация словарного запаса детей, развитие выразительности речи, с использованием вербальных и невербальных средств.
Оснащение:
настольно -печатные игры на развитие различных способностей
раздаточный материал по занятиям
Центр дежурства
Задачи: прививать ребенку любовь к труду; помочь ребенку почувствовать себя членом коллектива и осознать полезность своего труда.
Оснащение:
- фартуки, колпаки;
- салфетницы;
- хлебницы;
- карточки с картинками «Виды дежурства»
Музыкальный центр:
Задачи: воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Оснащение:
- детские музыкальные инструменты ;
- набор шумовых музыкальных инструментов;
- декоративный ящик или короб для мелких детских музыкальных инструментов;
- магнитофон;
- комплект CD ;
- музыкально – дидактические игры;
- набор иллюстраций, фотографий, открыток, репродукций, портретов композиторов в соответствии с музыкальными произведениями программы.
Таким образом, предметно- развивающая среда в нашей группе отвечает потребностям обоих участников организации образовательного процесса - педагога и детей в совместной партнерской деятельности, а также в свободной деятельности детей.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Оборудование меняется в соответствии с тематикой, праздниками, временем года. Обновляются дидактические игры, сделанные своими руками. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»
Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...
Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах
Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах...
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
Анализ предметно - развивающей, доступной безбарьерной образовательной среды, в соответствии требованиям ФГОС дошкольного образования. Проектирование модели - центра предметно - развивающей среды группы
Предметно - развивающая среда - это система условий, обеспечивающая развитие ребенка....
Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...