«Песенный репертуар и требования к его подбору»
консультация на тему
«Песенный репертуар и требования к его подбору»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_pesennyy_repertuar_i_trebovaniya_k_ego_podboru.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление по теме:
«Песенный репертуар и требования к его подбору»
Подготовила
Музыкальный руководитель
СПДС «Вишенка»
Ерохина Мария Александровна
«Если у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его,
рассматривай это как прекрасный дар,
которым тебя наделило Небо».
(Роберт Шуман)
Пение – основной вид музыкальной деятельности ребёнка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать своё внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Песня учит и воспитывает человека. Песня сопровождает человека всю жизнь и крылатые слова А.В. Гоголя «Под песню пеленается, женится и хоронится русский человек» тому вечное подтверждение. Недаром психологи утверждают, что сейчас многие дети страдают эмоциональной глухотой, часто бывают жестокими и равнодушными, оглушёнными средствами массовой информации, несущими бездуховность и низкую культуру. Именно песне принадлежит роль «душевного катализатора», «в песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство», - говорил К.Д. Ушинский.
Хорошая детская песня – одно из средств воспитания ребенка. Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Народные песни, песни классиков и особенно русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее.
Песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Все это углубляет его представления об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни. Песни, воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано.
В репертуар детей дошкольного возраста должны входить песни композиторов - классиков, современных авторов, русские народные песни, а также и песни других народов. За последние десятилетия очень изменился мир, окружающий нас. Благодаря интернету, дети сейчас знают, что с любым человеком на земле можно запросто переписываться, сидя в заснеженном сибирском городке или находясь в далекой Африке. А все происходящее за тридевять земель мгновенно может появиться на экране телевизора. Наши дети уже сегодня живут в мире, который един, несмотря на границы и разные языки. Им нужно не просто умение уважать другие страны и народы, им необходимо умение слышать и видеть красоту в чужой культуре. И поэтому вполне уместно знакомить с песнями других стран и народов.
Музыкальная культура нашей страны обладает уникальной коллекцией музыкальных произведений, которые специально написаны композиторами для детей дошкольного возраста. В первую очередь это относится к песенному репертуару. 30 — 60е годы прошлого века можно назвать этапом небывалого эксперимента, когда в тесном союзе педагогов, поэтов и композиторов создавался репертуар, востребованный и в наше время.
Что же такого уникального в этих песнях, которые поют уже пять поколений детей?
Для музыкального воспитания детей следует отбирать только самую лучшую музыку, позволяющую решать задачи эстетического, духовно-нравственного, творческого развития дошкольников. Апробированный в многолетней практике музыкальный репертуар для детей составляет «золотой фонд», который можно и нужно повторять в процессе работы с детьми разных поколений.
В «золотой фонд» детского музыкального репертуара входит не только классическая и народная музыка, но и авторские детские песни и пьесы, написанные для детей профессиональными композиторами – Е. Тиличеевой, Т. Попатенко, А. Филиппенко, В. Витлиным, В. Шаинским, Ю. Чичковым, детские песни А. Пахмутовой и др., а также детский фольклор народов мира.
Поэтому репертуар, отобранный педагогом для пения, должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст.
Органичному сочетанию требований художественности и доступности песенного репертуара в первую очередь отвечает фольклор - детские попевки и песенки. Многие из них написаны в диапазоне кварты, построены на простых мелодических ходах, несложны по ритму и тексту, например: «Петушок», «Василек», «Зайка, ты, зайка», «Поет, поет соловушка» и многие другие. Эти попевки и песенки успешно используются в работе с младшими дошкольниками, в старших группах их включают в качестве упражнений, распеваний.
Репертуар, на котором происходит музыкальное воспитание детей - это именно та музыкальная среда, которая и формирует любовь к музыке, эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетические и нравственные установки дошкольников.
Работая с дошкольниками надо стремиться к простоте и легкости репертуара, его чистоте и увлекательности. Музыкальный руководитель, выбирая репертуар, не должен стараться угодить ни кому из взрослых. Его заботой являются только интересы и возможности детей. А его компасом является собственный профессионализм и советы хороших профессионалов!
Существуют определенные требования, которые предъявляются к подбору песенного репертуара:
- Песни, которые предлагаются детям во всех группах, должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении содержания текста.
- Мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру.
- Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тематике: включать песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные, песни на общественную тематику.
- Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона.
- Песни должны быть педагогически ценными, воспитывающими чувство любви к Родине, ее природе, труду, дружбе и товариществу и т. д.
- Песни должны быть высокохудожественными, т. е. едиными по содержанию и форме. Например, песня «Скворушка прощается», музыка Т. Попатенко.
- Песни должны отвечать дидактическим требованиям: доступности, систематичности и последовательности, сознательности, активности. А именно: постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре. Дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно - соло и хором.
При выборе песен надо исходить из:
- интересов детей, которыми они живут в данное время;
- доступности детскому восприятию выраженных в песне чувств.
Детский песенный репертуар долгие годы не обновляется. К сожалению, многие песни утратили актуальность содержания для современного дошкольника. В этом причина того, что дети редко исполняют в самостоятельной деятельности старые песни, разучиваемые на музыкальных занятиях. Новые же музыкальные произведения, предлагаемые современными поэтами и композиторами, как правило, трудны для детского пения, поскольку не соответствуют вышеуказанным требованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный песенный репертуар
Ещё одна подборка любимых детьми песен....
Примерный шаблон папки с песенным репертуаром для родительского уголка
Папка для старшей группы...
Разучивание песенного репертуара.
Тема занятия: «Разучивание песенного репертуара»воспитанники студии раннего развития «Всезнайка», 5-7 летЦель: разучить песню «Расставаться с тобою нам жаль.». муз. и сл. И.ПономарёваЗадачи:...
Особенности выбора песенного репертуара музыкальным руководителем в детском саду
Огромный интерес у детей на занятиях музыки вызывает разучивание новых песен и исполнение их на праздниках перед родителями. Музыкальный руководитель должен ответственно подходить к выбору...
«Воспитание патриотизма и духовной нравственности через ознакомление с культурными традициями родного Отечества и многообразие песенного репертуара».
Изучение истории родного края способствует росту патриотического самосознания граждан, формирования гордости за тот город, село, в котором вырос, где проходят годы учёбы и труда.Духовно-нравственное и...
При подборе песенного репертуара учитывайте следующее
Советы и рекомендации музыкальным руководителям и родителям дошколят...
Презентация "Песенный репертуар и требования к его подбору"
Презентация "Песенный репертуар и требования к его подбору"...