КОНСПЕКТ КВЕСТ-ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПП ПО ТЕМЕ: «ПРЯНИЧКИ ДЛЯ ДУШИ – ДО ЧЕГО ЖЕ ХОРОШИ!»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Ковешникова Ольга Николаевна

Квест  способствует всестороннему развитию в различных  направлениях: художественно-эстетическом, социально-коммуникативном, познавательном. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kvest-igra.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ КВЕСТ-ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПП ПО ТЕМЕ:

«ПРЯНИЧКИ ДЛЯ ДУШИ – ДО ЧЕГО ЖЕ ХОРОШИ!»

Цель: всестороннее развитие по различным направлениям: художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, познавательному, музыкальному.

Задачи

 Направление художественно-эстетическое

- Дать детям представление об одном из традиционных русских угощений – прянике. Расширить опыт работы с тестом (тестопластика, пряничное тесто). Научить покрывать пряники сахарной глазурью и расписывать кондитерским декором, присыпкой, используя традиционные элементы орнаментов: круги, завитки, ягодки, цветочки, точки, волнистые линии. Развивать у детей воображение, творческую самостоятельность, латеральное мышление (метод нестандартного подхода в решении задач), укреплять мелкую моторику рук. Закреплять знания о дымковской, хохломской, гжельской росписи.

Направление социально-коммуникативное

- Способствовать сближению и организованности группы, закреплять умение работать в команде, уметь сообща решать проблемные ситуации, создавать положительный эмоциональный настрой. Вовлекать родителей в подготовку образовательной деятельности.

Направление «Познание»

- Продолжать знакомить детей с народным творчеством. Развивать интерес к традициям русской культуры. Дать детям возможность соприкоснуться с историческим прошлым русского народа.

Направление «Развитие речи»

  1. Словарь. Обогащать и развивать разговорную и образную речь детей.
  2. Связная речь. Учить детей выразительно читать стихотворения, прозаический текст.
  3. Грамматический строй речи. Упражнять в согласовании существительных и числительных в роде и числе.

Направление: «Музыкальная деятельность».

- Продолжать развивать музыкально-художественную деятельность детей, танцевально-ритмические движения под русскую народную музыку.

Предварительная работа

Чтение русской народной сказки «Пряничный домик» в пересказе Ген. Снегирева и Влад. Глоцера. Беседа по содержанию сказки. Беседы о русских традиционных промыслах: «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка». Рассматривание образцов и занятие по художественной росписи, пластилинографии, аппликации. В разделе «Взаимодействие с семьей» - организация родителей по оформлению поделок и атрибутов к квест-игре. Разучивание с детьми стихотворений, потешек, чистоговорок.

Материалы, оборудование, инструменты

- Путеводительные карты, таблички с названиями «Станций»: «Гжельская слобода», «Тульская слобода», «Хохломская слобода», «Дымковская слобода» в рекреациях ДОУ. «Ключи» (пряники-пазлы) для показа детям; картинки с пряниками. Готовое тесто (пряничное), глазурь, кондитерский декор, посыпка для украшения пряников. Чистые клеёночки, формочки для вырезывания теста (силуэты мишек, сердечек, человечков и др.), декоративные тарелочки для кулинарной выставки, скалки, фартучки, шапочки. Сюрпризный момент: грамоты детям и взрослым.

Действующие лица:

Хозяйки горницы – 2 воспитателя,

Дети-рассказчики в народных костюмах, сотрудники детского сада, работающие на станциях вместе с детьми, Прянуха Медович.

Дети и гости под музыку заходят в «Горницу».

        I-ая Хозяйка:

- Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы!

        II-ая Хозяйка:

- Рады видеть вас у нас в гостях! Мастера живут в наших слободах! Мастера не простые – у них руки золотые! Ох, и порадуем и попотчуем вас сегодня угощением русским и вкусным.

        I-ая Хозяйка:

- Просим, просим к Тульской слободе, гости дорогие!

        Дети и гости подходят к Тульской слободе, а там сидит подмастерье и громко вздыхает.

        II-ая Хозяйка:

- Что, дружочек, ты не весел, что головушку повесил? Мы гостей созвали на угощенье, а твои подносы пусты – как же это так?

        Подмастерье:

- О-ох, о-ох, обещал приехать к нам знаменитый мастер Прянуха Медович с угощеньями, а с какими – я и забыл! Только вот в сундучке письмо и оставил.

        I-ая Хозяйка:

- А вот мы сейчас письмо прочитаем и все узнаем!

        Открывает сундучок, а там карты и письмо.

Письмо Прянухи Медовича:

«Нужно детям и гостям пройти к станциям-слободам, ответить на вопросы, выполнить задания и получить в конверте ключи-отгадки. Когда соберете 3 ключа-отгадки, нужно встретиться снова у моего тульского подмастерья, открыть конверты и соединить все части ключа-подсказки. Получив готовую картинку, вы все узнаете, какое угощенье будем делать.»

        II-ая Хозяйка:

- Ну что, ребята, поможем подмастерью? Давайте возьмем путеводные карты и в добрый путь, команды!

        Дети и гости делятся на 2 команды и расходятся по заданным маршрутам.

I станция «Гжельская слобода»

        Ребенок (Анна) встречает гостей загадкой:

 - Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

    Видно издали пришла и цветами расцвела:

    Голубыми, синими, нежными, красивыми (ответ: гжельская роспись)

        Ребенок (Лена):

- А почему вы так решили?

(Ответ: потому, что мы знаем, что синие и голубые узоры на белой посуде – это гжельские узоры)

       Хозяйка «Гжельской слободы»:

- А какой узор преобладает в гжельской керамике?

(Ответ: цветы)

        Хозяйка «Гжельской слободы»: 

- Я приглашаю посмотреть нашу выставку гжельских мастеров. Здесь и чайники, и чашки, масленка, фигурки животных. Давайте рассмотрим, каким узором украшена чашка.

(Ответ: цветком и бордюром из точек)

 - А какие элементы росписи вы еще видите на посуде?

(Ответ: капельки, сеточки, листики, завитки)

 - Из чего сделана эта посуда?

(Ответ: из белой глины)

       Хозяйка «Гжельской слободы»:

- Василиса, расскажи нам стихотворение о гжели.

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Не виданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её названье - ГЖЕЛЬ!

- Ребята, а вы знаете стихи о гжельской росписи?

1 ребенок - Кира

Старшая группа

В тихом Подмосковье река Гжелочка бежит,

Вдоль этой речки деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки бегут,

Умельцы в той деревеньке живут.

2 ребенок - Соня

Старшая группа

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому чудо творят.

3 ребенок - Василиса

Старшая группа

Из глубины веков до наших дней

Стараньем мастеров умелых

Русь украшает чудо – Гжель

Узором синем в снегах белых!

        Хозяйка «Гжельской слободы»:  

- Посмотрите, дети, гости, какой красивый сказочный петух с пушистым хвостом!

 (На ватмане изображен гжельский петух – кроссворд)        

- Я вам буду задавать вопрос, а вы говорите ответ:

  1. Название промысла (гжель)
  2. Основной цвет гжельской росписи (синий)
  3. Элемент росписи (листок)
  4. Инструмент художника (кисть)
  5. Прием работы кистью (мазок)

- А теперь, гости дорогие, проходите в нашу мастерскую.

          Изготовление гжельской аппликации на подносе.

        Хозяйка «Гжельской слободы»:

- Белоснежный цвет глины, какой продукт вам напоминает, который хозяйки используют для приготовления теста (мука, сахар, соль, сода, крахмал) - За правильный ответ даем ключ.

II станция «Хохломская слобода»

        Ребенок подготовительной группы встречает команду загадкой:

«Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась

Рядом с листиком трехпалым,

Земляника цветом алым,

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это?» (Хохлома)

- Какие цвета используют в хохломской росписи? (Золотой, черный, красный, зеленый)

- Какие ягоды изображены в хохломской росписи? (Клубника, смородина, рябина и т.д.)

- Какие элементы используют в хохломской росписи? (Завиток, травка, усики, листочки, ягодки и т.д.)

- С чего начинают роспись растительного орнамента? (С креуля)

        Хозяйка «Хохломской слободы» предлагает взрослым гостям и детям украсить готовые формы (поднос и ложку) с помощью пластилинографии хохломскими узорами.

Ребята, а Вы знаете стихи о хохломской росписи?

1 ребенок - Соня

Старшая группа

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши,

Там травка вьется

И цветы удивительной красы.

2 ребенок - Саша

Старшая группа

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый золотой,

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

        Выполнив задание, дети отвечают на вопрос хозяйки:

- Золотой цвет Хохломы похож на продукт, который тоже иногда добавляют в тесто. Этот продукт тягучий, сладкий, его делают пчелы? Что же это за продукт?

         Ответы детей:

- Мед!

        Хозяйка предлагает детям и гостям поиграть на ложках, а в конце игры выдает часть ключа подсказки, и команда следуют по путеводительной карте к «Дымковской слободе».

III станция «Дымковская слобода»

Ребенок из подготовительной группы встречает команду загадкой:

- Веселая белая глина, кружки и полоски на ней:

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыба. А ну, назови-ка меня! (Дымка)

1 ребенок - Тимофей

Старшая группа

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали и село большое – Дымково назвали.

Там любили песни-пляски, там рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины все игрушки не простые,

А волшебно расписные!

2 ребенок - Марк

Старшая группа

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

А отвести не в силах взор.

        

Хозяйка «Дымковской слободы» предлагает детям ответить на вопросы по картинкам, а взрослым раскрасить готовые контуры с помощью дымковских орнаментов.

        Хозяйка «Дымковской слободы»:

- Скажите, ребята, а на какой продукт, который хозяйка добавляет в тесто, похожи желтые кружочки в дымковской росписи. Подсказка: его несут курочки.

        Ответы детей:

- Яйца.

        Команда получает часть ключа-подсказки и возвращается в «Тульскую слободу».

        Под музыку входит Прянуха Медович. Представляется гостям и детям. Предлагает собрать из частей подсказок одну картинку. Когда картинка собрана, Прянуха Медович спрашивает, догадались ли команды, какое лакомство будут сегодня делать.

Ответы детей: Пряники.

        Прянуха Медович предлагает послушать историю этого лакомства:

«Пряники делают на Руси с незапамятных времен. Из муки, яиц, меда замешивают тесто. Оно получается не таким легким и воздушным, как на булочки и пироги. Тесто это очень сладкое и тяжелое. А еще в него добавляются пряности: имбирь, корицу, мускатный орех. (Прянуха Медович демонстрирует детям пряности). А когда выпекут пряники украшают глазурью и подают к чаю. И меня, пряничных дел мастера, так и зовут – Прянуха Медович, от слова пряник, пряность. Ну, что, хотите сами попробовать сделать прянички?»

        II-ая Хозяйка:

- А у нас и в горнице все готово. Мы и тесто замесили, и скалочки приготовили. Вот вымоем ручки, да оденем шапочки и фартучки, и приступим.

        Взрослые помогают детям приготовиться.

        I-ая хозяйка:

- Посмотрите, как научил нас Прянуха Медович делать прянички. Сначала нужно скалочкой раскатать тесто, но не тонко, затем понравившейся мне формочкой вырезаю фигурку на тесте, а затем аккуратно отправляю ее на противень. Попробуйте и вы сделать свои прянички.

        Пока дети осваивают технологию изготовления пряников, взрослые готовят все для украшения пряников. Затем Прянуха Медович и хозяйки показывают на заранее испеченных пряниках, как можно украсить глазурью и кондитерским декором: кружочками, завитками, точками. Гости принимают участие в изготовлении и украшении пряников.

        Пока пряники выпекаются, а украшенные высыхают естественным образом, Прянуха Медович говорит:

-  Хорошо вы потрудились! Приглашаю и гостей, и детей на «Русскую кадриль».

        После кадрили Прянуха Медович:

- Я вижу, ребята, что вы время даром не теряли и из подмастерьев превратились в настоящих мастеров! Ну, а за это – посвященье в Мастера!

        Прянуха Медович выдает детям грамоты «Пряничных дел Мастеру».

Грамоты также выдаются гостям.

Прянуха Медович:

- Вы работали, играли, время даром не теряли.

Но пришла пора прощаться,

В путь мне надо собираться.

Говорю вам, детвора: «До свиданья, мастера!».


Используемая литература

  1. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления». – М. Линка – Пресс, 2000.
  2. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» - Из.дом «Цветной мир», 2011.
  3. Примерная общеобразовательная программа ДО / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы» - М: Мозаика-синтез, 2010.
  4. Юдин А.В. «Русская традиционная народная духовность». Программа «Обновление гуманитарного образования в России» - М., 1994.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект квест – игры « Помощь команде корабля» для подготовительной группы

Конспект  квест – игры  « Помощь команде корабля»для подготовительной группы  « Цель: всестороннее развитие детей  (познавательному и социально-коммуникативному)Задачи:...

Конспект квест-игры по познавательному развитию в подготовительной группе."Помощь Природе!"

Для выполнения заданий в игре-квесте Эколёнок Умница ребятам вручила письмо-посылку, с просьбой о помощи лесам Краснодарского края. По пути их ждали интересные экологические задания: отвечали на вопро...

Конспект квест – игры по экологии для детей подготовительной группы

Цель:Формирование учебной мотивации в ходе деятельности по прохождению КВЕСТа.Задачи:1....

Конспект квест- игры по познавательному развитию в подготовительной группе « В поисках клада»

Данный материал был использован в рамках проекта моя семья. Он будет полезен для проведения непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию....

Конспект квест — игры по экологии для детей подготовительной группы Тема: «Друзья природы».

Конспект квест — игры по экологии для детей подготовительной группы  Тема: «Друзья природы»....

Конспект квест- игры по ПДД для детей подготовительной группы Тема: «Поможем почтальону Печкину»

Активизировать знания детей о дорожных знаках - предупреждающих, запрещающих и информационных....