Презентация «Организация работы ПМПк ДОУ: нормативно-правовой аспект»
презентация на тему

Семикова Елена Алексеевна

Презентация может быть использована для консультации воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_konsultatsii_dlya_pedagogov_pmpk.pptx125.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация работы ПМПк ДОУ: нормативно-правовой аспект» Консультация для воспитателей

Слайд 2

Психолого-медико-педагогический консилиум ( ПМПк ) организуется в ДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации Декомпенсация - это утрата способности компенсировать нарушенную функцию Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд. процесс, обратный компенсации, – расстройство деятельности какойлибо системы организма вследствие нарушения компенсации. Возникает, как правило, при ухудшении состояния организма либо при столкновении с неожиданными новыми условиями, требующими формирования новых приспособительных реакций. Дефектология. Словарь-справочник

Слайд 3

Цель ПМПк обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников

Слайд 4

Основными задачами ПМПк являются выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в МДОУ) диагностика отклонений в развитии и состоянии декомпенсации; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье; подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.

Слайд 5

ПМПк в своей деятельности руководствуется Письмом МО РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме ОУ» от 27.03.00 г. №27\901-6 Примерным положением Министерства образования о психолого – медико - педагогическом консилиуме образовательного учреждения (№27\901-6 от 27.03.00) Законом РФ « Об образовании» Конвенцией ООН о правах ребенка Уставом образовательного учреждения Договором между образовательным учреждением и родителями ( законными представителями) обучающегося, воспитанника Положением о ПМПк

Слайд 6

В состав ПМПк входят: зам. заведующего по МВР; воспитатели; педагог-психолог; учитель-дефектолог; учитель-логопед; социальный педагог; инструктор ЛФК; медицинский работник

Слайд 7

Функциональные обязанности членов консилиума Председатель ПМПк : ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПк , перспективное планирование деятельности ПМПк , координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации работы, анализ эффективности

Слайд 8

Функциональные обязанности членов консилиума Педагог-психолог : проводит углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций оказывает методическую помощь воспитателям в разработке коррекционных Программ индивидуального развития ребенка .

Слайд 9

Функциональные обязанности членов консилиума Учитель-логопед: информирует специалистов Консилиума об особенностях речевого развития воспитанника, разрабатывает Программы коррекционно-развивающей работы; занимается ведением документации Консилиума

Слайд 10

Функциональные обязанности членов консилиума Воспитатель: информирует специалистов консилиума об особенностях усвоения программного материала, поведения, общения ребенка, участвует в разработке программ коррекционно-развивающей работы, ведет наблюдения за детьми. дает ребенку характеристику, формирует в обобщенном виде смысл трудностей в его воспитании и обучении.

Слайд 11

Функциональные обязанности членов консилиума Воспитатель: определяет уровень развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализует рекомендаций психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.). Консультирует родителей по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка на дому.

Слайд 12

Функциональные обязанности членов консилиума Медицинская сестра: информирование заинтересованных лиц о поступлении в ДОУ детей с отклонениями в развитии, контроль выполнения рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито- и физиотерапевтических процедур.

Слайд 13

Функциональные обязанности членов консилиума Инструктор по физкультуре: выполнение рекомендаций психолога, логопеда, врача, проведение занятий с учетом индивидуального подхода. Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами танцевальной, театральной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога.

Слайд 14

Деятельность специалистов Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации На заседании ПМПК обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк

Слайд 15

Формы организации ПМПк Плановые консилиумы – проводятся не реже одного раза в полугодие. Цель – оценка динамики обучения и коррекции, внесение, в случае необхо­димости, поправок и дополнений в коррекционную работу, изменение формы, ре­жима или программы обучения, назначение дополнительных обследований. Задачи: Выявить детей «группы риска». Проанализировать качественный и количественный состав детей с призна­ками дезадаптации , неусваивающих и слабоусваивающих программу. Определить психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с трудностями адаптации. Определить специальный образовательный маршрут ребёнка. Отследить динамику развития ребёнка в процессе реализации индивидуа­льной коррекционно-развивающей программы, внести необходимые из­менения в эту программу.

Слайд 16

Формы организации ПМПк Внеплановые консилиумы (срочные) – собираются по запросам специалистов (в первую очередь педагога), непосредственно работающих с ребёнком. Поводом для проведения ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребёнка в данных образовательных условиях (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе). Цель – выяснение причин возникших проблем, оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности его преодоления; определение допустимых нагрузок, необходимости изменения режима или формы обучения. Основная задача внепланового консилиума – решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам, а также внесение изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности

Слайд 17

Формы организации ПМПк Заключительный консилиум – проводится в связи с переходом учащегося на новую ступень обучения или в связи с завершением коррекционной работы. Цель: оценка статуса воспитанника на момент окончания воспитательно - образовательной и коррекционной работы: приобретённые знания по всем образовательным областям, степень социализации, состояние эмоционально-волевой и поведенческой сфер, высших психических функций; рекомендации для педагогов, которые будут работать с воспитаником в дальнейшем. Материалы заключительного ПМПк используются как основа для составления психолого-педагогической характеристики ребёнка.

Слайд 18

Этапы проведения ПМПк 1. Предварительный этап Запись ребенка на консультацию с целью диагностики По запросу родителей По инициативе педагогов Письменное согласие родителей на обследование ребенка.

Слайд 19

Тяжелая адаптация ребенка к ДОУ Нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сферы Семья «группы риска» (приложение) Тяжелые нарушения речи у детей Низкая познавательная активность Низкий уровень школьной готовности Признаки одарённости Причины обращений в ПМПк

Слайд 20

Этапы проведения ПМПк 2. Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума . Этот этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума Представления всех специалистов консилиума: педагогическое – воспитатели; психологическое – педагог – психолог; логопедическое – учитель – логопед; медицинское – медицинская сестра .

Слайд 21

Этапы проведения ПМПк 3. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи: обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк , определяются комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, образовательный маршрут . Родителям сообщается заключение в понятной для них форме. Каждый специалист обязан проконсультировать родителей и дать им ясные и понятные рекомендации. В отдельных (наиболее сложных) случаях специалист должен в доступной для родителей форме предоставить им прогноз дальнейшего развития ребенка. Направление ребенка на областную ПМПК. Ребенок направляется на комиссию более высокого уровня в том случае, если: ПМПк ДОУ не приходит к общему мнению; родители не принимают решений и рекомендаций ПМПк ДОУ. Общее заключение ПМПк ДОУ передается в областную ПМПК. После дополнительного обследования ребенка это заключение возвращается в образовательное учреждение с рекомендациями специалистов ПМПК.

Слайд 22

Заключение областной ПМПК: ребенку присвоен статус ОВЗ « обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (Часть 16 статьи 2 ФЗ № 273)

Слайд 23

Дети-инвалиды К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Слайд 24

Дети с ОВЗ - это Дети с нарушениями слуха ( неслышащие , слабослышащие); Дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие); Дети с тяжелыми нарушениями речи Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; Дети имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития; Дети с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые); Дети с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения; Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития

Слайд 25

Этапы проведения ПМПк 4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе . Составляются: карта развития ребенка; планы коррекционно – развивающих мероприятий всех специалистов консилиума; Определяется куратор ребенка

Слайд 26

Этапы проведения ПМПк 5. Реализация рекомендаций консилиума. Составляется план коррекционных мероприятий. На каждого ребенка заводятся соответствующие документы, в которых отражается ход коррекционной работы. 6. Динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы) или итоговое обследование . По результатам промежуточного обследования заседание ПМПк проводится только в следующих случаях, если: отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития; были получены значительные изменения состояния ребенка; произошли какие-то незапланированные события. В этом случае заседание комиссии будет внеплановым.

Слайд 27

Этапы проведения ПМПк 7. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы. На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним. Если работа продолжается, то она проходит по этой же схеме.

Слайд 28

Алгоритм работы ПМПк : ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ У РЕБЁНКА БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДИАГНОСТИКА ЗАСЕДАНИЕ КОНСИЛИУМА. ВЫРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА РЕАЛИЗАЦИЯ НАМЕЧЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОТСЛЕЖИВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Слайд 29

Категории семей «группы риска» в ДОУ, дети из которых могут быть представлены на ПМПк : № п.п Критерии Основания 1 Семьи, имеющие детей-инвалидов до 7 лет Медицинская карта воспитанника 2 Замещающие семьи (опекунские, патронатные, приемные) Справка о статусе несовершеннолетнего (ребенок-сирота, ребенок оставшийся без попечения родителей) 3 Семьи, использующие неконструктивные методы воспитания Результаты наблюдения воспитателя (педагога) за процессом общения ребенка и родителей утром и вечером 4 Семьи с детьми, у которых наблюдается запаздывание психического развития и/или нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы Результаты психолого-педагогической диагностики ребенка 5 Неблагополучные семьи: Один из родителей злоупотребляет алкоголем, В семье частые ссоры, скандалы, конфликты, нарушающие условия договора с ДОУ (родители систематически поздно забирают ребенка из ДОУ, приходят за ним в нетрезвом состоянии, эпизодически одевают ребенка не по сезону и/или в грязную одежду). Докладная воспитателя на имя заведующего ДОУ о нарушении условий договора с ДОУ родителями несовершеннолетнего

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы ПМПк в ДОУ компенсирующего вида.

Материал из опыта работы МДОУ компенсирующего вида о взаимодействии специалистов служб сопровождения коррекционного прцесса ДОУ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Презентация «Организация работы ПМПк в ДОУ»

Для дошкольных учреждений наиболее приемлемой формой выявления проблем развития и здоровья и разработки стратегии сопровождения ребёнка являются психолого-педагогические консилиумы. Консилиум - э...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПМПк в ДОУ"

Презентация о том, как организовать работу ПМПк в ДОУ....

Педагогический всеобуч: Тема: "Организация патриотического воспитания в дошкольной организации в контексте актуальных нормативно-правовых документов"

План:Понятие гражданско-патриотического воспитания и его эволюция.Историческая справка.Нормативно-правовые основы реализации гражданско-патриотического воспитания в РФ....

Доклад на тему: "Организация патриотического воспитания в дошкольной организации в контексте актуальных нормативно-правовых документов"

Доклад на тему: "Организация патриотического воспитания в дошкольной организации в контексте актуальных нормативно-правовых документов"...

Доклад на тему: "Организация патриотического воспитания в дошкольной организации в контексте актуальных нормативно-правовых документов"

Доклад на тему: "Организация патриотического воспитания в дошкольной организации в контексте актуальных нормативно-правовых документов"...