Мы встречаем малышей!
консультация по теме

Новикова Татьяна Николаевна

                         Адаптация ребенка  к детскому саду — непростой процесс для всех: самого ребенка, его родителей и воспитателей.

                         Основная ответственность за успешную адаптацию ребенка к условиям ДОО ложится, как правило, на плечи воспитателей.                                

                         От того, насколько детям будет комфортно в садике, зависит их эмоциональное, психическое и физическое состояние и настроение.

                          Поэтому так важно грамотно подготовить педагогов к первой встрече с новыми воспитанниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_vstrechaem_malyshey.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

«МЫ ВСТРЕЧАЕМ МАЛЫШЕЙ»

     Адаптация ребенка  к детскому саду — непростой процесс для всех: самого ребенка, его родителей и воспитателей. Основная ответственность за успешную адаптацию ребенка к условиям ДОО ложится, как правило, на плечи воспитателей. От того, насколько детям будет комфортно в садике, зависит их эмоциональное, психическое и физическое состояние и настроение. Поэтому так важно грамотно подготовить педагогов к первой встрече с новыми воспитанниками.

     Чтобы процесс адаптации прошел более успешно, ДОО должно вести работу по трем направлениям:

1.     Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

2.     Работа с родителями;

3.     Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период.

  1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

     Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.

     Любой малыш испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие. Зрительно уменьшат помещение красивые занавески на окнах, картинки по верхнему краю стены.

     Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Наличие в группе уголка «уединения». Желательно рядом разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

     Необходим в группе физкультурный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении.

     Важна для детей в этот период изодеятельность, чтобы ребенок мог выплеснуть на бумагу свои чувства, т.к. многие 2-3-летние дети еще не говорят. Уголок рисования со свободным доступом детей к карандашам и бумаге решит эту проблему.

     В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам: перед сном можно покачать ребенка, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к новой обстановке.

     Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Психологи рекомендуют чаще использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать).

     Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом, поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный альбом» с фотографиями всех детей группы и их родителей.

     Можно использовать спокойную музыку как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка

    Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой (успокаивают и расслабляют). 

«Песочная терапия» - песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

* Отпечатки наших рук. Поверхность песка ровная; песок влажный. Дети вместе с воспитателем делают по очереди отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороной (прислушиваемся к ощущениям: песок прохладный, теплый, сухой, мокрый);

* Отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик);

* Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползет змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром;

* «Пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя руками одновременно);

* «Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино;

* Оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать, чьи это следы?)

Очень важно единство требований двух воспитателей и младшего воспитателя.

 

  1. Работа с родителями.

     Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому большое внимание в период адаптации уделяется работе с родителями. Им предлагаются анкеты, которые могут лучше узнать об их интересах, привычках детей, о состоянии их здоровья. Разъясняются значение режима дня, ритмов сна, активного бодрствования, прогулок. Уточняются пожелания родителей по вопросам питания ребенка, формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Некоторые родители видят, что ребенок недостаточно самостоятелен в группе. Они пугаются и перестают приводить его в детский сад. Это происходит потому, что взрослые не готовы «оторвать» ребенка от себя. В личных беседах старайтесь объяснить родителям, что их повышенная тревожность мешает ребенку адаптироваться к новым условиям.

     В конце каждого дня на стенде «Наши успехи» размещайте информацию для родителей о прошедшем дне в группе: тематика игр-занятий, достижения детей, сведения об оздоровительных мероприятиях. С родителями проводите консультации «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения», «Закаливание в семье», «Значение режима дня для воспитания», «Какие игрушки нужны детям», «Психологические особенности детей раннего возраста». И, конечно, в адаптационный период говорите с родителями о любви к своему ребенку. На вопрос, в чем они видят проявление этой любви, большинство родителей ответить затрудняются. Одна из энтопедагогических формул гласит: «Что такое воспитание? Пример любви. Больше ничего!» Трагедия современности – в исчезновении примеров, в том числе семейного образа жизни. Ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни. Порой свою любовь родители реализуют через сооружение вокруг ребенка своеобразной «защитной сетки», которая обеспечивает ему материальный и психологический комфорт (лучшие игрушки, лучшая одежда, книги). Желание родителей освободить своего малыша от любых трудностей оборачивается для ребенка эгоизмом, его неумением и нежеланием строить свои отношения с другими людьми по принципу взаимопонимания.

Объясните родителям, что в жизни ребенку придется преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать него инициативность и самостоятельность, потому что наблюдения показывают, что если дети 3 лет самостоятельно решают «проблемы», возникающие в игре, они готовы к решению реальных жизненных задач, в том числе и в новых непривычных условиях.

  1. Организация игровой деятельности.

     Основная задача педагога в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду.

     Чтобы решить эту задачу, воспитателю следует в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение («Я вас всех спрячу от дождя», «Я вас в гости приглашу»).

Играя с детьми, формулируйте простые, известные малышам игровые цели, не вызывающие особых сложностей для их достижений. Дети могут вместе с вами собирать цветы, прятаться от дождя под вашим зонтиком. Более сложные игровые цели, такие, например, как сварить суп, вы реализуете сами. Малыши в этих играх являются активными наблюдателями. В адаптационный период важно не выполнение игрового действия, а установление доверительных отношений с детьми.

     Поначалу старайтесь использовать в играх копии реальных предметов (игрушечные ложки, чашки, листья). Ребенок охотно получит от воспитателя цветок, похожий на настоящий, и с удовольствием с ним поиграет.

     Старайтесь предложить всем детям одинаковые предметы. Это показывает им, что воспитатель никого не выделяет и ко всем относится одинаково хорошо.

     Не беспокойтесь по поводу того, что игры с взрослыми не дают ребенку простора для его собственной активности. Многие дети еще не готовы к её проявлению в первые недели пребывания в детском саду. Зато благодаря таким играм вы доказываете свое добросердечное отношение к детям, становитесь для них интересным партнёром, способствуете накоплению игрового опыта малышей.

     Для того, чтобы дети адаптировались к условиям ДОО быстрее и легче, усилия воспитателя должны быть направлены не только на создание развивающей среды, но главное на обучение детей умению сотрудничать, на сближение их друг с другом. Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов. Когда взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращается к ним по имени, помогает им организовать совместную игру, в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению: доброжелательнее относятся друг к другу, меньше конфликтуют, стремятся вызвать интерес и сочувствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Встречаем Малыша и Карлсона". Развитие фонематического анализа и синтеза.

Формирование звукового анализа и синтеза у детей является необходимым условием при обучении дошкольников грамоте. Нередко выявляются дети, которые при относительно сохранном произношении и прави...

«Новый год встречают малыши».

Утренник "Новый год"...

Конспект обрядового праздника у башкир "Встреча малыша"

В конспекте участвуют дети и бабушка. Описывается утварь башкир, песни, игры....

Итоговая ООД по познавательному развитию в старшей группе "Весну встречаем - малышам помогаем!"

Интегрированная ООД  в старшей группе: познавательное развитие (ознакомление с окружающим) + художественно-эстетическое развитие (аппликация)...

"Праздник Весны встречают малыши"

Сценарий праздника Весны во второй младшей группе детского сада...

«Сказка» встречает малышей 06.09.17

laquo;Сказка» встречает малышей 06.09.17 Группа кратковременного пребывания « Капелька» распахнула свои двери для самых маленьких воспитанников В начале сентября группа кратковремен...

Первая встреча малыша с книгой

Мы все знаем, что чтение художественной литературы детям - это интересное и познавательное занятие. С раннего возраста необходимо прививать любовь у малышей к чтению сказок, потешек, стихотворений, ра...