Развитие речи детей посредством русского фольклора
проект (средняя группа) на тему
При организации проектной деятельности это материал окажет помощь воспитателям ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_folklor.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Развитие речи детей
посредством русского фольклора
ТИП ПРОЕКТА
По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.
По содержанию: социально - педагогический.
Участники проекта: дети группы, воспитатель группы, родители.
По времени проведения: долгосрочный.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Проблема:
Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют пословицы, поговорки, а ведь в них заключается суть разрешения практически любого конфликта.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, накопления, положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:
Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
- Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно -развивающими событиями;
- Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОЕКТА:
ФОРМЫ:
Занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность ( индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
- У детей повысить интерес к устному народному творчеству. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
- У детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;
- Сформируется коммуникативная и социальная компетентность детей;
- У родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
- Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.
Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.
Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.
Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.
Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.
Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.
Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
Содержание работы на 2016-2017 учебный год
сентябрь | Анкетирование детей и родителей . | Результаты анкет |
сентябрь | Создание картотеки дидактических игр на развитие речи. | Картотека |
октябрь | Работа с загадками, составление загадок. | Картотека |
октябрь | Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». | Показ сказок |
ноябрь | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Рассказывание |
ноябрь | Знакомство с народной куклой. | Изготовление куклы «Пеленашки» |
декабрь | Совместные рисунки детей и родителей к любимым потешкам. | Выставка рисунков |
декабрь | Настольный театр «Маша и медведь» | Показ сказки |
январь | Сочиняем сказку сами. | Сказка «Колобок-великан» |
январь | Инсценирование сказки: «Теремок (на новый лад)» | Показ сказки |
февраль | Создание библиотеки русских народных сказок | Выставка сказок |
февраль | Консультация для родителей: «Формирование ребёнка как личности в процессе знакомства с народными играми» | Папка-передвижка |
март | Рисуем скороговорки вместе с родителями. | Выставка рисунков |
март | Знакомимся с предметами русского быта. | |
апрель | Игра-викторина: «Знаем ли мы русские народные сказки?» | Конспект |
апрель | Создание альбома с иллюстрациями «Альбом пословиц и поговорок, народных примет о временах года» | Альбом |
май | Литературный КВН на знание потешек. | Конспект |
май | Знакомство с историей русского костюма. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по развитию речи дошкольников посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности
В работе используются все виды фольклора: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т.д....
Консультация для воспитателей "Развитие речи через русский народный фольклор и обогащение развивающей среды"
Консультация для воспитателей"Развитие речи через русский народный фольклор и обогащение развивающей среды"Русский народный фольклор – это произведения детей и взрослых усвоенные традицией. К детскому...
Консультация для воспитателей «Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор».
Консультациядля воспитателей«Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор»....
Консультация " Развитие речи через русский народный фольклор"
Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности....
КОНСУЛЬТАЦИЯ на тему: «Развитие речи посредством русского народного фольклора»
Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общепризнанным являетс...
Опыт работы на тему: «Развитие речи посредством русского народного фольклора»
Детский фольклор обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. И хотя они состоят из немногих строк, незатейливы...