КОНСУЛЬТАЦИЯ на тему: «Развитие речи посредством русского народного фольклора»
консультация по развитию речи (средняя группа)
Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общепризнанным является тот факт, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов.
Речь включается во все виды деятельности ребенка. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию всех сторон речи (словаря, грамматического строя, выразительности), ее форм (ситуативной, контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_gmo.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 «Золотая рыбка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Согласовано:
Методист отдела образования С.Ю. Никонец
Руководитель методического объединения
воспитателей групп среднего возраста Н.Н. Паксеваткина
КОНСУЛЬТАЦИЯ
на тему: «Развитие речи посредством русского народного фольклора»
в рамках городского методического объединения
воспитателей групп среднего возраста
Подготовила:
Алчинова Светлана Васильевна
воспитатель первой
квалификационной категории
Согласовано:
старший воспитатель
____________С.А. Емелина
Дата проведения: 24 ноября 2020г
2020-2021 учебный год
Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общепризнанным является тот факт, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов.
Речь включается во все виды деятельности ребенка. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию всех сторон речи (словаря, грамматического строя, выразительности), ее форм (ситуативной, контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).
Положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности, теории речевой деятельности, сформулированы в трудах известных отечественных психологов и педагогов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, в концепции речевого развития дошкольников, разработанной Ф.А. Сохиным, О.С. Ушаковой и др.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены образовательные области «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие». Социально-коммуникативное развитие направлено на «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками», чего невозможно достичь без достаточного объема активного словаря ребенка. При речевом развитии решается комплекс задач по овладению детьми речью как средством общения и культуры, обогащению словаря, развитию связной речи (диалогической и монологической) и средствами ее выразительности, знакомство с детской литературой (детским фольклором).
Одним из эффективных средств развития речи детей среднего дошкольного возраста является фольклор – устное народное творчество. Это связано с тем, что в связи с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность дошкольной организации ориентирована на развитие личности ребенка, его духовно-нравственные, индивидуальные особенности и интересы, поэтому актуальными целями деятельности воспитателя является активизация, пробуждения интереса к произведениям устного народного творчества, прибауткам, закличкам, небылицам, сказкам, народным песням и играм, к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре. От педагога требуется, чтобы он хорошо знал и умел использовать воспитательно-развивающий потенциал устного народного творчества в целях развития речи воспитанников.
Проблема состоит в том, чтобы создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
В работах некоторых ученых (В.И. Василенко, Е.Е. Зубарева,О.Л. Князева, М.Д. Маханева, М.Н. Мельников, Э.В. Померанцева и др.) встречается определение «детский фольклор». Это такие народные произведения, которые входят в жизнь ребенка очень рано. М.Н. Мельников отмечает, что к детскому фольклору относят так называемые малые жанры фольклора – это «небольшие по объёму фольклорные произведения: календарно-обрядовые песни, пословицы и поговорки, потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, небылицы, загадки, сказки».
Устное народное творчество выступает эффективным средством развития речи дошкольников, поскольку его произведения раскрывают перед детьми красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, обогащают детскую речь».
При использовании устного народного творчества как средства развития речи детей среднего дошкольного возраста оптимальными являются три подхода: интегративный, коммуникативный и системно- деятельностный.
При интегративном подходе решение задач образовательных областей «Социально-коммуникативное» и «Речевое развития» осуществляется:
– во всех областях образовательной программы дошкольной организации;
– во всех формах организации детской деятельности – организационно образовательной, совместной деятельности детей и воспитателей, самостоятельной деятельности детей;
– в разных видах детской деятельности (игровой, познавательной, трудовой, продуктивной, музыкальной и т.д.) и в режимных моментах.
Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.
При коммуникативном подходе произведения устного народного творчества используются для общения взрослого с ребенком, например, при чтении и обсуждении художественных произведений, проведении эстетических бесед, пальчиковых игр. Это расширяет словарный запас, формирует грамматический строй речи, ее звуковую культуру.
В процессе системно-деятельностного подхода малые формы фольклора применяются целенаправленно и системно (во всех видах и формах детской деятельности, в режимных моментах) и учитывается то, что большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности детей, которая положительно влияет на речевую активность. При этом подходе воспитатели организуют для детей подвижные народные игры, хороводы, фольклорные праздники и т.д.
Для развития речи детей среднего дошкольного возраста воспитатели могут использовать разные жанры малого фольклора.
Потешки – песенки и стишки – привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры. Для запоминания потешек, используется подбор различного материала – это красочные книжки с потешками, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступном для детей месте.
Загадки очень близки игровой форме, в них есть юмор и смелые образы, что так близко детскому воображению. Особенно полезны для развития наглядно-образного, ассоциативного мышления. Загадки способствуют формированию образности речи детей, так как в них для создания метафорического образа используются эпитеты, олицетворения, многозначные слова, сравнения.
Скороговорки – малая форма фольклора, которая используется для совершенствования дикции и устранения нарушений в произношении. В своей работе я придерживаюсь методики А.М. Бородич. Новую скороговорку сначала произношу наизусть, в замедленном темпе, отчетливо, выделяя звуки, которые представляют трудность для детей. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее. Для повторения скороговорки, сначала прошу детей с хорошей памятью и дикцией, повторить ее. Перед их ответом повторяю указания: говорить медленно, четко. Затем скороговорка произноситься хором, всеми детьми или небольшими группами. Общая длительность таких упражнений – 3-5 минут. Постепенно эти упражнения можно разнообразить следующими приемами. Повторять скороговорки «по заявкам» детей, роль ведущего поручается разным детям. Повторять скороговорку частями, по рядам: первый ряд: «Из-за леса, из-за гор…»; второй ряд: «Едет дедушка Егор!». Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям – группами. Первая группа: «Расскажите про покупки». Вторая группа: «Про какие про покупки?». Все вместе: «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!» Все эти приемы активизируют детей, развивает их произвольное внимание, речь.
Инсценирование, театрализованные игры на основе сюжетов русских народных сказок способствует развитию умений диалогической и монологической речи детей среднего дошкольного возраста.
С помощью народных песен развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
Для формирования звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста мной был разработан комплекс упражнений, речевым материалом для которого послужили произведения малых форм фольклора. Комплекс включает 5 групп упражнений:
- Упражнения на отработку дикции – заучивание скороговорок; использование мнемотехники.
- Упражнения, способствующие совершенствованию силы голоса – колыбельные песни, потешки, прибаутки.
- Упражнения на совершенствование темпа речи – потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, народные игры, игры-потешки.
- Упражнения на совершенствование тембра голоса – прибаутки, пословицы, поговорки, заклички, потешки.
- Упражнения на совершенствование мелодичности речи, ее интонационной выразительности – пословицы, небылицы.
При проговаривании всех фольклорных произведений, воспитатель обеспечивает понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, направленное на развитие звуковой культуры речи.
В педагогическую работу по развитию речи детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества легли следующие дидактические принципы:
1) интеграции фольклора с различными формами деятельности детей (организованная образовательная деятельность, игры, досуг, прогулки, режимные моменты);
2) активного включения детей в разнообразные виды деятельности (игровую, двигательную, речевую, художественно-творческую, музыкальную, театрализованную);
3) принцип индивидуального подхода к детям, учета их предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития речи;
4) принцип наглядности (использование яркого, занимательного и доступного пониманию детей наглядного материала – иллюстраций и картинок к произведениям устного народного творчества, мнемотаблиц – для их заучивания, атрибутов театрализованных игр).
В работе по развитию речи детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества используются различные методы:
– наглядные (рассматривание книжек с картинками, иллюстраций, фотографий и т.д.);
– словесные методы: выразительное чтение (рассказывание), объяснение, беседа, пояснение;
– игровые методы;
– игры с пальчиками;
– ритмические движения под музыку и текст фольклорного произведения;
– имитационные упражнения (имитация поведения животных, птиц, героев фольклорных произведений);
– метод ассоциаций при использовании загадок;
Все эти методы позволяют развивать все стороны речи, конструктивные способы и средства свободного общения детей с окружающими людьми.
Таким образом, успешному развитию речи детей среднего дошкольного возраста способствуют следующие условия:
- использование в комплексе трех подходов: интегративного, коммуникативного и системно-деятельностного;
- подбор произведений устного народного творчества, их жанров в соответствии с возрастными интересами детей;
- следование дидактическим принципам в педагогической работе по развитию речи детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества;
- использование комплекса разнообразных методов и специальных упражнений, в которых речевым материалом являются произведения малых форм фольклора.
Устное народное творчество – это эффективное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста. Фольклорные произведения вызывают живой интерес и привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у детей положительные эмоции. Все это вместе повышает эффективность работы по речевому и социально-коммуникативному развитию детей, делает речь детей более правильной, выразительной, яркой, мелодичной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие речи через русский народный фольклор и обогащение развивающей среды"
Консультация для воспитателей"Развитие речи через русский народный фольклор и обогащение развивающей среды"Русский народный фольклор – это произведения детей и взрослых усвоенные традицией. К детскому...
Консультация для воспитателей «Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор».
Консультациядля воспитателей«Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор»....
Консультация " Развитие речи через русский народный фольклор"
Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности....
Перспективный план самообразования на 2018/2019 учебный год на тему: “Развитие речи посредством русского народного творчества” (2 группа раннего возраста).
Перспективный план самообразования Фроловой Л.И. на 2018/2019 учебный год на тему: “Развитие речи посредством русского народного творчества” (2группа раннего возраста). МесяцРаб...
Опыт работы на тему: «Развитие речи посредством русского народного фольклора»
Детский фольклор обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. И хотя они состоят из немногих строк, незатейливы...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР.
консультация для родителей...