"Уроки доброты"
материал на тему
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 238»
(МБДОУ «Детский сад № 238»)
Педагогический проект
«Уроки доброты»
Подготовили:
Егорова К.В.
Минеева С.М.
2017-2018 гг.
Введение
Актуальность темы: сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Гипотеза: мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Основная цель проекта: духовно-нравственное воспитании детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной культурой.
Основные задачи:
- Формировать у детей способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-плохо», можно-нельзя-надо».
- Развивать и обогащать словарь детей.
- Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним.
- Воспитывать чувства почтения и любви к родителям.
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Тип проекта:
- Информационно-творческий.
- Долгосрочный.
- Групповой.
Методы, используемые для реализации проекта:
- Практический метод:
- знакомство с устным народным творчеством;
- выставки;
- совместные мероприятия с родителями;
- выставки фотоматериалов.
- Наглядный метод:
- чтение художественных произведений;
- рассматривание репродукций, книжных иллюстраций;
- показ сказок (педагогами, детьми);
- просмотр диафильмов;
- проведение дидактических игр.
- Словесный:
- загадывание загадок;
- чтение стихотворений детьми, воспитателем;
- индивидуальные беседы.
- Игровой:
- сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;
- проведение разнообразных игр;
- конкретные ситуации из жизни детей.
Участники проекта: дети младшего возраста группы, воспитатель, родители.
Срок реализации: проект рассчитан на учебный год (сентябрь 2017- май 2018 уч.год).
Структура педагогического проекта:
- аннотация педагогического проекта;
- пояснительная записка;
- содержание проекта;
- перспективный план;
- литература.
Ожидаемые результаты проекта: применение педагогического проекта в практической деятельности позволит обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, формировать социально-коммуникативные умения и навыки, этические представления, социально-общественные качества, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, создаются благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.
В результате проектной деятельности будет подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:
- пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
- оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!»;
- оформление книжек – малышек родителями;
- изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов;
- разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
- составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
Через восприятие сказок мы:
- воспитываем детей;
- развиваем выразительную, образную речь;
- развиваем логическое мышление;
- развиваем творческую активность.
Аннотация педагогического проекта
На современном этапе жизни нашего общества ведущим компонентом системы развития личности выступает духовно-нравственное воспитание, предполагающее синтез духовно-нравственного сознания, чувств и поведения.
Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Само понятие «воспитание» К.Д. Ушинский определял, как «духовное питание воспитанника и восхождение с ним на новый уровень отношений с миром и самим «собой»
«Когда педагог, любящий своё дело и любящий детей, смотрит на них, общается с ними, таинственно соприкасается душой с их сердцами, он действительно многое угадывает, многое прогнозирует, многое предчувствует…
Реализация педагогического проекта «Уроки доброты» поможет обогатить сознание ребёнка духовными смыслами, показать ему пример любви, истинно христианского отношения к другим людям и к себе.
Дошкольный младший возраст рассматривается как период закладывания основ личности ребенка, элементов социального опыта, умений и навыков взаимодействия с окружающим миром.
В проекте определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности. Педагогический проект «Уроки доброты» предназначен для воспитателей детских садов.
Пояснительная записка
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание нравственных чувств - одна из главных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Педагогический проект составлен для детей 2 младшей группы, подчинен достижению основной цели - духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной культурой.
Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, отвечающая потребностям развития целостной личности ребёнка.
Педагогический проект «Уроки доброты» строится на принципах:
- принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);
- принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;
- принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал;
- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.
Занятия проводятся раз в месяц продолжительностью 15 минут. Количество занятий в год – 10.
Проект составлен с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
- изодеятельность;
- художественная литература;
- ручной труд
Содержание педагогического проекта
Разделы | Задачи |
Изобразительное искусство | Ввести детей в мир высоких духовно-нравственных образов. Помочь детям почувствовать и понять образы героев. Содействовать развитию самостоятельности в выборе нравственной позиции. |
Художественная литература | Развивать навык связной речи детей и навыков речевого общения. Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости. |
Этапы работы:
- 1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2017 года).
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, музыкальным руководителем; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- 2 этап – основной (ноябрь 2017 года- май 2018 год).
Реализация плана проекта с детьми, родителями.
- 3 этап – итоговый (конец мая 2018 года).
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Перспективный план
Тематический годовой план занятий
Месяц | Тема занятия | Содержание работы с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | «Милости просим, гости дорогие». | «Добрые слова». | Беседа «Использование художественной литературы в семье. Книга в семье». |
«Ходит сон близ окон». | Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. | ||
«Во саду ли, в огороде». | «Во саду ли, в огороде». | ||
«Репка». | Знакомство со сказкой «Репка», продуктивная деятельность аппликация «Репка». | ||
Октябрь | «Чудесный сундучок». | Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах. | Консультация «Посеешь привычку – пожнёшь характер». |
«Как у нашего кота». «Котик, котик, поиграй». | Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой заучивание потешек «Как у нашего кота», продуктивная деятельность рисование песочком «Кот». Повторение потешки «Как у нашего кота», дидактическое упражнение «Похвали котика». | ||
«Девочка и лиса» | Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса». Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу). | ||
Ноябрь | «Водичка, водичка умой мое личико». | «Водичка, водичка умой мое личико». | Народный календарь (приметы, загадки, совместно продуктивная работа с родителями). |
«С гуся вода, а с Ванечки худоба». | Повторение потешки «Водичка, водичка умой мое личико» и колыбельных. | Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой». | |
«Идет коза рогатая». | «Идет коза рогатая». | ||
«Волк и семеро козлят». | Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят», продуктивная деятельность- раскрашивание раскраски. | ||
Декабрь | «Стоит изба из кирпича, то холодна то горяча». | Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой. Продуктивная деятельность рисование печки. | Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества». |
«Уж ты, зимушка - зима». | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». | ||
«Сундучок Деда Мороза». | Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде, продуктивная деятельность –рисование «Снежинки». | ||
Январь | «Пришла коляда – отворяй ворота». | Знакомство детей с Рождеством. Продуктивная деятельность- раскрашивание рождественских раскрасок. | Консультация для родителей: «Народная сказка в системе нравственного воспитания». |
«Фока воду кипятит и как зеркало блестит». | Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» продуктивная деятельность- рисование. Раскрашивание «Самовар». | ||
«Гость на гость – хозяйке радость». | Знакомство детей с медведем мишуткой. Лепка посуды. | ||
«Три медведя». | Знакомство со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя». | ||
Февраль | «Маша и медведь». | Знакомство со сказкой «Маша и медведь». Раскрашивание раскраски. Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. Продуктивная деятельность «Ведро». | Консультация для родителей «Приемы обучения детей рассказыванию». |
«Половичку курочка веничком метет». | Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была». | ||
«Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая». | Знакомство детей с масленицей. | Участие родителей в масленице. | |
Март | «Нет милее дружка, чем родимая матушка». | Этическая беседа «Моя любимая мама». | Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка». |
«Приди, весна, с радостью». | Разучивание заклички «Весна, весна красная!» раскрашивание «Весна». | ||
«Петушок- золотой гребешок». | Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке. | ||
«Заюшкина избушка». | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка». | ||
Апрель | «Трень-брень, гусельки». | Чтение русской народной сказки «Жихарка». “Знакомство с русским народным инструментом – гуслями. | |
«Светлое Христово воскресенье». | Знакомство с праздником «Светлое Христово воскресенье». | Конкурс «Пасхальное яичко». Папка-передвижка «Светлое Христово воскресенье». | |
«Петушок золотой гребешок». | Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей». | ||
«Курочка ряба». | Знакомство со сказкой «Курочка ряба», продуктивная деятельность «Яичко». | ||
Май | «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!». | Разучивание потешки про солнышко. | Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка». |
«Сорока – белобока кашу варила». | Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком. | Консультация для родителей «Знакомство со сказкой». | |
«Кто в тереме живет?». | Знакомство со сказкой «Теремок». Продуктивная деятельность по сказке «Теремок». | Сочинение сказок родителями. | |
Прощание с «избой». | Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени. | Презентация проекта «Уроки доброты». |
Литература
- Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М.: Мозаика - синтез, 2005 г.
- Гладких Л.П., архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков. Основы православной культуры: науч. – метод. пособие для педагогов детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.
- Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006 г.
- Натаров В.И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольника с художественной литературой» Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2008 г.
- Шорыгина Т.А. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. М.: Прометей; Книголюб, 2005 г.
--
Отправлено из Mail.Ru для Android
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Номинация "Урок" Урок доброты "Сказочный денек"
Методическая разработка...
План-конспект занятия "Уроки доброты" Урок 1-й "Бережем природу"
Занятие из цикла "50 уроков мудрости". Цель занятия - формирование духовно-нравственных качеств, детей старшего дошкольного возраста....
План-конспект занятия "Уроки доброты" Урок 2-й "Дружба"
Занятие из цикла "50 уроков доброты". Цель занятия - духовно- нравственное воспитание....
План-конспект занятия "Уроки доброты" Урок 3-й "Благодарность"
Занятие из цикла "50 уроков доброты". Цель занятия - духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного влзраста....
Уроки доброты. Урок 1. Доброта всем нужна – делай добрые дела.
Конспект совместной деятельности направленной на формирование у детей дошкольного возраста представления о доброте, как о стремлении помогать окружающим, не требуя взамен благодарности....
Уроки доброты. Урок 2 «Вовка добрая душа»
Конспект совместной деятельности с детьми направленный на ознакомство детей с волонтерской деятельностью, ее значение в жизни человека....
Уроки доброты. Урок 3 "Цветик -семицветик"
Совместная деятельность направленная на формирование представлений детей о людях с ОВЗ, привлечение внимания к их проблемам....