Методы педагогического мониторинга
материал на тему
Педагогическим мониторингом - форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическим мониторингом называют форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы. Цель мониторинга : выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ ФГОС дошкольного образования.
К методам мониторинга качества образования в ДОУ относятся: изучение продуктов детской деятельности; игровые тестовые задания; проведение контрольно-оценочных занятий; собеседование с педагогами, родителями и детьми; анкетирование; анализ документации и хронометраж режима дня и др.
К методам мониторинга изучения образовательного процесса относятся: в естественных условиях: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов , продуктов деятельности, опыта работы педагогов; в специально измененных условиях: эксперимент и опытная проверка выводов исследования; качественный анализ и количественная обработка результатов; индивидуальная и групповая экспертная оценка.
В « Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования » в разделе « Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы », указывается, что «обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализированных ( наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализированных ( тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных».
сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных; использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. При выборе методов мониторинга необходимо учитывать следующие требования:
Мониторинг воспитательно -образовательной работы - э то сбор , системный учет, обработка и анализ информации об организации и результатах воспитательно -образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования в ДОУ.
реализация базовых и парциальных учебных программ; уровень физического и психического развития воспитанников; состояние здоровья воспитанников; адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ; готовность детей подготовительных групп к школе; эмоциональное благополучие воспитанников в ДОУ; предметно-развивающая среда; Направлениями мониторинга воспитательно -образовательной работы могут быть:
Формы мониторинга (методы): наблюдение за ребенком; б еседа; экспертные оценки; критериально -ориентированные методики нетестового типа; критериально -ориентированное тестирование; скрининг-тесты и др.
Беседа - э то получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. По структуре вопросов различают беседы: стандартизированные жесткие программа, стратегия и тактика. частично стандартизированные нестандартизированные стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная. программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.
Наблюдение – э то целенаправленное , специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение позволяет выявить психологические особенности ребенка в естественных условиях. Виды наблюдения: непосредственное и опосредованное; внешнее и внутреннее; включенное и невключенное ; прямое и косвенное; сплошное и выборочное; полевое (в повседневной жизни) и лабораторное. Самонаблюдение является разновидностью наблюдения за собственными психическими процессами, состоянием, др. Дошкольники легче нарисуют свое состояние.
Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения: Наблюдение должно иметь конкретную цель. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Педагогические явления следует наблюдать в естественных условиях . Сведения , получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравниваемыми.
Эксперимент – метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. По форме проведения выделяют естественный эксперимент. Естественный эксперимент проводится в условиях привычной для ребенка деятельности (на занятиях, в игре).
Тестирование — это метод диагностики индивидуально- психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков посредством тестовых заданий, тестовых игр, др. Тест (от англ. test – испытание, исследование) – это инструмент измерения свойств личности или знаний, умений и навыков, состоящий из выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной системы обработки и анализа результатов. Тестовые задания – это вопросы (или задания в иной форме), отвечающие требованиям лаконичности, однозначности правильного ответа.
В зависимости от основания классификации тесты могут подразделяться: в ербальные и практические; г рупповые и индивидуальные; т есты интеллекта и тесты личности; т есты скорости и тесты результативности; к ритериально -ориентированный тест (используется для оценки степени овладения детьми навыками, умениями в контексте освоения Программы).
Проективные методики. Особенность данного вида методик заключается в исследовании личностных характеристик по непроизвольным реакциям (порождение свободных ассоциаций, интерпретация случайных конфигураций , описание картинок с неопределенным сюжетом, рисование на тему ). Полученные данные интерпретируются по определенным критериям. Это профессиональный инструментарий педагога-психолога.
Анализ продуктов деятельности ребенка - э то метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическом состоянии, степени овладения необходимыми умениями и навыками на основе исследования результатов различных видов его деятельности. познавательной деятельности (решенное задание ); игровой (сюжет придуманной ребенком игры , построенный из кубиков дом); изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции); музыкальной (выполнение и творчество в песне, танце , игре на музыкальных инструментах); рассказы , сказки и т.п. Предметом анализа являются продукты:
Аппаратурные методы исследования - э то исследование психофизиологических процессов и реакций человека с помощью специальной стимулирующей и регистрирующей аппаратуры. Несмотря на включение данного метода в перечень форм мониторинга, в практике ДОУ он имеет ограниченную область применения (может быть использован в деятельности руководителя/инструктора по физическому воспитанию, учителя-дефектолога , педагога-психолога, др ) .
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Динамика изменений большинства показателей может быть выявлена при измерении 2 раза в год (начало и конец учебного года).
Кроме педагогического мониторинга все специалисты детского сада осуществляют мониторинг развития и состояние здоровья детей. Старшая медсестра, врач - педиатр, учитель – логопед, педагог – психолог, инструктор по физкультуре, воспитатели , администрация систематически отслеживают состояние и динамику развития каждого ребенка с целью создания условий для развития личности и ее успешности (базовый образовательный компонент). Так же создаются специальные условия для сопровождения и помощи детям с особыми образовательными потребностями (дети с проблемами в развитии, продвинутые дети и т.п.).
В детском саду ведутся Паспорта здоровья ДОУ , группы, ребенка. Разработаны таблицы и графики , которые позволяют проанализировать и состояние здоровья конкретного ребенка в разных возрастных группах, и всей группы в сравнении за различные периоды времени.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Педагогический мониторинг развития мелкой моторики у детей 5 года жизни"
Педагогический мониторинг развития мелкой моторики у детей 5 года жизни...
Тема «Система психолого-педагогического мониторинга в ДОУ»
КУРСОВАЯ РАБОТА...
Система педагогического мониторинга для оценки усвоения образовательной программы
Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или ее отдельных элементах, ориентированная на обеспечение управления, позволяющая судить о сост...
Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»
По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...
Тема: «Методы педагогического исследования (теоретические, эмпирические, методы качественного и количественного анализа)»
Методы исследования………………………………………..……...31.1. Эмпирические методы&helli...
Методическое пособие для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Педагогический мониторинг как метод повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО»
Методическое пособие для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Педагогический мониторинг как метод повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО»...
«Методы педагогического исследования (теоретические, эмпирические, методы качественного и количественного анализа)»
laquo;Методы педагогического исследования (теоретические, эмпирические, методы качественного и количественного анализа)»...