Организация мини музеев в дошкольном учреждении
статья на тему
В статье отражены этапы создания мини- музеев, специфика детских музеев, основные формы работы мини - музеев в дошкольном учреждении. Воспитатели познакомятся как можно оформить музей в учреждении и группах детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_mini_muzeev_v_detskom_sadu.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация мини – музеев
в дошкольном учреждении
старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №26»
Шадова Ю.П.
Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.
В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления:
1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.);
2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.
Музейная пдагогика играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных «больших» музеев, с другой — отражает особенности этих учреждений культуры.
Специфика детских музеев
В современном музееведении существует такое понятие, как «детский музей». Детские музеи в последнее время становятся популярны и в России.
Чем отличается современный детский музей от классического музея? Его главная задача — образовательная, просветительская, а, значит, в нём могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях. Еще одна специфическая черта детских музеев: это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.
Таким образом, детский музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и на дошкольные учреждения. Он является интерактивным и предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам. Главное в таком музее — не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка.
Этапы создания мини-музея
Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения.
Подготовительный этап
Главные задачи подготовительного этапа — выбор темы мини-музея определение путей создания системы мини-музеев, подготовка к участию в проекте педагогов, детей и родителей.
В нашем дошкольном учреждении реализуется проект «Знакомство с национальными культурами народов, проживающих в городе Братске» «Мы не одни в этом мире живем». Одной из форм работы по приобщению воспитанников к истокам народных культур народов, проживающих на территории города Братска, в нашем дошкольном Учреждении является использование музейной педагогики.
В каждой группе разработаны свой проект создания мини-музея. Заведующим издан приказ об организации мини-музея. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики.
На этом же этапе определяется место расположения музеев
Наши музеи располагаются как в группах, так и в приёмных, спальнях. Они созданы специально для самых маленьких посетителей и открыты для них постоянно.
На подготовительном этапе проводится и работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи, экскурсии в местные музеи. Дети и родители готовят небольшие сообщения о тех музеях, которые они посещали.
Главная задача второго этапа — совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа, т.е. создание мини-музеев (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и т.п.) и работа с детьми и родителями
Оформление мини-музея
Оформление мини-музея может быть различным. Всё зависит от возможностей и воображения педагогов группы.
При этом важно помнить, что внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, и отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. В большинстве групп экспонаты размещаются на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном: на настенных полках, стендах, столиках разной величины,
Особо удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. При использовании стационарных полочек смена экспозиции мини-музея проходит не так заметно для ребенка, как при использовании стендов, которые могут заметно отличаться по форме, цвету, расположению.
Важная особенность наших мини-музеев – участие в его создании воспитанников и их родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют наши мини-музеи.
В Учреждении созданы 13 мини–музеев: мини-музей Литвы «Музей бересты и янтаря», мини-музей сибирского казачества «Казачок», мини-музей Татарстана «Татарская экият»(сказка), «Мини-музей Бурятии», мини-музей Азербайджана «Азербайджанский орнамент», мини-музей Киргизии «Киргизские степи», мини-музей Армении «Армянские мотивы», мини-музей Украины «Украина – наш западный сосед», мини-музей русского кокошника, мини-музей русской игрушки, музей «Русская изба».
Что включили в себя мини-музеи нашего дошкольного учреждения?
Буклеты – представление мини-музея; национальные костюмы для детей; куклы в национальных костюмах и куклы-обереги; предметы быта людей; символика республики: герб и флаг ; народные игры; народные сказки; книги авторов данной национальности; национальная музыка на аудио-носителях; альбомы «Национальная кухня»; пособия для продуктивной деятельности детей:
-Дидактические игры («Одень куклу», «Сложи узор», «Что лишнее?», «Чья тень?», «Чей орнамент?»)
-Раскраски с национальным орнаментом – узоры, бордюры, предметы быта, национальная одежда
-Лэпбуки: «Татарские, киргизские, армянские национальные ремесла», «Казачья изба»
-Предметные картинки (народные костюмы, жилище, предметы быта)
Основные формы работы мини - музеев
1.Обзорные и тематические экскурсии (где не только взрослые, но и дети выступают в роли экскурсоводов в своих групповых мини-музеях),
Одна из форм работы наших музеев – это виртуальные экскурсии. Виртуальные экскурсии, благодаря фотографиям, звуковому сопровождению, использованию мультипликации позволяют «развернуть» созданную воображаемую ситуацию и поддерживать ее на протяжении всего мероприятия. Таким, образом, в сочетании с традиционными методами организации музеев, использование виртуальных экскурсий позволяют сделать процесс знакомства воспитанников с культурами разных народов наиболее эффективным и качественным. Созданы электронные виртуальные экскурсии: «Татарстан», «Литва», «Армения», «Бурятия», «Украина»
2. Встречи с интересными людьми. В качестве гостей мы приглашаем представителей национальных общественных объединений. Они знакомят воспитанников с национальными хороводными и подвижными играми, танцами, музыкальными инструментами
3.Творческие проекты по ознакомлению с культурами народов.
4. Организация выставок:
- «Куклы в народных костюмах». На ней были представлены как фабричные куклы в костюмах народностей, проживающих в г. Братске, так и самодельные, обрядовые, куклы-обереги.
- Выставка детских рисунков «Мы разные, но мы вместе».
- Выставки «Берестяное чудо», «Керамическая игрушка», «У большого самовара», «Русская матрешка», «Кукла моей бабушки», «Узоры русского платка».
5. Сотрудничество с социальными организациями города:
С Братским объединённым музеем «История освоения Ангары»,
городской библиотекой имени Ю.Черных. Работники библиотеки знакомили воспитанников с армянской, татарской и бурятской народной культурой.
7. Тематические мероприятия .
«Знакомство с русским самоваром и чаепитие на Руси», «Рождество», «Русские народные художественные промыслы»
Организация тематического мероприятия требует большой подготовки.
8. Литературная гостиная «Знакомство с произведениями народных писателей разных национальностей»
Представляя работу мини – музеев, педагоги
-стали участниками в IX региональной научно-методической конференции «Аксиосфера современного образования»;
-представили опыт работы в рамках Школы современного педагога, направление «Воспитатель ДОУ» МАУ ДПО «Центр развития образования » департамента образования администрации города Братска;
-участвовали в муниципальных конкурсах: «Мои секреты музейной педагогики»;
-подготовили четыре победителя муниципального конкурса «Музейный сувенир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация мини-музеев в дошкольном учреждении.
Опыт работы по организации мини-музеев в детском саду. Тематика, наполненность, дидактические задачи....
Консультация для воспитателей «Организация мини-музея в условиях детского дошкольного учреждения»
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...
Организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении
Организация мини-музея как особого образовательного пространства стала распространенной педагогической формой работы, которая позволяет комплексно решать задачи патриотического, нравственного, духовно...
"Современные подходы к организации мини-музея в дошкольной образовательной организации"
В данной статье рассказывается о современных подходах к организации мини-музея в детских садах....
Организация мини-музея в дошкольном учреждении
Поэтапное создание мини-музея в дошкольном учреждении...
Организация мини - музея в дошкольном учреждении
Организация мини - музея в дошкольном учреждении...
Современные подходы к организации мини-музея в дошкольной образовательной организации.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....