Современные подходы к организации мини-музея в дошкольной образовательной организации.
статья (подготовительная группа)
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_k_organizatsii_mini-muzeya_v_doshkolnoy_obrazovatelnoy_organizatsii.docx | 38.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №19
Тема самообразования:
«Современные подходы к организации мини-музея в дошкольной образовательной организации»
Выполнила: Кащук Оксана Станиславовна
Г. о. Подольск
2021
План
Введение…………………………………………………………………….3
- Мини-музей в дошкольной образовательном учреждении и принципы его организации……………………………………………………….4
2. Методические аспекты организации мини – музея в дошкольной образовательной организации ………………………………………………… 9
Заключение ………………………………………………………….…….13
Список литературы ……………………………………………………...14
Введение
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада – одна из задач развития личности ребенка-дошкольника. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
Создание специфической образовательной среды - мини-музея в дошкольной образовательной организации способствует активизации познавательной деятельности детей. Возникающий интерес после экскурсии к собирательству «предметов красоты» - один из показателей развития любознательности у ребенка.
Цель данной работы: рассмотреть принципы и подходы к организации мини – музея в условиях ДОО.
Объект реферативного исследования: учебно – воспитательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет реферативного исследования: современные подходы к организации мини-музея в ДОУ.
- Мини-музей в дошкольной образовательном учреждении и принципы его организации
Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие экспозиции называются «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.
Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу [2, с.63].
Исследования М.Ю. Юхневич позволили констатировать, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами [11, с.34].
При организации мини – музея в ДОО как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:
- Принцип наглядности.
• Принцип доступности.
• Принцип динамичности.
• Принцип содержательности (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
• Принцип обязательного сочетания предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
• Принцип последовательности ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
• Принцип гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
• Принцип поощрения детских вопросов и фантазий при восприятии.
• Принцип активности детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
• Принцип подвижности структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации) [3, с. 41].
Кроме этого, необходимо учитывать ряд специфических принципов создания мини-музея:
- Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
- Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).
- Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
- Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
- Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
- Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
- Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
- Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
- Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма [11, с.77].
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:
Восприятие - Понимание - Осмысление - Закрепление – Применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, исследователи рекомендуют обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности [4, с.18].
Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
- заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
При условии реализации всех условий эффективной организации мини – музея в ДОУ можно предположить такие результаты:
- ребёнок с детства приобщается к культуре и к одному из ее значимых проявлений - музею.
- дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
- у детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку» [2, с. 125].
Задача педагога ДОО заключается в том, чтобы: научить ребёнка распознавать скрытые в предметах смыслы;
- учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
- формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
- вызывать уважение к другим культурам;
- развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов [7, с.39].
- Методические аспекты к организации мини –музея в дошкольной образовательной организации
Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для развития ребёнка.
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно.
В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Часто бывает эффективным освоение вертикали:
- Размещение материала на настенных полочках.
- Использование ширм.
- Использование стендов.
- Использование мобиле.
- Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем.
Тематика мини-музеев может быть разнообразной:
- «Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе.
- Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.
- «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ).
- «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками.
- «Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками.
- «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок.
- Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства.
- Картинная галерея.
- Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала.
- «Воинской доблести и славы» и др.
Например,
- Музей боевой славы
- Народно- прикладное искусство.
- Скульптуры малых форм.
- Скульптуры малых форм из различных видов материалов.
- Жанры живописи: портрет, натюрморт, пейзаж, книжная графика.
- Музей игрушки.
- Музей истории создания книги.
- Музей различных животных.
- Музей одного образа (например: музей мяча, зонтичный музей, музей пасхального яйца, морской раковины, тарелок и т.д.).
- Музей музыкальных инструментов
- Музей природы (дерева, камня, дары природы, воды и т.д.).
- Музей часов.
- Музей матрешки
- Музей очков [20, с.11].
По региональному компоненту:
- Музей родного города, поселка.
- Птицы нашего края.
- Природная аптека.
Формируются музеи по степени ознакомления с данным материалом, как итог изучения определенной темы, блока занятий, по теме проекта.
Формы работы в мини- музеях могут быть самые разнообразные, например:
- Экскурсии с целью создания коллекции.
- Экскурсии в музей с целью знакомства с историей того или иного предмета.
- Встречи: с родителями, работниками ближайшего социума.
- Конкурсы творческих рассказов.
- Выставки семейных рисунков, фотографий, работ по лепке, аппликации, рисованию.
- Театрализованная деятельность и др.
При определении содержания необходимо заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
Обязательно необходимо выстраивать перспективу работы мини - музея. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в мини - музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.
Заключение
Мини-музей – это специальное организованное пространство дошкольной образовательной организации, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям. Организация мини-музеев в развивающей предметно-пространственной среде ДОУ является одной из форм ознакомления детей дошкольного возраста с традициями и познанием прошлого. Создание мини-музея обогатит впечатления детей, обеспечит социальное партнёрство в процессе сбора материалов и экспонатов музея, позволит обеспечить познавательное развитие детей, ощутить духовную связь со своими предками.
На сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Таким образом, организация мини-музея в развивающей предметно пространственной среде группы позволяет формировать у дошкольников ценностное отношение к истории, проявлять интерес к музеям и выставкам, развивать эмоциональный отклик.
Список литературы
- Буткова О.В. Музеи Москвы. Искусство. Раскраска-путеводитель/ Художник О. Бегак. – М.: Клевер Медиа Групп, 2016. – 32 с. URL: https://www.labirint.ru/books/544247/
- Ванслова Е.Г. Культура и дети. Взгляд музейного педагога. – Москва: Агентство «Мегаполис», 2012. URL:http://getallbooks.website/elena_vanslova_kuljtura_i_deti_vzglyad_muzeynogo_pedagoga_1QJ89/
- Гашук Е. А. Технология музейной педагогики. – Волгоград: Учитель, 2018. – 181 с. URL: https://www.labirint.ru/books/649575/
- Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2018. - 134 с.
- Морозова Т.Ю. Организация мини-музея в ДОУ. 2020. URL: https://multiurok.ru/files/osobennosti-organizatsii-mini-muzeia-v-dou.html
- Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание, 2006. - № 4. - С. 38-42.
- Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание, 2007. - № 10. - С. 44-50.
- Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание, 2008. - № 3. - С. 58-63.
- Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.]. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 240 с. - Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/475528 (дата обращения: 1.12.2021).
- Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
- Юхневич М.Ю. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2017. – 174 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...
Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы
В современном образовании имеет место диффузное перетекание содержания, методов, форм работы из дошкольного возраста в школьный и обратно....
«Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО»
Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной и...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ход...
Организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении
Организация мини-музея как особого образовательного пространства стала распространенной педагогической формой работы, которая позволяет комплексно решать задачи патриотического, нравственного, духовно...
"Современные подходы к организации мини-музея в дошкольной образовательной организации"
В данной статье рассказывается о современных подходах к организации мини-музея в детских садах....
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейная и общественная. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими...