"Экспериментирование в детском саду - реализация ФГОС"
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                 Трунова Л.В.воспитатель

                                                                     ГБДОУ детский сад №52 Колпинского района

                                                                                                                 Санкт- Петербурга

       Экспериментирование в детском саду : реализация требований ФГОС

                                                                                           Детская любознательность,

                                                                                            если ее удается сохранить,

                                                                          дает постоянный стимул к развитию.

                                                                                                                    Н.С.Лейтес

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотр технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

      М. Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде.

В процессе этого труда он делает себя сознательным, он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком». Следовательно, такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенка, но оно было «отодвинуто» особенностями системы образования.

      Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

      Добытые обществом научные знания могут стать достоянием индивида только через его активную практическую и мыслительную деятельность, успешное формирование которой во многом зависит от наличия у детей необходимости познавательного инструментария, помогающего им проникнуть в сущность предмета. Это набор логических средств добывания знаний, совокупность логических операций, каждая из которых имеет свое содержание и свою оценку.

      Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка.

       Дети учатся искать условия решения поставленной, задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Случается, что исследование, начатое на занятии, требует продолжения в свободное время. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

       Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:

  • формирование у дошкольников дидактического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные законамерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми факторами, но и  накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.  

Литература :

  1. Исакова Н.В.Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную. – СПб. : ООО Издательство «ДЕСТВО-ПРЕСС»,2015 -64с.
  2. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: Издательство «ДЕТСВО-ПРЕСС»,2015-128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира . Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал . Главное его достоинство заключается в т...

Консультация для воспитателей «Экспериментирование в детском саду как способ познавательной активности в соответствии с ФГОС»

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей кра...

Методический семинар «Детское экспериментирование - как необходимое условие реализации ФГОС ДО»

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации....

Методический семинар. «Детское экспериментирование - как необходимое условие реализации ФГОС ДО»

      Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ...

«Организация экспериментирования в детском саду в свете требований ФГОС ДО»

ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями...

«Экспериментирование в детском саду, как необходимое условие реализации ФГОС»., доклад

Муниципальный уровень, семинар «Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования», АОУ д/с № 10 «...

«Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО» Мастер-класс «ПОИГРАЕМ С МЫЛОМ»

Цель:  Показать, как можно использовать игры с элементами экспериментирования в различных видах деятельности детей.Задачи:Развивать познавательный интерес к окружающему.Вызвать интерес к играм с ...