«Здоровый образ жизни дошкольников в условиях ДОО и семьи»
консультация (младшая группа) на тему
Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа ДОУ с семьей. Ведь воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьей практически невозможно. Как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнерами в общем деле. Эффективность оздоровительной работы будет во многом зависеть от того, как поддержат и продолжат оздоровление детей родители в семье, что, в свою очередь будет зависеть от тех подходов к взаимодействию, которые найдет педагог детского сада. Основной целью взаимодействия с родителями: Создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей и родителей. Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач, а именно:
1. Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи, семейную установку на здравосозидание.
2. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье.
3. Активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья как своих детей, так и своего собственного.
4. Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья. В соответствии с целью и задачами можно определить принципы взаимодействия с семьей:
1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия. Родители, приведшие своего ребенка впервые в детский сад, всегда очень настороженно относятся к педагогам. Для того, чтобы преодолеть эту отстраненность, нам необходимо расположить родителей к себе, добиться их взаимопонимания и доверия, беседуя с ними об их детях, подмечая их особенности, привлекая родителей к решению различных задач. Родители чувствуют внимание к своему ребенку и к себе и становятся более открытыми для общения.
2. Принцип "Активного слушателя". В работе с родителями стремиться внимательно выслушивать каждого и в беседе "возвращать" то, что они рассказали, обозначив их чувства. Например, мама ребёнка делится своими переживаниями о том, достаточно ли тщательно одевается ее ребенок на прогулку, так как он подвержен простудным заболеваниям. Беседуя с ней, мы объясняем, что хорошо понимаем ее беспокойство и озабоченность, и проконтролируем, как ребёнок одевается на прогулку.
3. Принцип согласованности действий. Подробно познакомить родителей с правилами, действующими в нашей группе, и согласовать эти правила с ними. Ведь иначе будет невозможно сформировать у ребенка основы здорового образа жизни. Например, постараться убедить родителей в необходимости придерживаться режима дня даже дома, чтобы избежать переутомления и капризов ребенка.
4. Принцип самовоспитания и самообучения. Призвать родителей признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться, заняться самообразованием и самовоспитанием, чтобы быть примером для своего ребенка. Ведь ребенок тонко почувствует обман, если папа будет говорить о пользе утренней гимнастики, лежа на диване.
5. Принцип ненавязчивости. Советы и просьбы стараться рекомендовать в ненавязчивой форме, чтобы избежать принуждения и достичь взаимопонимания и доверия.
6. Принцип жизненного опыта. Обладая определенным опытом в воспитании детей, активно делиться им с родителями. Но и не пренебрегаем опытом самих родителей, внимательно выслушивая их. Например, мама обсуждает с воспитателем проблему частых простудных заболеваний своего сына. Воспитатель дает советы, как оздоровить ребенка, как правильно одевать его на прогулку. В беседу включается мама другого ребёнка и делится своим опытом оздоровления ребенка.
7. Принцип безусловного принятия ребенка. Этого принципа придерживаемся в своей повседневной работе и объясняем родителям, что принимать ребенка - значит любить его не за что-то, а просто так, за то, что он есть.
Дошкольное учреждение- семья, здоровье.
Для того, чтобы вовлечение родителей в работу по оздоровлению детей было успешным, следует активно, непрерывно, гибко, позитивно обмениваться информацией с родителями. Способы сообщения информации подбирать интересные, чтобы постепенно менялись представления родителей о собственной роли и их взгляды на опыт оздоровления, который приобретают дети в детском саду. На начальном этапе работы основной целью налаживание взаимопонимания между педагогом и родителями, достижение заинтересованности родителей проблемой формирования здорового образа жизни детей. Необходимо подвести родителей к пониманию того, что нужно заботиться не только о том, тепло ли одет ребенок, не продует ли его, но и задуматься над вопросом, как приучить ребенка следить за своим здоровьем, воспитать культуру здоровья.
Этот этап работы носит просветительский характер. Первоначально можно провести среди родителей анкетирование и интервьюирование, благодаря которым можно выяснить, что беспокоит родителей в здоровье их детей, какие проблемы со здоровьем у ребенка уже существуют (аллергия, хронические заболевания), какие вопросы детского здоровья вызывают наибольший интерес. Провести социологический опрос и составить социальный паспорт группы с целью лучше познакомиться с семьёй, выявить трудности семейного воспитания, определить наиболее "популярные" формы работы с родителями. Затем подробно познакомить родителей с работой по формированию здорового образа жизни детей, проводимой группе. На родительском собрании "О здоровье всерьёз", которое можно провести в форме круглого стола, совместно с воспитателем медиком, психологом, обсудить вопросы о важности движения, правильного питания, сна. Обратить особое внимание родителей на такой метод как закаливание. Мультимедийно показать и рассказать о закаливающих мероприятиях, которые планируем проводть в нашей группе: - ходьба по дорожке здоровья или коврику "травка", которые являются профилактическим средством плоскостопия. - хождение босиком - самый простой и нетрадиционный способ закаливания. Используется на утренней гимнастики, физкультуре, в группе в игровой деятельности. В течении 4-5 дней дети ходят в носочках, затем босиком по 3-4 мин. Время процедуры увеличивается ежедневно на 1 мин. И доводится до 20-25 мин. - гигиенические процедуры - умывание, обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание горла кипячёной водой, можно с добавлением трав. Такую процедуру вы можете делать утром и перед сном. Это профилактика болезней горла. - нетрадиционный метод - контрастное воздушное закаливание - из тёплого помещения в прохладное. После сна дети проходят по дорожке здоровья и перебегают в прохладную группу, где выполняют гимнастику после сна с дыхательными упражнениями. Перемещение из одной комнаты в другую происходит 6 р. По 1-1,5 мин в каждой комнате. Метод закаливания является профилактикой ОРЗ. - Закаливание воздухом: проветривание помещений и прогулки (от 4-5 часов). - В летний период (июнь - август):
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе
2. Воздушные ванны (раздевание до плавочек)
3. Солнечные ванны на прогулке до 25 мин.
4. Контрастное босохождение (песок - трава)
5. Обливание или мытьё ног после прогулки водой. Начальная температура воды 18-20 градусов - по 20 - 30 сек. В будущем хочется включить в закаливание: - обширное умывание - это обтирание, смоченной в воде жестковатой хорошо впитывающейся рукавичкой.
Сделать вывод, что с помощью выше перечисленных специальных процедур повышается устойчивость организма к заболеваниям, к неблагоприятным факторам и повышается иммунитет организма ребёнка. А минимальное закаливание: воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда они могут использовать в домашних условиях. В качестве традиционных форм взаимодействия с родителями можно использовать следующие информационно-наглядные мероприятия: папки-передвижки на тему "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста", "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь", "Берегите зрение ребенка", "Активные игры с ребенком на свежем воздухе", "Предупреждение травматизма детей", "Как приучить ребенка к гигиене" - рекомендации медицинских работников по профилактике ОРЗ и других заболеваний; - проводятся индивидуальные беседы с родителями "Как одеть ребёнка на прогулку в зависимости от погоды", "Нужно ли гулять с ребёнком зимой", "О режиме дня" и др. - изготовить памятки для родителей по темам: "Как закалять ребёнка", "Как сохранить зрение ребёнка", "Как сформировать правильную осанку". Большой популярностью у родителей пользуется такая форма работы, как проведение консультационных дней. Подобрать родителям научно-популярную литературу о здоровом образе жизни, организовать консультации специалистов (врача, физ. инструктора, методиста, мед. сестры, психолога), разрабатываем совместно с врачом и медицинской сестрой индивидуальные рекомендации.
Всегда весело и задорно проходят развлечения, посвященные праздникам 23 февраля и 8 марта, веселые соревнования и игры ("Сильные, быстрые, ловкие!", "Весёлые старты"). Эти мероприятия помогают взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные досуги и праздники тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания.
Для того, чтобы работа по привлечению родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей была более эффективной, можно планировать: - организовать распространение передового семейного опыта на родительском собрании (родители, поделятся опытом, обсудят различные проблемы:"Семейные традиции - основа здорового образа жизни в семье", "Профилактика инфекционных заболеваний", "Роль отца в воспитании ребенка", "Личный пример родителей в формировании здорового образа жизни дошкольника"); - выпуск семейных газет "Наш семейный отдых", которая позволит не только рассказать, но и показать, как они проводят выходные и праздники в кругу своей семьи, поделиться впечатлениями. Проведение этой работы позволит сплотить детский коллектив и родителей между собой, поможет добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать их интерес к проблеме формирования здорового образа жизни детей и стать активными участниками этого процесса. Все эти мероприятия привлекут внимание родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей, заручиться их поддержкой в этом нелегком деле положительное мнение родителей о компетентности педагогов и руководителей детского сада в вопросах оздоровления, удовлетворенность оказанной помощью, осознанное использование педагогической литературы по оздоровлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи"
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ по здоровьесбережению в условиях семьи и ДОУ...
«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»...
Семинар для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
· «ЗДОРОВЬЕ» - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Большая советская энцикл...
«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детског...
Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи
Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...
Консультация для воспитателей "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи"
Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является физическое развитие воспитанников, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярн...
Консультация «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи».
Консультация для родителей...