консультация для воспитателей "Пособия и музыкально - дидактические игры в музыкальном уголке"
консультация на тему

Молчанова Татьяна Михайловна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobiya_i_muzykalno.docx133.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Для воспитателей ДОУ

Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ детского сада № 5

Молчанова Татьяна Михайловна

2015г.

Февраль

   «Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву

На которой особенно успешно они произрастают»

                                                                                                                                                            Г.Нейгауз

       Всем известно и доказано учёными, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого – педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно – пространственной среды.

        Половину своего пребывания в ДОУ ребёнок находится в группе, при этом документы регламентирующие деятельность дошкольного учреждения, определяют, что на музыкальные занятия в младшем возрасте приходится 30 минут, в старшем – один час в неделю. Основные знания и умения ребёнок получает на занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности.

        Музыкальная предметная среда должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно – пространственной среды. А.Н.Леонтьев доказал, что стержнем деятельности является предметность.

        Музыкальные руководители стремятся к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Всё это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

(сл.№3) При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хоанение.

Разнообразие оборудования. Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.

Учёт возрастных особенностей детей.

Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

Возможность переноса оборудования в другие места.

Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.

Удобное расположение музыкального уголка или музыкально – театральной зоны.

Классификация оборудования для музыкальных зон (сл.№4)

Материал для творческих сюжетно – ролевых игр – игрушки, иллюстрации,(бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами)

Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования

Музыкально – дидактические игры и пособия

Аудиовизуальные пособия

В музыкальном уголке должны быть театры

Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.

           (сл.№31) Музыкально – дидактические игры для каждой возрастной группы представлены в определённой последовательности постепенно усложняющихся музыкально – сенсорных задач.

           Настольные музыкальные игры разработаны в соответствии с основным дидактическим принципом наглядности, предполагающих опору на слуховые, зрительные, двигательные ощущения и учитывающим наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста.

           Так, в упражнениях и играх используются песни или небольшие инструментальные пьесы, в которых выделяется какое – либо одно свойство музыкального звука.

            (сл.№32) Игры на развитие тембрового слуха Средняя группа: «Узнай инструмент», «Музыкальные инструменты» (1й вариант). Ст. гр.: «Угадай на чём играю», «Музыкальные инструменты» (2й вариант). Подготовительная гр.: «Музыкальные инструменты» (3й вариант).

            (сл.33) Игры на развитие чувства ритма. Средняя гр.: «Лесные гости», «Весёлые дудочки». Ст.гр.: « Петушок, курица и цыплёнок», «Ритмическое лото»(1й вариант). Под.гр.: «Ритмическое лото» (2й вариант),

«Ритмическое домино».

             (сл.№34 – 46) Показ Музыкально - дидактических игр.

              (сл.52 – 55) Экспериментирование со звучащими, шуршащими, звенящими самодельными инструментами.

              Созданная система условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечивает необходимый уровень музыкального развития воспитанников ДОУ.

Приложение №1

«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ  СРЕДА  ПО  МУЗЫКАЛЬНОМУ  ВОСПИТАНИЮ  В  МЛАДШЕЙ  ГРУППЕ»

- Лесенка – три  ступеньки

- Инструменты: металлофон, погремушки, колокольчики, бубен,  

музыкальные  коробочки, молоточки.

- Киндеры  с  зерном  внутри.

- Палочки.

- Настольные  МДИ.

- Магнитофон.

- Кассеты   и  диски   с  записями  детских  песен.

- Книжки – песенки.

«НАСТОЛЬНЫЕ  МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА»

« ПТИЧКА  И  ПТЕНЧИКИ»

(Трафареты  большой  и  маленькой  птички + лесенка + описание  настольной  и  подвижной  игры)

« ГДЕ  МОИ  ДЕТКИ?»

(Большие  карточки  (25/15) с  изображением  взрослых  животных :курицы, утки, гуся, птицы  и  несколько  маленьких  карточек  (10/15)  их  детенышей + описание)

« ДОЖДИК  ЛЬЕТ  И  КАПАЕТ»

(Палочки + картинка + описание)

« НАУЧИ  ИГРУШКУ  ТАНЦЕВАТЬ»

( Маленькая  игрушка + описание)

« ЧУДЕСНЫЙ  МЕШОЧЕК»

( Ярко  оформленный  мешочек  в  котором  находятся  маленькие  мягкие  игрушки: кошка, собачка, корова, медведь, зайчик  и  др.)

« КТО  В ДОМИКЕ  ЖИВЕТ»

(Плоскостной  домик  с  шестью  окошками (три  вверху  и  три  внизу), + описание)

« УСТАЛАЯ  И  РЕЗВАЯ  ЛОШАДКА»

(Палочка + картинка + описание)  

Приложение №2

«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ  СРЕДА  ПО  МУЗЫКАЛЬНОМУ  ВОСПИТАНИЮ  В  СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ»

- Лесенка – три  ступеньки

- Инструменты: металлофон, погремушки, колокольчики, бубен,

музыкальные  коробочки,  молоточки, любые  звучащие  инструменты.

- Киндеры  с  зерном  внутри.

- Палочки.

- Настольные  МДИ.

- Звучащие  коробочки  (спичечные  коробочки  с  зерном  внутри).

- Магнитофон.

- Набор  кассет  и  дисков  с  записями  детских  песен.

- Книжки – песенки.

- Инструменты  из  бросового  материала.

«НАСТОЛЬНЫЕ  МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  СРЕДНЕНО  ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА»

« ПТИЧКА  И  ПТЕНЧИКИ»

(Трафареты  большой  и  маленькой  птички + лесенка + описание  настольной  и  подвижной  игры)

« УГАДАЙ - КА»

(4 – 6  больших  карточек  (20/10) каждая  разделена  на  две  части. На  первой  половине  изображено  взрослое  животное (гусь, утка, корова, коза, собака, кошка), на  второй  их  детеныши + фишки  по  две на каждую  карточку + описание  игры)

« КТО  В ДОМИКЕ  ЖИВЕТ»

(Плоскостной  домик  с  шестью  окошками (три  вверху  и  три  внизу), + описание)

« КУРИЦА  И  ЦЫПЛЯТА»

(Фланелеграф + изображения  на  фланели: большой  домик, девочка, курица, цыплята 2 – 3 шт. + описание  игры)

« ЗАЙЦЫ»

( Фланелеграф + изображение  леса  на  фланели + изображение зайцев  спящих, танцующих, играющих  в  барабан + описание  игры)

« НАМ  ИГРУШКИ  ПРИНЕСЛИ»

(Музыкальные  игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный  молоточек; кошка (мягкая  игрушка) коробочка.)

« СОБЕРИ  ИНСТРУМЕНТ»

(Карточки  с  черно-белым  изображением  инструмента = разрезанные  детали  цветного  изображения  этого  инструмента + кассета  с  записью  звучания  муз. инструментов  (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание  игры)  

Приложение №3

«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ  СРЕДА  ПО  МУЗЫКАЛЬНОМУ  ВОСПИТАНИЮ  В  СТАРШЕЙ  ГРУППЕ»

- Лесенка – пять  ступенек

- Инструменты: металлофон,  губные  гармошки, баян, барабан, бубен,

колокольчики,  музыкальные   молоточки, любые  звучащие  инструменты,

детское  пианино  или  его  плоскостное  изображение.

- Портрет  композитора.

- Настольные  МДИ.

- Мини – Фланелеграф + кружочки – ноты.  

- Магнитофон.

- Набор  кассет  и  дисков  с  записями  детских  песен.

- Инструменты  из  бросового  материала.

«НАСТОЛЬНЫЕ  МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА»

« МУЗЫКАЛЬНОЕ  ЛОТО»

(Карточки  (4 – 5 шт)  с  изображением  нотного  стана  (30/15) + ноты  кружочки + описание  игры)

« ЛЕСЕНКИ»

(Пятиступенчатые  лесенки – раскладушки  + описание  игры)

« ТРИ  МЕДВЕДЯ»

(Карточки, на  которых  изображены  три  медведя  из  сказки + фишки + палочки)

« ОПРЕДЕЛИ  ПО  РИТМУ»

(Карточки, на  одной  половине  которых  изображен  ритмический  рисунок  знакомой  детям  песни, другая  половина  пуста; картинки  иллюстрирующие  содержание  этой  песни + описание  игры)

« ПРОГУЛКА»

(Палочки + карточки  с  изображением  долгих  и  коротких  звуков + описание  игры)

« СОБЕРИ  ИНСТРУМЕНТ»

(Карточки  с  черно-белым  изображением  инструмента = разрезанные  детали  цветного  изображения  этого  инструмента + кассета  с  записью  звучания  муз. инструментов  (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание  игры)  

«СКОЛЬКО  НАС  ПОЕТ?»

(Карточки  с  прорезями  на  каждого  играющего + изображение  матрешек  вставляющихся  в  прорези + описание  игры)

Приложение №4

«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ  СРЕДА  ПО  МУЗЫКАЛЬНОМУ  ВОСПИТАНИЮ  В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  К  ШКОЛЕ  ГРУППЕ»

- Лесенка – семь  ступенек

- Инструменты: металлофон,  губные  гармошки, баян, барабан, бубен,

колокольчики,  музыкальные  молоточки, любые  звучащие  инструменты,

детское  пианино  или  его  плоскостное  изображение.

- Портрет  композитора.

- Настольные  МДИ.

- Мини – Фланелеграф + кружочки – ноты.  

- Магнитофон.

- Набор  кассет  и  дисков  с  записями  детских  песен.

- Инструменты  из  бросового  материала.

«НАСТОЛЬНЫЕ  МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА»

« МУЗЫКАЛЬНОЕ  ЛОТО»

(Карточки  (4 – 5 шт)  с  изображением  нотного  стана  (30/15) + ноты  кружочки + описание  игры)

« ЛЕСЕНКИ»

(Семи ступенчатые  лесенки – раскладушки  + описание  игры)

« ОПРЕДЕЛИ  ПО  РИТМУ»

(Карточки, на  одной  половине  которых  изображен  ритмический  рисунок  знакомой  детям  песни, другая  половина  пуста; картинки  иллюстрирующие  содержание  этой  песни + описание  игры)

« ВЕСЕЛО – ГРУСТНО»

(Карточки  с  изображением  лиц  человека (солнышка, цветка, звездочки, тучки, колобка  и  т.д.) в  трех  настроениях – веселое, грустное, спокойное + запись  музыкальных  произведений  соответствующих  характеров)

« СОБЕРИ  ИНСТРУМЕНТ»

(Карточки  с  черно-белым  изображением  инструмента = разрезанные  детали  цветного  изображения  этого  инструмента + кассета  с  записью  звучания  муз. инструментов  (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание  игры)  

«СКОЛЬКО  НАС  ПОЕТ?»

(Карточки  с  прорезями  на  каждого  играющего + изображение  матрешек  вставляющихся  в  прорези + описание  игры)

«УЗНАЙ  И  СЛОЖИ  ПЕСЕНКУ»

(Мини – Фланелеграф + графическое  изображение  долгих  и  коротких  звуков).

« ПЕСНЯ – ТАНЕЦ – МАРШ»  (Карточки, разделенные  на  три  части. В  первой  части  ребенок  поющий, во  второй – танцующий, в  третьей – марширующий. +кассета  с  музыкальной  записью + описание  игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться...

Музыкально-дидактическая игра «Волшебный музыкальный сад» для детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста«Волшебный музыкальный сад» Цель: развитие музыкального слуха, музыкальной памяти дошкольников, закрепление знаний.Ход игры: В...

Презентация "Музыкальные дидактические игры на музыкальном занятии"

Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать  к активному восприятию музыки....

Музыкально-дидактическая игра "Магазин музыкальных инструментов"

Очень интересная игра с использованием музыкальных инструментов, направлена на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческой активности у дошкольников....

Открытое занятие в младшей группе «Весёлый оркестр» (На основе музыкально-дидактической игры «Мои музыкальные инструменты»)

Обучать детей элементам театрализованной деятельности (инсценировкам песен, движениям под музыку, играм). Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, желанием играть на них. Активизировать дейс...

Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры в музыкально-сенсорном развитии дошкольников"

Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, именно с этой целью применяют музыкально-ди...

Консультация для воспитателей «Наглядные пособия и музыкально – дидактические игры в музыкальном воспитании дошкольников»

В современных условиях перед педагогами стоит задача широкого использования наиболее эффективных средств обучения и воспитания....