консультация для воспитателей "Пособия и музыкально - дидактические игры в музыкальном уголке"
консультация на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Для воспитателей ДОУ
Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ детского сада № 5
Молчанова Татьяна Михайловна
2015г.
Февраль
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву
На которой особенно успешно они произрастают»
Г.Нейгауз
Всем известно и доказано учёными, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого – педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно – пространственной среды.
Половину своего пребывания в ДОУ ребёнок находится в группе, при этом документы регламентирующие деятельность дошкольного учреждения, определяют, что на музыкальные занятия в младшем возрасте приходится 30 минут, в старшем – один час в неделю. Основные знания и умения ребёнок получает на занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности.
Музыкальная предметная среда должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно – пространственной среды. А.Н.Леонтьев доказал, что стержнем деятельности является предметность.
Музыкальные руководители стремятся к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Всё это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
(сл.№3) При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хоанение.
Разнообразие оборудования. Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.
Учёт возрастных особенностей детей.
Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
Возможность переноса оборудования в другие места.
Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.
Удобное расположение музыкального уголка или музыкально – театральной зоны.
Классификация оборудования для музыкальных зон (сл.№4)
Материал для творческих сюжетно – ролевых игр – игрушки, иллюстрации,(бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами)
Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования
Музыкально – дидактические игры и пособия
Аудиовизуальные пособия
В музыкальном уголке должны быть театры
Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
(сл.№31) Музыкально – дидактические игры для каждой возрастной группы представлены в определённой последовательности постепенно усложняющихся музыкально – сенсорных задач.
Настольные музыкальные игры разработаны в соответствии с основным дидактическим принципом наглядности, предполагающих опору на слуховые, зрительные, двигательные ощущения и учитывающим наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста.
Так, в упражнениях и играх используются песни или небольшие инструментальные пьесы, в которых выделяется какое – либо одно свойство музыкального звука.
(сл.№32) Игры на развитие тембрового слуха Средняя группа: «Узнай инструмент», «Музыкальные инструменты» (1й вариант). Ст. гр.: «Угадай на чём играю», «Музыкальные инструменты» (2й вариант). Подготовительная гр.: «Музыкальные инструменты» (3й вариант).
(сл.33) Игры на развитие чувства ритма. Средняя гр.: «Лесные гости», «Весёлые дудочки». Ст.гр.: « Петушок, курица и цыплёнок», «Ритмическое лото»(1й вариант). Под.гр.: «Ритмическое лото» (2й вариант),
«Ритмическое домино».
(сл.№34 – 46) Показ Музыкально - дидактических игр.
(сл.52 – 55) Экспериментирование со звучащими, шуршащими, звенящими самодельными инструментами.
Созданная система условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечивает необходимый уровень музыкального развития воспитанников ДОУ.
Приложение №1
«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»
- Лесенка – три ступеньки
- Инструменты: металлофон, погремушки, колокольчики, бубен,
музыкальные коробочки, молоточки.
- Киндеры с зерном внутри.
- Палочки.
- Настольные МДИ.
- Магнитофон.
- Кассеты и диски с записями детских песен.
- Книжки – песенки.
«НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
« ПТИЧКА И ПТЕНЧИКИ»
(Трафареты большой и маленькой птички + лесенка + описание настольной и подвижной игры)
« ГДЕ МОИ ДЕТКИ?»
(Большие карточки (25/15) с изображением взрослых животных :курицы, утки, гуся, птицы и несколько маленьких карточек (10/15) их детенышей + описание)
« ДОЖДИК ЛЬЕТ И КАПАЕТ»
(Палочки + картинка + описание)
« НАУЧИ ИГРУШКУ ТАНЦЕВАТЬ»
( Маленькая игрушка + описание)
« ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
( Ярко оформленный мешочек в котором находятся маленькие мягкие игрушки: кошка, собачка, корова, медведь, зайчик и др.)
« КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ»
(Плоскостной домик с шестью окошками (три вверху и три внизу), + описание)
« УСТАЛАЯ И РЕЗВАЯ ЛОШАДКА»
(Палочка + картинка + описание)
Приложение №2
«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ»
- Лесенка – три ступеньки
- Инструменты: металлофон, погремушки, колокольчики, бубен,
музыкальные коробочки, молоточки, любые звучащие инструменты.
- Киндеры с зерном внутри.
- Палочки.
- Настольные МДИ.
- Звучащие коробочки (спичечные коробочки с зерном внутри).
- Магнитофон.
- Набор кассет и дисков с записями детских песен.
- Книжки – песенки.
- Инструменты из бросового материала.
«НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕНО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
« ПТИЧКА И ПТЕНЧИКИ»
(Трафареты большой и маленькой птички + лесенка + описание настольной и подвижной игры)
« УГАДАЙ - КА»
(4 – 6 больших карточек (20/10) каждая разделена на две части. На первой половине изображено взрослое животное (гусь, утка, корова, коза, собака, кошка), на второй их детеныши + фишки по две на каждую карточку + описание игры)
« КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ»
(Плоскостной домик с шестью окошками (три вверху и три внизу), + описание)
« КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА»
(Фланелеграф + изображения на фланели: большой домик, девочка, курица, цыплята 2 – 3 шт. + описание игры)
« ЗАЙЦЫ»
( Фланелеграф + изображение леса на фланели + изображение зайцев спящих, танцующих, играющих в барабан + описание игры)
« НАМ ИГРУШКИ ПРИНЕСЛИ»
(Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка) коробочка.)
« СОБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»
(Карточки с черно-белым изображением инструмента = разрезанные детали цветного изображения этого инструмента + кассета с записью звучания муз. инструментов (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание игры)
Приложение №3
«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ»
- Лесенка – пять ступенек
- Инструменты: металлофон, губные гармошки, баян, барабан, бубен,
колокольчики, музыкальные молоточки, любые звучащие инструменты,
детское пианино или его плоскостное изображение.
- Портрет композитора.
- Настольные МДИ.
- Мини – Фланелеграф + кружочки – ноты.
- Магнитофон.
- Набор кассет и дисков с записями детских песен.
- Инструменты из бросового материала.
«НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
« МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО»
(Карточки (4 – 5 шт) с изображением нотного стана (30/15) + ноты кружочки + описание игры)
« ЛЕСЕНКИ»
(Пятиступенчатые лесенки – раскладушки + описание игры)
« ТРИ МЕДВЕДЯ»
(Карточки, на которых изображены три медведя из сказки + фишки + палочки)
« ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ»
(Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пуста; картинки иллюстрирующие содержание этой песни + описание игры)
« ПРОГУЛКА»
(Палочки + карточки с изображением долгих и коротких звуков + описание игры)
« СОБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»
(Карточки с черно-белым изображением инструмента = разрезанные детали цветного изображения этого инструмента + кассета с записью звучания муз. инструментов (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание игры)
«СКОЛЬКО НАС ПОЕТ?»
(Карточки с прорезями на каждого играющего + изображение матрешек вставляющихся в прорези + описание игры)
Приложение №4
«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ»
- Лесенка – семь ступенек
- Инструменты: металлофон, губные гармошки, баян, барабан, бубен,
колокольчики, музыкальные молоточки, любые звучащие инструменты,
детское пианино или его плоскостное изображение.
- Портрет композитора.
- Настольные МДИ.
- Мини – Фланелеграф + кружочки – ноты.
- Магнитофон.
- Набор кассет и дисков с записями детских песен.
- Инструменты из бросового материала.
«НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
« МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО»
(Карточки (4 – 5 шт) с изображением нотного стана (30/15) + ноты кружочки + описание игры)
« ЛЕСЕНКИ»
(Семи ступенчатые лесенки – раскладушки + описание игры)
« ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ»
(Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пуста; картинки иллюстрирующие содержание этой песни + описание игры)
« ВЕСЕЛО – ГРУСТНО»
(Карточки с изображением лиц человека (солнышка, цветка, звездочки, тучки, колобка и т.д.) в трех настроениях – веселое, грустное, спокойное + запись музыкальных произведений соответствующих характеров)
« СОБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»
(Карточки с черно-белым изображением инструмента = разрезанные детали цветного изображения этого инструмента + кассета с записью звучания муз. инструментов (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание игры)
«СКОЛЬКО НАС ПОЕТ?»
(Карточки с прорезями на каждого играющего + изображение матрешек вставляющихся в прорези + описание игры)
«УЗНАЙ И СЛОЖИ ПЕСЕНКУ»
(Мини – Фланелеграф + графическое изображение долгих и коротких звуков).
« ПЕСНЯ – ТАНЕЦ – МАРШ» (Карточки, разделенные на три части. В первой части ребенок поющий, во второй – танцующий, в третьей – марширующий. +кассета с музыкальной записью + описание игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.
Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться...
Музыкально-дидактическая игра «Волшебный музыкальный сад» для детей старшего дошкольного возраста
Музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста«Волшебный музыкальный сад» Цель: развитие музыкального слуха, музыкальной памяти дошкольников, закрепление знаний.Ход игры: В...
Презентация "Музыкальные дидактические игры на музыкальном занятии"
Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать к активному восприятию музыки....
Музыкально-дидактическая игра "Магазин музыкальных инструментов"
Очень интересная игра с использованием музыкальных инструментов, направлена на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческой активности у дошкольников....
Открытое занятие в младшей группе «Весёлый оркестр» (На основе музыкально-дидактической игры «Мои музыкальные инструменты»)
Обучать детей элементам театрализованной деятельности (инсценировкам песен, движениям под музыку, играм). Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, желанием играть на них. Активизировать дейс...
Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры в музыкально-сенсорном развитии дошкольников"
Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, именно с этой целью применяют музыкально-ди...
Консультация для воспитателей «Наглядные пособия и музыкально – дидактические игры в музыкальном воспитании дошкольников»
В современных условиях перед педагогами стоит задача широкого использования наиболее эффективных средств обучения и воспитания....