семинара – практикума «Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста».
консультация

Гавердовская Галина Вячеславовна

Актуальность: Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений  – это необходимое условие гармоничного существования современного человека.

         Важным фактором в современном российском образовании является зашита прав ребенка. В первую очередь это защита права:

- на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования,

- на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки,

- на адаптацию микросоциума  

Естественно, сю­да входит и защита прав детей от различных форм насилия, ущемления естественных и гражданских прав как в семье в микросоциуме, так и в го­сударственных образовательных учреждениях. 

Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания и  взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы:  как защитить права ребёнка?

Дадим определение понятию ПРАВО.

Право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых госу­дарственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Основные международные документы, касающиеся прав детей:

Декларация прав ребенка (1958г.)

На основе которой разработана Конвенция «О правах ребенка» (1989г)

Согласно требованиям Конвенции образование должно быть направленно:

- на развитие личности, умственных, физических способностей, та­ланта;

- воспитание уважения к правам человека

- воспитание уважения к родителям, самобытному языку, националь­ным традициям;

- подготовку ребенка к сознательной жизни в духе понимания, ми­ра, терпения, равноправия, дружбы;

- воспитание уважения к окружающей природе.

Детский сад, в силу своей близости к семье, является важным элемен­том, влияющим на защиту прав ребёнка-дошкольника:

- на защиту здоровья;

- на образование;

- на сохранение своей индивидуальности;

- на участие в играх;

- на защиту от всех форм насилия, небрежного, грубого обращения, защиту прав вследствие отсутствия заботы.

На основе Конвенции были разработаны нормативно-правовые доку­менты федерального и регионального значения:

- Семейный кодекс.

- Закон «Об образовании»

- Конституция

 

В соответствии с законом «Об образовании» основным нормативным документом в ДОУ является УСТАВ ДОУ, где представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Важным дополнением к Уставу является ДОГОВОР между ДОУ и родителями, где оговорены условия, при   которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения, т. е. ГОСУДАРСТВА.

 

 Предлагаю Вашему вниманию игру «Счастливый случай», в ходе которой необходимо ответить на вопросы, к каждому из которых предложено 4 варианта ответа.

 

 

 

 

 Организация работы по гражданско-правовому воспитанию

 

Ребёнок развивается не изолировано, его развитие и становление как личности происходит в обществе. В обществе сверстников, родителей, близких и незнакомых людей. Ребёнок вступает в контакт, выражает свои чувства, эмоции. Он осваивает принятые в обществе правила и нормы взаимодействия. И обязанность взрослых – помочь ему в освоении этих правил, помочь стать личностью, обрести индивидуальность, самореализоваться в этом мире, что невозможно без  правового воспитания

Работу по формированию правовых знаний целесообразно начинать с первого дня пребывания ребёнка в учреждении дошкольного образования. Вместе с тем, чтобы сформировать у детей правовые знания, педагог должен по-разному строить работу на различных возрастных этапах.

1.    В младшем дошкольном возрасте необходимо обучать нормам поведения в коллективе, устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.

2.    В среднем дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию коммуникативных способностей, формировать нравственные нормы поведения, умение оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные.

3.    В старшем дошкольном возрасте необходимо формировать нравственно-правовую культуру на основе знаний основных прав, познакомить с понятием «право».

 

Работа с детьми по правовому воспитанию  должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня.  Рекомендуется проводить работу с дошкольниками и  в форме специально организованного обучения, и в форме непринужденной совместной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер, учитывающий интересы и инициативы детей.

Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня в рамках реализации раздела «Ознакомление с окружающим ». Работа с детьми вне занятий может осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Следует учитывать тот факт, что тематический план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности. От педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно–игровой, драматизации, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить. Привлекают детей  продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п.).  Нормы поведения дети лучше усваивают в повседневной жизни.

Рекомендуется проводить:

•  сюжетно-ролевые, театрализованные и дидактические игры;

•  игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений.

В сюжетно-ролевой игре ребёнок учится реализовывать свои права на участие в игре, на игрушки, на собственное мнение. В играх ребёнок учится считаться с мнением и интересами других детей, справедливо распределять игрушки и роли, убирать пособия после игры. Выбрав в игре ту или иную социальную роль, ребёнок возлагает на себя соответствующие обязанности. Это способствует усвоению нравственно-правовых норм поведения.

Прием драматизации упражняет детей в умении  войти в положение другого. Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных, расширяет границы нравственно-правового опыта ребёнка, помогает осознать нравственный смысл правовых норм.

Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.

Усвоению прав во многом способствуют игры с правилами (подвижные, дидактические, развивающие). Дидактические игры по правовому воспитанию помогают ребёнку в накоплении социального опыта, расширении области правовых знаний, формировании чувства самоценки, способствуют обучению конструктивным способам решения конфликтов и споров.

При организации работы по правовому воспитанию необходимо использовать сюжеты хорошо известных сказок (иллюстрации, аудиокассеты, видеофильмы), решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку ... , если бы я вдруг превратился в ...;

Также  проводить и такие дидактические игры:

 «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право», «Кто больше?», «Назови – не ошибись!» «Я начну, а ты продолжи», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь», «Выбери нужный ответ», «Подбери пословицы к картинкам», «Какими  правами пользовались персонажи?» и т.д.

В совместной и индивидуальной деятельности с детьми  необходимо использовать устный народный фольклор, шутки, юмор, песни. Это помогает в решении конфликтов, снимает детскую агрессию, воспитывает в детях дружелюбие, умение прощать, видеть свои ошибки, следовать общепринятым нормам поведения.

В старшей группе можно использовать такой приём: составление совместно с детьми «Декларации прав группы», в которую входят различные правила, например:

кто сильнее, тот уступит,

умеешь сам – научи другого,

Этот  приём помогает детям в дальнейшем анализировать, какое право было нарушено и что потребуется в дальнейшем, чтобы его не нарушать. В конце дня дети могут рассказать о своих поступках и на доске отметить положительные поступки - звездочкой. Это помогает детям самостоятельно выполнять определенные нормы и правила поведения.

Также совместно с детьми можно сделать индивидуальные книжки «Права ребенка» и книжку-раскладушку «Ваши права», где дети при помощи символов и знаков будут изображать права детей, защиту детей и их обязанности. Можно   оборудовать  уголок, где дети будут знакомиться с Конвенцией ООН о правах ребёнка. Помогать им в этом может специально выбранный сказочный герой. С ним дети могут отгадывать ребусы, кроссворды, загадки, разучивать стихи, пословицы, повторять свои права и обязанности.  Сказочный герой может  приходить к детям каждую неделю, звать их на чаепитие и за неспешным разговором вести беседы:

«Кто такой настоящий друг?»;

«Как помогаем дома маме?»;

«Смелые первые, а вторые?» и т.д.

Начать работу по правовому воспитанию следует с изучения ребят, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками, в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива.

 

Игра-путешествие по сказкам: «Назови какое право нарушено»

 

- Надо назвать литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора если такой есть.

 

- Назвать, какое право нарушено, статью Конвенции ООН о правах ребенка, которая по вашему мнению, подходит к данному литературному произведению.

 

А сейчас я по очереди буду показывать предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

 

 

 

  Свидетельство о рождении

- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на имя)

Сердечко-

Какое право может обозначать сердце? ( право на заботу и любовь)

Домик

- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? ( право на имущество)

Конверт

- О чём напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

Букварь

-О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учёбу)

Игрушечный утёнок и утка

- О чём напоминает эта игрушка? ( о праве ребёнка быть вместе с мамой)

 

Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.

А закончить этот семинар я хочу очень хорошим стихотворением:

   

В жизни можно по –разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

                                                                    А. Вознесенский

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема нашего семинара – практикума «Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста».

Актуальность: Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений  – это необходимое условие гармоничного существования современного человека.

         Важным фактором в современном российском образовании является зашита прав ребенка. В первую очередь это защита права:

- на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования,

- на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки,

- на адаптацию микросоциума  

Естественно, сюда входит и защита прав детей от различных форм насилия, ущемления естественных и гражданских прав как в семье в микросоциуме, так и в государственных образовательных учреждениях. 

Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания и  взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы:  как защитить права ребёнка?

Дадим определение понятию ПРАВО.

Право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Основные международные документы, касающиеся прав детей:

Декларация прав ребенка (1958г.)

На основе которой разработана Конвенция «О правах ребенка» (1989г)

Согласно требованиям Конвенции образование должно быть направленно:

- на развитие личности, умственных, физических способностей, таланта;

- воспитание уважения к правам человека

- воспитание уважения к родителям, самобытному языку, национальным традициям;

- подготовку ребенка к сознательной жизни в духе понимания, мира, терпения, равноправия, дружбы;

- воспитание уважения к окружающей природе.

Детский сад, в силу своей близости к семье, является важным элементом, влияющим на защиту прав ребёнка-дошкольника:

- на защиту здоровья;

- на образование;

- на сохранение своей индивидуальности;

- на участие в играх;

- на защиту от всех форм насилия, небрежного, грубого обращения, защиту прав вследствие отсутствия заботы.

На основе Конвенции были разработаны нормативно-правовые документы федерального и регионального значения:

- Семейный кодекс.

- Закон «Об образовании»

- Конституция

В соответствии с законом «Об образовании» основным нормативным документом в ДОУ является УСТАВ ДОУ, где представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Важным дополнением к Уставу является ДОГОВОР между ДОУ и родителями, где оговорены условия, при   которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения, т. е. ГОСУДАРСТВА.

 Предлагаю Вашему вниманию игру «Счастливый случай», в ходе которой необходимо ответить на вопросы, к каждому из которых предложено 4 варианта ответа.

 Организация работы по гражданско-правовому воспитанию

Ребёнок развивается не изолировано, его развитие и становление как личности происходит в обществе. В обществе сверстников, родителей, близких и незнакомых людей. Ребёнок вступает в контакт, выражает свои чувства, эмоции. Он осваивает принятые в обществе правила и нормы взаимодействия. И обязанность взрослых – помочь ему в освоении этих правил, помочь стать личностью, обрести индивидуальность, самореализоваться в этом мире, что невозможно без  правового воспитания

Работу по формированию правовых знаний целесообразно начинать с первого дня пребывания ребёнка в учреждении дошкольного образования. Вместе с тем, чтобы сформировать у детей правовые знания, педагог должен по-разному строить работу на различных возрастных этапах.

  1. В младшем дошкольном возрасте необходимо обучать нормам поведения в коллективе, устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.
  2. В среднем дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию коммуникативных способностей, формировать нравственные нормы поведения, умение оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные.
  3. В старшем дошкольном возрасте необходимо формировать нравственно-правовую культуру на основе знаний основных прав, познакомить с понятием «право».

Работа с детьми по правовому воспитанию  должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня.  Рекомендуется проводить работу с дошкольниками и  в форме специально организованного обучения, и в форме непринужденной совместной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер, учитывающий интересы и инициативы детей.

Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня в рамках реализации раздела «Ознакомление с окружающим ». Работа с детьми вне занятий может осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Следует учитывать тот факт, что тематический план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности. От педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно–игровой, драматизации, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить. Привлекают детей  продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п.).  Нормы поведения дети лучше усваивают в повседневной жизни.

Рекомендуется проводить:

•  сюжетно-ролевые, театрализованные и дидактические игры;

•  игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений.

В сюжетно-ролевой игре ребёнок учится реализовывать свои права на участие в игре, на игрушки, на собственное мнение. В играх ребёнок учится считаться с мнением и интересами других детей, справедливо распределять игрушки и роли, убирать пособия после игры. Выбрав в игре ту или иную социальную роль, ребёнок возлагает на себя соответствующие обязанности. Это способствует усвоению нравственно-правовых норм поведения.

Прием драматизации упражняет детей в умении  войти в положение другого. Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных, расширяет границы нравственно-правового опыта ребёнка, помогает осознать нравственный смысл правовых норм.

Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.

Усвоению прав во многом способствуют игры с правилами (подвижные, дидактические, развивающие). Дидактические игры по правовому воспитанию помогают ребёнку в накоплении социального опыта, расширении области правовых знаний, формировании чувства самоценки, способствуют обучению конструктивным способам решения конфликтов и споров.

При организации работы по правовому воспитанию необходимо использовать сюжеты хорошо известных сказок (иллюстрации, аудиокассеты, видеофильмы), решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку ... , если бы я вдруг превратился в ...;

Также  проводить и такие дидактические игры:

 «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право», «Кто больше?», «Назови – не ошибись!» «Я начну, а ты продолжи», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь», «Выбери нужный ответ», «Подбери пословицы к картинкам», «Какими  правами пользовались персонажи?» и т.д.

В совместной и индивидуальной деятельности с детьми  необходимо использовать устный народный фольклор, шутки, юмор, песни. Это помогает в решении конфликтов, снимает детскую агрессию, воспитывает в детях дружелюбие, умение прощать, видеть свои ошибки, следовать общепринятым нормам поведения.

В старшей группе можно использовать такой приём: составление совместно с детьми «Декларации прав группы», в которую входят различные правила, например:

кто сильнее, тот уступит,

умеешь сам – научи другого,

Этот  приём помогает детям в дальнейшем анализировать, какое право было нарушено и что потребуется в дальнейшем, чтобы его не нарушать. В конце дня дети могут рассказать о своих поступках и на доске отметить положительные поступки - звездочкой. Это помогает детям самостоятельно выполнять определенные нормы и правила поведения.

Также совместно с детьми можно сделать индивидуальные книжки «Права ребенка» и книжку-раскладушку «Ваши права», где дети при помощи символов и знаков будут изображать права детей, защиту детей и их обязанности. Можно   оборудовать  уголок, где дети будут знакомиться с Конвенцией ООН о правах ребёнка. Помогать им в этом может специально выбранный сказочный герой. С ним дети могут отгадывать ребусы, кроссворды, загадки, разучивать стихи, пословицы, повторять свои права и обязанности.  Сказочный герой может  приходить к детям каждую неделю, звать их на чаепитие и за неспешным разговором вести беседы:

«Кто такой настоящий друг?»;

«Как помогаем дома маме?»;

«Смелые первые, а вторые?» и т.д.

Начать работу по правовому воспитанию следует с изучения ребят, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками, в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива.

Игра-путешествие по сказкам: «Назови какое право нарушено»

- Надо назвать литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора если такой есть.

- Назвать, какое право нарушено, статью Конвенции ООН о правах ребенка, которая по вашему мнению, подходит к данному литературному произведению.

А сейчас я по очереди буду показывать предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

  Свидетельство о рождении

- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на имя)

Сердечко-

Какое право может обозначать сердце? ( право на заботу и любовь)

Домик

- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? ( право на имущество)

Конверт

- О чём напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

Букварь

-О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учёбу)

Игрушечный утёнок и утка

- О чём напоминает эта игрушка? ( о праве ребёнка быть вместе с мамой)

Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.

А закончить этот семинар я хочу очень хорошим стихотворением:

   

В жизни можно по –разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

                                                                    А. Вознесенский

                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем и общаемся с ребенком! Семинар-практикум для родителей и детей дошкольного возраста

Первой формой общения становится для ребенка именно эмоциональное общение с взрос¬лым человеком. Многие родители не задумываются над вопросом - общение происходит само собой, им довольны и родители, и...

Организация семинара-практикума по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения. Педагоги должны знать и понимать пути речевого развити...

Семинар - практикум : "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ«Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста» Из википедии: Рефлексия – возврат назад.   Термин ввёл классик природосообразной педагогики ...

Городской семинар – практикум по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Педагоги из 14 детских садов города приняли участиев увлекательной квест – игре «Экологическими тропами»....

Семинар-практикум: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

laquo;Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,заботливый садовник укрепляет корень,от мощности которого зависит жизнь растенияна протяжении нескольких десятилетий,так и педагог до...

Семинар - практикум "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной".

В последнее время чувство  патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становиться задачей государственной важности. Поэтому среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечестве...

Семинар-практикум "Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста

Показать различные формы творческой работы ,применяемые при решение задач экологического воспитания...