Играем и общаемся с ребенком! Семинар-практикум для родителей и детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме
Первой формой общения становится для ребенка именно эмоциональное общение с взрос¬лым человеком. Многие родители не задумываются над вопросом - общение происходит само собой, им довольны и родители, и дети. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка еще в раннем детстве. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают детей так, как их самих воспитывали в детстве. Цель данной работы: развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность. Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Промышленновский детский сад №1 «Рябинка»
Играем и общаемся с ребенком!
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор:
Дуреева Елена Сергеевна,
Педагог – психолог
МБДОУ д/с №1 «Рябинка»
Промышленная 2011
Играем и общаемся с ребенком!
Цель: развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность. Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых.
Семинар-практикум состоит из двух частей: теоретический блок и практический блок.
Количество участников:4-6 человек.
Время проведения: 40 минут.
Место проведения: музыкальный зал или кабинет педагога - психолога.
1 часть: теоретический блок
Теоретический блок проводится без детей.
Педагог-психолог: С точки зрения детской психологии первой формой общения становится для ребенка именно эмоциональное общение с взрослым человеком. Многие родители не задумываются над вопросом - общение происходит само собой, им довольны и родители, и дети. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка еще в раннем детстве. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают детей так, как их самих воспитывали в детстве. В это же время, способ нашего взаимодействия с ребенком зависит от моды в обществе на определенные педагогические идеи. А также от нашего ближайшего окружения-родственников и друзей, от стиля общения между другими членами семьи, от возраста родителей, от условий быта, и от многих других причин. И лишь позже появляются другие виды взаимодействия с людьми - деловое и личностное, общение со сверстниками. И все-таки, общаться с ребенком просто и радостно. А чтобы общение всегда было полезным и взрослому, и ребенку родителям, можно использовать несколько правил.
Безусловно, принимать ребенка – значит любить его просто так, просто за то, что он есть.
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
При поступлении ребенка в детский сад, круг общения расширяется-добавляется общение со сверстниками, воспитателями и другими работниками ДОУ.
Обычно дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый. Это можно объяснить тем, что такие игры часто знакомы детям, просты в исполнении и любимы детьми. Цель эмоциональных игр - это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.
При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт. Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности:
- знакомство;
- игры с использованием игрушек и предметов;
- контакт руками;
- телесный контакт.
Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:
Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой.
Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки.
В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает.
В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны.
В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения с взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый - один ребенок).
Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно. Чтобы повысить малышу настроение, заставить его улыбнуться, можно начинать занятие с проведения одной из игр и в том случае, если контакт ребенка с взрослым уже наладился.
Упражнение «Ассоциации»
Родители получают задание нарисовать ассоциации, которые возникаю у них при словосочетании «эмоциональное общение». После выполнения упражнения выслушиваются ответы и демонстрируются их рисунки.
2 часть: практический блок
При окончании теоретической части приглашаются дети. (Игры практического блока могут быть разными в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. См. Приложение)
Упражнение «Знакомство»
Все участники садятся в круг, каждый кратко называет свое имя и с кем он находится здесь.
Игры для налаживания контакта с ребенком
Игра «Дай ручку!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
- Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать детей, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик - лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Игра «Привет! Пока!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
- Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
- Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется - педагог машет рукой.
-Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
- Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Игра «Хлопаем в ладоши!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
- Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопаем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
-Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
Игра «Ку-ку!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.
Оборудование: кукла Петрушка (в ступке или в бутылку, а снизу палочка, дергаем вниз, Петрушка оказывается в бутылке).
Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).
- Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем Петрушка показывается со словами:
- Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!
Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.
Игра «Лови мячик!»
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
-Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
- Кати мячик! Оп! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
Игра «Петрушка»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: кукла Петрушка (би-ба-бо).
Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.
- Я Петрушка - веселая игрушка! Привет-привет!
Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.
- Давай здороваться! Дай ручку!
После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.
- Давай хлопать в ладошки - хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игры для налаживания эмоционального контакта взрослого и ребенка.
Котёнок
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.
Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.
- Смотри, какой к нам пришёл котенок - маленький, пушистый. Давай погладим котенка - вот так.
Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, киcуля! Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! И погладила рукой.
Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.
Солнечный зайчик
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).
Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д.
- Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает - прыг-скок!
Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.
- Потрогай зайчика - вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает - поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке - не дocтaть!
Если ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями - дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия.
Шарик
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).
Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.
- Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.
После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.
- В какой руке шарик – угадай! Правильно угадал - вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!
Платочек
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).
Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре.
Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:
- Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!
Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу - накиньте платок ему на голову.
-Где же наш Ваня? Ваня, ты где? Ау!
После этих слов стяните платок с головы ребенка, обнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно.
Прятки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: большое одеяло или плед.
Ход игры: Аналогично игре с платком можно организовать игру в прятки, используя одеяло или плед. При этом ребенок или взрослый, прячась, может свободно передвигаться по комнате, выбирая подходящее укромное место.
В отличие от игры с платком, это более продолжительная игра.
Водящий взрослый может намеренно, не спеша ходить по комнате, заглядывая в самые неожиданные места - под стол, в шкафы и т.д. - со словами:
- Где же наш мальчик спрятался? Миша, ау! Иду искать!
Когда ребенок ждет, что его вот-вот найдут, он переживает сильные эмоции - напряжение и. возможно, страх. В конце игры такое напряжение обязательно разрешается - ребенка находят, гладят по голове, обнимают, хвалят.
Хлопушки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.
Детка хлопать так умеет! Своих ручек не жалеет! Вот так, вот так-так. Своих ручек не жалеет!
Коготки-царапки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.
Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка. Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.
У белого котенка
Мягкие лапки.
На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы - котенок «выпускает» коготки-царапки.
Но на каждой лапке кoгoтки-цapaпки!
Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.
Киса, Киса! Брысь!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одного игрового действия на другое.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку, для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, Киса!». Как прогоняют кошку со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить - при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину.
- Давай пoигpaeм в кошечку! Когда кошечку гладят - «Киса! Киса!» - держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» - быстро спрячь ладошки за спину. Вот так. Киса, киса! Брысь!
Многие дети не сразу включаются в эту игру, так как она требует более активного участия, содержит элемент риска. Возможно, при первом знакомстве с этой игрой придется пригласить к участию кого-нибудь из близких ребенку взрослых, которому малыш доверяет. Или для начала просто показать, как можно играть, задействовав другого участника - ребенка или взрослого, чтобы малыш получил возможность понаблюдать за игрой со стороны.
Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями. При этом, если ребенок еще не пользуется активной речью, взрослый может комментировать ход игры, даже в том случае, когда ребенку достается активная роль.
По ровненькой дорожке!
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.
По ровненькой дорожке.
По ровненькой дорожке.
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам.
Прямо в яму-
Бух!
Тушки-тутушки!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать ребенка вверх, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.
Тушки-тутушки!
Сели на подушки. Пришли подружки. Столкнули с подушки - Бух!
Тритатушки - три-та-та!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Взрослый усаживает ребенка на колени, лицом к себе, держит ребенка за пояс. Затем совершает ритмичные телесные потряхивания (влево-вправо, вверх-вниз), сопровождая движения многократным проговариванием слов:
- Тритaтyшки - три-та-та! Тритaтyшки - три-та-та!
Качели
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в качели.
- Ты любишь качаться на качелях? Давай пoигpaeм в качели! Педагог садится на диван или удобный стул, усаживает ребенка к себе на колени, лицом к лицу. Затем берет руки ребенка в свои и расставляет их в стороны, после чего имитирует ритмичные движения качелей - покачивается из стороны в сторону, увлекая за собой ребенка.
- Качели качаются: кач-кач! Кач-кач!
Играть можно и стоя. Взрослый и ребенок становятся напротив друг друга, широко расставив ноги, они берутся за руки и раскидывают их в стороны. Со словами «кач-кач» имитируются движения качелей - вместе взрослый и ребенок раскачиваются из стороны в сторону, поочередно отрывая то правую, то левую ноги от пола.
Часики
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные часы, затем предлагает поиграть в часы.
- Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!». Давай поиграем в часы!
Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов - осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.
- Часики тикают: тик-так! Тик-так!
Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, - часики могут тикать медленно и быстро.
Догоню-догоню!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки.
-Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять! Догоню-догоню!
Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить - дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка - обнимает его, тормошит.
Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать, попробуйте в другой раз.
Ладушки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши.
- Давай похлопаем в ладоши - вот так.
Ладушки-ладушки! Педагог вместе с ребенком хлопает в ладоши-
- Где были?
- у бабушки!
-Что ели?
-Кашку!
-Что пили?
-Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили!
У-у-у-У, полетели!
На головку сели!
На последних строчках помашите кистями рук, как крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша.
Сорока-белобока
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог берет руку ребенка в свою руку и начинает читать потешку, сопровождая текст движениями.
Сорока-белобока
Кашку варилa,
Деток кормилa:
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала:
Ты, сынок, мал.
Нам не помогал. Тебе каши не дадим.
Педагог круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его ладошке - «мешает кашку».
При словах «этому дала» загибайте поочередно пальчики ребенка, начиная с мизинца.
При словах «а этому не дала» поверните большой палец ребенка и пощекочите его ладошку.
Коза рогатая
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог проговаривает текст потешки, сопровождая ее движениями.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ! Глазками хлоп-хлоп: «Кто каши не ест? Кто молока не пьет? Того забодаю, 3абодаю, за6одаю!»
Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец, чтобы получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Целью семинара - практикума "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста" является актуализация знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей ...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: проблемы и задачи»
На современном этапе развития нашего государства, на фоне введения ФГОС ДО, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.В последнее время возросло внимание к проблемам ...
Семинар - практикум "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Данный семинар я проводила со своими коллегами 13.11.2013г. в ГБОУ СОШ №1098 города Москвы дошкольном отделении №6 (ЦРР-Детский сад №2659)...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Формирование методической компетенции педагогов в области развития продуктивных видов деятельности, обучение методическим приемам организации совместной деятельности ребенка и взрослого, детского колл...
Семинар - практикум для педагогов «Психологические особенности детей дошкольного возраста. Современные дети. Какие они
Представлен материал для проведения семинара-практикума с педагогами...
Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «...