"Этикет для дошкольников"
статья (старшая группа) по теме

Евлаш Людмила Васильевна

"Этикет для дошкольников"

         В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим, актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения.

         Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и привратить их в привычку. Выдающийся педагог Макаренко А.С. отмечал, что взрослые воспитывают ребенка не только, когда с ним разговаривают, ругают, но и когда радуются, общаются с другими взрослыми, читают газеты.

         Многие мамы и папы хотят, чтоб их ребенок был вежливым, однако при этом демонстрируют совершенно противоположный пример. Заставляя ребенка здороваться при  входе в группу, родители сами забывают это сделать. Или общение по телефону с использованием нецензурных выражений в присутствии ребенка показывает, насколько обостренным является вопрос культурного воспитания детей и их родителей.

       В детском саду воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым, влияя на взаимоотношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.

       Пешковский А. М. отмечает, что там, где дети усиленно учатся говорить, - там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга. Знание правил этикета позволит ребенку владеть хорошими манерами, тактичностью, галантностью, выдержкой в неожиданных ситуациях.

      Цель: формирование навыков культурного поведения у детей дошкольного возраста и воспитание их нравственной личности; привлечение родителей к культурному воспитанию детей в семье.

   Основные задачи:

- Изучить с дошкольниками понятия "этикета" и " культурного человека";

- Формировать культурное уверенное поведение у детей в разнообразных жизненных ситуациях;

- Развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми;

- Воспитывать у детей нравственные качества, необходимые в обществе;

- Проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи.

Методологической основой  являются:

положения возрастной психологии о закономерности развития ребенка (Л,С, Выготский, В.И.Лубовский, Д.Б.Эльконин);

. культурно - исторический подход, рассматривающий формирование психики ребенка в онтогенезе как феномена культурного происхождения (Л.С. Выгодский);

. деятельный подход, выделяющий игру в качестве ведущей деятельности ребенка (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Работа по изучению этикета осущесвляется в двух направлениях:

- работа с родителями,

- работа с дошкольниками.

  Знакомство ребенка с нормами этикета происходит еще в раннем детстве, когда малыш только начинает включаться в окружающий его социум. Знания о правилах приветствия, о культуре еды и требованиях к внешнему виду малыши получают от родителей, которые их передают из поколения в поколение. Поэтому так важно в начале программы провести работу с родителями и обсудить с ними уровень и необходимость владения ребенком этикетными правилами.

    Работа с родителями осущесвляется в форме:

- беседы по вопросам нравственого воспитания детей;

- организации выставки семейных традиций (кулинарные рецепты, фотографии путешествий по музеям, в другие страны);

- консультации по методическому обеспечению изучения этикета в домашних условиях (книги, интернет - ресурсы);

- оформление уголков - передвижек с рекомендациями по воспитанию детей.

    Работа с детьми состоит из системы занятий, включающих в себя широкий спектр этикетных правил по следующим тематикам:

- "Правила приветствия": вежливые способы обращения дркг к другу в зависимости от времени суток и от собеседника; как представляться и представлять других; "волшебные" слова.

        Решение ситуаций "Упрямый утенок", "Вежливый попугай".

- "Речевой этикет": общение по телефону, способы обращения к собеседникам, умение кратко излагать свои мысли и понимать звуковые сигналы.

        Решение ситуаций "Лев у телефона", "Болтливый ежик".

- "Культура внешнего вида": опрятность, чимтота, удобство и уместность внешнего вида в зависимости от ситуации, времени года и времени суток.

        Решение ситуаций "Мойдодыр и козленок", "Грязный медвежонок".

- "Этикет и мой дом": красота, чистота и уют дома, обращение с игрушками, порядок в детской комнате.

        Решение ситуаций "Щелкунчик и игрушки", "Аккуратная обезьянка".

- "Поведение в общественных местах": правила для пешеходов (как переходить улицу, понимать знаки светофора и дорожные знаки), поведение в транспорте, прогулка в лесу, поведение в театре, музее, кинотеатре и гардеробе.

         Решение ситуаций: "Волк на улице", "Тигр с семьей идет в театр".

- "Гостевой и подарочный этикет": обращение с подарком, культура преподнесения подарка, правила поведения для гостей и прикма гостей.

         Решение ситуаций: "Слоненок в гостях", "Подарок для пингвина".

- "Столовый этикет": сервировка стола, культурное поведение за столом и правила пользования столовыми приборами.

        Решение ситуаций "Поросенок за столом"; "Лиса и журавль".

- "Семейный этикет": секреты семейного счастья, правильное построение межличностных отношений с мамой, папой,родственниками, братьями,сестрами, а также с домашними питомцами.

        Решение ситуаций "Кошачья семья", "Одинокий волк".

     Изучение всех этикетных ситуаций осуществляется в игровой форме,в ходе которо модулируются ситуации общения, распределяются роли между детьми, осуществляется выбор ими речевых выражений. В результате такой работы дети начинают внимательней и доброжелательней относиться друг к другу, расширять свой словарный запас.

      Обучая детей правилами этикета, также необходимо использовать пословицы и поговорки русского народа. Такая форма работы позволяет ребенку закрепить все необходимые культурные правила и нормы поведения, а также привлечь внимание к богатству русского языка.

       Таким образом, программа "Этикет для дошкольников" позволяет детям и их родителям изучить этикетные правила, позволяя им овладеть хорошими манерами, тактичностью, выдержкой, оптимизировать детско - родительские отношения.

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этикет для дошкольников

Статья о  актуальности обучения в детском саду детей и их родителей правилам культурного поведения в семье и обществе. Рассматриваются основные направления работы по изучению этикета как с родите...

Этикет для дошкольников

В данной работе я поднимаю важность работы педагогов по воспитанию у детей этикета...

Правила этикета для дошкольника.

памятка для родителей...

Тема: "Культура поведения и воспитания этикета у дошкольников"

Тема: "Культура поведения и воспитания этикета у дошкольников"Воспитатель: Попова Т.А. Предупредительность (внимание, помощь окружающим). Скромность.Общительность (готовность уступи игрушки товар...

Правила этикета для дошкольника.

Консультация для родителей на тему "Правила этикета для дошкольника"...

Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией

статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...