Этикет для дошкольников
статья (старшая,подготовительная группа) на тему

Шагурина Татьяна Ивановна

Статья о  актуальности обучения в детском саду детей и их родителей правилам культурного поведения в семье и обществе. Рассматриваются основные направления работы по изучению этикета как с родителями, так и с детьми. Перечисляются основные  темы занятий и практические ситуации. Делается вывод о необходимости использования программы "Этикет для дошкольников", позволяющей детям и их родителям быть доброжелательными, тактичными, культурными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_etiket_dlya_doshkolnikov.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

«Этикет для дошкольников»

Воспитатель ГОУ прогимназия № 675 «Талант»

Шагурина Татьяна Ивановна

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения.

 Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Вы дающийся педагог Макаренко А.С. отмечал, что взрослые воспитывают ребенка не только, когда с ним разговаривают, ругают, но и когда радуются, общаются с другими взрослыми, читают газеты.

Многие мамы и папы хотят, чтоб их ребенок был вежливым, однако при этом демонстрируют совершенно противоположный пример. Заставляя ребенка здороваться при входе в группу, родители сами забывают это сделать. Или общение по телефону с использованием нецензурных выражений в присутствие ребенка показывает, насколько обостренным является вопрос культурного воспитания детей и их родителей.

В детском саду воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым, влияя на взаимоотношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.

Пешковский А.М. отмечает, что там, где дети усиленно учатся говорить, - там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга. Знание правил этикета позволит ребенку владеть хорошими манерами, тактичностью, галантностью, выдержкой в неожиданных ситуациях.

Цель: формирование навыков культурного поведения у детей дошкольного возраста и воспитание их нравственной личности; привлечение родителей к культурному воспитанию детей в семье.

Основные задачи:

  1. Изучить с дошкольниками понятия «этикета» и «культурного человека»;
  2. формировать культурное уверенное поведение у детей в разнообразных жизненных ситуациях;
  3. развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми;
  4. воспитать у детей нравственные качества, необходимые в обществе;
  5. проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи.

Методологической основой являются:

  1. положения возрастной психологии о закономерностях развития ребенка (Л.С. Выготский, В.И.Лубовский; М.С. Певзнер; Д.Б. Эльконин);
  1. культурно-исторический подход, рассматривающий формирование психики ребенка в онтогенезе как феномена культурного происхождения (Л.С.Выготский);
  2. деятельностный подход, выделяющий игру в качестве ведущей деятельности ребенка (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов).

Содержание программы

Работа по изучению этикета осуществляется в двух направлениях:

- работа с родителями,

- работа с дошкольниками.

Знакомство ребенка  с нормами этикета происходит еще в раннем детстве, когда малыш только начинает включаться в окружающий его социум.  Знания о правилах приветствия,  о культуре еды и требованиях к внешнему виду  малыши получают от родителей, которые их передают из поколения в поколение. Поэтому так важно в начале программы провести работу с родителями и обсудить с ними  уровень и необходимость владения ребенком этикетными правилами.  

 Работа с родителями осуществляется в форме:

  1. беседы по вопросам нравственного воспитания детей;
  2. организации выставки семейных традиций (кулинарные рецепты, фотографии путешествий по музеям, в другие страны);
  3. консультации по методическому обеспечению изучения этикета в домашних условиях (книги, Интернет-ресурсы)
  4. оформление уголков-передвижек с рекомендациями по воспитанию детей.

Работа с детьми состоит из системы занятий, включающих в себя широкий спектр этикетных правил по следующим тематикам:

  1. «Правила приветствия»: вежливые способы обращения друг к другу в зависимости от времени суток и от собеседника; как представляться и представлять других; «волшебные» слова.

                Решение ситуаций «Упрямый утенок», «Вежливый попугай».

  1. «Речевой этикет»: общение по телефону, способы обращения к собеседникам, умение кратко излагать свои мысли и понимать звуковые сигналы.

               Решение ситуаций «Лев у телефона», «Болтливый ежик».

  1. «Культура внешнего вида»: опрятность, чистота, удобство и уместность внешнего вида в зависимости от ситуации, времени года и времени суток.

               Решение ситуаций «Мойдодыр и козленок», «Грязный медвежонок».

  1. «Этикет и мой дом»: красота, чистота и уют дома, обращение с игрушками, порядок в детской комнате.

Решение   ситуаций   «Щелкунчик   и   игрушки»,    «Аккуратная

               обезьянка».

  1. «Поведение в общественных местах»: правила для пешеходов (как переходить улицу, понимать знаки светофора и дорожных знаки), поведение в транспорте, прогулка в лесу, поведение в театре, музее, кинотеатре и гардеробе.

                Решение ситуаций: «Волк на улице», «Тигр с семьей идет в театр».

  1.   «Гостевой и подарочный этикет»: обращение с подарком, культура преподнесения подарка, правила поведения для гостей и приема гостей.

               Решение ситуаций «Слоненок в гостях», «Подарок для пингвина».

  1. «Столовый этикет»: сервировка стола, культурное поведение за столом и правила пользования столовыми приборами.

               Решение ситуаций «Поросенок за столом», «Лиса и журавль».

  1. «Семейный этикет»: секреты семейного счастья, правильное построение  межличностных отношений с мамой, папой, родственниками, братьями и сестрами, а также с домашними питомцами.              Решение ситуаций «Кошачья семья», «Одинокий волк».

Изучение всех этикетных ситуаций осуществляется в игровой форме, в ходе которой модулируются ситуации общения, распределяются роли между детьми, осуществляется выбор ими речевых выражений. В результате такой работы дети начинают внимательней и доброжелательней относиться друг к другу, расширять свой словарный запас.

Обучая детей правилам этикета, также необходимо использовать пословицы и поговорки русского народа. Такая форма работы позволяет ребенку закрепить все необходимые культурные правила и нормы поведения, а также привлечь внимание к богатству русского языка.

Таким образом, программа «Этикет для дошкольников» позволяет детям и их родителям изучить этикетные правила, позволяя им овладеть хорошими манерами, тактичностью, выдержкой; оптимизировать детско-родительские отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этикет для дошкольников

В данной работе я поднимаю важность работы педагогов по воспитанию у детей этикета...

Правила этикета для дошкольника.

памятка для родителей...

Тема: "Культура поведения и воспитания этикета у дошкольников"

Тема: "Культура поведения и воспитания этикета у дошкольников"Воспитатель: Попова Т.А. Предупредительность (внимание, помощь окружающим). Скромность.Общительность (готовность уступи игрушки товар...

Правила этикета для дошкольника.

Консультация для родителей на тему "Правила этикета для дошкольника"...

Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией

статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Коррекция нравственной сферы дошкольников с ЗПР через занятия по курсу: "Этика и этикет для дошкольников"

У дошкольников с ЗПР отмечаются проблемы с формированием нравственно - этической сферы....