Этикет для дошкольников
статья (старшая,подготовительная группа) на тему
Статья о актуальности обучения в детском саду детей и их родителей правилам культурного поведения в семье и обществе. Рассматриваются основные направления работы по изучению этикета как с родителями, так и с детьми. Перечисляются основные темы занятий и практические ситуации. Делается вывод о необходимости использования программы "Этикет для дошкольников", позволяющей детям и их родителям быть доброжелательными, тактичными, культурными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_etiket_dlya_doshkolnikov.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Этикет для дошкольников»
Воспитатель ГОУ прогимназия № 675 «Талант»
Шагурина Татьяна Ивановна
В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения.
Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Вы дающийся педагог Макаренко А.С. отмечал, что взрослые воспитывают ребенка не только, когда с ним разговаривают, ругают, но и когда радуются, общаются с другими взрослыми, читают газеты.
Многие мамы и папы хотят, чтоб их ребенок был вежливым, однако при этом демонстрируют совершенно противоположный пример. Заставляя ребенка здороваться при входе в группу, родители сами забывают это сделать. Или общение по телефону с использованием нецензурных выражений в присутствие ребенка показывает, насколько обостренным является вопрос культурного воспитания детей и их родителей.
В детском саду воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым, влияя на взаимоотношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.
Пешковский А.М. отмечает, что там, где дети усиленно учатся говорить, - там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга. Знание правил этикета позволит ребенку владеть хорошими манерами, тактичностью, галантностью, выдержкой в неожиданных ситуациях.
Цель: формирование навыков культурного поведения у детей дошкольного возраста и воспитание их нравственной личности; привлечение родителей к культурному воспитанию детей в семье.
Основные задачи:
- Изучить с дошкольниками понятия «этикета» и «культурного человека»;
- формировать культурное уверенное поведение у детей в разнообразных жизненных ситуациях;
- развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми;
- воспитать у детей нравственные качества, необходимые в обществе;
- проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи.
Методологической основой являются:
- положения возрастной психологии о закономерностях развития ребенка (Л.С. Выготский, В.И.Лубовский; М.С. Певзнер; Д.Б. Эльконин);
- культурно-исторический подход, рассматривающий формирование психики ребенка в онтогенезе как феномена культурного происхождения (Л.С.Выготский);
- деятельностный подход, выделяющий игру в качестве ведущей деятельности ребенка (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов).
Содержание программы
Работа по изучению этикета осуществляется в двух направлениях:
- работа с родителями,
- работа с дошкольниками.
Знакомство ребенка с нормами этикета происходит еще в раннем детстве, когда малыш только начинает включаться в окружающий его социум. Знания о правилах приветствия, о культуре еды и требованиях к внешнему виду малыши получают от родителей, которые их передают из поколения в поколение. Поэтому так важно в начале программы провести работу с родителями и обсудить с ними уровень и необходимость владения ребенком этикетными правилами.
Работа с родителями осуществляется в форме:
- беседы по вопросам нравственного воспитания детей;
- организации выставки семейных традиций (кулинарные рецепты, фотографии путешествий по музеям, в другие страны);
- консультации по методическому обеспечению изучения этикета в домашних условиях (книги, Интернет-ресурсы)
- оформление уголков-передвижек с рекомендациями по воспитанию детей.
Работа с детьми состоит из системы занятий, включающих в себя широкий спектр этикетных правил по следующим тематикам:
- «Правила приветствия»: вежливые способы обращения друг к другу в зависимости от времени суток и от собеседника; как представляться и представлять других; «волшебные» слова.
Решение ситуаций «Упрямый утенок», «Вежливый попугай».
- «Речевой этикет»: общение по телефону, способы обращения к собеседникам, умение кратко излагать свои мысли и понимать звуковые сигналы.
Решение ситуаций «Лев у телефона», «Болтливый ежик».
- «Культура внешнего вида»: опрятность, чистота, удобство и уместность внешнего вида в зависимости от ситуации, времени года и времени суток.
Решение ситуаций «Мойдодыр и козленок», «Грязный медвежонок».
- «Этикет и мой дом»: красота, чистота и уют дома, обращение с игрушками, порядок в детской комнате.
Решение ситуаций «Щелкунчик и игрушки», «Аккуратная
обезьянка».
- «Поведение в общественных местах»: правила для пешеходов (как переходить улицу, понимать знаки светофора и дорожных знаки), поведение в транспорте, прогулка в лесу, поведение в театре, музее, кинотеатре и гардеробе.
Решение ситуаций: «Волк на улице», «Тигр с семьей идет в театр».
- «Гостевой и подарочный этикет»: обращение с подарком, культура преподнесения подарка, правила поведения для гостей и приема гостей.
Решение ситуаций «Слоненок в гостях», «Подарок для пингвина».
- «Столовый этикет»: сервировка стола, культурное поведение за столом и правила пользования столовыми приборами.
Решение ситуаций «Поросенок за столом», «Лиса и журавль».
- «Семейный этикет»: секреты семейного счастья, правильное построение межличностных отношений с мамой, папой, родственниками, братьями и сестрами, а также с домашними питомцами. Решение ситуаций «Кошачья семья», «Одинокий волк».
Изучение всех этикетных ситуаций осуществляется в игровой форме, в ходе которой модулируются ситуации общения, распределяются роли между детьми, осуществляется выбор ими речевых выражений. В результате такой работы дети начинают внимательней и доброжелательней относиться друг к другу, расширять свой словарный запас.
Обучая детей правилам этикета, также необходимо использовать пословицы и поговорки русского народа. Такая форма работы позволяет ребенку закрепить все необходимые культурные правила и нормы поведения, а также привлечь внимание к богатству русского языка.
Таким образом, программа «Этикет для дошкольников» позволяет детям и их родителям изучить этикетные правила, позволяя им овладеть хорошими манерами, тактичностью, выдержкой; оптимизировать детско-родительские отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этикет для дошкольников
В данной работе я поднимаю важность работы педагогов по воспитанию у детей этикета...
Правила этикета для дошкольника.
памятка для родителей...
« Формирование основ речевого этикета у дошкольников с ОНР»
Комплименты?! ДА!!!...
Тема: "Культура поведения и воспитания этикета у дошкольников"
Тема: "Культура поведения и воспитания этикета у дошкольников"Воспитатель: Попова Т.А. Предупредительность (внимание, помощь окружающим). Скромность.Общительность (готовность уступи игрушки товар...
Правила этикета для дошкольника.
Консультация для родителей на тему "Правила этикета для дошкольника"...
Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией
статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...
Коррекция нравственной сферы дошкольников с ЗПР через занятия по курсу: "Этика и этикет для дошкольников"
У дошкольников с ЗПР отмечаются проблемы с формированием нравственно - этической сферы....