Развитие художественной одаренности дошкольников через использование нетрадиционных техник изобразительного искусства.
консультация на тему
Одаренный ребенок — это личность, имеющая потенциал интеллектуального и креативного развития. Поэтому любой ребенок есть одаренный, получивший от природы и родителей бесценный «дар», ресурсы для личностного развития. Французский просветитель Дидро сказал в свое время, что гении падают с неба. Иногда им повезет упасть к воротам дворца, но в большинстве случаев они пролетают мимо. Поэтому главная задача родителей и образовательного учреждения — вовремя увидеть в ребенке черты одаренности и помочь им развиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_hudozhestvennoy_odarennosti_doshkolnikov.docx | 340.05 КБ |
prezentatsiya111.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №24»
Развитие художественной одаренности дошкольников
через использование нетрадиционных техник
изобразительного искусства.
(Консультация для педагогов)
Составил:
Старший воспитатель
Аленькина Т.А.
Одаренный ребенок — это личность, имеющая потенциал интеллектуального и креативного развития. Поэтому любой ребенок есть одаренный, получивший от природы и родителей бесценный «дар», ресурсы для личностного развития. Французский просветитель Дидро сказал в свое время, что гении падают с неба. Иногда им повезет упасть к воротам дворца, но в большинстве случаев они пролетают мимо. Поэтому главная задача родителей и образовательного учреждения — вовремя увидеть в ребенке черты одаренности и помочь им развиться.
Как помочь ребенку развить свои природные способности? Как помочь струнам его души зазвучать, как наполнить ее гармонией, неповторимой музыкой творчества, чтобы ребенок расправил крылья и познал радость вдохновения? Для развития одаренности особую важность представляет одно обязательное условие: деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость и удовольствие. Если ребенок увлечен — задатки развиваются, нет радости от деятельности — способностей не будет.
Опыт работы педагогов с детьми показывает, что изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в изобразительной деятельности у детей заложен на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его, чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.
Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.
Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.
Виды изобразительной деятельности
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий:
1). Рисование;
2). Лепка;
3). Аппликация;
4). Конструирование.
Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Нетрадиционные техники изобразительного искусства демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные техники очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Приведём примеры нетрадиционных техник рисования.
- Кляксография (Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы. Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали).
- Отпечатки листьев (Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью).
- Поролоновые рисунки ( Необходимо сделать из него разные маленькие фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному), можно и не крепить. Теперь его надо обмакнуть в краску и методом штампов рисовать на листе бумаги).
- Волшебная ниточка (Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой.).
- Монотипия (Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой).
- Набрызг(На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют.)
- Рисование свечой или восковыми мелками.
- Пальчики-палитра, печать от руки и т.д.
Примеры нетрадиционных техник аппликации.
- Обрывная аппликация (разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение, либо выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления).
- Накладная аппликация (Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру).
- Ленточная аппликация (Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение).
- Квиллинг Квилинг, бумагокручение (искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги).
- Торцевание (Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна ,
- интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения).
- Коллаж (Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения).
- Оригами (Орига?ми (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц).
- Аппликация из салфеток (Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов).
- Гофрированная бумага.
- Аппликация из ткани.
- Аппликация из крупы.
- Аппликация из макарон.
- Аппликация из соломы.
- Аппликация из засушенных растений и т.д.
Примеры нетрадиционных техник лепки.
- Пластилиновая графика (раскрашивание пластилином).
- Пластилиновая мозаика (заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками).
- Контур (предварительно нанести на лист картона несложный рисунок. Из кусочка пластилина нужного цвета раскатать тонкий жгутик. Затем выложить его по контуру рисунка. Фон и недостающие элементы дорисовать акварельными красками).
- Отпечатки с поверхности. (С помощью пластичных материалов можно получить и сохранить отпечатки любого предмета. Для этого нужно подготовить основу из пластилина и любым рельефным предметом наносить отпечатки, формируя какой-либо узор).
- Процарапывание. (Для выполнения данной техники понадобится кусок картона, разноцветный пластилин, стеки с острым концом для процарапывания пластилина. Сначала берем несколько ярких цветов пластилина и размазываем их на поверхности картона (вся поверхность должна быть покрыта). Теперь берем стеку или палочку и острым концом начинаем процарапывать изображение).
- Лепка из глины.
- Лепка из соленого, сдобного и пряничного теста (Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью. Это очень приятный на ощупь, теплый, нежный, абсолютно безопасный для маленького ребенка материал, имеющий массу достоинств).
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Французский просветитель Дидро: - Гении падают с неба. Иногда им повезет упасть к воротам дворца, но в большинстве случаев они пролетают мимо.
Г лавная задача : вовремя увидеть в ребенке черты одаренности и помочь им развиться.
Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Виды изобразительной деятельности 1) Рисование 2 ) Лепка 3 ) Аппликация 4 ) Конструирование
А ппликация
Л епка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие личности ребенка посредством использования нетрадиционной техники в художественном творчестве.
«Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы каждый питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».В.А.Сухомлински...
Конспект ОД в области художественно-эстетического развития "Весёлые мухоморы" с использованием нетрадиционной техники рисования
Конспект занятия во второй младшей группе...
Конспект Организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Изодеятельность: аппликация с использованием нетрадиционной техники «Весёлый снеговик». Для детей средней группы
Изодеятельность: аппликация с использованием нетрадиционной техники «Весёлый снеговик».Для детей средней группы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительной деятельности) с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительной деятельности) с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе. Тема: "Гравю...
Методическая разработка "Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (раздел рисование) с использованием нетрадиционной формы работы эмбру"
Эбру (акварисование) - это технология рисования по поверхности воды специальными нетонущими красками. После того как работа над рисунком завершена, его можно отпечатать на любую поверхность - на ...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (раздел «Рисование») с использованием нетрадиционной техники рисования «Эбру» ( для детей 6-7 лет)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47 «Лучик» КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности по...