Копилка педагога - психолога
учебно-методический материал на тему

Трошкина Александра Олеговна

Портфолио материалов для педагога - психолога ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopilka_pedagoga_-_psihologa.docx98.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка

педагога - психолога

       

  1. Вероятностная конфликтная практика профессии: типы и виды конфликтов в ДО.

Тип конфликта

Вид конфликта

Ребёнок- ребёнок

- игрушки;

- место в игре;

- авторитет в коллективе;

- внимание взрослого.

Ребёнок – воспитатель

- внимание;

- запрет на определённое действие или манипуляцию с игрушками.

Ребёнок - родители

- запрет на общение с определенными детьми;

- порядок в шкафчике;

- опрятный внешний вид.

Воспитатель - воспитатель

личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.

Воспитатель - родители

Со стороны родителей:

- с ребенком мало занимаются в саду;

- не создают должных условий для укрепления его здоровья;

- не могут найти подход к ребенку;

- плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики,

не переодели грязную футболку);

- ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

- ограничивают свободу ребенка;

- часто жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

- не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.

Со стороны воспитателей:

- неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

- забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

- приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);

- поздно забирают детей;

- плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);

- предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Воспитатель - администрация

-завышенные требования и неадекватная оценка труда.

-несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.

Родитель - родитель

- методы воспитания детей;

- участие в жизни группы.

Родители - администрация

- недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности.

- недостаточная информированность администрации о семье.

Администрация – вспомогательные структуры

- недобросовестное выполнение должностных обязанностей;

- завышенные требования и неадекватная оценка труда.

Воспитатель - вспомогательные структуры

- недобросовестное выполнение должностных обязанностей

2.Методики диагностики конфликтности

Методика – «Капитан корабля»

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?

2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

4. Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле».

Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Методика – «Два домика»

 Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь. Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Ситуация «Мозайка»

В игре участвуют двое детей. Взрослый дает каждому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому - наблюдать за действиями партнера. Здесь важно отметить интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их.

Фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

Во второй части проблемной ситуации детям предлагается наперегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого - синие. Приступив к работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой ребенок вынужден обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы.

После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка. 
Способность и желание ребенка помочь другому и отдать свою деталь, даже если она нужна ему самому, реакция на просьбы сверстников служат показателями сопереживания. 

Обработка данных и анализ результатов

1.Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника. Интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребенка внешним, отделенным от него существом.

0 — полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с экспериментатором);

1 — беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника;

2 — периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника;

3 — пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника.

2. Характер участия в действиях сверстника, т.е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная (одобрение и поддержка), отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение с собой).

0 — нет оценок;

1 — негативные оценки (ругает, насмехается);

2 — демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе);

3 — позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает).

3.Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника.

0 — индифферентная — заключается в безразличии, как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера, что отражает общую индифферентную позицию по отношению к партнеру и его действиям;

1 — неадекватная реакция — безусловная поддержка порицания взрослого и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение;

2 — частично адекватная реакция — согласие, как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. По-видимому, этот вариант реакции отражает скорее отношение ребенка к взрослому и его авторитету и попытку объективной оценки результата действий партнера;

3 — адекватная реакция — радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства. Этот вариант реакции
отражает способность к сопереживанию и сорадованию.

4.Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». Если ребенок совершает альтруистический поступок легко, естественно, без малейших колебаний, можно говорить о том, что такие действия отражают внутренний, личностный слой отношений. Колебания, паузы, оттягивание времени могут свидетельствовать о моральном самопринуждении и подчиненности альтруистических действий другим мотивам.

0 — отказ — ребенок не поддается ни на какие уговоры и не уступает партнеру своих деталей. За этим отказом, по-видимому, стоит эгоистическая направленность ребенка, его концентрация на себе и на успешном выполнении порученного задания;

1 — провокационная помощь — наблюдается в тех случаях, когда дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали. При этом они дают партнеру один элемент мозаики, явно ожидая благодарности и подчеркивая свою помощь, заведомо понимая, что одного элемента недостаточно, и провоцируя тем самым следующую просьбу сверстника;

2 — прагматическая помощь — в этом случае дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами. Такое поведение имеет явную прагматическую ориентацию: поскольку ситуация содержит соревновательный
момент, они стремятся прежде всего выиграть это соревнование и лишь при условии собственной победы помочь сверстнику;

3 — безусловная помощь — не предполагает никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. В некоторых случаях это происходит по просьбе сверстника, в некоторых — по собственной инициативе ребенка. Здесь другой ребенок выступает не столько как соперник и конкурент, сколько как партнер.

Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» Методика К. Томаса

Позволяет выделить типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Помогает выявить склонность к соперничеству или сотрудничеству, стремящихся к компромиссам или старающихся обострить их, а также можно оценить степень адаптации человека к существующей обстановке и к совместной деятельности.

По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления более предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

Инструкция. Требуется выбрать в каждом вопросе предпочитаемый вами вариант поведения и указать его букву в ответах.

Вопросы к методике К. Томаса.

  1. а) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. б) Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание  на то, с чем мы оба согласны.
  2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я пытаюсь уладить спор с учётом всех интересов другого человека и моих собственных.
  3. а) Я обычно стараюсь добиться своего. б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я стараюсь не задеть чувства другого.
  5. а) Улаживая спорную ситуацию, я всё время пытаюсь найти поддержку другого. б) Я старюсь делать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.
  6. а) Я пытаюсь избегать неприятностей для себя. б) Я стараюсь добиться своего.
  7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться другого.
  8. а) Я обычно настойчиво  стремлюсь добиться своего. б) Я первым делом стараюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
  9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
  10.  а) Я твёрдо стремлюсь добиться своего. б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
  11.  а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые вопросы. б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
  12.  а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт навстречу.
  13.  а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Я постараюсь, чтобы всё было сделано по-моему.
  14.  а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. б) Я показываю другому логику и преимущество моих взглядов.
  15.  а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения. б) Я стараюсь делать всё необходимое, чтобы избегать  напряжения.
  16.  а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
  17.  а) Я обычно стремлюсь добиться своего. а) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.
  18.  а) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своём. б) Я дам другому возможность остаться при своём мнении, если он идёт мне навстречу.
  19.  а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чём состоят затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.
  20.  а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
  21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому. б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
  22.  а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека. б) Я отстаиваю свою позицию.
  23.  а) Как правило, я озадачен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность при решении спорного вопроса.
  24.  а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
  25.  а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
  26.  а) Я обычно предлагаю среднюю позицию. б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
  27.  а) Зачастую стремлюсь избежать споров. б) Если это сделает другого человека счастливым, дам ему возможность настоять на своём.
  28.  а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
  29.  а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
  30.  а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Ключ к тесту К. Томаса

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

а

б

2

б

а

3

а

б

4

а

б

5

а

б

6

б

а

7

б

а

8

а

б

9

б

а

10

а

б

11

а

б

12

б

а

13

б

а

14

б

а

15

б

а

16

б

а

17

а

б

18

б

а

19

а

б

20

а

б

21

б

а

22

б

а

23

а

б

24

б

а

25

а

б

26

б

а

27

а

б

28

а

б

29

а

б

30

б

а

Опросник «Взаимоотношения в педагогическом коллективе»

 (Н.В. Клюева)

Выберите один из четырех возможных вариантов ответа:

  1. Как Вы оцениваете свою принадлежность к коллективу?

а) чувствую себя членом коллектива;
б) участвую в делах коллектива;
в) не чувствую себя членом коллектива;
г) предпочитаю работать отдельно от других членов коллектива.

  1. Удовлетворены ли Вы отношением к Вам товарищей по работе?

а) полностью удовлетворен(а);
б) удовлетворен(а);
в)недостаточно удовлетворен(а);
г) совершенно не удовлетворен(а).

  1. Если бы Вам представилась возможность, перешли бы Вы работать в другой коллектив?

а) однозначно нет;
б) скорее всего остался(ась) бы в этом коллективе;
в) скорее перешел(ла) бы работать в другой коллектив;
г) охотно перешел(ла) бы работать в другой коллектив.

  1. Взаимоотношения в педагогическом коллективе Вашего детского сада:

а) лучше, чем в большинстве других детских садов;
б) вероятно, так же как в большинстве других детских садов;
в) хуже, чем в других детских садах;
г) значительно хуже, чем в большинстве других детских садов.

  1. Сложились ли в Вашем коллективе традиции взаимной поддержки, взаимовыручки?

а) однозначно да;
б) скорее да, чем нет;
в) скорее нет, чем да;
г) однозначно нет.

  1. Удовлетворены ли Вы своими взаимоотношениями с администрацией?

а) полностью удовлетворен(а);
б) удовлетворен(а);
в) недостаточно удовлетворен(а);
г) совершенно не удовлетворен(а).

 Обработка данных. Каждый ответ по варианту «а» оценивается в 4 балла, «б» — 3, «в» — 2, «г» — 1 балл.

Подсчитайте сумму баллов по выбранным вариантам ответов. Возможный диапазон тестового балла от 6 до 24.

Высший показатель суммы может свидетельствовать о хороших взаимоотношениях в коллективе.

Изучение психологического климата коллектива

(карта-схема Лутошкина)

Инструкция: Следует прочесть сначала предложение слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине. При этом надо иметь в виду, что оценки означают:

+3 – свойство, указанное слева, появляется в коллективе всегда;

+2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

+1 – свойство появляется достаточно часто;

0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойство не проявляется достаточно ясно или то и другое проявляется в одинаковой степени;

 -1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);

-2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

 -3 – свойство проявляется всегда.

Бланк методики

Положительные особенности

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Отрицательные особенности

1.Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

 

 

 

 

 

 

 

Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон

2. Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

 

 

 

 

 

 

 

Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии

3. В отношениях между группами внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

 

 

 

 

 

 

 

Группировки конфликтуют между собой

4. Членам коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

 

 

 

 

 

 

 

Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

5.Успех или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

 

 

 

 

 

 

 

Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство

6.Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями

 

 

 

 

 

 

 

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

7.Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

 

 

 

 

 

 

 

В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей

8.В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу <один за всех и все за одного>

 

 

 

 

 

 

 

В трудных случаях коллектив <раскисает>, появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

9. Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

 

 

 

 

 

 

 

Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

10. Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться

 

 

 

 

 

 

 

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

11. Коллектив активен, полон энергии

 

 

 

 

 

 

 

Коллектив пассивен, инертен

12. Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело

 

 

 

 

 

 

 

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту

 

 

 

 

 

 

 

Коллектив разделяется на привилегированных  и пренебрегаемых, здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

14. У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

 

 

 

 

 

 

 

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

Обработка результатов:

1. Сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком.

2. Все индивидуальные значения сложить и разделить на количество отвечающих. Полученную цифру сравнить с «ключом».

Ключ:

+22 и более – высокая степень благоприятности социально-психологического климата; 

От +8 до +21 -средняя степень благоприятности социально -психологического климата;

От 0 до +8 – низкая степень благоприятности социально-психологического климата;

От 0 до –  – начальная неблагоприятность социально-психологического климата;

От – до – 0 – средняя неблагоприятность;

От – 0 и ниже в отрицательные значения – сильная неблагоприятность социально-психологического климата.

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

1. Записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;

2. Полученную цифру разделить на число участников: получаем индексы по каждому свойству.

3. Проранжировать показатели по степени убывания величины индексов. Таким образом, выявляются свойства, способствующие сплоченности коллектива (положительные индексы) или противодействующие (отрицательные индексы). При многократном исследовании можно проследить динамику развития групповой сплоченности, а также изменение вклада в неё каждого диагностируемого свойства.

3.Способы профилактики конфликтов в ДОО

Способы профилактики конфликтов у детей

Игры и упражнения на преодоление и разрешение конфликтных ситуаций

Игра «Горячий стул»

Цель: Помочь детям ощутить чувство раскаяния за свои поступки.

По предложению воспитателя дети вспоминают истории, в которых вели себя неправильно (обидели, отобрали что-то, обзывались), но сейчас им стыдно и они не хотят, чтобы это повторилось. Рассказчик сидит на «горячем стуле», а остальные полукругом.

После рассказа предлагают варианты желательного поведения и эта ситуация проигрывается.

Впервые на «горячий стул» садится сам воспитатель.

«Черепаха» Цель: Коммуникативный массаж, преодоление непринятия чужих прикосновений.

Дети встают парами (как вариант – в кругу друг за другом). Произносят слова и выполняют движения.

Шла купаться черепаха (пальчики шагают по спине)

И кусала всех от страха (легкие пощипывания)

Кусь, кусь, кусь, кусь -

Никого я не боюсь. (поглаживающие движения ладонями по спине)

Затем дети разворачиваются и подставляют спинки тому, кому сами только что делали массаж.

Хитрость в том, что если сделаешь больно или неприятно, тебе ответят тем же.

 

«Летающий мячик»

 Цель: коррекция эмоции гнева, тренировка снятия напряжения

На веревочке подвешен мяч. Надо подойти к нему на расстоянии вытянутой руки и сильно бить, вымещая на нем свой гнев, затем подходить все ближе и ближе, смягчая удары, потому что мячик может и ударить в ответ. В конце мячик можно погладить, «пожалеть».

 

«Разговор с руками»

 Цель: установление контакта с агрессивным ребенком, снятие негативных состояний, обучение контролю за своими действиями.

Если ребенок подрался, сломал что-то, причинил кому-то боль, можно предложить такую игру: обвести на листе его ладошки и предложить оживить их: нарисовать глазки, ротик. Затем затеять беседу с ними. Спросить «Кто вы? Как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом надо подчеркнуть, что ручки хорошие, много умеют (перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что сегодня они постараются делать только хорошие дела: мастерить, играть, здороваться и никого не обидят.

В течение дня надо с ребенком спросить у ручек, выполнили они свое обещание или нет. Обязательно похвалив их за соблюдение договора.

 

«Коврик злости»

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.

Положите в уголке группы «коврик злости» (небольшой шероховатый коврик). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенный или потерял контроль над своими действиями, предложите ему отдать «злючку» коврику. Для этого ребенку надо разуться и вытирать ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

 

«Сосчитай до десяти»

 Цель: снятие психомышечного напряжения

Дети стоят в кругу, двое в центре лицом друг к другу, «бодаются» и выполняют указания остальных детей.

Раз, два, три – кулаки сожми.

На четыре покажи

Зубы крепкие свои.

Пять – сильней бодайся,

Только не кусайся.

А на шесть, и на семь

Подобрее стали все.

А на цифру восемь

Злюку с рук мы сбросим.

А на девять – улыбнись,

А на десять превратись

В куколку из тряпочки

И присядь на тапочки.

В конце надо суметь расслаблено присесть на пол, руки и голова свисают. Замереть в этой позе на 5-10 секунд.

 

«Круг примирения»

Цель: снятие негативного настроения в результате конфликта, обучение ритуалу примирения

В случае конфликта между детьми, после «разбора полетов», предложить детям помириться. Дети образуют круг вокруг драчунов и говорят, почему им надо помириться.

- Надо помириться, и тогда не будет драки.

- Надо помириться, чтобы игра продолжалась

- Надо помириться, чтобы жить дружно.

«Герои» конфликта соглашаются примириться и совершают ритуал. Берутся мизинчиками друг за друга и все произносят слова примирялки.

 

«Путаница»

Цель: поддержать групповое единство, помочь преодолеть непринятие телесного контакта

Считалкой выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети берутся за руки, образуя круг. Не разжимая рук они начинают запутываться перешагивая через руки, подлезая под них – кто как умеет. Когда образуется единый запутанный клубок, водящий входит в комнату и распутывает его, не разжимая рук, чтобы вновь образовался круг.

 

«Сборщики»

Цель: Учить в игре координировать свои действия с членами группы

По полу разбросано большое количество разнообразных мелких предметов и игрушек. Участники игры делятся на группы по 3-4 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего каждая группа двумя свободным руками должна собрать как можно больше предметов. Во время собирания звучит веселая музыка. После того, как все игрушки собраны, подсчитывается их число.

По ходу игры внутри каждой группы или между ними могут возникнуть конфликтные ситуации, которые можно в дальнейшем использовать для ролевого разыгрывания.

 

«Спина к спине»

Цель: Развивать умение договариваться друг с другом, помочь увидеть, как важно смотреть в глаза собеседнику при разговоре с ним

Двое детей садятся спиной друг к другу. Их задача – договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь. После игры дети обмениваются впечатлениями и делятся своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно разговаривать?», «Не хотелось ли вам что-нибудь изменить?»

Игры (общение без слов)

Жизнь в лесу

Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных  в  лесу.  Звери  не  знают  человеческого  языка.  Но  ведь  им  надо  же  как-то  общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друго друга носами (взрослый показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когдахотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когдахотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразитьдругому свою дружбу и любовь – тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда – начали. Сейчас –утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер, и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, взрослый подходит к ним и прикладывает палец к губам, напоминая, что звери в лесу не умеют разговаривать.

Добрые эльфы

Взрослый садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда- то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон – дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую, – эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т. д. Потом дети меняются ролями.

Птенцы

«Вы знаете, как появляются на свет птенцы? – спрашивает взрослый. – Они долго- долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.

Волны

Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат. Муравьи Взрослый рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых иголок, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так – всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьи собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьи устраивают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому они общаются жестами». Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец и пр.

Театр теней

«У каждого из вас есть тень, – объясняет взрослый. – Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она – наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бес- шумно. Давайте представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Но при этом мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе со взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

Ожившие игрушки

Собрав детей вокруг себя на полу, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Взрослый изображает какую-нибудь игрушку (например, солдатика, который бьет в барабан, или неваляшку и пр.), передвигается по комнате, подходит к каждому ребенку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку (или отдает честь), подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, взрослый просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

 

Пособия для разрешения и профилактики конфликтов между детьми:

1. «Коврик мира»

Цель: Научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры.

Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее - красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».

Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Вопросы для обсуждения:

— Почему так важен для нас «коврик мира»?

—  Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

— Почему недопустимо применение в споре насилия?

— Что вы понимаете под справедливостью?

2. Пособие «Мирилка»

Литературное пособие "Мирилка" для детей 3-6 лет для формирование у детей умения устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками и взрослыми на основе уважения, принятия и справедливого подхода сотрудничества, социальной нравственной компетентности у детей, содействие становлению атмосферы доверия и принятия.

I вариант.

Мирилка-подушечка с аппликативной методикой. Если дети не находят в чем-то согласия – «Мирилка» приходит на помощь. Дети кладут свои ладошки на подушку и произносят заветные слова: "Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а просто улыбнись".

II вариант.

«Мирилка» - вязанная, полуплоскостная игрушка, представляющая собой двух веселых «головоножек» с руками. Одна пара рук сцеплена и расположена на подушечке в виде перчатки. Эта игрушка носит многофункциональный характер и может быть использована во многих видах детской деятельности.

3. Пособие «Коробка дружбы»

Цель: Развивает невербальные средства общения. Помогает сближению детей, стимулирует проявление внимания к сверстникам; тревожным, неуверенным, дает возможность сделать шаг к новым контактам.

Для игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями по размеру детской руки.

I вариант.

«С кем я подружился»

Дети - 4-6 участников засовывают ручки в коробку (ее поддерживает ведущий), закрывают глаза, затем находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают с чьей рукой они  познакомились и подружились.

II вариант

«Я хочу с тобой подружиться»

Дети стоят вокруг коробки. Ведущий предлагает или без слов только с помощью взгляда договориться с кем бы они хотели подружиться (каждый участник выбирает одного). Далее ребятам предлагается просунуть руку в прорезь и на ощупь найти руку того ребенка с кем договорились взглядом.

4. «Куклы гном Весельчак и гном Грустинка»

Цель:

Обучение детей навыкам эффективного разрешения конфликтных ситуаций.

С помощью кукол можно смоделировать различные конфликтные ситуации и вместе с детьми найти пути и способы их разрешения.

Правила поведения педагога во время конфликта между детьми.

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в "речевое" русло. То же относится к ситуации взаимодействия двоих ребят, один из которых традиционно оказывается побежденным в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если вы не вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах.

Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть "айсберга", а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.

Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.

Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: "Да он медведь косолапый!" или "Он всегда такой нервный и грубиян!".

Способы профилактики конфликтов между воспитателем и родителями.

        Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем - это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, «горит» на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их можно свести к минимуму!

Воспитателям:

1) информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.

2) показать родителям, как «безболезненно» разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения себя в конфликтной ситуации.

3) научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.

4) использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями (беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).

Родителям:

1) Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.

2) Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.

3) Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.

Способы разрешения конфликтов между педагогами

1. Лучший способ разрешить конфликт – это предотвратить конфликт. Поэтому ниже приведены рекомендации педагогам и другим работникам являющихся неотъемлемой частью педагогического коллектива по профилактике педагогических конфликтов.

2. «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию» (Дейл Карнеги). Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не бранитесь и не раздражайтесь.

3. «Задержите реакцию!» Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться от ведения урока. «Факт незамечания» явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность.

4. «Переведи реакцию!» Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности нарушителя. Реализуется этот прием технически через выполнение повседневных действий (обращение с приветствием, работа с документацией, взгляд в окно и т. д.) несмотря на чрезвычайную обстановку, казалось бы, не терпящую отлагательства. В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой. Этим снижается «замысел» борьбы.

5. «Будь рационализатором!» Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Очень важно из конфликтной ситуации выйти с достоинством.

6. «Будь парадоксальным!» Постарайтесь при случае обратить коварный замысел оппонента на пользу себе и делу. Желательно так "разложить" суть ситуации, чтобы еще и поблагодарить нарушителя за помощь (с иронией, естественно).

Копилка на образование миротворческой среды.

- сказки о мире и примирении

Сказка «Примирение»

В лесу росла огромная Ель. Каждый год 31 декабря звери и птицы собирались под ней и праздновали Новый год. Каждый находил для себя подарок. Белочки – орешки, зайцы – сочную морковь, птицы – семена растений. Даже хищники волк и лиса также могли найти себе кусочек свежего мяса. В этот день Ель особенно старалась выглядеть празднично. Она поднимала свои ветви, и тщательно причёсывала хвою. Шишки были главным её украшением. Они искрились на морозе разноцветными кристалликами. Казалось, что может быть лучше? Только остальные лесные деревья стали завидовать ей.

- Все стремятся к Ели, а нас как будто не замечают, - говорила Осина.

- А я! Самое могучее дерево! – добавил Дуб.

- У меня наряд не хуже! – воскликнула Рябина.

И решили деревья прогнать Ель из своего леса.

 Так прошёл целый год. А как только наступил Новый год, все звери и птицы устремились к ели. Но что такое? Куда исчезло новогоднее дерево? А всем остальным деревьям того и надо было.

- Идите ко мне за подарками! – звала всех осина.

- Нет, лучше ко мне! – кричал дуб.

- Давайте сюда! – не унималась рябина.

 Лесные жители растерялись. Все начали спорить, какое дерево лучше и к какому идти. А главное, всех волновало, куда девалась Ель? Спор долго мог продолжаться, если бы не Дед Мороз, который появился на волшебных санях, запряженных в тройку лошадей. Все сразу замолчали. Тогда Дед Мороз произнёс:

- Как весело все встречали прошлый Новый год! Все получали подарки, говорили друг другу тёплые слова. И ни в коем случае нельзя встречать Новый год, если мы кого-нибудь обидели и не попросили прощения! Тогда праздник не наступит!

- Но мне тоже хотелось быть новогодним деревом и чтобы ко мне приходили лесные жители за новогодними подарками! – в один голос заговорили осина, рябина и дуб.

- Но ведь любое желание нельзя исполнить, если завидуешь другому, обижаешь его, - учил всех Дед Мороз.

Поняли деревья, что зря они обидели Ель. Она ни в чём не была виновата! Пошли и попросили у неё прощение.

Вернулась Ель на своё место. Расправила свои веточки, расчесала свою хвою, вся заискрилась от радости. И Дед Мороз произнёс свою речь:

- Ну вот, теперь можно встречать Новый год! А мне хочется всем пожелать жить в мире и согласии, любили друг друга, радости и счастья всем в Новом году!

 И в этот лес воцарились мир и согласие. Все лесные жители навсегда забыли, что значит ссориться. И каждый год приходили к Ели встречать Новый год.
-
игры на примирение 

Игра «Подушка примирения»

Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

Оборудование: подушка, на которую можно сесть двум детям. К ней пришиваются на резинках перчатки.

Ход игры:

 Поссорившись, дети садятся на подушку, надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи – мирилки.

Игра «Коробочка примирения»

Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

Оборудование: яркая коробочка с прорезями со всех сторон разнообразной формы.

Ход игры:

   Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи – мирилки.

«Слово мудреца»

Попросите одного из участников ссоры сесть в кресло и закрыть глаза. Пусть он представит себя восточным мудрецом, опишите, во что одет ваш маленький мудрец, расскажите, как много людей собрались, чтобы услышать его справедливое решение, и попросите дать самый правильный совет, который учитывает интересы всех участников конфликта. После этого место мудреца должен занять другой участник ссоры. Затем соберите совет мудрецов и выберите то решение, которое понравится всем.
-
ритуалы примирения (мирилки)

1.Пальчик за пальчик
Крепко возьмем.
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.

2. Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!

3. Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!

4. Ссориться не будем.
Будем мы дружить,
Клятву не забудем,
Пока мы будем жить!

5. Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!

6. Давайте все мириться
Игрушками делиться.
А кто не станет мириться-
С тем не будем водиться!

7. Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому – давай дружить!

8.Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!

9. Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.

10. Давайте не ссориться подружки,
Нам ведь так грустно друг без дружки!

Типы конфликтных детей

  1. Агрессивные дети

Остановимся на краткой характеристике

разных видов агрессии в дошкольном возрасте.

Вербальная агрессия

1) Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику,

которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть:

• жалобы («А Вова меня стукнул», «А Чумариков постель не убрал» и пр.);

• демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел»,«Не мешай»);

• агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадят в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).

2) Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными детскими формами прямой вербальной агрессии являются:

• дразнилки («ябеда-корябеда», «поросенок», «жора-обжора»);

• оскорбления («жиртрест», «урод», «дебил»).

Физическая агрессия

1) Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте

это могут быть:

• разрушение продуктов деятельности другого (например, один ребенок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги);

• уничтожение или порча чужих вещей (например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слезы ее владельца).

2) Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму:

• символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание (например, один ребенок показывает кулак другому или пугает его);

• прямая агрессия – непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве оружия палок, кубиков и пр.

  1. Обидчивые дети

Явление обиды возникает уже в дошкольном возрасте. Маленькие дети (до 3–4 лет) могут расстраиваться из-за отрицательной оценки взрослого, требовать внимания к себе, жаловаться на сверстников, но все эти формы детской обиды носят непосредственный, ситуативный характер – малыши не застревают на этих переживаниях и быстро забывают их. Феномен обиды во всей своей полноте начинает проявляться после 4– 5 лет, что связано с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении – сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в этом возрасте главным предметом обиды начинает выступать сверстник, а не взрослый. Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего «Я», свою непризнанность, незамеченность.

К этим ситуациям относятся следующие:

• игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны (например, ребенка не приглашают играть или не дают желанной роли);

• отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке);

• неуважительное отношение со стороны других (обзывалки, дразнилки);

• успех и превосходство других, отсутствие похвалы.

Во всех этих случаях ребенок чувствует себя отвергнутым и ущемленным. Однако в одной и той же ситуации межличностного взаимодействия может проявляться гнев и агрессия, а может обида. Агрессивные реакции не являются специфичными для обиды. В состоянии обиды ребенок не проявляет прямой или косвенной физической агрессии (он не дерется, не нападает на обидчика, не мстит ему).

  1. Застенчивые дети

• В их поведении обычно отражается борьба двух противоположных тенденций приближения-удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми. Застенчивый ребенок, с одной стороны, хочет подойти к незнакомому взрослому, начинает движение к нему, но по мере приближения останавливается, возвращается назад или обходит нового человека стороной. Такое поведение называют амбивалентным.

• Избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми. При встрече и в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении амбивалентных эмоций: удовольствий общения и в то же время тревоги или страха перед другими.

• Страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого педагога или воспитателя на занятиях.

  1. Демонстративные дети

Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев дети, обращаясь к партнеру, не испытывают к нему реального интереса. Преимущественно они говорят о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Отношения для таких детей являются не целью, а средством самоутверждения и привлечения внимания. При этом способами привлечения внимания могут быть как просоциальное поведение, так и действия, выражающие агрессию.

Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда отношения с воспитателем или группой не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Нередко самоутверждение достигается путем снижения ценности или обесценивания другого. Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: «Я рисую лучше, это совсем некрасивый рисунок». Вообще, в речи демонстративных детей доминируют сравнения: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т. д.

Для демонстративных детей характерна также высокая нормативность поведения: дети часто объясняют мотивировку поступка тем, что так надо. Используя социально-одобряемые формы поведения, дети ожидают положительную оценку своих действий. Однако их правильные моральные поступки ситуативны и неустойчивы. Если демонстративные дети и делятся со сверстником, то они комментируют свой поступок и обращаются к взрослому за поддержкой. Например: «Я дам Кате конфету, потому что хорошие дети всегда делятся с тем, кому не дали». В случае отсутствия взрослого демонстративные дети и не думают делиться с партнером, несмотря на их просьбы. В просоциальном поведении демонстративных детей наблюдается ярко выраженный формализм. Для них гораздо важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем реально проявить помощь сверстнику.

Типы конфликтных воспитателей, родителей

Опираясь на исследования отечественных психологов (Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк; В.П. Захаров, Ю.А. Симоненко), опишем 6 основных типов конфликтных личностей:

1) Демонстративный тип:

1. Хочет быть в центре внимания.

2. Любит хорошо выглядеть в глазах других.

3. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.

4. Ему легко даются поверхностные конфликты.

5. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.

6. Налицо поведение эмоциональное.

7. Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.

8. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

9. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

2) Ригидный тип: (слово "ригидный" означает негибкий, непластичный). Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость. Этот тип личности подозрителен. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.

Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

3) Неуправляемый тип: люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение - агрессивное, вызывающее.

Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.

Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало пользы на будущее.

4) Сверхточный тип: предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Чрезмерно чувствителен к деталям, к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей.

Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

5) Бесконфликтный тип: неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

6) Рационалист: расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не «закачается кресло» под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя.

Несомненно, существуют «трудные» люди, то есть такие, общение с которыми оказывается сложным и чревато конфликтами для большинства сталкивающихся с ними. Психологическая литература, в том числе популярная, изобилует описаниями различных «вредных» типов личности.

Способы поддержки ребёнка в конфликтной ситуации

Метод «поощрения и похвалы» - этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать ещё лучше, применяется путём одобрения (мимикой, жестами, взглядом, словом).

Дети в возрасте до семи лет очень чутко воспринимают поощрения и похвалу. Одобрение взрослых, похвала с их стороны стимулируют малышей совершать хорошие поступки, дают им чувство уверенности в себе и своих возможностях, позволяют самоутвердиться. Вовремя высказанное поощрение стимулирует ребенка к действию, пробуждает в нем самолюбие. Если ребенок все делает слишком медленно, похвала мотивирует его быть чуть проворнее; если малыш проявляет небрежность, то поощрение вызовет в нем желание быть аккуратнее.

Похвала должна подчеркивать нравственный смысл каждого конкретного поступка ребенка. Поощряя малыша, используйте фразы, содержащие конкретные определения. Употребляйте слова: «честный», «добрый», «заботливый», «послушный» и т.д. Использовать поощрение нужно только тогда, когда ребенок его заслужил, если у него есть определенные достижения, результаты, которые нужно отметить. Если малыш приложил физические, нравственные или умственные усилия в пределах собственных возможностей — это обязательно должно быть позитивно отмечено взрослыми, тогда поощрение в следующий раз будет мотивировать его к хорошим поступкам. Важно, чтобы он сам осознавал последствия и важность своих поступков.
Поощряя и хваля ребенка, нельзя забывать о чувстве меры. 
Нельзя хвалить малыша за все подряд, за каждый пустяк, иначе похвала потеряет свой смысл как метод воспитания. Ребенок может привыкнуть к тому, что его постоянно хвалят, и поощрения перестанут быть для него стимулом к действию. Еще один вариант поведения при захваливании — он начинает демонстративно выполнять свои повседневные обязанности, требуя за свои действия похвалу. Если ребенок при этом недостаточно сдержан и скромен, то начинает восхищаться сам собой, занимается постоянным самолюбованием, хорошо себя ведет только в присутствии взрослых, как бы «напоказ». Ребенок должен осознавать, что поощрение необходимо заслужить.

Чем грозит захваливание ребенка родителями?

Многим из них кажется, что похвалой можно многого добиться и нет ничего плохого в том, что ребенок радуется тому, что его хвалят, так почему не делать этого чаще? Дело в том. что когда малыш попадает в среду, отличную от дома, например, в детский сад или школу, то перед воспитателем и учителем все дети находятся в равном положении. Никто не будет хвалить малыша только за то, что он убрал за собой игрушки или самостоятельно оделся. Это норма. Так должны делать все дети. Столкнувшись с фактом, что в детском саду ребенок не лучше других детей, а такой же, как все остальные, он начинает обижаться, расстраиваться, у него падает самооценка. Он не понимает, что происходит, ведь дома подобные поступки расценивались родителями как выдающиеся и вызывали у взрослых море восторга. Таким образом, необдуманное поощрение может отрицательно сказаться на детском воспитании, на развитии у ребенка положительного поведения.

Еще одно немаловажное условие применения поощрения в воспитательных целях — сочетание с требовательностью. Нельзя допускать поощрения в совокупности с потаканием любым детским прихотям. Поощрение должно сочетаться только со строгой требовательностью, только в этом случае похвала может дать положительные результаты в воспитании ребенка. Похвала приобретает педагогическую ценность, если способствует удовлетворению потребности ребенка доставить взрослым радость своими поступками.

Принципы и приемы поощрения.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка выбирается форма поощрения. Если ребенок испытывает симпатию к взрослому и у них сложились теплые доверительные отношения, то поощрением может послужить улыбка или доброе слово, адресованное ребенку. Можно употреблять ободряющие фразы типа «Не бойся, ты же смелый!» или похвалить: «Вот видишь? Ты старался — и у тебя все получилось!» Такие фразы оказывают эффективное воздействие и помогают сформировать положительное поведение малыша. Хваля ребенка, не забывайте делать акцент на том, что он эту похвалу заслужил. Высказанное одобрение действий малыша вселяет в него уверенность в своих силах и возможностях, а также показывает ребенку, что он поступил правильно в конкретной ситуации.

Хорошее воздействие на воспитание оказывает поощрение на основе естественных последствий. Похвала строится следующим образом: ребенку указывается на то, что совершение какого-либо поступка привело к положительному результату. Малыш понимает в этом случае, что он действительно заслужил награду, потому что совершил хороший поступок. Например, ребенок помогает маме с уборкой. Необходимо отметить его старания словами: «Ты такой молодец! Ты мне помог, поэтому мы быстрее закончили все дела и можем сходить погулять». За хорошее поведение ребенку можно пообещать какую-нибудь награду — сходить в цирк, выехать за город на пикник или что-то другое. Но обещание в этом случае обязательно нужно выполнить.

Особенно ценным поощрением для детей являются подарки, но злоупотреблять этим не рекомендуется. Этот метод поощрения должен использоваться только в исключительных случаях, иначе это может привести к тому, что ребенок начнет манипулировать вами своим поведением. Все его хорошие поступки будут преследовать корыстные цели. Ребенку можно преподнести новую игрушку, книгу со сказками или любимое лакомство в качестве поощрения за определенные достижения или поступки, которые потребовали от малыша приложения усилий, но ни в коем случае не превращайте преподнесение подарков в подкуп. Нельзя покупать у ребенка хорошее поведение.

В каждом конкретном случае в зависимости от ситуации нужно выбирать определенную форму поощрения и похвалы. Если ребенок робкий и застенчивый, боится признаваться в своих поступках, замыкается в себе, с помощью похвалы необходимо стимулировать в нем чувство уверенности в себе. Если ребенок случайно разбил чашку и честно в этом признался, похвалите его за честность. У всех в жизни случаются ошибки. Взрослые тоже могут бить посуду и ломать вещи. Скажите об этом ребенку. Он должен понять, что не нужно бояться признаваться в совершении поступков, даже если сам ребенок не считает их хорошими. Уже сам факт осознания этого и признание своих ошибок достоин похвалы.
        Очень эффективно воздействует на ребенка, когда его 
хвалят перед другими детьми. Для воспитания малышей этот метод достигает сразу две цели. Во-первых, совершение ребенком хорошего поступка приобретает социальную значимость, во-вторых, это хороший пример для подражания другим детям. Если кого-то похвалили за хорошее поведение, остальные тоже начинают стремиться получить похвалу.

Активный пример других детей — наиболее распространенный способ поощрения, связанный со стремлением детей к подражанию. Именно поэтому он имеет высокую эффективность. Пример должен сочетаться с направляющими словами взрослых, которые помогают малышам правильно воспринимать хорошее поведение. Это позволяет детям приобретать опыт послушания на практике. Слова взрослых помогают малышу осознанно воспринимать примерное поведение, перенимать такое поведение. На основе положительного примера у детей формируется представление о том, как нужно правильно себя вести в конкретной ситуации. Этим методом взрослые довольно часто пользуются, но, к сожалению, многим родителям в этом вопросе не хватает чувства меры. Ставя в пример чужого ребенка, они одновременно пытаются унизить своего. Очень часто можно услышать, как мама отчитывает своего малыша: «Посмотри, Ваня такой молодец, не то что ты!» В результате получается совсем не то, чего добивались родители. Положительный пример Вани вызывает у ребенка чувство неприязни, а не стремление подражать. Да и самому примеру для подражания вряд ли от этого будет какая-то польза. Сверстники начинают его недолюбливать, отказываются с ним играть, так как он ассоциируется у них с их неудачами.
Хорошим методом поощрения может послужить рассказ о хорошем поведении ребенка или хорошем поступке людям, мнение которых малышу небезразлично. Конечно, рассказ должен вестись в присутствии самого ребенка. Достаточно даже нескольких похвальных фраз, чтобы доставить ребенку удовольствие тем фактом, что его поступки положительно оцениваются окружающими. Этот метод можно удачно использовать в кругу семьи. Можно похвалить малыша перед папой, когда он вернется с работы, отметить, что он сам проявил инициативу помочь маме, хорошо вел себя в детском саду и т.д.

Эффективен метод поощрения, когда дети привлекаются родителями к выполнению какой-либо совместной работы. Малыши очень любят подражать взрослым, поэтому стремятся браться за любую взрослую работу. Они с удовольствием стирают белье, готовят еду, что-нибудь ремонтируют. Поощряйте своего ребенка, разрешив ему помогать вам. Доверьте ему какое-нибудь дело, с которым он может справиться. Пусть он сам постирает свои носовые платочки — даже если он сделает это плохо, можно будет потом незаметно от него переделать. Если к вам в дом собираются прийти гости, пусть малыш поможет вам накрыть стол. Ему не составит труда разложить чайные ложечки по чашкам или раздать гостям салфетки, но радости это ему принесет очень много. Еще малышам, особенно мальчикам, нравится помогать папе в мужской работе. Дайте ему отвертку, пусть поможет вам чинить велосипед. Сил сломать что-нибудь у него не хватит, но гордость, что он участвовал в процессе, малыш, несомненно, испытает. Дети очень любят хвалиться потом в детском саду, что они по-настоящему помогали родителям.

Конечно, такой метод поощрения требует учета возрастных особенностей детей и их заинтересованности. Не будет являться поощрением привлечение малыша к занятию, которое ему совсем не интересно и в котором он не хочет участвовать. Например, в младшем возрасте стирка своих носовых платочков может вызвать у малыша бурю восторгов, потому что ему это впервые разрешили сделать, а в более старшем возрасте это занятие не доставляет детям совсем никакого удовольствия. Им нравится заниматься такими поручениями взрослых, которые для них новы, поэтому чувство новизны способно вызвать удовлетворение от собственного успеха и воспринимается как поощрение.

Еще один, связанный с описанным выше, метод поощрения заключается в поручении малышу ответственного дела, выполнение почетного поручения. Новая роль формирует у ребенка чувство ответственности. Этот метод часто используется воспитателями в детских садах. Ребенок, который отличается примерным поведением, назначается ответственным за выполнение каких-либо обязанностей, и ему поручается помочь другим детям справиться с этими обязанностями, так как у него лучше всех получается. Например, малыша можно попросить показать другим ребятам, как нужно завязывать шнурки на ботинках, ведь у него это так хорошо получается. Роль наставника представляется детям очень почетной и доставляет искреннюю радость и удовольствие. Использование такого метода можно применять к детям, которые проявляют леность и с неохотой помогают родителям дома.

В некоторых ситуациях можно заранее похвалить ребенка, как бы авансом, за еще не совершенный поступок. Таким образом, ребенок поймет, что родители оказывают ему доверие и внушают уверенность, что он не подведет их. Метод основан на детской внушаемости и самолюбии. Если вы говорите ребенку, что он уже совсем взрослый, поэтому ему не надо говорить, что нужно себя хорошо вести, то малыш начинает чувствовать ответственность за свое поведение.

Если малышу все равно, как его оценивают окружающие, то он начнет поступать так, как ему в конкретный момент захочется. Такого допускать нельзя. Важно поддерживать в ребенке стремление заслужить одобрение окружающих. Осознание правильности своих поступков всегда благоприятно отражается на детском поведении и создает основу для активного послушания.

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.  Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 С.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2008.- 544 С.

3. Конфликтные дети / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова: Эксмо; Москва; 2009. – 110 С.

4. Конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно – социальным специальностям/ под ред. В.П.Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012.- 543С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....

копилка для психолога

ИГРЫ НА СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ КРУГЛЫЙ УШАСТИК Наклеить на стене (щите) круг с ушами. Дети, которых кто-то обидел, разозлил, могут побросать мяч в ушастика, представляя сво...

Из копилки педагога психолога Галимовой Э.Г.

Сценарий конкурса ДОУ "Супер-мама"...

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...