Рабочая программа по образовательной области «Продуктивная деятельность» раздел «Письмо»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-7 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.
Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_6-7.docx | 65.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
Согласована заместитель заведующего Н.В. Другина | Принята на заседании Педагогического совета Протокол От «__» ____________201 г. №_________ | Утверждена Приказом МБДОУ «Детский сад «Солнышко» От «__» _____________201 г. №__________ |
Рабочая программа
по образовательной области ««Продуктивная деятельность»
раздел «Письмо»
на 2018-2019 учебный год
для детей 6-7 лет
составлена на основе Федерального Государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования
Тамбов 2018 год
Пояснительная записка
«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы»,- считал известный русский психолог Л.С. Выготский.
Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Вот сколько всего может случиться, если начать… с пальчика!
Вопрос подготовки дошкольников к владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с владением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании, закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-7 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Цель: Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Задачи:
1. Развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания, сосредоточенности.
2. Развитие пространственной ориентировки детей на листе бумаги.
3. Развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
4. Развитие изобразительных и графических умений детей в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений.
В программу включены упражнения, направленные на:
• повышение уровня активации больших полушарий мозга;
• развитие мелкой моторики и тактильной (кожной) чувствительности рук;
• развитие пространственных представлений;
• расслабление, нормализацию мышечного тонуса;
• массаж рук с различными предметами и обучение детей самомассажу рук;
Данная программа может быть полезна для воспитателей, родителей в качестве развивающих занятий, а также может быть использована в коррекционной работе с детьми.
Возраст обучающихся детей: 6-7 лет.
Особенности детей данной возрастной группы:
- Мелкая моторика в этом возрасте взаимодействует с высшими свойствами сознания, и вся его дальнейшая жизнь требует согласования действий рук и глаз, использование точных, координированных движений кистей и пальцев, контроль своих движений, благодаря которым они становятся более совершенными и точными. А зрение и движения рук являются основным источником познания окружающей действительности.
- Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается быстрая утомляемость.
- Несформированность навыка работы с пишущими предметами, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.
- Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.
- Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.
Методы и приемы.
- Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.
- Любые пальчиковые упражнения, тренинги, разминки готовят детскую руку к письму. Пальчиковые игры приносят детям много пользы и радости. Количество и разнообразие упражнений зависит от фантазии педагога. Проводить такую работу следует по 2-5 минут ежедневно. У детей должно сложиться представление о расслаблении мышц, т. к. рукам нужен отдых. Упражнения можно выполнять за столом, инсценируя какие-либо истории, сказки, стихи при помощи пальцев. При помощи рук можно изобразить предметы и явления.
- Благоприятное воздействие на развитие руки оказывают: сортировка семян, выкладывание из них узоров, лепка из пластилина, мозаичная аппликация из бумаги, ручной труд, игры с палочками, бусинами, шнуровка, работа с бумагой, пазлами, мозаикой и т. д.
- Целесообразно приобщать дошкольников к нетрадиционной технике рисования, например, рисование по манке, песку. Ребенок передает то, что обычным способом сделать трудно.
- «Поставить руку», подготовить ее к письму, поможет работа в прописях (графические упражнения), штриховка. Правила штриховки нетрудно запомнить. Штриховать надо в заданном направлении, соблюдая одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Такие упражнения развивают точное и уверенное владение карандашом, ручкой. Учат проводить непрерывные прямые, округлые, плавные линии, зигзагом. Учат раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
- Подвижные игры и физкультминутки способствуют совершенствованию двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, умению ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, развивают глазомер. Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно, на деятельность мозга.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
При выполнении любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. После каждого движения надо учить ребенка расслабиться. Здесь важны согласованность действия глаза и руки, пальцы должны слышать информацию глаз. Сравнивая собственные результаты и результаты работ детей, ребенок начинает овладевать навыками самоконтроля и самооценки.
Правильная красивая осанка – ключ к здоровью детей, поэтому внимание ребенка надо сосредоточить на выполнении гигиенических правил письма, на формирование учебной позы. На занятиях необходимо создавать доброжелательную обстановку, понимать всех и каждого ребенка. Видеть процесс роста и взросления дошкольника. Не забывать обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш (ручку); как правильно располагает альбом, тетрадь для работы.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Результаты работы не всегда проявляются быстро. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно и целенаправленно, тогда будет достигнут наибольший эффект, так как рука имеет большое представительство в коре головного мозга.
Особенности программы
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему.
Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов проходят в системе, способствуют не только совершенствованию координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий: Письмо проводиться в рамках по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» 1раз в 2 недели по 30 минут (540 мин.), чередуясь с курсом «Аппликация», а также интегрирована в течении дня в различные виды детской деятельности.
Форма занятий: совместная деятельность по подгруппам (10-12 детей в подгруппе).
Время проведения: первая половина дня.
Количество занятий: 18
Условия реализации программы:
- Систематическое проведение занятий.
- Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
- Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
- Сотрудничество педагога с семьей. (Консультации для родителей, показ рабочих тетрадей, прописей; Открытые занятия для родителей).
Ожидаемые результаты:
К концу подготовительной группы предполагается развитие и совершенствование у детей:
- мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
- крупных движений и умения владеть своим телом;
- пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела);
- активной речи, словарного запаса;
- мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
- навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Работа детей оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за учебный год.
Диагностика ожидаемых результатов проводится в начале и конце учебного года, определяющая уровень развития детей по подготовке руки к письму.
(Приложение 1).
Средства для реализации программы: мебель, соответствующие росту детей, прописи «Вся дошкольная программа .Письмо».,С.Е.Гаврина, ручка, простые карандаши, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, пластилин, проволока, бусины, бильбоке, шероховатые буквы, песок, игровые пособия (фасоль, горох, рис камешки, счетные палочки, резиновые мечи, мягкие мячи, клубочки ниток, прищепки, тонкие шнурки и др.), тетрадь в клетку.
Работа с родителями:
- Беседы, консультации об особенностях психофизиологического развития детей 6-7 лет, об особенностях и своеобразии детского мышления, рекомендации по подготовке руки к письму.
- Выполнение небольших домашних заданий родителями с детьми.
Учебный план
Месяц, номер п/п | Тема | Количество часов | Дата | Примечание |
Сентябрь | Мониторинг | |||
1 | Рисуем и пишем по клеточкам Ориентировка на листе бумаги. | 1 | ||
Октябрь | ||||
2 | Рисуем по клеточкам. Проводим линии (прямые линии разной длины: наклонные, вертикальные, горизонтальные). | 1 | ||
3 | Рисуем по клеточкам (изогнутые, волнистые, кривые линии). | 1 | ||
4 | Обводим узоры (рисование прямых, изогнутых, линий). | 1 | ||
Ноябрь | ||||
5 | Обводим узоры Обведи рисунок по пунктиру, а затем продолжи самостоятельно. | 1 | ||
6,7 | Ориентировка на листе бумаги. Нарисуй справа от линии точки в таком же порядке, что и слева. | 2 | ||
Декабрь | ||||
8,9 | Графический диктант прямыми линиями вверх, вниз, влево, вправо) | 2 | ||
Январь | ||||
10,11 | Срисовывание фигур от точек в указанных направлениях | 2 | ||
Февраль | ||||
12 | Срисовывание фигур от точек в указанных направлениях. | 1 | ||
13 | Рисуем на линейках. Нарисуй фигуры по пунктиру строго между двумя линейками. | 1 | ||
Март | ||||
14 | Рисуем и пишем на линейках. Прописываем элементы узоров точно по образцу, с наклоном. | 1 | ||
15 | Прописываем элементы букв по образцу. | 1 | ||
Апрель | ||||
16 | Прописываем элементы узоров и букв по образцу. Косые линии. | 1 | ||
17 | Прописываем элементы узоров и букв по образцу. Прямые наклонные линии. | 1 | ||
Май | ||||
18 | Соедини по точкам. | 1 | ||
Мониторинг |
№ п/п | Тема недели | Тема ННОД | Цель и задачи | Виды и формы СДПД (совместной деятельности педагога с детьми | Метод | Пальчиковая гимнастика | Используемый материал для работы | Дата прове-дения | ||
1 | Неделя Солнца | Рисуем и пишем по клеточкам Ориентировка на листе бумаги. | Закреплять умения детей правильно держать карандаш. Продолжать учить ориентации на листе бумаги в клетку. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность. |
Фигурка из палочек солнышко Рисование по манке (Цветы). Упражнение «Найди центр клеточки» | Вся дошкольная программа .Письмо., С.Е.Гаврина, стр.44-45 | «Газон засох» Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу пальчиками. Левая начинает с мизинца, правая— с большого пальца.) Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.) Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним и указательным пальчиками А куда ему спешить? обеих рук по столу.) Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то ладонями, то «По газону не ходить!» кулачками по столу.) Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши.) — Ох! (Один хлопок.) И ушел. (Ритмичные хлопки по столу.) Газон засох. | Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, раздаточный лист | сентябрь | ||
2 | «Старость надо уважать» | Рисуем по клеточкам. Проводим линии (прямые линии разной длины: наклонные, вертикальные, горизонтальные). | Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги. Развивать умение правильно держать карандаш, проводить прямые и наклонные линии в разных направлениях, не отрывая карандаш от листа бумаги. Воспитывать желание узнавать новое. |
Фигурки из палочек (очки, рожица). Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо кубик).
| Вся дошкольная программа .Письмо., С.Е.Гаврина, стр.46-47 | «Бабушка» Бабушка очки надела, («очки») У стола на стул присела, («стол», «стул») Только в книжку заглянула, («закрытая книга», «открытая книга») Улыбнулась и … уснула. (ладони под щёку) | Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, раздаточный лист | октябрь | ||
3 | «Неделя здоровья» | Рисуем по клеточкам (прямых, изогнутых,кривых линии). | Учить проводить линию не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать учить правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение. Активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики. Воспитывать внимание. |
Игра с пшеном (нарисовать овощи и фрукты) Геометрическая мозаика. Ориентировка на листе бумаги. «Дорисуй фигуры по клеточкам». | Вся дошкольная программа .Письмо., С.Е.Гаврина, стр.48-49 | «Массажист» Покатаю карандаш немножко- Помассирую ладошки. Вы, ладошки, не ленитесь, На занятиях трудитесь. (Прокатываем карандаш между тыльной стороной ладони одной руки и ладонью другой. Затем расположение рук меняем (правая рука сверху – левая снизу и наоборот) | Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, раздаточный лист | октябрь | ||
4 | Неделя Моя малая Родина | Обводим узоры (рисование прямых, изогнутых, линий). | Учить ориентироваться по клеточкам, продолжая узор. Формировать восприятие формы узора, зрительно-двигательную координацию. Закрепить понятия середина, вправо, влево, вверх, вниз. | Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!» Фигурки из палочек (солнце). Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок). Панно из мозаики по мотивам русской народной росписи. Дорисуй узор. | Вся дошкольная программа .Письмо., С.Е.Гаврина, стр.50-51 | «Здравствуй!» Здравствуй солнце золотое! (дети пальцами лев. руки по очереди «здороваются» с пальцами пр.руки, похлопывая друг друга кончикам начиная с больших пальцев) Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую! (переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки | карандаш отточенный, нитки, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, раздаточный лист | октябрь | ||
5 | «Неделя юных исследователей» | Обводим узоры Обведи рисунок по пунктиру, а затем продолжи самостоятельно. | Учить обводить рисунки по пунктиру, а затем самостоятельно, не отрывая ручку от бумаги. Продолжать учить правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение. Развивать глазомер, зрительно-двигательную координацию. Воспитывать аккуратность. | Пальчиковая гимнастика «По грибы». Игра: «Разложи льдинки по формочкам». Работа с ватой и бумагой. Обведи и продолжи узор. | Вся дошкольная программа .Письмо., С.Е.Гаврина, стр.52-53 | «По грибы». Раз, два, три, четыре, пять! (ритмично сжимают и разжимают пальцы.) Будем мы грибы искать. Первый гриб – боровик, (массируют фалангу боль. пальца (от ногтя) Полезай в лукошко! Подосиновик стоит (указательный палец,) На высокой ножке. Подберезовик нашли (средний). Под березой прямо. А масленок прячется (безымянный,) Вот какой упрямый! На пеньке нашли опят (мизинец,) Целый маленький отряд. Полную корзинку (переплетают пальцы, деля «корзинку») Набрали мы грибов. Принесем почистим, (потирают ладони др. о др.) Сварим - (делают круговые движении указ. пальцем по ладони др. руки.) Суп готов! (вытягивают руки вперед.) При повторении упражнения выполняют массаж пальцев другой руки. | Презентация, карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, раздаточный лист | ноябрь | ||
6 | Неделя игры и игрушки | Ориентировка на листе бумаги. Нарисуй справа от линии точки в таком же порядке, что и слева. | Формировать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы. Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку. Дать понятие зеркального отображения. Развивать зрительно-моторную координацию, Воспитывать аккуратность. | Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек (выбрать на ощупь из трёх игрушек одну нужную). Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом» Игра с перловкой (еж). Повтори узор точками. | Вся дошкольная программа Письмо. С.Е.Гаврина, стр.54 | «Есть у каждого свой дом» Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье. У лисы в лесу глухом Есть нора – надёжный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, травы Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт там лапу. Есть у каждого свой дом, Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно. Всем тепло уютно в нём. | Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, раздаточный лист | ноябрь | ||
7 | Новый год у ворот | Ориентировка на листе бумаги. Нарисуй справа от линии точки в таком же порядке, что и слева. | Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение. Формировать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы. Развивать зрительно-моторную координацию, Воспитывать аккуратность. | Пальчиковая гимнастика «Снегири». Фигурки из палочек (Ёлочка). Обрывание (игрушки для ёлочки). Мозаика из ёлочных и сосновых иголок. Нарисуй такие же узоры. | Вся дошкольная программа Письмо. С.Е.Гаврина, стр.55 | «Снегири» Вот на ветках, посмотри, (четыре хлопка руками). В красных майках снегири. Распушили пёрышки-(изображают «крылышки») Греются на солнышке. Головой вертят, -(повороты головой). Улетать хотят. Кыш! Кыш! Улетели!- (вращательные движения кистями рук). За метелью, за метелью! | Счетные палочки, карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, раздаточный лист | декабрь | ||
8,9 | Новогодние развлечения | Графический диктант прямыми линиями вверх, вниз, влево, вправо) | Закреплять умения детей ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику и координацию движений руки. Воспитывать аккуратность. | Пальчиковая гимнастика « Снежинки» Фигурки из палочек (санки). Работа с рисом (зимний пейзаж). Самомассаж (Су-Джок шарами, грецкими орехами). Графический диктант | Вся дошкольная программа Письмо, С.Е.Гаврина, стр.56-58 | « Снежинки» Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Туча по небу плыла. Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча). Вдруг из тучи над землёй Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Полетел снежинок рой. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят). Ветер дунул, загудел – Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд). Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят). Ветер с ними кружится, Вращать кистями, попеременно скрещивая руки. Может быть подружится. | Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, демонстрационный и раздаточный материал, раздаточный лист | декабрь | ||
10 | Хочу все знать | Срисовывание фигур от точек в указанных направлениях | Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку. Учить сравнивать образец с результатом. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к прописям. | Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками. Работа со шнуровками. Растягивание резинки (держа пальчиками за концы). Нарисуй такие же фигуры. | Вся дошкольная программа .Письмо., С.Е.Гаврина, стр.59 | «Мы во двор пошли гулять» Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному. «Идут» по столу указательным и Отряхивают ладошки. | Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, раздаточный лист | Январь | ||
11 | Народные промыслы | Срисовывание фигур от точек в указанных направлениях | Учить сравнивать образец с результатом. Формировать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать усидчивость. | Пальчиковая гимнастика «Поросята». Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь). Плетение узора из разноцветных шнурков. Самомассаж с гранёными карандашами. Срисовывание фигур от точек в указанных направлениях. | Вся дошкольная программа .Письмо., С.Е.Гаврина, стр.60 | «Поросята» (Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленкам каждым из пальчиков). Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы). Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные). Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю ("Фонарики"). Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки). Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние). Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные). Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки). Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, (Большие). Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь). | Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, раздаточный лист | |||
12 | Масленичная неделя | Срисовывание фигур от точек в указанных направлениях. | Учить сравнивать образец с результатом. Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать терпение. | Пальчиковая гимнастика «Птицы прилетели». Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка). Работа с трафаретами. Нарисуй такие же фигуры как на образце. | Вся дошкольная программа .Письмо., С.Е.Гаврина, стр. 61 | «Птицы прилетели». Тили- тели, тили- тели- Скрестить большие пальцы, помахать ладошками. С юга птицы прилетели! Прилетел к нам скворушка Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей. Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж- Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками. Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами сделать « клюв» - « птицы поют». | Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, раздаточный лист | Февраль | ||
13 | Дом и предметы быта | Рисуем на линейках. Нарисуй фигуры по пунктиру строго между двумя линейками. | Учить ориентироваться на листе бумаги в линейку. Учить рисовать фигуры между двумя линейками, не выходя за контур. соблюдать параллельность линий. Развивать зрительно-двигательную координацию движений рук. Воспитывать внимание. | Пальчиковая гимнастика «Помощники». Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор). Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё. Нарисуй фигуры по пунктиру строго между двумя линейками. | Вся дошкольная программа .Письмо., С.Е.Гаврина, стр.62-63 | «Помощники» Раз, два, три, четыре, пять -Хлопки. | Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, раздаточный лист | Февраль | ||
14 | Неделя воды | Рисуем и пишем на линейках. Пропиши элементы узоров точно по образцу, с наклоном | Учить ориентироваться на листе бумаги в линейку. Продолжать формировать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы. Учить сравнивать образец с результатом. Развивать внимание, координацию, память. Воспитывать терпение. | Пальчиковая гимнастика «Подводный мир» Фигурки из палочек (рыбка, ракушка). Работа с цветными шерстяными нитками (аквариум). Работа с манкой (шторм). Ниткография (волны). Пропиши элементы узоров точно по образцу, с наклоном. | Вся дошкольная программа .Письмо., С.Е.Гаврина, стр.64-65 | «Подводный мир» Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком». Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у глаз. Здесь прозрачная вода. Разводят ладони в стороны. Плывёт морской конёк сюда. Волнообразные движении ладонями вперёд. Вот медуза, вот кальмар. Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигают навстречу друг другу; скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны. А вот это – рыба шар. Соединить пальцы обеих рук в форме шара. А вот, расправив восемь ног, Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук. | Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, раздаточный лист | Март | ||
15 | Удивительным мир книги | Прописываем элементы букв по образцу. | Учить проводить косые наклонные линии, не заходя за контур строки; сравнивать образец с результатом. Развивать внимание, координацию, память. Воспитывать наблюдательность. | Пальчиковая гимнастика «Небылицы» Фигурки из палочек ( тетрадь, карандаш). Игра (с закрытыми глазами выстроить матрёшек подряд). Выложить буквы и цифры горохом. Прописываем элементы букв по образцу. | Вся дошкольная программа .Письмо., С.Е.Гаврина, стр.66 | «Небылицы» У Матрешиной сестрицы Ритмичные удары пальцами правой руки, | Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, раздаточный лист | Март | ||
16 | Тайны космоса | Прописываем элементы узоров и букв по образцу. Косые линии. | Учить сравнивать образец с результатом. Продолжать формировать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы. Развивать внимание, координацию, память. Воспитывать аккуратность. | Пальчиковая гимнастика «Космонавт» Фигурки из палочек (звёздочка, ракета). Выложить отгадки на загадки камушками ( ракета, небо). «Астрономическая считалка». Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе). Работа с рисом. Прописываем элементы узоров и букв по образцу. | Вся дошкольная программа .Письмо., С.Е.Гаврина, стр.67 | «Космонавт» В звёздном небе звёзды светят (показываем звёзды, пальчики переплетаются) Космонавт летит в ракете (изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить) День летит, ночь летит (загибаем пальцы) И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор) «Астрономическая считалка» На Луне жил звездочет, Он планетам вел подсчет. Меркурий - раз, Венера - два, Три - Земля, четыре - Марс. Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, Семь - Уран, восьмой - Нептун, Девять - дальше всех - Плутон. Кто не видит - выйди вон. | Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, раздаточный лист | Апрель | ||
17 | Неделя иммунизации | Прописываем элементы узоров и букв по образцу. Прямые наклонные линии | Продолжать учить сравнивать образец с результатом. Закреплять понятия выше-ниже, над-под, влево-вправо. Развивать внимание, координацию, память. Воспитывать аккуратность. | Точечный массаж + пальчиковая гимнастика. Игра (загадать загадки, выложить отгадки). Самомассаж ладоней и пальцев руки. Прописываем элементы узоров и букв по образцу. | Вся дошкольная программа .Письмо., С.Е.Гаврина, стр.68-69 | Точечный массаж + пальчиковая гимнастика Крылья носа разотри – раз, два, три И под носом себе утри – раз, два, три Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять Вытри пот теперь со лба – раз, два Серьги на уши повесь, если есть. Заколкой волосы скрепи – раз, два, три Сзади пуговку найди и застегни Бусы надо примерять, примеряй и надевай. А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку. А сюда браслетики, красивые манжетики. Девочки и мальчики, приготовьте пальчики. Вот как славно потрудились и красиво нарядились Осталось ноги растереть и не будем мы болеть | Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, раздаточный лист | Апрель | ||
18 | Поклонимся великим тем годам | Соедини по точкам. | Закреплять навыки счета в прямом порядке в пределах двух десятков. Продолжать учить соединять точки прямой линией. Воспитывать внимание, логическое мышление, воображение. | Пальчиковая гимнастика «На постой». Фигурки из палочек (танк, флаг). Ниткография (вечный огонь). Работа с катушками (памятник павшим солдатам). Соедини линиями по точкам. | Вся дошкольная программа .Письмо., С.Е.Гаврина, стр.70 | русская игра «На постой» Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы - порог избы. | Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, раздаточный лист | Май | ||
Мониторинг | 3,4 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области ««Продуктивная деятельность» раздел «Письмо»
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности 5-6 летнего ребенка, с одной ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...
Рабочая программа ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" Раздел "Физическая культура" 2020 - 2021 учебный год
Рабочая программа ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" Раздел "Физическая культура"...
Рабочая программа ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" Раздел "Физическая культура" 2018 - 2019 учебный год
Рабочая программа ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" Раздел "Физическая культура" 2018 - 2019 учебный год с комплексно - тематическим планированием....
Рабочая программа ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" Раздел "Физическая культура" 2021 - 2022 учебный год .
Рабочая программа ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" Раздел "Физическая культура" 2021- 2022 учебный год...
Рабочая программа ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" Раздел "Физическая культура" 2019 - 2020 учебный год
Рабочая программа ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" Раздел "Физическая культура" 2019 - 2020 учебный год...