Проект «Метеостанция» на экологической тропинке в ДОУ».
проект (старшая группа) на тему
Дошкольники– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида п. Боровое».
Проект
«Метеостанция» на экологической тропинке в ДОУ».
Составили воспитатели: Ермолина С.Ю.,
Сердюкова Н.П.
2018 год
Содержание:
I. Введение… ………………………………………………………………..2
2. Аннотация проекта……………………………………………………….3
3. Этапы реализации проекта……………………………………………….4
4. Актуальность проекта… ………………………………………………....5
5. Цели, задачи, ожидаемые результаты …………………………………..7
6. Методы работы, ожидаемые результаты………………………………..8
7. Требования к размещению метеоплощадки…………………………….9
8.Модель образовательной системы………………………………………13
9. Требования к организации наблюдений в природе…………………...15
10.. Список используемой литературы ………………………………….....16
11.. Описание проекта……………………………………………………….17
Проект
«Метеостанция» на экологической тропинке в ДОУ».
Введение
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.»
К.Е.Тимирязев
Дошкольники– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Вид проекта:
По направленности: информационно-познавательный.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный (май 2018-май 2019)
Участники проекта:
Дети старшего возраста.
Воспитатели.
Родители.
Место проведения:
1 - площадка ДОУ
2 - экологическая комната;
Состав проектной группы:
Руководитель проекта – воспитатель.
Участники - дети и родители ДОУ.
Значимость проекта для его участников:
Этот проект значим для всех его участников.
Дети: получают и закрепляют на практике правила поведения в природе, учатся наблюдать и фиксировать свои наблюдения.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной исследовательской деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – активное погружение детей в экспериментирование в природе.
Проектом предусмотрен объект исследования- окружающая среда, предметом деятельности является процесс наблюдения за окружающей средой.
Аннотация проекта
Проект направлен на создание условий развития детской любознательности; на обучение действовать по определенному алгоритму; на формирование потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности.
Работа в группах, совместное решение поставленных проблемных вопросов будет способствовать развитию умения у дошкольников ориентироваться в окружающем мире, чувствовать волшебство мира вокруг нас, вдумываться в неисчерпаемую глубину их значения.
Работа с проектом способствует развитию познавательных навыков, критического мышления детей.
Принципы проекта
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираемся создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей ДОУ.
Этапы реализации проекта
Этапы работы:
1-й этап – информационно-аналитический
Цель:
- изучение литературы по созданию метеоплощадки на участке детского сада;
- знакомство с опытом других педагогов;
- ознакомление детей со свойствами шишек, еловых веток, которые проявляются при изменении окружающей среды;
- проведение бесед с детьми о народные приметах, указывающихна перемены погоды;
- мониторинг уровня знаний детей на тему погодных условий и заинтересованности их в более углубленном изучении;
- выдвижение гипотезы проективной деятельности по теме;
- разработка проектной деятельности.
- сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта.
2-й этап – Основной:
- структурирование необходимого собранного информационного материала;
- сбор ресурсов для реализации проекта;
- постройка совместно с родителями и детьми метеорологической станции на участке;
проведение экспериментально-исследовательской деятельности детей.
3. Заключительный этап:
- подведение итогов,
- оценка эффективности проекта,
- рефлексия,
- итоговый мониторинг уровня знаний детей.
Актуальность создания проекта
Что такое погода?
• показания температуры воздуха;
• сила и направление ветра;
• наличие осадков;
• состояние неба и солнца;
• влажность воздуха.
Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно.
Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы
Наблюдения дошкольников за погодой определяется следующими моментами:
Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию.
Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.
В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.
На участке детского сада мы выбрали специальный участок, на котором создали площадку «Метеостанция». Детская метеостанция была выполнена компактно и теперь позволяет воспитанникам в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды. «Метеостанция» расположена таким образом, чтобы дети могли наглядно наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов экологической тропинки в зависимости от времени года.
Содержание проекта
Гипотеза: Исследовательская, поисковая активность- постоянное состояние ребенка. Он будет настроен на познание окружающего мира, так как дети по природе своей – исследователи, если:
- Включение ребенка в исследовательскую деятельность, позволит значительно повысить образовательный эффект, способствует развитию его любознательности, внимания и логического мышления.
- Развитие ребенка будет усиливаться, если педагогическая поддержка воспитывающих взрослых будет направлена на создание развивающей предметной среды, ориентирующей дошкольников на активную субъектную позицию;
- Обогащение воспитательно–образовательного процесса будет эмоциональным содержанием через организацию разнообразных видов творческой деятельности и общения;
- Воспитывать у дошкольников гуманно - ценностного отношение к природе через понимание ценности природы.
Цель проекта: Учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.
Воспитание потребности в общении с природой. Привитие трудовых природоведческих навыков, экологического сознания. Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с родным краем.
Дидактические задачи проекта.
1. Познакомить детей с метеоплощадкой и специальными приборами: компасом, термометром, барометром, дождемером, ветряным рукавом, флюгером, солнечными часами;
2. Обучать детей снятию показаний приборов;
3. Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;
4. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
5. Формировать представления о четырех частях света;
6. Познакомить детей с профессией гидрометеоролога.
Ведущие принципы развития дошкольников
Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов); Природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием); Дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности; Активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции); Творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности).
Формы организации детей
Экскурсии в различные биоценозы: на луг, речку;
Целевые прогулки: в парк, сквер, улицу поселка;
Экскурсии на метеостанцию;
Организованная образовательная деятельность в уголках природы;
Организованная образовательная деятельность на метеоплощадке.
Методы работы
Систематические наблюдения в живой и неживой природе; Проверка в практической деятельности народных примет (зарисовка и рифмовка примет); Чтение природоведческой литературы; Моделирование; Экспериментирование; Труд в комнате природы и на метеоплощадке; Домашние задания.
Ожидаемые результаты
- Формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием языка природы,
- Внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире;
- Творческое развитие детей: расширение кругозора, формирование умений описывать природу, изображать её в разнообразных техниках.
Требования к размещению метеоплощадки
Метеорологические наблюдения на площадке проводятся для получения характеристики погоды в установленные сроки.
- Устройство метеоплощадки
Метеоплощадка располагается на открытом и типичном для окружающей местности участке. Удалена от крупных предприятий и водных объектов, которые могут оказывать непосредственное влияние на показания приборов, все предметы и устройства прочно закреплены.
- Схема метеоплощадки
Метеоплощадка имеет квадратную форму и с направлением сторон с севера на юг и с востока на запад. Весь периметр площадки просыпан песком.
- Уход за метеоплощадкой
Метеоплощадку следует содержать в чистоте и тщательно очищать от всякого мусора. На приборах и оборудовании не должно быть пыли, паутины, грязи.
В местах, где травяной покров сильно разрастается, на метеоплощадке следует скашивать или подстригать траву, не допускается ее разрастания выше 20 см.
В зимнее время нельзя разрушать естественного состояния снежного покрова на площадке.
С крыши и со стенок будки, а также с планки осадкомера снег необходимо удалять до наблюдений, во время предварительного обхода площадки.
- Основное оборудование
Наблюдение за ветром
Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными величинами: направлением и скоростью. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью, меняясь иногда в широких пределах в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление, откуда дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава.
Флюгер
Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части— флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.
Ветряной рукав
Позволяет определить силу ветра: Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.
Бесприборные наблюдения за ветром
Для оценки направления и скорости ветра при неисправности флюгера используются султанчики и вертушки. А также дети учатся использовать в исследовательской работе народные приметы, например, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.
Температура воздуха
Наблюдения за температурой воздуха состоят из измерений температуры воздуха по спиртовому термометру.
Термометр
Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль—граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 0°. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз— градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5°, а пять градусов холода так: - 5°.
Наблюдение за снежным покровом
Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам: Равномерный (без сугробов). Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. С проталинами. Лежит только местами.
Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется снегомерная рейка. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см. Окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.
Барометр
Барометр — отмечает перемены, происходящие в воздухе. Напоминает часы. Вернее будильник. Только вместо часовой и минутной стрелок и цифр от единицы и до двенадцати у него одна малоподвижная стрелка, которая обычно указывает на цифру «754». Вторая стрелка— контрольная. Ею мы отмечаем, куда передвинулась первая стрелка. Над цифрой «754» написано: «Переменно», слева от этого слова стоит «Дождь», а еще левее «Буря». Справа есть слова «Ясно» и «Сушь». Когда стрелка стоит на «Переменно», обычно не бывает плохой погоды. Внебе плывут облака, светит солнце, и только в редких случаях выпадает кратковременный дождь. Если от «Переменно» стрелка движется вправо, мы обычно не ждем плохой погоды. Зато когда стрелка упорно идет влево— запасайся плащом или зонтиком. Воздух насытился водяными парами, надо ждать осадков: летом — дождя, а зимой —снега. Конечно, барометр не предсказывает погоды — он отмечает перемены, происходящие в воздухе. А уж мы, глядя на него, знаем, какой погоды можно ждать.
Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводить наблюдение за погодой. Данные заносим в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.
В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.
В начале каждого месяца знакомим детей с народным календарем: названием месяца, народными приметами, проверяем достоверность примет. Такой подход позволяет приобщить детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитание уважения к предкам, обеспечение связи поколений. Для более легкого запоминания народные приметы пробуем рифмовать. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в речи.
Пример детских рифмовок: «Кошка нос прикрывает – мороз ожидает»; «Звезды ночью играют – о холоде предупреждают»; «Дрова в печке сильно
трещат – о морозе говорят»; «Облака против ветра плывут – ненастье несут».
Знания, полученные в процессе наблюдений, воспитатели применяют для развития творческих способностей детей: рисование природных явлений; сочинение рассказов, стихов, загадок о природе. Детское творчество оформляется в книжках – самоделках .
Организация экспериментальной деятельности строится в тесном сотрудничестве с родителями. Каждый год родителей детей старшего дошкольного возраста знакомить с опытом кружка «Метеослужба в ДОУ». Информацию родители получают из папок – передвижек: «Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома». Для родителей организуются дни открытых дверей: «Добро пожаловать на метеостанцию».
На консультациях советуем родителям, что прогулку в природу целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т.д. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто поглядит вокруг.
Модель образовательной системы
Родители получают задания на дом
Вашему ребенку шестой год, расскажите ему о некоторых явлениях неживой природы, к которым он проявляет интерес. Вместе с ребенком проделайте опыты на определение свойств воздуха. Воздух есть везде – вокруг нас в воде. Это можно увидеть, поместив перевернутый вверх дном стакан в воду. Вода не войдет полностью в стакан, ей помешает воздух. Воздух имеет вес. Если надуть целлофановый пакет и положить его на весы, стрелка весов отклонится, значит, воздух имеет вес. Как можно предугадать погоду? Вместе с детьми понаблюдайте за растениями и их изменениями, связанными с погодой. Если погода пасмурная, все цветы ветреницы закрыты. Перед дождем никнет к земле чистотел, гусиный лук, одуванчик. В ясную погоду цветы этих растений раскрыты.
Просим обратить внимание родителей и ребенка на то, что часто настроение человека зависит от состояния погоды, явлений природы. Обсудите с детьми следующие вопросы:
Когда на улице дождь, какое у тебя настроение? Как ты думаешь, какое настроение бывает весной? А если бы ты был композитором, то какую бы музыку о весне придумал – грустную или веселую?
Постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.
Мониторинг эффективности деятельности
С целью совершенствования воспитательно – образовательной работы по теме проекта педагог должен учитывать достигнутый уровень усвоения детьми знаний
о природе, умений и навыков, а также отношение к ней с помощью диагностических методик. Мониторинг состояния образовательного процесса способствует тому, что деятельность воспитателя становится более целенаправленной и результативной.
Выводы о качестве усвоения программы, понимание причин успехов и неудач являются для воспитателя основанием для планирования последующей работы как со всеми, так и с отдельными детьми.
Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс – диагностика. Преимущественно используется метод систематического включенного наблюдения. Он является незаменимым при определении первичного диагноза и дает возможность увидеть общую картину эмоционально – психологического настроя в группе детей, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения и участия каждого ребенка в общем деле.
Для выяснения отношения родителей к процессу экологического воспитания проводится анкетирование.
Стимулирует активную деятельность детей «Дерево добрых дел». Каждая веточка дерева принадлежит кому – то из детей. За малейшее проявление активности, за качественно выполненное поручение веточка радует своего обладателя новым распустившимся листочком.
Требования к организации наблюдений в природе:
Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, какое количество детей может одновременно участвовать в наблюдении, как их расположить, что бы все находились в одном ряду. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно получить сенсорную информацию о природе (ощутить характер поверхности, определить форму, температуру, тяжесть объекта, услышать звуки, исходящие от него, почувствовать запах). Воспитатель словесно обозначает все то, что видят дети, но слово должно идти вслед за восприятием – только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.
Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение – это психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей 3 – 10 минут, этим временем и ограничивается наблюдение.
Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец. Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Лучше использовать следующие приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю:
Призыв вместе смотреть что – то интересное; Ласковая интригующая интонация; Загадка – описание, загадка – действие о предмете наблюдения. Вторая часть – основная, она обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2 – 3 секунды. Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Основная часть должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Можно использовать логично подобранные действия и движения. Например, после двух секунд наблюдения предложить детям показать порывы ветра, как ветер наполняет ветряной рукав, шум слабого и сильного дождя и др. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, облегчают получение информации. В конце наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки о наблюдаемом объекте. Необходима специальная подготовка к наблюдению: осмотр места, проверка исправности оборудования. В некоторых случаях даются задания для самостоятельного наблюдения или домашние задания: понаблюдать со взрослыми (мамой, папой, бабушкой и др.).
Задачи
Продолжать знакомство детей с народными приметами, народным опытом, народной мудростью. Составлять к приметам рифмы для лучшего запоминания. Учиться проверять достоверность народных примет. Знания, приобретенные детьми в процессе прогнозирования погоды можно использовать как средство развития творческих способностей детей: – рифмование известных народных примет – изображение природных явлений в продуктивных видах деятельности.
Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются детьми, чаще используются ими в речи, тем более что они придуманы самими детьми.
Для большей эффективности можно использовать опорные таблицы.
Примеры рифмованных примет
Ласточки высоко летают - солнышко ожидают. Низко ласточки летают – о дожде предупреждают. Одуванчик раскрывается – солнышко ожидается. Облака высоко плывут – хорошую погоду несут. Гуси улетают – зимушку поджидают. Кошка нос прикрывает – мороз ожидает. Птицы на верхушках деревьев сидят – о морозе говорят. Дым столбом – мороз за окном. Звезды сверкают – о морозе предупреждают. Дым по земле – оттепель на дворе . Иней пушистый висит – о морозной погоде говорит. Синички к дому подлетают – зиму встречают.
Эти приметы содержат «краткосрочный прогноз». А можно ли детям предлагать приметы с «долгосрочным прогнозом»? Дело в том, что такие прогнозы нуждаются в многолетней проверке, что не всегда под силу и взрослому человеку. Но некоторые приметы доступны и старшим детям, например, «Много ягод на рябине — осень будет дождливой, мало — сухой», «Лист с березы и дуба упал не чисто, к морозной зиме». В этих приметах названы разные предвестники дождливой осени и морозной зимы. Проверка примет требует длительных наблюдений за рябиной, березой, дубом, а потом и выявления признаков дождливой осени и холодной зимы. На это потребуется много времени. А чтобы дети не забыли примету, зарисовываем ее условными обозначениями в таблице.
Эффективным приемом, способствующим проявлению творческих способностей детей, является отражение впечатлений от воспринятого в изобразительной деятельности.
Изображая воспринятое, дети уточняют представления об окружающей природе и, благодаря этому, активнее и глубже познают ее. Условие: дети должны так отобразить объект, чтобы его легко могли узнать окружающие. При этом важна не только техника исполнения, сколько умение увидеть и передать характерные для этого объекта признаки. Вначале дети изображают природные объекты. После проверки народных примет можно предложить их проиллюстрировать. Рисунки можно оформить в виде рукописной книги
Вывод:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только расширить кругозор дошкольников, и приобрести определенный багаж знаний, но и дадут толчок для развития личности ребенка в дальнейшем.
Список литературы
- Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М.: Айрис- пресс, 2008. -208 с.
- Пенькова Л. С. Под парусом лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. –М.:ЛИНКА- ПРЕСС, 2006.- 288с.
- Справочник СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ дошкольного учреждения. №5 май/2008 – 61 с.
- Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным образовательным учреждением.
Описание проекта
Проект включает в себя:
- Возведение метеоплощадки на территории ДОУ.
- Оборудование экологической тропы как элемента развивающей среды.
- Установка ростовых мультикаплиционных героев.
- Посадка мини- сада
- Метеоплощадка.
Специально оборудованная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении. Задания выполняются во время работы на площадке, в группах в уголке природы.
- Экологическая тропа.
Элемент развивающей среды, помогающий реализовать очень важную педагогическую идею- воспитание ребенка через общение с природой. Дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся витеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлених. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное- появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
3. Мини- сад
В ДОУ с наступлением летнего периода обязательно высаживается большое количество трав и цветов. Организация цветочного сада вокруг метеоплощадки позволит не только украсить территорию, но и привлечь детей к труду в природе, а также наблюдению за ростом растений, их связи с насекомыми , и наблюдению осадков и народных примет.
Приложение
Анкета для родителей
1.Что такое экология?
2.Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?
3.Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?
4.Вы часто гуляете с ребенком? Где?
5.Как ваш ребенок относится к объектам природы?
6.Какую погоду вы любите, почему?
7.Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?
8.Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?
9.Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?
10.Как ребенок выражает свои эмоции, если видит необычное в природе (радуга, гроза, роса…)?
11.Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с водой, снегом, льдом?
12.Как вы думаете, получает ли ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Ответы родителей помогают выявить увлечение взрослых и детей, отношение к объектам и явлениям неживой природы.
Приложение
Конспект занятия «Очень нужная профессия - метеоролог»
в старшей группе.
Цель: формирование представления о значении погоды в жизни человека, о
четырех частях света.
Задачи:
Познакомить детей с профессией метеоролога, с понятием «прогноз погоды»
Закрепить знания детей о приборах, которые помогают человеку определять погоду.
Закрепить природные явления.
Материал и оборудование: экран , компьютер, презентации:
«Что надеть», « О профессиях», «Метеорологическая станция».
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить, чем занимаются люди по профессии метеоролог? Как, по вашему, что они делают.
(Предположения детей)
Да, они определяют погоду на сегодня, прогнозируют погоду на неделю, месяц.
А что такое погода? А что такое прогноз погоды?
(Предположения детей)
А где можно услышать прогноз погоды?
(по телевизору, по радио, посмотреть в интернете)
А как называются люди, занимающие изучением погоды.
Да, это люди по профессии метеорологи. Метеорологи стараются узнать все особенности погоды: температуру воздуха и воды, силу и направления ветра, наличие осадков.
Послушайте стихотворение о людях этой профессии:
Если скоро снег пойдет, если будет гололед,
Обо все метеоролог точно знает наперед.
Нам прогноз погоды нужен каждый день в жару и стужу.
Выходя из дома надо знать: что ждать дождя иль града,
Не ударит ли мороз?
На любой такой вопрос даст ответ его прогноз.
Он по радио нам скажет: «Завтра целый день жара»
А для чего людям нужны знания о погоде?
(Предположения детей)
Да, все люди должны знать, какая на улице погода, для того , чтобы правильно одеться.
Я сейчас вам буду на экране показывать различные явления, а вы будете мне отвечать, что нужно обязательно надевать в такую погоду.
Дидактическая игра «Что надеть»
1 слайд – идет снег (теплая одежда, обязательно варежки, шарф, теплая обувь)
2 слайд - идет дождь
3 слайд – осень, сильный ветер обрывает листву
4 слайд – светит солнце, пляж, на речке люди купаются.
Молодцы, я уверена, вы не при какой погоде не заболеете, будете одеваться правильно.
А сейчас с вами мы отгадаем загадки про различные явления природы.
- Кто всю ночь по крышам бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает? (дождь)
2.Без рук рисует, без зубов кусает.
Не огонь, а жжется? (Мороз)
3.Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все …(Солнце)
4. Пришла девушка белянка,
Побелела вся полянка . (Вьюга)
5.Бежал по тропе луговой,
Кивали маки головой,
Бежал по речке голубой,
Речка сделалась рябой. (Ветер)
6.Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет. (Снег)
7.Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)
8.Не колючий, светло- синий,
По кустам развешен (Иней)
9.Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
10.Расскаленная стрела
Дуб свалила у села (Молния)
11. Седой дедушка у ворот всем глаза заволок . (Иней)
12.Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)
Да, наша природа очень богата на различные природные явления. Но метеорологи сообщают людям прогноз погоды не только для того, чтобы люди правильно одевались, выходя на улицу. Прогноз погоды необходим людям многих профессий. Как вы думаете, какие это профессии. Расскажите мне о них, и на экране появится слайд , о ком вы рассказали.
Показ слайдов Презентации о профессиях:
1 слайд – Работники сельского хозяйства, хлеборобы.
Да, хлеборобы обязательно должны знать, можно сажать или сеять семена в ,землю, потому что если будет очень холодная погода, семена не прорастут, а погибнут.
2- слайд –летчики.
Да. Летчикам необходимо знать погоду, если сильный ветер, сильная облачность, то полеты отменяются.
3 слайд- строители- монтажники, крановщики.
Если сильный ветер, высотные строительные работы запрещаются
4 слайд – водители
Если ожидается порывистый, ураганный ветер, то родители не выходят в рейс.
5 слайд путешественники ,геологи.
При неблагоприятной погоде (проливные дожди, ураганный ветер) люди не совершают туристические походы, не прокладывают туристические маршруты, а ждут хорошего прогноза погоды.
6 слайд – штурманы кораблей.
При приближении шторма корабли не выходят в море.
Вы видели людей разных профессий, для их успешной работы нужна хорошая погода.
А сейчас мы отдохнем, а потом узнаем, какие приборы помогают метеорологам делать прогноз погоды.
Подвижная игра «тучка и дети»
Ведущий – тучка надевает шапочку, детям нужно перебежать из одной части группы в другую по команде.
Воспитатель: Тучка по небу ходила, тучка детям говорила:
Тучка: Я дождем хочу пролиться, от меня вам не укрыться.
Дети : Нам не страшен дождь и гром. Мы сейчас домой пойдем!
После этих слов дети пытаются перебежать на другую сторону группы, кого тучка осалила – выходит из игры.
А теперь садитесь дети на стульчики, и я расскажу вам о работе метеоролога.
Все метеорологи работают на специальных станциях, где находится специальное оборудование, помогающее определять погоду.
Слайды из Презентации «Метеорологическая станция»
1 слайд - фотографии метеорологических станций..
2 слайд - изображен термометр для измерения температуры воздуха.
Вам знаком этот прибор? Что он определяет? Как им пользоваться Определите, какая сейчас температура в группе? А когда температура воздуха бывает ниже нуля?
(В холодное время года, осенью, зимой) А летом бывает? Да, но очень редко, про такую погоду говорят, что пришли заморозки, может возникнуть угроза урожаю.
3 слайд – флюгер
Этот прибор помогает определить направление ветра. Если дует северный ветер, то какая температура на улице? А если южный?
4 слайд – фотография анемометра.
А этот прибор помогает определить силу ветра, посмотрите на его шкалу, она круглая. Чтобы сказать ,какая сейчас сила ветра, метеорологи снимают показания с анемометра и выполняют сложные расчеты.
5 слайд – осадкометр.
Ребята, этот прибор измеряет количество осадков . А какие виды осадков вы знаете? (дождь, снег, град)
В любую погоду: в дождь, снег, сильную жару работают метеорологи. Они не могут оставить свой пост ни на минуту, ведь от их работы зависит жизнь и здоровье людей. Это очень нужная и ответственная работа – метеоролог!
Рефлексия:
А в заключении я хочу предложить вам игру «4 стихии» . Ведь с работой метеоролога связаны 4 стихии.
Если я скажу слово «Земля» - дети опускают руки,
Слово «Небо» - дети поднимают руки,
Слово «Вода» - руки вперед,
Слово «Огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
Молодцы, справились с заданием. А что вам больше всего понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....
Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....
Мастер - класс для педагогов "Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольников" в рамках реализации проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
С созданием метеостанции в детском саду появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и ...
Педагогический проект "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереоти...
Проект "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
Проект "Метеостанция"...