"Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС"
консультация (средняя группа) на тему
Использование лэпбуков в работе с детьми .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_kak_sredstvo_obucheniya_v_usloviyah.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС
«Не давите на ребенка,
а ставьте пред ним такие задачи,
которые он способен выполнить»
А. Ульянов, И. Винокур, М. Лайтман.
Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада встречи с людьми, чья профессия, как и моя - воспитатель. Нас часто сравнивают с волшебниками, которые открывают детям дверь в мир взрослых. И от того, что знаем и умеем мы, зависит чему мы научим своих воспитанников. Но чтобы научить детей надо постоянно идти в ногу со временем, искать новое, интересное, занимательное. И сегодня я хочу с вами поделиться тем, что я начала применять для этого в своей работе. Надеюсь, что вы тоже возьмете это себе на заметку.
Каждый из нас хочет видеть своего воспитанника физически и психически здоровым. Достижения детей определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность и Стандарт дошкольного образования не предъявляет жесткие требования к результатам освоения программы.
ФГОС ставит в центр внимания - индивидуальный подход к ребенку и игру.
Главная особенность организации образовательной деятельности в детском саду на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня каждый из нас применяет новые эффективные формы работы с детьми:
- ИКТ,
- проектная деятельность,
- игровые, проблемно –обучающие ситуации.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым»
Развитие ребенка осуществляется в игре.
Вы согласитесь со мной, что сегодня все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому чтобы повысить эффективность работы с детьми каждый воспитатель ищет новые формы организации образовательной деятельности. В таком поиске всегда нахожусь и я. Результатом моего поиска стала тематическая папка или «лэпбук».
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые их стали создавать американцы.
Лэпбук (lapbook) – в переводе с английского языка означает «книга на коленях», это интерактивная самодельная книга или папка, которая содержит внутри множество кармашков, книжек-раскладушек, картинок, конвертиков, окошек, дверок и других деталей, которые очень нравится детям. Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функцию.
Вы может, скажите, что это технология не новая и возможно ваши коллеги используют интерактивные папки (лэпбуки), в своей педагогической деятельности, но они недостаточно широко распространены в детских садах и заслуживают особенного пристального внимания, как технология дошкольного образования. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.
Значение лэпбука для педагогов:
Способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; оформлению результатов совместной проектной деятельности и может быть формой представления итогов проекта или тематической недели;
Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Это прекрасный и замечательный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Значение лэпбука для ребенка:
Способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
Способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора информации по изучаемой теме;
Способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.
Подводя итог выше сказанного можно выделить следующее преимущества обучения при использовании лепбука:
Лепбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
- информативен;
- способствует развитию речи, творчества, воображения, исследовательской деятельности;
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера;
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен, многофункциональный;
- доступен детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
- структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает педагогу:
– возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
Я хочу познакомить вас с опытом работы с лэпбуками в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. У нас в группе есть лэпбуки, с которыми мы уже работаем с детьми это:
Мой город
Который содержит разделы:
- "История моего города";
- "Тогда и сейчас";
- "Памятники";
- "Гимн моего региона";
- "Дата основания города";
- Герб и Флаг;
- "Мой город на карте";
- "Известные люди";
- "Стихотворения";
- "Музеи".
Азбука здоровья
Содержание этого лэпбука способствует формированию представления детей о здоровом образе жизни (спорте, правильном питании, гигиене).
Направлено на развитие логического и творческого мышления.
Содержит:
- строение тела человека;
- полезная и вредная еда (15 карточек с полезной пищей,
15 карточек с вредной пищей, пирамида правильного питания);
- игра "Спортивное лото";
- физминутки 4 карточки;
- стихотворение о здоровом обазе жизни;
- виды зимнего и летнего спорта (16 карточек);
- информация о гигиене (правильное мытьё рук);
- поделка "Улыбка" (шаблон и последовательность);
- информация "Как правильно чистить зубы";
- гимнастика для глаз;
- пословицы и поговорки;
- пазл 1 картинка;
- раскраски 6 карточек;
- вращающийся круг "Режим дня";
- загадки.
Русская народная тряпичная кукла
Содержание лэпбука направлено на воспитание любви и интереса к русским народным традициям, культуре; направлено на развитие творческого мышления, мелкой моторики рук; логического мышления, речи; расширение кругозора.
Содержит:
- "Какие бывают куклы?" (12 карточек с описанием);
- информация почему кукла безлика?;
- последовательность для самостоятельного изготовления куклы;
- сказка;
- стихотворения;
- раскраски;
- игра "Собери картинку";
- "Шкатулка мастерицы" (карман для хранения лоскутков, ниток и пр. для изготовления куклы);
- игра "Закончи пословицу" (пословицы поделены на половинки, нужно соединить по смыслу);
- правила, которые нужно соблюдать для изготовления куклы-оберега.
Русская народная культура и быт
Содержание лэпбука направлено на воспитание любви и интереса к русским народным традициям; на развитие воображения логического и творческого мышления, речи, памяти; расширение кругозора.
Содержит:
- женский и мужской национальный костюм (описание элементов);
- шаблоны рубах для творчества (раскраска, аппликация, проч.);
- сказка "Каша из топора";
- игра герои сказок и место действия (сочинить короткую сказку);
- частушки;
- пословицы и поговорки (составить из двух частей);
- обычаи и традиции русского народа;
- карточки с музыкальными инструментами (12 штук);
- книжка-малышка "Народное творчество" (виды творчества);
- домашняя утварь;
- русские народные блюда;
- игра "Убранство избы".
Нет милее дружка, чем родная матушка!
Содержание лэпбука направлено на воспитание любви и уважительного отношения к матери, к её труду;
на воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного;
направлено на развитие речи, памяти, логического и творческого мышления, расширение кругозора.
Содержит:
- стихотворения о маме;
- конверт пожеланий маме;
- 8 карточек "Как помочь маме";
- словесные игры: (опиши маму при помощи слов, придумай историю по картинке, кто твоя мама по профессии, пословицы и поговорки);
- игра "У всех есть мама" (животные взрослые и их детёныши);
- игра "Мамин гардером" (одежда по временам года, одежда для работы и отдыха);
- игра "Салон красоты" (множество причёсок);
- разложи от темного к светлому (лак и помада);
- украшения своими руками (из макаронных изделий);
- игра "Помоги маме накрыть на стол" (сервировка стола по схеме).
Русская народная роспись и игрушка
Лэпбук содержит информацию об основных видах народной росписи, дымковской игрушке и матрешке. В данный лэпбук входят игры на развитие памяти, логического и творческого мышления.
Содержит:
- основные виды росписи;
- игра "Собери картинку";
- мотивы росписи;
- стихотворение о жостовском подносе (виды подносов);
- шаблоны подносов для аппликаций;
- мотивы росписи дымковской игрушки;
- последовательность лепки дымковской игрушки;
- раскраски;
- виды матрёшек;
- игра "Собери матрёшку".
Масленица
Содержание лэпбука направлено на воспитание любви и интереса к русским народным традициям; направлено на развитие логического, творческого мышления, речи, памяти; расширение кругозора.
Содержит:
- масленичная неделя (стихотворение);
- тарелка с блинами (стихотворения), блин как символ Солнца;
- подбери начинку к блинам;
- поделка "Кукла масленица";
- загадки (подбери отгадку картинку);
- ребусы;
- сказка "Зима и Масленица";
- раскраски.
ПДД: тогда и сейчас
Ориентировано на старших дошколтников, младших школьников. Содержание лэпбука знакомит детей с историей возникновения ПДД, знаков и светофоров. Закрепляет имеющиеся знания ПДД.
Способствует развитию логического мышления.
Разделы лэпбука:
- светофоры для водителя и пешехода (как работают одновременно);
- "Когда появились первые правила?";
- "История дорожного знака";
- "Первые автомобили";
- "Как появился светофор";
- "А если пропадут правила и знаки?"
- что должен знать ребёнок в разных социальных ролях: пешеход, велосипедист, пассажир автомобиля, пассажир общественного транспорта;
- ребусы;
- "Раскажи в чём отличие знаков?"
- загадки;
- 2 викторины (пешеход, велосипедист);
- пазл.
И другие.
«Лэпбук» — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО»
В связи с внедрением ФГОС ДО, каждый педагог ищет новые подходы и идеи, которые помогут ему лучше и качественее организовать его педагогическую деятельность. Что такое ЛЭПбук и чем он интересен ...
Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС в саду.
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) нам воспитателям приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют н...
Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вашему вниманию предлагаю новое, интересное, незаменимое методическое пос...
"Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС"
quot;Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС"...
Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО
Лепбук как один из новых средств обучения, соответствующих новым требованиям и целям обучения....
Презентация "Лэпбук, как средство обучения в условиях ФГОС"
Согласно новым требованиям и целям и целям обучения, которые обозначены во ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффектив...