«Речевые дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста»
картотека на тему

Драпий Марина Александровна

научить соблюдать последовательность хода действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_r._svyaznoy_rechi.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевые  дидактические  игры

по  развитию речи

детей дошкольного возраста»

Связная речь.

Игра «Кто больше заметит небылиц?»

 Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

 Игровые правила: Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.

Игровое действие: Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).

Ход игры: Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры:

- Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.

После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы.  Дети, у  которых больше фишек называют те небылицы, которые  не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

Игра «Где начало рассказа?»

Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры: Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

Игра «Найди картинке место»

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

 Наборы серийных картинок для выкладывания

Игра «Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Ход игры: Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

Игра «Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры: Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

Игра для уточнения формы родительного падежа.

«Угадай, чьи это вещи»

Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а так же картинки изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа и др.) Сначала дети рассматривают картинки. Воспитатель называет один из предметов, а дети называют кому принадлежит этот предмет (Этот платок бабушки; Это халат мамы и т.д)

Игра для закрепления формы множественного числа.

«Один – много»

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать сущ. множественного числа от сущ.  единственного числа.

Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра т.д.

Воспитатель показывает картинку и называет: шар.

- А у тебя,- спрашивает воспитатель, - что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагает назвать все картинки.

Игра на образование сложных слов.

«Эхо»

-листья падают – листопад

-сам ходит - самоход

-снег падает - снегопад

-мед носит – медонос

-вода падает - водопад

-звезды падают - звездопад

-сено косит – сенокос и т.д.

 Игра для формирования умения употреблять уменьшительно- ласкательные и пренебрежительно- увеличительные суффиксы.

«Большой-маленький»

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов сущ. уменьшительно – ласкательное значения.

Оборудование: Карточки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением  красных кружков большого и маленького, предлагает детям назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг. Воспитатель предлагает детям назвать кружки без слов «большой» и «маленький», а потом индивидуально.

-Это? – показывает на маленький кружочек.

Ответ ребенка – «кружочек».

-А это? – показывает на большой.

Ответ ребенка «круг».

Игра «Кто, где живет?»

Цель: учить составлять рассказ по предложенному плану-схеме.

Ход игры: дети рассказывают о своем доме по графической схеме-плану:

Название улицы, какой он? (материал: кирпичный, деревянный, блочный,

Сколько этажей?

Сколько комнат?

Что видно из окон?

За что вы любите свой дом?

Грамматический строй речи.

Игра «Размытое письмо»

   Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

   Материал: Игрушечный мишка.

   Ход игры:

- Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал …  Я попал в яму, потому что …  Там было так глубоко, что… Пришли охотники и …  Теперь я живу в…  У нас есть площадка для …  На площадке для молодняка есть много … Мы играем с …  За ними ухаживают…  Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из…  Надеюсь попасть в …  Как здорово уметь… Жди следующего письма из …  До свидания. Топтыгин».

Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.

Игра «Живые слова»

 Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Ход игры: Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться)   

Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

Игра «Дополни предложение»

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное  предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

Игра «Придумай предложение»

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

- Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий.  Так по очереди по кругу  камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

Игра «Назови ласково»

Цель: Учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч.

Ход: Воспитатель  произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предлагает ребенку вернуть мяч и изменить слово так, что бы оно звучало ласково.

-Мяч — мячик,

-кукла — куколка,

-мишка — мишенька, мишутка,

-машина — машинка,

-собака — собачка,

-пирамида — пирамидка.

Игра «Подбери признак»

Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход: Воспитатель называет слово и задает вопросы (какой? какая? Какие? какое?), ребенок отвечает.

-Шапка (какая?) – синяя, теплая, зимняя…

-Варежки (какие?) – теплые, красные..

-Куртка (какая?) – зеленая, зимняя, теплая…и т.д

Игра «Назови ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.

-Огурец — огурчик — огурчики,

-помидор — помидорчик — помидорчики,

-картофель — картошечка — картошечки,

-баклажан — баклажанчик — баклажанчики,

-перец — перчик — перчики,

-тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки.

Игра «Назови, какой, какая?»

Цель: Учить образовывать относительные прилагательных.

-Сок из помидоров — томатный,

-огурцов — огуречный,

-моркови — морковный,

-капусты — капустный,

-свеклы — свекольный.

Игра «Где начало рассказа?»

Цель: Учить детей составлять рассказы с помощью сирийных картинок, соблюдая правильную временную и логическую последовательность.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяющие передать сюжет от начала до конца. По каждой картинке ребенок составляет предложение и соединяет предложения в связный рассказ. 

Игру можно проводить индивидуально с каждым ребенком, с подгруппой и со всей группой детей.

                             Игры на развитие звуковой культуры речи.

Игра «Угадай, что делать»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Игра «Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Игра «Узнай по голосу»

Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.

Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

Игра «Позови свою маму»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

Игра «Гуси»

Цель: уточнить и закрепить произношение звука а, готовить детей к составлению текста – описания.

Материал: картина «Гуси»

Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим, переваливаемся с ноги на ногу (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения). Гогочем: га-га-га.

В: Гуси-гуси!

Дети: Га-га-га

В: Есть хотите?

Дети: Да-да-да

В: Покажите, как гуси широко раскрывают клюв.

Дети: Га-га-га.

В: Есть хотите?

Дети: Да-да-да

Захлопали гуси крыльями, улетели.

(Игра повторяется 3-4 раза)

Игра «Поймай звук»

Цель: Учить детей называть звук в слове по его пространственной характеристики (первый, второй, перед и после определенного звука) 

Оборудование: мяч.

Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Ведущий произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счету звук тот должен назвать, например «мышка, второй звук». Ребенок ловит мяч и отвечает: «Ы» - и возвращает мяч ведущему, который задает следующее задание относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

Игра «Слоговая цепочка»

Цель: Учить детей выделять в словах первый и последние слоги.

Оборудование: карточки.

Ход игры: Карточки для игры раздаются играющим поровну, их надо положить перед каждым игроком сверху вниз. Начинается игра с карточки, на которой левая половина пустая. Играющий выставляет эту карточку, называет слово – название картинки и выделяет последний слог. Дети ищут на своих карточках слева такую картинку, у которой первый слог совпадает с данным слогом, и выкладывают ее рядом с первой. Затем анализируется правая картинка второй карточки, в ней выделяется последний слог. Таким образом, в названиях левых картинок выделяется первый слог, а на названиях правых картинок последний слог. Игра должна завершиться когда будут выложены все картинки, последняя карточка с пустой правой половиной.

Игра «Поезд»

Цель: Отработка навыков выделения первого и последнего слога в слове.

Ход игры: Детям предлагают составить поезд из вагончиков-карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так и карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия. Первая карточка-электровоз, у нее левая половина пустая. В последнем вагончике правая половина пустая. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в название первый звук такой же, как был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых последний звук. Это надо  учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.

Игра «Назови картинку и найди первый звук».

Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребенком.

Оборудование: карты по 4 картинки.

Ход игры: Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят в слух название своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, воспитатель разрешает закрыть ее фишкой.

Дидактическая игра «Найди звуки» со звуком («Ж», «Ш», «Щ», «Ч», Ц»)

Цель: Научить детей распознавать звуки.

Оборудование: Предметные картинки с иллюстрациями со звуком «Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»

Ход игры: Воспитатель  рассказывает. Что звуки заблудились и предлагает им помочь - отыскать слова на заданный звук. Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. За правильно названное слово с заданным звуком дети получают фишку. Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук. 

                             Игры на развитие словарь дошкольников.

Игра «Переезжаем на новую квартиру»

Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

Игровой материал:

Предметные картинки (парные): чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная лампа.

Коробочки для складывания картинок.

Ход игры: играют 6 детей. Воспитатель вручает каждому ребёнку 2-3 пары картинок, например: чашка-стакан, платок-косынка, ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Передавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».

Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребёнок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него.

К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки.

Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребёнку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным – называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым.

Игра «Вершки-корешки»

Цель: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».

Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

Игра «Фрукты – овощи»

Цель игры: дифференциация сходных понятий.

Ход игры. В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие -  овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок  верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

Игра «Фрукты-ягоды» проводится так же, только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются другие картинки-символы: кустик для ягод и дерево для фруктов.

Игра «Новоселье»

Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».

Ход игры. Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.

Игра Лото «В мире растений»

Цель игры: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.

Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.

Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов - названий растений.

Игра «Летает, а не птица»

 Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».

Ход игры. Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.

         ***                                                                   ***

В тёмной темнице                          Красные лапки

Красны девицы.                             Щиплют за пятки

Без нитки, без спицы                                        (Гусь)

Вяжут вязеницы.

            (Пчёлы в улье)

         ***                                                        ***

Явился в жёлтой шубке                    Чёрный, проворный,

Прощайте, две скорлупки.                Кричит «крак»,

                        (Цыплёнок)                     Червякам враг.

                                                                                (Грач)

         ***                                                       ***

Летела птица,                                    Не зверь, не птица,

Не перната, не крылата,                    А нос, как спица.

Носик долгий,                                                     (Комар)

Голос тонкий.                                                 ***

Кто её убьёт,                                    Спал цветок и вдруг проснулся:

Человечью кровь                             Больше спать не захотел.

Прольёт.                                           Шевельнулся, встрепенулся,

                          (Комар)                  Взвился вверх и улетел.

                                                                                               (Бабочка)

         ***                                                            ***

Много мастеров                                Верещанья, белобока.                                

Срубили избу без углов.                  А зовут её …. (сорока).

                         (Муравьи)                                

         ***                                                   ***

Маленький мальчишка                     Жу-жу, жу-жу,

В сером ярмячишке                          Я на ветке сижу,

По дворам шныряет,                         Букву Ж все твержу,

Крохи собирает,                                Зная твердо букву эту,

В поле ночует,                                   Я жужжу весной и летом.

Коноплю ворует.                                                                 (Жук)

                         (Воробей)

         ***                                                                         ***

На полянке возле ёлок,                                     На шесте дворец,

Дом построен из иголок.                                  Во дворце певец,

За травой не виден он,                                      А зовут его… (скворец).

А жильцов в нём миллион.  (Муравейник.)

Д/и «Кто как голос подает?»

Цель: обогащать глагольный словарь по теме.

Оборудование: карточки с изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок.

Ход игры: Воспитатель: «Ребята, к нам из леса пришел в гости мишка. Ему в лесу сорока сказала, что наши детки не знают, какими голосами птицы разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с птицами. Мишутка к каждому из вас подойдет, и вы каждый скажете ему, как разговаривает его птица.

Слова для обогащения словаря:

o воробей – чирикает

o ворона – каркает

o голубь – воркует

o синица – свистит

o утка – крякает

o соловей – поет

o кукушка – кукует

o петух – кукарекает.

Д/и «Овощи»

Цель: обогащать словарь детей существительными множественного числа по теме «Овощи».

Ход игры: найти картинку по названию (один овощ, подобрать пару к этой картинке пару с большим количеством (много) изображения этих овощей, назвать изображения.

Оборудование: кукла Маша.

Ход игры: Воспитатель показывает куклу Машу, говорит: «Маше подарили игру «Один овощ – много овощей», ей надо найти картинки с одинаковым изображением овощей. Например: одни лук – много лука».

Слова для обогащения словаря:

Лук – много лука;

Картошка – много картошки;

Свекла – много свеклы;

Капуста – много капусты;

Тыква – много тыквы;

Кабачок – кабачки – много кабачков;

Морковка – морковки – много морковок.

Игра «Чего не стало?»

Цель: расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.

Оборудование: набор предметных картинок по теме.

Ход игры: Низкий уровень сложности - взрослый выкладывает на наборном полотне 3—4 картинки, называя изображенные на них предметы (например: автобус, троллейбус, корабль, самолет). Затем просит детей назвать первую (вторую, последнюю) картинку. Командует: «Раз, два, три, не смотри» и переворачивает одну из них: «Раз, два, три, смотри». Дети называют, какой картинки не стало.

Средний уровень сложности - взрослый демонстрирует и называет 5—6 картинок. После исчезновения картинки дети вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

Высокий уровень сложности - количество картинок увеличивается до 7—8. В задании используются наряду с распространенными словами по теме менее употребляемые слова. Дети сами называют картинки, предъявляемые взрослым. После исчезновения одного изображения вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

Игра «Кто чем занимается?»

Цель: расширение словаря названиями профессий.

Оборудование: картинки, на которых изображены люди разных профессий.

Ход игры:  

Взрослый читает стихотворение:

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Строитель – строит;

а далее взрослый называет профессию, а ребёнок с опорой на картинку должен назвать, что делает человек определённой профессии:  повар – варит; повар – варит (готовит), учитель – учит и т.д.

Игра «Найди себе пару»

Цель: Учить детей из имен существительных единственного числа образовывать форму множественного числа. Активизировать словарь по данной теме.

Оборудование: картинки с изображением детей.

Ход игры: Первая команда получает картинки с изображением одного животного, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: «У меня лиса». Ребенок из другой команды – «У меня лисы». Эти дети стоят рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...