Методики обследования мышления
картотека на тему
Методика описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгарт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_obsledovaniya_myshleniya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методики обследования мышления
(старшие группы)
Почтовый ящик.
Методика описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгарт (1972).
Цель: исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.
Материал: коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей).
Инструкция: жестовая или вербальная.
Ход выполнения задания: ребенку предъявляются объемные вставки так, чтобы их основание оказалось вверху. Исследователь берет одну из фигур, бросает ее в ящик и жестом предлагает ребенку продолжить работу.
Виды помощи: - демонстрация способа примеривания вставки к прорези;
- подача вставки ребенку в ракурсе, не требующем пространственной переориентации;
- разъяснение порядка действий ребенку (сначала посмотри на фигурку, потом посмотри на отверстие, примеряя фигуру к отверстию, попробуй ее повернуть, примерь к другому отверстию).
Диапазон применения: с 3-х до 7-ми лет.
Норма выполнения: до 3-х лет 6-ти мес. адекватным считается использование силовых приемов; у детей старше 3-х лет 6-ти мес., как правило, появляются целенаправленные пробы, дети старше 4-х лет переходят к примериванию, а после 5-ти лет - к зрительному соотнесению, однако, по мнению А.А.Венгер, Г.Л.Выготской и Э.И.Леонгардт, сохранение проб у детей 4-х лет и примеривание у детей 5-ти лет является допустимым. Дети старше 6-ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением, а после 7-ми лет действовать на основе представлений.
Доска Сегена.
Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления, уровня сформированности действий идентификации и моделирования.
Материал: доски с углублениями-пазами, в которые вложены фигурки цельные или разрезанные на части, точно соответствующие пазам.
Инструкция: в действиях или словесная ("Посмотри, у меня доска с фигурками. Я их высыплю, а ты положи обратно").
Ход выполнения задания: ребенку показывается доска с вкладками, затем у него на глазах доска опрокидывается так, что вкладки падают на стол. Ребенку предлагается заполнить выемки.
Виды помощи: вкладывание 1-2 вставок экспериментатором
Разрезные картинки.
Цель: исследование наглядно-действенного и образного мышления, возможности перцептивного моделирования, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации то есть исследование возможностей синтеза на предметном уровне.
Материал: фигуры, разрезанные по фону (картинки).
Инструкция: жестовая и словесная ("Сложи эти части, посмотри, что у тебя получится, какая картинка").
Ход выполнения задания: ребенку последовательно предлагаются для складывания части разрезанных по фону или контуру фигур. Части выкладываются перед ребенком в таком порядке, чтобы их нужно было не просто сдвинуть, а предварительно придать им нужное положение. Во всех случаях фигуры, которые должен сложить ребенок, не называются.
Виды помощи: - демонстрация конечного результата с целью актуализации зрительного образа;
- применение трафарета, позволяющего зафиксировать процесс складывания фигур;
- предъявление частей разрезных фигур в ракурсе, не требующем их переориентации в пространстве.
Диапазон применения: по возрастающей сложности для детей, начиная с 3-х лет. Детям 3-х-5-ти лет даются разрезные картинки сначала из 2-х частей, затем из З-х, а затем из 5-ти частей.
Норма выполнения : большинство детей старше 4-х лет действуют соотнесением взором. Нормой при складывании картинки из 5-ти частей (дается детям с 5-ти лет, справившимся с предыдущими заданиями) считается использование проб.
Кубики Кооса.
Цель: Исследование наглядно-образных форм мышления, выявление уровня сформированности перцептивного моделирования.
Материал: 1) набор кубиков, стороны которых окрашены: 1 - красная, 1 - синяя, 1 - красно-белая (по диагонали), 1 - желтая, 1 - белы, 1 - сине-желтая (по диагонали); 2) набор чертежей; 3) прозрачная накладка (сетка) на чертежи, которая расчленяет целостный чертеж на части, соответствующие количеству кубиков.
Инструкция: "Посмотри, на карточке нарисован узор. Его можно сложить из кубиков. Попробуй".
Ход выполнения задания: ребенку показывают по одному чертежу с последовательно возрастающей сложностью и набор кубиков и предлагают сложить заданный узор.
Виды помощи: - применение трафаретов и накладок, позволяющих зафиксировать количество и характер
- деталей изображения;
- обведение контура и частей фигуры указкой, что позволяет наметить детали изображения;
- разделение чертежа на части и анализ каждой из них отдельно;
использование действий наложения деталей на
а) о6разец или
б) трафарет с последующим вкладыванием фигур без опоры на образец (выкладка рядом с изображением);
- анализ направлений углов фигур с помощью графических схем;
- рисование фигур, предложенных для конструирования;
- выкладка экспериментатором 1-2-х частей изображения с последующим продолжением работы испытуемым.
Диапазон применения: от 5-ти лет и выше.
Норма выполнения: дети 5-летнего возраста выполняют задание с 4-мя кубиками с помощью зрительного соотнесения, но допустимо и примеривание. С 6-ти лет дети выполняют те же задания при зрительном соотнесении, а с 7-ми лет - действуют на основе представлений.
Классификация невербальная.
Цель: исследование уровня сформированности операций обобщения и классификации; выявление возможности объединения наглядно представленных объектов на основе выделения одного ведущего признака.
Материал: набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур (по 6 штук кругов, квадратов, треугольников, ромбов) 3-х цветов (красный, желтый, синий), 2-х величин (большие, маленькие).
Инструкция: речевая инструкция сопровождает конкретные действия экспериментатора и является вспомогательной ("Продолжай раскладывать карточки, подходящие с подходящими").
Ход выполнения задания: экспериментатор выкладывает перед испытуемым два ряда карточек по две фигуры одного цвета и просит ребенка продолжить классификацию (должно получиться 3 ряда фигур, различающихся по цвету).
Виды помощи: - выкладывание начальной карточки третьего ряда;
- объяснение принципа раскладки: ("Они одинакового цвета: красные, синие, желтые);
- дополнение карточек каждого из трех рядов экспериментатором.
Диапазон применения: для детей, начиная с 5-ти лет.
Норма выполнения: при выполнении задания по образцу детям 5-ти лет требуется 1-2 урока. Нормой является словесное обозначение признаков классификации.
Классафикация невербальная по двум признакам. Соотнесение цвета и формы.
Методика является модификацией лото В.М.Когана.
Цель: выявление возможности классификации на основе вычленения наглядно представленных признаков, заданных и выделенных материалом.
Материал: 1) таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены неокрашенные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция), а в горизонтальном - бесформенные цветовые мазки 7 цветов радуги; 2) набор геометрических фигур всех перечисленных форм и цветов, соответствующих по размеру образцам фигур вертикального ряда.
Инструкция: задается одновременно с раскладкой первых трех фигур экспериментатором: "Найти место для каждой фигурки так, чтобы у каждой фигурки был свой цветной домик".
Ход выполнения задания: экспериментатор раскладывает первые три карточки и предлагает ребенку продолжить работу.
Виды помощи: - объяснение принципа классификации путем указания на ее признаки (посмотри: здесь на рисована фигурка, у нее много домиков, (показ), и каждый - нового цвета);
- объяснение принципа поиска (в действиях):
- наложение фишки на образец формы;
- поиск цвета;
- совмещение движения фишки от формы к цвету.
Диапозон применения: от 5-ти лет и старше.
Норма выполнения: дети 5-ти лет выполняют задание в полном объеме с использованием проб и при зрительном соотнесении при уменьшении поля восприятия до 4-х форм и 5-ти цветов. Дети до 6-ти лет и старше выполняют задание в полном объеме на основе зрительного соотнесения. Дети 7-летнего возраста справляются с заданием, действуя в идеальном плане.
Классафикация невербальная по 2-м признакам.
Соотнесение формы и величины
(модификация задания, предложенного А.А.Венгер).
Цель: выявление возможности классификации на основе вычленения наглядно представленных признаков, заданных выделенных материалом.
Материал: таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены неокрашенные геометрические формы, а в верхнем ряду - постепенно уменьшающиеся по величине круги (5 кругов с диаметром от 9 до 5 см); 2) набор геометрических фигур, каждая из которых представлена в 5-ти последовательно изменяющихся величинах в соответствии с образцами.
Инструкция: вербальная, сопровождает конкретные действия экспериментатора.
Ход выполнения задания: экспериментатор раскладывает первые три карточки и предлагает ребенку продолжить работу.
Виды помощи: - объяснение принципа классификации путем указания на ее признаки;
- объяснение принципа поиска: наложение фишки на образец и сравнение с каждым порядковым элементом ряда;
- объяснение в действиях принципа совмещения двух признаков.
Диапазон применения: от 5-ти лет и старше.
Норма выполнения: дети 5-ти лет выполняют задание с использованием проб, выражающихся в примеривание с помощью наложения. Количество проб уменьшается по мере заполнения рядов.
Сравнение и различение понятий.
Цель: выяснение возможности выделения существенных признаков сходства и различия понятий и категориальных суждений.
Материал: пары слов.
Инструкция: "Я назову тебе 2 предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются".
Ход выполнения задания: детям предлагается по одной паре слов, для которых последовательно необходимо выделить сходство и различие.
Диапазон применения: детям с 5-ти лет.
Норма выполнения: дети пятилетнего возраста при сравнении понятий используют функциональные признаки. Начиная с 6-ти лет возможно применение отвлеченных категорий.
Классификация предметов.
Методика является одной из основных в психологическом обследовании (Л.С.Выготский, 1934; Гольдштейн и Ширер, 1941; Б.В.Зейгарник, 1970 и др.).
Цель: исследование процессов обобщения и абстрагирования, развитие понятийной структуры мышления. На материале эксперимента можно также изучить возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей логической памяти, объема и устойчивости внимания, личностных реакций. Наличие качественных нарушений мышления: разноплановость суждений
Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, растения, посуда, мебель, инструменты, транспорт и т.д.).
Инструкция: разложите эти карточки на столе -- что к чему подходит (название групп и их количество не указывается).
Ход выполнения задания: 1 этап - "глухой" предлагается раскладывать карточки группировать их как получится. После того, как выложено 16-20 карточек, начинается II этап работы. Сначала оценивается, что было сделано ребенком. Отмечаются правильно отобранные группы ("Правильно, ты положил вместе игрушки, так и надо все объединять: посуду с посудой, одежду с одеждой" и т.д. ). Затем оцениваются и корректируются ошибочные решения. На протяжении II этапа ребенку задаются вопросы по поводу места раскладки карточек и оценивается работа. Важно выяснить название каждой из выделенных групп и определить принцип обобщения. Для этого необходимы словесные объяснения ребенка. III этап - предлагается соединить выделенные группы между собой так, чтобы предметам укрупненной группы можно было дать общее название с одним (!) общим существенным признаком.
Диапазон применения: от 5-ти до 7-ми лет — I, II этапы; с 7-ми лет — III этап работы.
Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, определяя принцип обобщения на функциональном уровне. Начиная с 6-ти лет нормой является использование отвлеченных категорий.
Исключение предметов.
Цель: исследование категориального мышления; выявление уровня обобщения.
Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории. Карточки составляются по следующему принципу:
- каждый раз изменяется позиция "лишней картинки";
- используются "провокации": по цвету, форме, величине, стилю изображения.
Инструкция: "На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные 3 предмета".
Ход выполнения задания: ребенку последовательно предъявляются карточки, на которых он показывает "лишний" предмет, а затем обосновывает принцип выделения.
Диапазон применения: детям от 5-ти лет и выше в порядке возрастающей сложности. Норма выполнения:
дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя "лишний" предмет способом противопоставления (например: это обувь, а это — не обувь). Дети с 6-ти лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлеченные категории, частота употребления которых возрастает к 7-ми годам.
Пирамидка
Виды помощи: - подача колец с целью стимуляции деятельности;
-демонстрация способа примеривания колец друг к другу с целью складывания пирамидки с учетом величины.
Нормы выполнения: дети 2-3-х лет могут складывать пирамидку без учета величины. Неадекватным для них будет складывание пирамидки с попыткой надеть кольцо на закрытый колпачок. Дети старше 4-х лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины, но могут прибегать к пробам и примериванию, дети старше 5-лет должны пользоваться зрительным соотнесением.
Методика Россолимо
Цель: - исследуется понимание смысла ситуации, наличие элементарных представлений, возможность использования прошлого опыта. (Рекомендована для обследования детей с речевыми нарушениями.)
Методика ребенка просят назвать или показать предмет, которого недостает.
Помощь показать картинку с предметами среди которых и недостающий.
Анализ выполнения:
- дети с олигофренией в степени дебильности с заданием справляются; некоторым требуется организующая помощь или наводящие вопросы;
- дети с ЗПР легко понимают инструкцию и без затруднений выполняют задание.
" Четвертый лишний"
Цель: - уровень обобщения, логическая обоснованность и четкость формулировки, возможность формирования и использования обобщенных представлений. Последовательность усложнения задания дает возможность
анализировать обобщения разного уровня.
1 вар. - 3 цветка и кошка.
2 вар. - посуда и стол.
3 вар. - механические транспортные средства и лошадь.
4 вар. - сумка, рюкзак, чемодан и зонт.
5 вар. - курица, цыпленок, яйцо и утка (2 варианта).
6 вар. - швейная машина. нитки, иголка и очки.
7 вар. - кошка, собака, коза и волк.
Инструкция: "На этой карточке нарисованы 4 предмета, три из них имеют что-то общее, а один не подходит. Какой предмет лишний?"
Выделение сходства и различий.
Цель: - выявляется способность выделять существенные признаки предмета, находить общее и различное в предметах и понятиях.
Рекомендуется предъявлять детям, у которых широкий объем понятий.
Пары для сравнения: мяч - арбуз;
волк - собака;
береза - ромашка;
зима - лето;
вода - лед;
день - ночь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности методик обследования функции словообразования у детей с сохранным интеллектуальным развитием и умственно отсталых школьников
Основные этапы становления словообразования у детей логопедических групп в сравнении с развитием особенностей словообразования у детей с умственной отсталостью....
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ.
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯСФОРМИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ....
Методика обследования уровня развития основных движений
Данный материал поможет инструктору по физической культуре, воспитателям провести обследование уровня развития основных движений детей 3 - 7 лет на основе качественных и количественных показателей....
Методика обследования речи детей с ЗПР (подготовительная группа)
Разработанная мною речевая карта включает в себя задания, позволяющие обследовать речь полностью. Она удобна для работы....
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ НАГЛЯДНО - ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
Методики изучения наглядно-действенного мышления При недостаточном уровне развития наглядно-действенного мышления впоследствии ребенок может столкнуться с трудностями при обучении в школе, г...
«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).
Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...