«Преемственность в формировании представлений и понятий о пространстве и времени»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Васильева Светлана Сергеевна

Формирование представлении о времени и пространстве у детей дошкольного   возраста.

        

Актуальность темы формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность   умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

Факультет переподготовки и повышения квалификации

Истринский профессиональный колледж – филиал ГГТУ

Тема работы

Контрольная работа «Преемственность в формировании представлений и понятий о пространстве и времени»

Выполнила слушатель курсов по программе  «Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Васильева Светлана Сергеевна

Проверил: преподаватель

Филатова Ирина Ивановна

Оценка:

Истра, 2018

Формирование представлении о времени и пространстве у детей дошкольного   возраста.

        

Актуальность темы формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность   умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.

        Цель: теоретически обосновать и экспериментально апробировать систему приемов, способствующих эффективному формированию временных представлений у детей дошкольного возраста.

        Задачи: предоставление педагогам педагогической информации по данной теме.

        Современный ритм развития общества требует от человека сосредоточенности и деловитости, способности организовывать свою деятельность в пространстве с учетом временных рамок. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

        Дети, как и взрослые, способны к тонкой дифференциации временных интервалов, считали физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Осознание временной последовательности явлений накапливается в опыте, постепенно вырабатывая у ребенка интуицию времени.

        Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и комплексно-тематического принципа. Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении идет непрерывно, в течение всего дня, а не только в периодах непосредственной образовательной деятельности. Во всех режимных моментах (кроме времени, отведенного на сон) решаются задачи всех образовательных областей. При планировании учитываются возраст детей и их индивидуальные психические особенности, время года и т.д. Структура планирования включает в себя совместную деятельность взрослого и детей, в которую входит образовательная деятельность, осуществляемая как в ходе режимных моментов, так и при организации разных видов детской деятельности, и самостоятельную деятельность детей.

        Все, что происходит в жизни, совершается во времена и пространстве. В дошкольном детстве формируются первые представления о времени и пространстве. Детям необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи),' чувствовать  его длительность (регулируя и планируя деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени и уметь ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко.

        Пространственное и временное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственные и временные представления развивают у детей во время режимных процессов (утренней гимнастике, умывании, одевании, приёме пищи), в играх, на прогулке и в повседневной жизни.

        Во время режимных процессов педагог непринуждённо разговаривает с детьми, называя части тела и лица вымой нос, уши, подбородок, потри лоб, надень на голову платок), основные группы направлений {вперед — назад, вверх — вниз, направо- налево), уточняет представление детей о частях суток, днях недели, месяцах. Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представления о времени и пространства. Разговор может быть построен примерно так: сначала воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду и т. д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер и ночь -- это части суток. Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем завтра?». Значение слов быстро - медленно раскрывают на конкретных примерах.

        Особой формой общественной жизни дошкольников является игра. Организуя игры на занятиях и вне занятиях педагог закрепляет, углубляет и расширяет пространственно-временное представление у детей дошкольного возраста. Игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. Игры несут основную учебную нагрузку и ставят определенные задачи:

  • формировать умение определять положение предмета относительно себя и предмета; ориентироваться на листе бумаги-
  • развивать представления о временных последовательностях, о прошедшем, настоящем и будущем времени;
  • обогащать словарь точными словесными обозначениями.

        Для реализации поставленных задач создается, развивающая среда в группе, которая обеспечить систематичность и последовательность развития у детей умения ориентироваться во времени и пространстве.

        С помощью игр можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, и те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. В старшей группе больше используются приемы мозгового штурма.

А индивидуальная работа, интеллектуальное сотрудничество, совместный поиск решения, положительная оценка способствуют их познавательной активности..

        Детей учат ориентироваться на себе, в окружающей действительности, в двух- и трехмерном пространстве, уметь ориентироваться на листе бумаги, разлинованном в клеточку и т.д. Усвоение пространственных ориентировок детьми дошкольного возраста формируется медленно и постепенно, и происходит на протяжении всею возрастного периода.

        Создание ситуаций для соотношения временных ощущений с объективным течением времени, для необходимости знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.), для развития речи, мышления, осознания своей собственной жизни.

        Дидактические игры:

«Сначала, потом», «Найди меня», «Солнечный зайчик», «Какое слово подходит?» (Времена-года: утро -день, вечер, осень. Времена суток: зима, лета, осень, ночь); «Что, где?» (Упражнения по правильному обозначению положения предметов по отношению к себе, развитие ориентировки в пространстве); «Когда это бывает?» Например, для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели - понедельник и т.д. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшему можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

        Сюжетно-ролевые: «Семья»  (дети готовят завтрак, обедают, идут в магазин). «Магазин»

        Подвижные игры: «Найди предмет», «Прятки», «Сбей кеглю», «Пустое место» "Найди игрушку»

        В старшей группе детей можно учить читать простой план, что способствует развитию пространственной ориентации. Так игры «Найди спрятанную игрушку», «Путешествие по комнате» могут проводиться как в помещении группы, так и на прогулке. Воспитатель предварительно рисует план, на котором изображает несколько находящихся в комнате предметов такими, как они видны сверху. Например, столы - прямоугольники. Для того, чтобы их изобразить, нужно измерить длину и ширину столов и уменьшить их в определенное число раз (например, в 10 раз). Таким образом, находящийся в группе большой стол воспитателя и маленькие столы детей на плане будут даны в масштабе 1:10. Не следует перегружать план большим количеством изображений (не более 7-10). Располагать изображения предметов на плане нужно в соответствии с их реальным расположением в помещении, передавая расстояния между ними в том же масштабе. Кроме того, на плане стрелками рисуется путь к месту, где спрятала игрушка. Место обозначается каким-нибудь знаком (кружком, крестиком, флажком). Воспитатель распечатывает конверт и показывает детям план, по которому можно найти спрятанную игрушку. Анализирует вместе с детьми все обозначения и путь, по которому следует двигаться, чтобы подойти к указанному месту. Выполняя задания, дети должны давать словесный отчет о том, куда они пойдут: сначала прямо (к окну, шкафу), потом налево (к двери) и т.д. Если ребенок не уверен, не нужно требовать от него выполнения задания в словесной форме. На начальном этапе достаточно удовлетвориться практическим выполнением задания. Постепенно дети начнут заранее называть изменения направления движения.

        Игровые упражнения: например, «Продолжай» (с мячом), «На почту мы ходили» (когда вчера, сегодня, завтра).

        Зрительные диктанты: «Запомни и зарисуй» и т.д

        Графические задания: (поставь точку в середине клеточки, отступи вправо на две клеточки; обведи все стороны клеточки и т.д.).

        Детям очень нравится решать задачи. Например, такие: «Папа был в командировке. Он позвонил и сказал, что завтра возвращается домой. Поезд прибывает утром, но днем еще надо заехать на работу. Ночью городской транспорт не ходит. Когда папа приедет домой?» (вечером).

        Большую работу в этом направлении проводила с родителями через беседы, консультации такие как: «Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста», «Как развивать пространственные отношения у дошкольников», «Давайте поиграем». Родители знакомятся с материалами в родительском уголке.

        Обогащая знания и речь детей, они становятся более самостоятельными, умеют ' мыслить, рассуждать, быть внимательными при выполнении заданий. Полученные знания и впечатления они отражают в рисунках и игровой деятельности.

Игры и упражнения на формирование пространственных представлений.

1. Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

        Игра «Что справа». Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек»

        Игра «На плоту». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д. (Рис. 1)

        Игра «Колокольчик». Все дети сидят на ковре, один из них - водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, — откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.

        Игра «Угадай, где что находится?». Игрушка или картинка располагаются в определённой последовательности. Дети определяют, что находится перед ними, позади них, справа, слева, вверху, внизу.

        Игра «Куда спряталась мышка?». Воспитатель начинает игру с загадки:Под полом таится,Кошки боится.Кто это? (Мышка).

«К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Ставит её под стол, на шкаф... Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя её, ребята говорят, где она находилась, используя слова: «наверху», «внизу», «на».

В роли ведущего может быть как воспитатель, так и ребёнок.

        Игра «Отгадай, кто, где стоит?». Перед детьми — несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой, или справа от лисы перед куклой и т. д.

2.Игры на формирование умений ориентироваться в движении.

        Игра «Куда пойдешь и что найдёшь?». Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё I шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем - это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.

        Игра «Найди магнит». Перед детьми на магнитной доске разнообразные магнит. Каждый из них загадывает, - какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) .глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.

        Игра «Новая походка». Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся,, что мы сейчас походим не как все люди, а по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.

        Игра «Угадай, кого загадали?».  Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педагог загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем педагог предлагает поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можно ввести дополнительные различения: справа и слева.

3.Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).

        Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:

  • что изображено справа от него,
  • что нарисовано под ним,
  • что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Ход игры: Дети выполняют движения по заданию воспитателя. Воспитатель:; «В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подними, И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется, И ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, Да на живот — не запутаться б мне».

        Игра «Непослушный мяч».

Цель: закрепление ориентирования ребёнка в правой и левой сторонах собственного тела, закрепление употребления предлогов.

Ход игры: Ребёнок выполняет движения, дрессирует мяч, по команде взрослого.

Возьми мяч в левую руку, коснись мячом правого плеча, подними мяч над головой, спрячь мяч за спину, постучи мячом по правой коленке, переложи в правую руку и т.д.

        Игра «Стучу, где хочу».

Цель: закрепление ориентирования ребёнка в правой и левой сторонах собственного тела, закрепление употребления предлогов. Игра проводится перед низким стулом.

Ход игры: Ребёнок выполняет инструкции взрослого: стукни мячом по стулу, справа от стула, слева от стула, перед стулом, прокати мяч под стулом...

        Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти».

Цель: упражнять в ориентировке в правую и левую стороны, при  передвижении предмета в указанном направлении, развивать ручную моторику.

Оборудование: маленькие мячи или шарики.

Ход игры: Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому ребёнку. Воспитатель даёт задание: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда  надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.

        Игра «Попади в ворота».

Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева, впереди — сзади, прямо), развитие моторики.

Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.

Ход игры. По заданию воспитателя дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).

        Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади».

Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания памяти, закрепление навыков счета. Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Воспитатель предлагает ребенку следующие задания: * Какой обруч находится слева (справа)? Стукни три раза мячом в правый обруч.  Стукни четыре раза мячом в левый обруч.  Стукни мячом . два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.  Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой'

        Использование физкультминуток в работе с  дошкольниками как средство формирования пространственных ориентировок.

Игра - основной и ведущий вид деятельности дошкольников. В игре и через игру» часто сложное становится для детей доступным, понятным, ясным и интересным. Игра это основное и любимое занятие всех детей, их работа.

Игры не только чему-либо учат детей, но и дают возможность отдохнуть от одного вида деятельности, или переключится на другой вид деятельности, а так же носят функцию оздоровления, к таким играм можно отнести пальчиковые игры, подвижные игры и физкультминутки.

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Упражнения подбираются хорошо знакомые детям и повторяются для детей средней группы 3—4 раза, для старшего возраста — 5—6 раз.

Физкультминутка должна создавать бодрое настроение, но не перевозбуждать детей.

Физкультминутки, которые органически входят в занятая, представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие моторики, зрительно-моторной координации математических понятий.

Физические упражнения для физкультминуток подбираются с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Для детей средней группы включают 2—3 упражнения, для старшей и подготовительной к школе групп — 3—4. Упражнения выполняются сидя и стоя за столом, а также с выходом из-за стола.

Прежде всего, каждый педагог, работающий с дошкольником, обязан помнить, что главное назначение физкультурных минут и физкультурных пауз — активный отдых.

4.Игровые, занимательные задачи, направленные на формирование пространственных ориентировок.

  • Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика, у каждого по два мешка. Сколько всего человек шло в Москву?'
  •  Самосвал ехал в посёлок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот посёлок?
  • В село прибыло из города в одно и то же время «Москвич» и «Волга». «Москвич» ехал медленнее, чем «Волга». Какая машина раньше выехала из город
  • Два колхозника шли из деревни в город, а навстречу им ещё пять колхозников. Сколько колхозников шли из деревни в город?
  • Летела стая гусей. Два впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей?
  • Летела стая гусей. Один впереди и два позади, один позади и два впереди, один, гусь между двумя И три в ряд. Сколько всего гусей?
  • По дорожке прыгали воробьи: один среди двух и три в ряд, один впереди и два позади. Сколько было воробьёв?
  • Мне навстречу бежали поросята: один впереди двух, один между двух и один позади двух. Сколько всего бежало поросят?
  • Ребята кидали мяч. Володя кинул дальше Димы, а Серёжа - ближе Димы. Кто кинул мяч дальше - Володя или.Серёжа?

  • Консультация для родителей:

«Далеко ли, близко ли?» (ориентировка в пространстве).

  Игра на внимание. Ведущий говорит: « Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой до левого уха, топните правой ножкой, подмигните мне правым глазиком, поднимите вверх левую руку и т.д.»,

Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).

        Игра «Отгадай — где". Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка.

         Игра «Корабли». Все дети садятся вдоль одной из сторон ковра, на котором

  (в виде        контейнеров) на одинаковом расстоянии друг от друга:

3-4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а каждый из детей будет по очереди «кораблём». На каждом острове кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного спрятана под табуреткой). Ребёнок выбирает к кому он отправится, а воспитатель даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова» ребёнок поднимает табуретку, чтобы убедиться в правильности выполнения задания.

        Игра «Где я сяду». Эту игру, рационально проводить перед занятием, чтобы рассадить детей на определённые места. Все дети собираются на ковре. На столах лежат перевёрнутые карточки (это может быть личный бэдж ребёнка, парная картинка и т.п.). Воспитатель даёт каждому инструкцию, по которой ребёнок должен отыскать своё место, а карточка даст возможность самому проверить правильность выбора. Например, Марина, подойди к столу, который находится перед дверью, слева от окна. Сядь за этим столом справа. Миша, подойди к столу, который стоит между столом воспитателя и шкафом, лицом к окну, сядь слева» и т.д.

        Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и наборгеометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

        Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (АЗ) и маленькая машинка.

Вариант 1. Дета, слушая инструкции воспитателя, .передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа — гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а После школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

        Игра «Укрась ёлку».

Вариант 1. У каждого ребёнка на листе нарисована ёжа, но все шарики на ней белые. Детираскрашивают шарики по инструкции воспитателя.

Вариант 2. У детей заготовка ёлочки из бумаги и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Дети по очереди называют ориентиры, - куда наклеить какую фигуру.

        Игра «На, над, под». Ведущий говорит? - «Ребята давайте        попробуем        сделать

так, чтобы        дереву не было, одиноко. Мы с вами все предметы разместим        на дереве, над деревом-, под деревом». Дети составляют на доске постепенно картину, комментируя свои действия.

Игры с мячом, направленные на формирование ориентировки в пространстве.

        Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине».

Цель: упражнять в ориентировке на самом себе и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закреплять в употреблении предлогов.

Оборудование; мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.

По пути в детский сад иди школу обратите внимание малыша на важные ориентиры, которые встречаются по дороге, где, когда и в какую сторону надо свернуть. Через некоторое время попросите его рассказать, где вы шли, по памяти. Гуляя по знакомым маршрутам, предложите довести вас до почты или аптеки. Очень важно научить ребёнка объяснять путь другим людям. Умение кратко, чётко ж понятно объяснить дорогу требует тренировки.

Обратите внимание ребёнка на тот факт, что с более высокого положения можно увидеть более удалённые объекты, охватить взглядом более широкую панораму. Вспомните вместе слова , девочки Маши из сказки «Маша и медведь»; «Высоко сижу, далеко гляжу».

Вместе выучите свой домашний адрес: страна, город, название улицы, номер дома и квартиры, подъезд и этаж. Обратите внимание ребенка на схемы, которые можно увидеть при входе в парк, в зданиях (схема этажа для эвакуации), в транспорте (схемы маршрута следования, схему линий метро). Научите читать эти схемы, используя данную в них информацию в практических целях.

Познакомьте ребёнка с картой города, вместе найдите на ней улицу, на которой живёте, парк, в котором гуляете и другие интересные и знакомые объекты.

Гуляя на природе « в парке, в лесу, - познакомьте ребёнка со сторонами света: объясните, что солнце встаёт на востоке, а садится на западе; покажите ему компас и научите им пользоваться. Используя компас, можно поиграть в пиратов: закопать в определённом месте «клад» и нарисовать карту с указанием объектов-ориентиров и сторон света.

Чтобы воспитать у ребёнка более широкий взгляд на пространство и, соответственно, на мир в целом, полезно в интересной и познавательной форме дать основы исторических и географических знаний. В этом вам помогут познавательные фильмы, книги и игры.

Предлагаю для вашего внимания несколько простых игровых упражнений:

        «Добавь слово»

        «Моя семья»

        «Шаги»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс занятий по формированию временных представлений и понятий "Путешествие во времени"

Цель комплекса: повысить уровень овладения представлениями и понятиями о времени с помощью применения метода моделирования. Комплекс занятий состоит из двух разделов, которые были  реа...

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...

Формирование представлений и понятий о времени

Формирование первичной практической ориентировки во времени* ознакомление с отдельными временными эталонами (сутки, неделя, год и др.)* формирование начальных представлений и ...

Статья Формирование представлений и понятий о признаках величины предметов у детей с умеренной умственной отсталостью

Формирование представлений о величине предметов у детей с умеренной умственной отсталостью представляет собой пошаговый процесс, направленный на соединение отдельных знаний и умений в одно целое....

Мастер-класс "МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ О ФОРМЕ"

       Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие - физическое, ...

Методика формирования представлений и понятий дошкольников о форме предметов.

В процессе мыслительной деятельности ребенок  познает окружающий мир с помощью умственных операций....