НОД. Музейная педагогика. "Русская изба"
материал на тему

Познакомить детей с бытом русского народа. Узнать что такое русская печь, деревянная посуда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynaya_pedagogika_konspekt_borovinskoy.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД. Музейная педагогика.

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи. Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту. Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик. Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.

Материалы и оборудование:

Предметы домашнего обихода

Интеграция с другими образовательными областями:

Коммуникация.

Музыка.

Художественная литература.

Художественное творчество.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок.

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.

1.Часть. Русская народная игра «Вышел Ваня погулять»

Дети идут по кругу, в середине стоит Ваня с ленточкой.

Вышел Ваня погулять

Стал подружку себе искать

Стал подружку себе искать

Чтобы ленточку отдать.

Ваня выбирает девочку

Отдает ленточку

 И говорит: Я отдаю ленточку

Потому, что ты самая добрая.

Т. Д.

Ребята, раньше на Руси много было леса и все строили дома, делали из дерева.Затем дети идут в музей , который находится в детском саду.

Воспитатель: Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?

Дети: Печь.

Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол-избы.

Беседа о печи.

  • Почему печь занимала так много места?
  • А для чего она нужна?
  • Каким цветом была печь?
  • О печи в народе придумывали пословицы и поговорки.Почему к печи относились уважительно?

Пословицы и поговорки.

Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы об избе?  Давайте их проговорим:

« Без печи хата – не хата».

« Когда в печи жарко – тогда и варко».

«Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Воспитатель: Молодцы.  О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.  Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).

Беседа и демонстрация посуды, предметов быта, кухонной утвари.

Воспитатель загадывает загадку:

Поляной двор красных коров
Черная зайдет – всех выгонит. (кочерга)

Воспитатель показывает чугунок: Как вы думаете, зачем он нужен?  В чугунке варили кашу, щи.

В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).

Воспитатель: Вот какую загадку загадаю, послушайте.

Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет.( Ухват).

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Воспитатель: Поиграли, а теперь продолжим осмотр музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Загадка

Чем больше я кручусь,
Тем толще становлюсь (Веретено).

Особенности одежды.

Воспитатель: Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.

Рассмотрение иллюстрации из русских сказок.

Воспитатель: Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.

Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:

верху пар, снизу пар —
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем
Всех в гости приглашаем.

Практическая работа с пластилином.

Воспитатель: Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски , а может кто захочет и самовар слепить .

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба».Вам понравилось? (Ответ детей).Что нового вы узнали? (Ответ детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство с музейным комплексом «Русская изба». Практический материал «На Масленицу повеселись, да блинком угостись»

Есть такой очень веселый народный праздник - Масленица. Заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. На Руси в это время устраивались на...

Детская музейная проектная деятельность. Проект мини - музей "Русская изба"

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни.Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа п...

«Знакомство с колыбелькой». НОД по реализации технологии музейной педагогики «Русская изба»

                            «Знакомство с колыбелькой».               ...

Формирование патриотизма дошкольников посредством музейной комнаты "Русская изба"

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...

Музейный проект «В гостях у бабушки Арины» Организация и открытие музея русского быта «Русская изба»

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной ...

Рабочая программа по музейной педагогике "Русские народные сказки"

Одной из тенденций развития образования в современной России является стремление к гуманизации пространства детства. В связи с этим актуализируется вопрос состояния здоровья детей. Здоровье ребёнка, н...

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры и традициям посредством организации музейной экспозиции «Русская изба»

Цель работы музея «Русская изба» - приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с историей и бытом русского народа, формирование бережного отношения к культуре народа...