Мини-тренинг для педагогов «К чему приводит критика и самокритика» (упражнение "Бумажный человечек").
план-конспект занятия на тему
Мини-тренинг для педагогов
«К чему приводит критика и самокритика»
(упражнение "Бумажный человечек").
Автор: Елкина Оксана Александровна
Цель: развитие коммуникативной компетентности, навыков профессионального самосознания, эмоциональной устойчивости, повышение самооценки педагогов, уверенности в себе.
Задачи:
· повышение профессиональной компетентности;
· развитие профессионально значимых качеств личности, навыков самопознания и рефлексии;
· формирование позиции успешного педагога.
Оборудование: чистый лист бумаги формата А4.
Ход мероприятия.
1. Приветствие.
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие способности устанавливать эмоциональный контакт.
Психолог: «Здравствуйте! Я рада вас приветствовать сегодня здесь, в этом зале. Сегодня такой замечательный день, не похожий ни на какой другой. Давайте подумаем, что хорошего сегодня у нас произошло?» Обсуждение.
2. Основная часть.
Уважаемые педагоги, ответьте, пожалуйста на вопросы:
1. Как часто Вас критиковали?
2. Как часто Вы критикуете? (ответы).
Некоторые люди считают, что нужно регулярно ругать и критиковать себя и других, чтобы стимулировать к действиям.
Чтобы было понятно, к чему приводит такая «самокритика» и критика в адрес других людей, я предлагаю сделать одно простое упражнение.
Оно, как правило, помогает прочувствовать и осознать следующее:
1) мы ругаем себя и других не потому что это полезно и помогает, а потому что это легко и привычно;
2) поддерживать бывает сложнее, чем ругать…
Итак, упражнение «Бумажный человечек»
Возьмите чистый лист бумаги формата А4 и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.
Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его "ругать": "Кривой какой-то!" ,"Косой", "Некрасивый", "Надо быть лучше", "Ноги короткие" и т. д.
После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько "заутюживайте" его ногтем. Ругнули- завернули, ругнули - завернули...
Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится.
Если пофантазировать, то как думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек?
У меня получилось, что на самые бестолковые, тревожные и неэффективные или вообще ни на какие.
Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили - отвернули, похвалили - отвернули...
И понаблюдайте в процессе вот за чем:
1) Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях?
2) Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?
3) Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания)?
4)На какие действия теперь способен ваш человечек?
Вывод. Когда мы критикуем и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека или своей душе негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.
3. Рефлексия.
Психолог: «Пришло время прощаться. Работа с вами доставила мне большое удовольствие, появилось желание больше работать в этом направлении. Сейчас я поделилась своим и мыслями. А теперь прошу ответить вас. С какими мыслями, желаниями, настроением покидаете этот зал Вы?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_metodicheskoy_razrabotki_trening_.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-тренинг для педагогов
«К чему приводит критика и самокритика»
(упражнение "Бумажный человечек").
Автор: Елкина Оксана Александровна
Цель: развитие коммуникативной компетентности, навыков профессионального самосознания, эмоциональной устойчивости, повышение самооценки педагогов, уверенности в себе.
Задачи:
- повышение профессиональной компетентности;
- развитие профессионально значимых качеств личности, навыков самопознания и рефлексии;
- формирование позиции успешного педагога.
Оборудование: чистый лист бумаги формата А4.
Ход мероприятия.
1. Приветствие.
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие способности устанавливать эмоциональный контакт.
Психолог: «Здравствуйте! Я рада вас приветствовать сегодня здесь, в этом зале. Сегодня такой замечательный день, не похожий ни на какой другой. Давайте подумаем, что хорошего сегодня у нас произошло?» Обсуждение.
2. Основная часть.
Уважаемые педагоги, ответьте, пожалуйста на вопросы:
- Как часто Вас критиковали?
- Как часто Вы критикуете? (ответы).
Некоторые люди считают, что нужно регулярно ругать и критиковать себя и других, чтобы стимулировать к действиям.
Чтобы было понятно, к чему приводит такая «самокритика» и критика в адрес других людей, я предлагаю сделать одно простое упражнение.
Оно, как правило, помогает прочувствовать и осознать следующее:
1) мы ругаем себя и других не потому что это полезно и помогает, а потому что это легко и привычно;
2) поддерживать бывает сложнее, чем ругать…
Итак, упражнение «Бумажный человечек»
Возьмите чистый лист бумаги формата А4 и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.
Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его "ругать": "Кривой какой-то!" ,"Косой", "Некрасивый", "Надо быть лучше", "Ноги короткие" и т. д.
После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько "заутюживайте" его ногтем. Ругнули- завернули, ругнули - завернули...
Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится.
Если пофантазировать, то как думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек?
У меня получилось, что на самые бестолковые, тревожные и неэффективные или вообще ни на какие.
Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили - отвернули, похвалили - отвернули...
И понаблюдайте в процессе вот за чем:
1) Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях?
2) Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?
3) Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания)?
4)На какие действия теперь способен ваш человечек?
Вывод. Когда мы критикуем и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека или своей душе негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.
3. Рефлексия.
Психолог: «Пришло время прощаться. Работа с вами доставила мне большое удовольствие, появилось желание больше работать в этом направлении. Сейчас я поделилась своим и мыслями. А теперь прошу ответить вас. С какими мыслями, желаниями, настроением покидаете этот зал Вы?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беспокойная мама. К чему приводит гиперопека?
К чему приводит гиперопека,почему так происходит, каковы последствия и как же справится со своими эмоциями....
К чему приводит гиперопека ребёнка в семейном воспитании?
Действительно ли ребёнку угрожают все те опасности, от которых их заботливо ограждают мать, а, бывает, что и отец. Вряд ли. И страхи не обоснованы и забота чересчур сильная....
К чему приводят детские шалости.
Какими бывают детские шалости? Совершенно разными! И порой у них есть логические причины, например, любопытство. Да, шалость она, конечно же, шалость, но если, к примеру, ребенок балуется с огнем, ...
К чему приводят капризы детей?
К чему приводят капризы детей?...
к чему приводят сплетни.
Непреднамеренная сплетня неприятна и может испортить вам настроение, вызвать негодование. Но намного серьезней последствия от спланированной сплетни, они могут разрушить карьеру и даже личную жиз...
Мини-тренинг Тайм-менеджмент педагога
Цель: Научить участников более эффективно использовать рабочее и личное время. Задачи: • Научить участников эффективно планировать свою деятельность; • Научить грамотно формулировать цели и расст...
Мини-тренинг для начинающих педагогов «Педагогическая осознанность»
Задачи:1. Формировать чувство общности, и целостности в коллективе.2. Профилактика профессионального выгорания педагогов.3. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.4. Осо...