К чему приводят капризы детей?
консультация на тему

Качалова Ирина Викторовна

К чему приводят капризы детей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaprizy.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 «Золотая рыбка»

г.о. Тольятти

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«К чему приводят капризы детей»

Подготовила

 педагог-психолог

Качалова Ирина Викторовна

Все дети, даже самые мягкие, самые послушные и спокойные иногда капризничают в любом возрасте. Нет такого определенного периода в развитии ребенка, который можно было бы назвать «временем капризов».

Каприз – это бурные проявления гнева и злости. Это выброс на окружающих негативной энергии, сгусток отрицательных эмоций.

Один ребенок, капризничая, замыкается в себе, не отвечает на установление контакта с ним (обычно так поступают дети старшего возраста), другой бурно проявляет свой негативизм: падает на пол, стучит ногами, кричит, дерется, кусается, царапается, и даже колотится головой о пол или стену. Такие сцены могут быть разной продолжительности.

Чем болезненнее ребенок воспринимает отказ ему в чем – либо, тем более он склонен к капризам. Но если малышу все же удалось добиться своего с помощью каприза, то он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще. Наша неверная реакция на капризы – наиболее частая причина, по которой они повторяются. «Опыт показывает, что неуспешность или успешность усилий родителей зависит от типа их отношений с детьми. Рассмотрим эти типы.

Один из них – вседозволенность, потакание капризам, следствием чего становится избалованность детей.

Избалованность – один из главных врагов каждого ребенка, независимо от состояния здоровья, но для детей с какими – либо физическими ограничениями она опасна особенно. Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями были готовы к жизни в нашем обществе, они должны быть личностно сильными, т.е. уметь преодолевать трудности. Избалованные дети делать этого не умеют, так как все желаемое получают без усилий, слова «нет», «нельзя» для них не существуют. Главный рычаг их воздействия на окружающих – это агрессия, слезы, крик, истерика, драка. Родители, исполняющие любые прихоти своих детей, оказываются у них в заложниках. Избалованные дети участвуют только в той деятельности и в тех играх, в которых результат достигается без усилий, когда не нужно задумываться, не требуется делать выбор, т.е., когда все легко. Вполне понятно, что виды деятельности, связанные с обучением произношению (у детей с нарушениями слуха и речи), движениям (у детей с ДЦП) такие движения отвергаются как трудные; непереносимы для них и повторы упражнений, движений, что необходимо для коррекции речи, осанки, моторики мелких и крупных мышц.

В результате у избалованных детей затрудняется становление такого важного психического качества как произвольность (умение сосредоточить внимание, самоорганизоваться); иногда в дошкольном возрасте она отсутствует совсем. Если родители вовремя не спохватываются и не меняют стиль своего поведения, то уровень психического развития избалованных детей значительно ниже их возможностей.

Приходя в детский сад такие, дети попадают в стрессовое состояние, так как другие дети им не потакают и на истерики не реагируют. В своих неудачах избалованные дети винят других – воспитателей или своих товарищей.

Другой тип отношений проявляется в авторитарности. Он характеризуется жесткой регламентацией поведения детей. Каждый поступок совершается только по воле взрослых. Данная категория родителей ставит своей целью обучение только в массовой школе (если это глухой или слабослышащий ребенок) и обязательное получение высшего образования любой ценой. Для достижения этой цели такие родители превращают своих 3 – 5 летних детей в «учеников», проводящих большую часть времени за столом со сложенными по – школьному ручками. Многие дети перестают спать с 3 – 4 лет, а на прогулку им отводится минимальное время. строгостью, угрозами и наказаниями (даже физическими) родители добиваются слепого подчинения ребенка своей воле. Родители проявляют себя как собственники. Воля многих детей парализуется настолько, что они даже не пытаются «бунтовать». Постепенно цели родителей и детей в таких семьях начинают совпадать: дети стремятся быть лучше всех, умнее всех, образованнее всех. У них воспитывается высокомерное отношение к окружающим, они не помогают товарищам, у них «выращивается» стойкий комплекс – страх ошибки, так как за ошибку или плохую отметку следует наказание.

Несмотря на противоположность описанных типов отношений родителей с детьми и внешних проявлений, личностные качества этих детей во многом оказываются сходными. Это выражается в том, что дети приобретают различные комплексы, с трудом адаптируются к детским коллективам, они эгоистичны и вырастают социальными инвалидами.

Третий тип отношений проявляется в безразличии родителей к развитию своих детей. Главной заботой этих родителей является удовлетворение биологических потребностей (в зависимости от материальных возможностей семьи). Решение вопросов воспитания, духовного и интеллектуального развития своих детей в таких семьях «делегируется» государству.

Четвертому типу присущи доверие, уважение, доброта. В этих семьях детям предоставляется разумная свобода поведения, исключающая наглость, грубость, неуважительное отношение к другим людям. У детей воспитывается внимательное и заботливое отношение сначала к самым близким людям, затем к знакомым и незнакомым. Наказание за проступки не унижает ребенка и не вызывает у него озлобления, обучение происходит вместе со взрослыми и другими детьми интересных и разнообразных дел. Родители озабочены придумыванием все новых и новых ситуаций и игр, в которых дети самостоятельно ищут решение «трудных проблем», проявляют фантазию и т.д. в этих семьях, и дети и взрослые являются друзьями, партнерами, заинтересованными друг в друге и в жизни вообще. Только при таких отношениях родителей с детьми происходит реабилитация самих родителей. Именно эта нормальная жизнь и является главным условием интеграции…» (Леонгард Э.И.) инвалидов в общество, начиная с дошкольного и даже младенческого возраста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Л.Ф. Островская «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников».
  2. Э.И. Леонгард «Всегда вместе».
  3. А.И. Захаров «Как предупредить отклонения в поведении ребенка».
  4. В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция».
  5. Я.И. Ковальчук «Индивидуальный подход в воспитании ребенка».

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Когда ваш ребенок только начинает хныкать, что вы делаете?

а) наклоняюсь к малышу и смотрю – глаза в глаза.

б) корчу ему рожу, чтобы он стал смеяться.

в) крепко прижимаю его к себе и нежно дую в ухо.

____________________________________________________________

  1. Если хныканье переходит в плач?

а) я не поддаюсь на скандал, рассказываю спокойно о том, как мы пойдем в детсад, а рвущий барабанные перепонки крик на меня не действует (будто бы).

б) говорю: «Послушай - ка у тебя еще изо лба торчит крик. Пойдем к зеркалу, посмотрим. Ой, кажется убежал. Ну – ка, закричи снова, и поглядим вместе».

в) достаю коробку с цветными пуговицами и выкладываю из них картинки, малыш покричит – покричит и подключится к художеству.

____________________________________________________________

  1. Если он продолжает – таки громко реветь?

а) уверенной походкой ухожу прочь, слушателей нет – и скандала нет.

б) меняю обстановку, буре на руки и говорю: «Пойдем посмотрим во дворе уточек»

в) шокирую ребенка – положу себе на голову подушку и храплю, или говорю: «Я мышка» и начинаю пищать.

____________________________________________________________

  1. Этот капризуля все еще бесчинствует? Ну и что вы?

а) я никогда не сдаюсь, не обращаю внимания на упрямую личность и не смотрю до тех пор, пока он не перестанет кричать.

б) быстро хватаю ребенка и иду в ванную, открываю все краны, какие есть: «Вот это слезы так слезы, а у тебя что?»

в) сажусь рядом, ставлю бутылочку молока, кладу печенье, малыш угощение с воплем отвергает, но через 10 – 15 минут все уже съедено до крошки.

____________________________________________________________

  1. Если ничего из предыдущего не сработало…

а) говорю: «Ты можешь войти, когда придешь в чувство» и выставляю ребенка за дверь (конечно, уже в более старшем возрасте и при условии, что мне видно и слышно все, что он там вытворяет).

б) бегаю кругами, прыгаю и громко пою, малыш так оболдевает, что забывает обо всем.

в) кладу малыша на пол и жду, стоя в нескольких шагах, как только он утихает, подхожу и ласково беру на руки.

__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беспокойная мама. К чему приводит гиперопека?

К чему приводит гиперопека,почему так происходит, каковы последствия и как же справится  со своими эмоциями....

К чему приводит гиперопека ребёнка в семейном воспитании?

Действительно ли ребёнку угрожают все те опасности, от которых их заботливо ограждают мать, а, бывает, что и отец. Вряд ли. И страхи не обоснованы и забота чересчур сильная....

К чему приводят детские шалости.

Какими бывают детские шалости? Совершенно разными! И порой у них есть логические причины, например, любопытство. Да, шалость она, конечно же, шалость, но если, к примеру, ребенок балуется с огнем, ...

Мини-тренинг для педагогов «К чему приводит критика и самокритика» (упражнение "Бумажный человечек").

Мини-тренинг для педагогов«К чему приводит критика и самокритика»(упражнение "Бумажный человечек"). Автор: Елкина Оксана Александровна  Цель:  развитие коммуникати...

к чему приводят сплетни.

Непреднамеренная сплетня неприятна и может испортить вам настроение, вызвать негодование. Но намного серьезней последствия от спланированной сплетни, они могут разрушить карьеру и даже личную жиз...

Как способствовать развитию самоуважения и чувства собственного достоинства у детей? К чему приводят обиды?

Самоуважение?! Громкое слово. Как же научить ребенка уважать себя, свои действия и поступки?Это во многом зависит от тех людей, которые находятся рядом с Вашим малышом.Проявляя уважение к поступкам ре...

Закручивание гаек. Или к чему приводит запрет на движение?

Консультация для педагогов, родителей позволит пересмотреть традиционное отношение к вопросам об идеальном воспитании....