Перспективы развития художественного образования дошкольников
статья на тему

Статья из журнала «Управление ДОУ» №1/2018.

Лыкова И. А., д-р пед. наук, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва

Концепция преподавания предметной области «Искусство» (проект) представляет собой систему теоретических положений, базовых принципов, целей, задач и рекомендаций по решению наиболее актуальных проблем и поиску направлений совершенствования преподавания предметной области «Искусство» в организациях, реализующих основные образовательные программы на всех уровнях, начиная с дошкольного и младшего школьного (начального общего). Цель Концепции — обеспечение высокого качества художественно-эстетического развития детей в соответствии с вызовами времени и перспективными задачами развития российского общества и государства.

Художественно-эстетическая деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к жизни, содержание которой составляет эстетическое познание и созидание в процессе освоения и дальнейшего развития наличных форм культуры и разных видов искусства. Результатом художественно-эстетической деятельности выступает творение человеком самого себя как уникальной личности, способной к преобразованию окружающего мира в процессе самоактуализации, самопознания, самовоспитания, саморазвития. В связи с этим необходимо создать систему условий для повышения кадрового потенциала, основой чему служит методологическая и теоретическая готовность педагогов к реализации ключевых идей Концепции. Ее внедрение — сложная, долгосрочная и многомерная цель, связанная с практической деятельностью руководителей и педагогов образовательных организаций. В связи с этим необходим стратегический подход к научному проектированию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на первом уровне образования и предметной области «Искусство» на последующих уровнях в образовательных организациях, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты.

Анализ состояния проблемы в практике работы 520 образовательных организаций России, предпринятый автором статьи, позволил выявить:

  • что цели и задачи модернизации художественного образования многие воспитатели, учителя начальной школы и педагоги дополнительного образования воспринимают формально (64%);
  • зачастую увлекаются оригинальными педагогическими технологиями и художественными техниками — без глубокого осмысления сущности новых подходов (78%);
  • при этом полагают, что освоили новое содержание (72%).

Педагоги с большим стажем работы иногда испытывают чувство неуверенности и даже разочарования (когнитивного и эмоционального дискомфорта), столкнувшись с новыми идеями, отрицающими их накопленный годами и уже устоявшийся педагогический опыт (28%). Вместе с тем большая часть педагогов, принявших участие в анкетировании:

  • поддерживают необходимость изменений в содержании и методиках художественно-эстетического развития детей (92%);
  • оценивают новые подходы как актуальные, позитивные и с интересом начинают осваивать их в собственной педагогической практике (63%);
  • при этом отмечают возросший интерес детей, их родителей и своих коллег (61%);
  • видят перспективу своего профессионального и личностного роста (27%).

Исследование показало, что источником переосмысления целей, задач и содержания художественного образования для педагогов служат:

  • концепция преподавания предметной области «Искусство» (15%);
  • новые образовательные программы и учебно-методические пособия (68%);
  • занятия в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (53%);
  • публикации в специализированных журналах, в том числе электронных (51%);
  • авторские семинары специалистов и мастер-классы художников, народных мастеров (47%);
  • новаторский опыт коллег (43%);
  • наблюдения за самостоятельным художественным творчеством детей (35%);
  • возникновение проблем в собственной педагогической практике (29%);
  • занятие каким-либо видом художественного творчества (23%, среди наиболее популярных увлечений следует назвать народную и авторскую игрушку, флористику, фитодизайн, фелтинг, квиллинг, батик, печворк, фотоискусство);
  • ознакомление с опытом работы зарубежных образовательных учреждений (3%).

Для научного проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на первом уровне образования и предметной области «Искусство» на последующих двух уровнях автор статьи разработал стратегию формирования эстетического отношения к миру в художественной деятельности детей. Стратегия отвечает на запросы современной педагогики искусства и раскрывает эффективный путь модернизации художественного образования детей через интегрирующую категорию «эстетическое отношение».

Полностью статью можно прочесть на сайте журнала.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

Презентация "Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями"...

Тема: «Развитие художественного образования в ДОУ: проблемы и решения ».

На сегодняшний день дошкольная педагогика ставить перед собой новые, востребованные социальными и культурными тенденциями задачи. Узконаправленный характер развития определенных способностей ребенка у...

Консультация для педагогов «Перспективы развития инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к инвалидам и детям с ОВЗ. Интеграционные процессы все полнее охватывают разли...

Мастер-класс для педагогов по дополнительному образованию детей «Пластилинография как средство развития художественных способностей дошкольников»

Платилинография- это один из видов декоративно-прикладного творчества .Метод развития творческих способностей, эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев дошкольников.Ведущий: Добрый день, уважаемые...

Диплом участника Всероссийской педагогической конференции "Тенденции и перспективы развития современного образования", 2021

Диплом участника Всероссийской педагогической конференции "Тенденции и перспективы развития современного образования", 2021...