Тема: «Развитие художественного образования в ДОУ: проблемы и решения ».
статья
На сегодняшний день дошкольная педагогика ставить перед собой новые, востребованные социальными и культурными тенденциями задачи. Узконаправленный характер развития определенных способностей ребенка уходит в прошлое, на смену приходят современные инновационные технологии воспитания и развития личности, направлены на разностороннее, гармоничное развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_havshabo_e.i.docx | 867.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие художественного образования в ДОУ: проблемы и решения ».
Хавшабо Елена Ивановна воспитатель высшей категории.
Место работы– МБДОУ «Детский сад №29 «Улыбка» г. Майкоп
"Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Надо принимать всех детей так, будто они потенциальные художники. В этих условиях одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство."
А.С.Галанов.
Я хочу, чтобы дети рисовали, лепили смело, красиво, свободно и с удовольствием.
На сегодняшний день дошкольная педагогика ставить перед собой новые, востребованные социальными и культурными тенденциями задачи. Узконаправленный характер развития определенных способностей ребенка уходит в прошлое, на смену приходят современные инновационные технологии воспитания и развития личности, направлены на разностороннее, гармоничное развитие ребенка.
Художественное развитие детей дошкольного возраста стало привлекать к себе общественное внимание еще и в связи с тем, что федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует нас на сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка, на развитие его способностей и сохранение его самобытности. Именно поэтому, ценность и развитие художественно - эстетического воспитания является приоритетной задачей на первых ступенях образования.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) имеет огромный потенциал в развитии творчества детей дошкольного возраста.
Я веду кружок по художественно-эстетическому развитию детей «Семицветик».
Актуальность рабочей программы «Семицветик» в том, что изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к художественно - творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам лепки и рисования.
Цель: Развитие творческих способностей детей 4-7 лет
посредством нетрадиционных техник изодеятельности.
Задачи:
- Создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса детей;
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;
- Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник изобразительной деятельности;
- Воспитывать любовь к искусству.
Я работаю в дошкольном учреждении более 25 лет и уже убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит маленькому ребёнку большую радость. В начале моей педагогической практики я, как и многие педагоги – дошкольники, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. И порой, сама того не желая, ограничивала проявление творческих способностей воспитанников. Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества у современных детей.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.
Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.
Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного материала и нестандартных изобразительных технологий.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Работа с тестом помогает детям развивать мелкую моторику рук. О важности развития мелкой моторике руки говорится очень много. Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Почему именно тесто? Тесто – материал очень эластичный, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. ! Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста – тестоплатика. Материал: соль, мука, вода - вот и всё, что нужно для умелых рук. Самое интересное то, что занятия лепкой из соленого теста идет наравне с изобразительным искусством (раскрашивание готовых изделий).
Дети лепят животных, людей, транспорт, растения, игрушки, буквы, цифры, всевозможные композиции. Работа кружка планируется так, чтобы к каждому событию или празднику был изготовлен сувенир. Ведь нет прекрасней подарка, чем тот, который сделан своими руками!
Занятия в кружке приносят детям много радости и большое удовольствие. Сделанные собственными руками работы, доставляет для ребенка огромную радость и восхищение.
А самое главное, что в кружке царит атмосфера дружбы, тепла, взаимопонимания .
Детские работы выставляются на выставках, ими украшается группа, их дарят малышам, гостям, родителям. При виде работ наших деток у некоторых родителей появилось желание научиться лепить и сделать что-нибудь совместно со своими детками.
Мы принимаем участие во всех творческих конкурсах для дошкольников.
Хочется, чтобы пребывание ребёнка в детском саду было комфортным, здоровье детишек – крепким, их развитие – успешным.
Список литературы
- Антипова М.А. Соленое тесто. – Ростов н/Д.: ИД Владис, 2008.
- Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное моделирование. — М.:
Профиздат 2015 г. - Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— М: Эксмо, 2004г
- Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно - эстетическое развитие». – М.: ИД «Цветной мир». 2015. – 135 с.
- Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2016 г.
- СинеглазоваМ.О. «Удивительное солёное тесто». Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»
Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей. Главное в ребенке развивать и преумножать, на всем протяжении дошколь...
Перспективы развития художественного образования дошкольников
Статья из журнала «Управление ДОУ» №1/2018.Лыкова И. А., д-р пед. наук, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, МоскваКонц...
Круглый стол с родителями Тема: «Развитие инклюзивного образования в ДОУ»
Педагог разъясняет родителям, что означает термин "Инклюзия" и в чём заключается задача инклюзивного воспитания и образования.А также основные принципы инклюзивного образования, плюсы и мину...
Обобщение и распространение опыта по методическим темам. Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности "
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Проблема развития способностей дошкольни...
Творческая работа на тему: «Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства (Ознакомительное занятие по рисованию на тему «Филимоновская игрушка»)»
Важное место в современном воспитании детей принадлежит художественно-эстетическому развитию.Творчество в детстве , несет в себе огромную роль в развитии и ребенка . Через творчество, ребенок зн...
Опыт работы по теме:«Развитие художественного восприятия, воспитание любви к художественному слову посредством формирования интереса и потребности в чтении у детей дошкольного возраста» в старшей группе
Материал предназначен для формирования интереса и потребности в чтении у детей 5-6 лет....
Круглый стол с родителями Тема: «Развитие инклюзивного образования в ДОУ»
Круглый стол с родителями Тема: «Развитие инклюзивного образования в ДОУ»...