Отчет по теме самообразования
материал (младшая группа) на тему
В настоящее время с вступлением Федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 212.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования
«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
2 младшая группа «А» «Солнышко»
Воспитатель: Рыжкова Т.В.
2018 год
«Если руки неумелы, если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать, буквы ровно написать
Не удержишь карандаш - не получится пейзаж».
В. Лирясова.
В настоящее время с вступлением Федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что зачастую у детей слабо развита мелкая моторика рук, т.к. именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой, не успевают за сверстниками на занятиях. Поэтому выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
Работая над данной темой, перед собой поставила следующие цели:
- Создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
- Развитие у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.
- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Для реализации целей наметила следующие задачи.
- Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
- Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
- Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
- Повышать компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук.
Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения, помогает создать благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает усидчивость, память, внимание, а также умение слушать и понимать.
Перед началом своей работы провела диагностическое обследование. Для выявления уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста я использовала критерии, разработанные учеными
Н.О. Озерецким и Н. И. Гуревич в своей книге «Психомоторика», которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.
Диагностику проводила с помощью следующих упражнений:
- Пальчик с носиком здороваются.
- Уложи монеты в коробку.
- Нарисуй пальцами кружочки.
- Давай поздороваемся
- Нарисуй горизонтальные и вертикальные линии
- Застегни и расстегни пуговицы.
- Завяжи и развяжи шнурки.
В соответствии с данными критериями мною были выделены и определены уровни развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Проведя обследование своих воспитанников, я обнаружила низкий уровень развития мелкой моторики рук. Поэтому в нашей группе развитию мелкой моторики уделяю большое внимание, и такая работа ведется, начиная с 1 младшей группы.
Очень важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках».
Работа по развитию мелкой моторики рук у детей проводила регулярно. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, старалась превратить обучение в игру, не отступала, если задания были трудными, не забывала хвалить ребенка.
В группе имеется необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры для развития мелкой моторики, некоторые из которых были сделаны самостоятельно. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовывают в игре, то в первую очередь я создала все условия для игровой деятельности. Поэтому игровые уголки в группе, где я работаю, расположены так, чтобы машины из «гаража» не проезжали через “жилую комнату”.
Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, прежде всего я думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постаралась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Считаю, что все игры и упражнения, которые я проводила с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают нам развивать мелкую моторику рук наших малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики у детей, проводила работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада. Для родителей были проведены:
- Консультация «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста»
- Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики пальцев рук», с целью ознакомления родителей с дидактическими играми, способствующими развитию мелкой моторики рук у детей 3–4 лет.
- Анкетирование «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»
- Была показана презентация: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»
- Составила буклет для родителей по теме самообразования.
- Подготовила памятку «Для чего нужна пальчиковая гимнастика».
Для педагогов дошкольного учреждения провела консультации: «Пальчиковая гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста»; «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста».
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация к творческому отчету по теме самообразования "Использование здоровьесберегающих методик в развитии мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи".
Презентация с фотографиями 20 слайдов...

Отчет по теме самообразования «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет»
Тему для самообразования мы с Г.Н. Журавишкиной выбрали: «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет», она совпадает с особенностью работы с детьми ран...
Отчет по теме Самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора и сценариями активизирующего общества» за 2012-2013 г.
развитие речи детей дошкольного возраста (потешки, сценарии, стихи)...
Отчет по теме самообразования за 2013-2014 учебный год "Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет"
Отчет по теме самообразования....

отчет по теме самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"
в отчете довольно кратко отражена работа по теме самообразования...
Отчет по теме самообразования Тема: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».
Тема: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте»....

Отчет по теме самообразования 2017-2018.Тема: «Развитие познавательной активности детей через экспериментальную деятельность»
отчет по теме самообразования...
- Мне нравится (1)