Логическое мышление - основа интеллектуально развитой личности дошкольника
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Материал представлен из опыта работы для педагогов по развитию элементов логического мышления у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logicheskoe_myshlenie_-_osnova_intellektualno_razvitoy_lichnosti_doshkolnika.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Логическое мышление – основа интеллектуально развитой личности дошкольника
(консультация для педагогов)
Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Но практика показывает, что, если использовать даже «средние» интеллектуальные способности хотя бы немного эффективнее, результаты превосходят все ожидания.
Совместную деятельность педагога с детьми по развитию их интеллектуальных способностей необходимо наполнить увлекательным и содержательным общением, и тогда польза их будет очевидна. В этом случае организованное обучение малышей способствует развитию их памяти, внимания, воображения, активному включению в деятельность, быстрому переключению с одного вида деятельности на другой, эффективному использованию помощи, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения и т.д.
Такое обучение помогает ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Оно способствует «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий педагога могут быть заторможены или не работать вообще. Развитие элементов мыслительных операций дает возможность проводить коррекцию индивидуальных сложностей в развитии, снимать многие психологические проблемы, легче справляться с трудностями кризисного возраста.
Раннее, но обязательно радостное, ненасильственное, интересное, методически грамотное развитие помогает лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяет возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.
Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние».
Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса, для решения задач, выработки правильных умозаключений. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому - растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» (Ивин А.А., Логика)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации приказом от 17.10.2013г. №1155, нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Познавательные же возможности ребенка определяются уровнем психических процессов. Поэтому важно развивать память, внимание, воображение и мышление.
Как известно, главной и ведущей деятельностью дошкольника является игра, в игре зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности детей разного возраста, только через игру ребенок познает мир вокруг и учится с ним взаимодействовать. Именно в игре ребенок обучается полноценному общению со сверстниками, подчинению своих импульсивных желаний игровым правилам, в полной мере развивает все психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение, внимание, память), расширяет свои познавательные интересы, формирует первые нравственные чувства. «Без игры нет, и не может полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).
Поэтому необходимо включить в работу с детьми разнообразные развивающие игры, которые будут способствовать интеллектуальному развитию. Например, «Найди отличия», «Назови одним словом», «Слова наоборот», «Бывает - не бывает», «Угадай по описанию», «Что сначала, что потом», «Чередование», «Часть - целое», «Сложи узор» и т.п.
Целью работы в данном направлении является формирование у детей дошкольного возраста навыков и умений, которые будут служить основой для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте, а также создание условий, в которых дети овладеют на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
• развитие и активизация словаря детей;
• освоение и развитие навыков мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация);
• развитие памяти, внимания, воображения;
• обогащение познавательного опыта детей в повседневной игровой деятельности;
• способствование развитию интереса и любознательности в душе каждого ребёнка к окружающей действительности.
Такая работа предполагает использование следующих методов:
• наглядные (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин иллюстраций);
• словесные (беседы, чтение художественной литературы, пересказы, фольклор, составление рассказов и сказок, отгадывание загадок);
• практические (анкетирование взрослых, диагностирование детей, дидактические, словесные, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры со словами, имитационные игры).
Таким образом, знания, полученные ребенком в непосредственно образовательной деятельности, закрепляются в совместной игровой деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого - в бытовую деятельность.
Следует отметить, что элементы мыслительной деятельности можно развивать во всех видах деятельности.
Развитие логического мышления детей - процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего, для самих детей - уровень мышления каждого очень специфичен.
Рекомендуется мысленно распределить группу детей на три подгруппы. Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) - у «сильных».
Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, можно предложить варианты подобных задач, а также подключить к играм соревновательного характера.
Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, нужно постараться внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления вид деятельности сменяется.
Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах - более слабым.
Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:
- все дети без исключения знакомы с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации. Им понятно применение частицы отрицания «не». Они, в большинстве случаев, могут установить определенную последовательность некоторых событий (семя-росток-цветок и др.)
- высокий процент детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возрастает степень их активности в самостоятельной деятельности.
- дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима. (Ребенок должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняться этого).
Как уже было сказано, наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности - игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование и предметная деятельность. Именно в этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие. Дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли, чувства. Все это будет хорошим подспорьем при их подготовке к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс на межмуниципальный семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника »
Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания....
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника»:
Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде и...
Педагогический совет на тему «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника»
Сценарий педагогического совета в ДОУ в форме деловой игры....
Духовно – нравственное воспитание – основа гармоничного развития личности дошкольников
Рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания, знакомство с парциальными программами....
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника.
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника....
Доклад на тему « Духовно- нравственное воспитание, как основа гармоничного развития личности дошкольников».
laquo; Духовно- нравственное воспитание, как основа гармоничного развития личности дошкольников»....
«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника
Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном пер...