РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ
рабочая программа на тему

Марковская Наталья Иннокентьевна

Рабочая парциальная программа  по  развитию детского музыкально-художественного творчества и самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников (компонент ДОУ) представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в МКДОУ «Детский сад № 96 комбинированного вида «Аленушка»

Программа разработана на основе общеобразовательной программы ДОУ и Основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» -2016г.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 96 комбинированного вида «Аленушка»

  ПРИНЯТА                                                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ                                                                      

На педсовете учреждения                                                                                            Заведующая ________Сущевская И.Н.                                                                                                                                          

 Протокол №  1 от 29 мая 2017г.                                                                                         Приказ №    

                                                           

Рабочая парциальная программа

по реализации приоритетного компанента ДОУ

«Развитие детского художественного творчества»

Образовательная область «МУЗЫКА»

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО – ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ

                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                     Автор - составитель:

                                                                                                                                       Н.И. МАРКОВСКАЯ

                                                                                                          Музыкальный руководитель ДОУ

                                                                                                 Высшая квалификационная категория

                                                                                                                                                                     

                                                                           

2017г.

          Рабочая парциальная программа  по  развитию детского музыкально-художественного творчества и самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников (компонент ДОУ) представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в МКДОУ «Детский сад № 96 комбинированного вида «Аленушка»

        Программа разработана на основе общеобразовательной программы ДОУ и Основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» -2016г.

Вариативная часть построена на основе следующих программ и пособий:

«Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугина, «Просвещение» М.1968

«Ступеньки музыкального развития» Е.А. Дубровская, «Просвещение» М. 2003

«Музыкальный мир» Т.И. Бакланова, Г.П. Новикова, М. «Вентана-Граф» 2015

«Музыкальное воспитание в детском саду» М.А. Давыдова, М. «ВАКО» 2006

«Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» О.А. Скопинцева, Волгоград. «Учитель» 2012

«Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханева, М. «СФЕРА» 2001

«Музыкальное воспитание в детском саду» М.Б. Зацепина М. «Мозаика-Синтез» 2016

«Музыкальное воспитание детей раннего возраста» Т.С. Бабаджан, М..«Просвещение»,

1957

Материалы журналов «Музыкальная палитра», Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель»

«Информационные технологии как часть культурно-информационной среды детей дошкольного возраста»  Круглова Л.В.

«Современные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Нестерова С.В. 2016

        Программа соответствует основному Федеральному Государственному  образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденному  приказом Министерства образования и науки Р.Ф. от 17.10.2013 №1155.

     Рабочая программа состоит из 5 разделов, рассчитана на 4 года обучения:

             1 год - первая младшая группа с 2 до 3х лет;            

             2 год – вторая младшая группа с 3 до 4 лет;

        3 год – средняя группа с 4 до 5 лет;

        4 год – старшая группа с 5 до 6 лет;

        5 год – подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет.

и предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности.

   Программа реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», обеспечивает учет специфики условий осуществления образовательной деятельности, потребностей и интересов детей, возможностей педагогического коллектива.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

              Воспитание и развитие внимания, воли, памяти, подвижности и гибкости мыслительных процессов, направленных также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации  - такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. (Зацепина М.Б.).

   Н.А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей так: освоение программных умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только при исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий. С другой стороны, творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им более успешно усваивать навыки и умения. (Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л.).

   Большое значение для развития у детей самостоятельности, творческой активности имеет правильная организация предметно-развивающей среды и грамотное руководство педагога самостоятельной деятельностью детей.

Формирование творчества должно происходить постепенно, а это требует видоизменения роли и характера творческих заданий, различных действий педагога и ребенка:

- ориентировка детей в новой для них деятельности;

- усвоение детьми способов воплощения музыкально-художественного образа;

- самостоятельное применение детьми усвоенных способов в новых ситуациях.

    Целенаправленное развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, музыкально-сенсорных способностей, пластического мышления, творческого воображения, способности эстетического переживания образности целостного художественного действия, тесно связано с процессом социально-личностного развития и является основой субъективного социального  благополучия каждого ребенка.

ЦЕЛЬ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

  Развитие личности дошкольника в совокупности интегративных качеств средствами разных видов искусств, которые выражаются в художественно-эстетическом отношении к окружающему, в потребности проявлять себя в творческой деятельности и в способах творческой самореализации воспитанников.

ЗАДАЧИ:

  развивать творческую активность детей во всех доступных видах музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыкально-ритмические  движения, игра на музыкальных инструментах, музыкально-театральная деятельность, самостоятельная музыкальная  деятельность);

 развивать у  детей умение выражать свои эмоции и чувства, используя различные средства художественной выразительности;

 формировать у детей навык сотворчества в условиях коллективной музыкальной деятельности;

 способствовать развитию у детей творческого мышления, воображения, памяти, коммуникативных, интеллектуальных, сенсорных  способностей;

 развивать в детях самостоятельность, инициативу, творчество, применяя  в собственных импровизациях  знания, умения, навыки, полученные в процессе обучения и воспитания;

 создавать условия для развития музыкальных способностей  и творческой самореализации дошкольников путём интеграции музыкальной деятельности с другими видами детской деятельности (театрализованной, изобразительной);

 развивать у детей потребность в новых музыкальных впечатлениях, новых знаниях о музыке;

  воспитывать у детей основы музыкальной культуры;

  воспитывать в  детях отзывчивость, доброжелательность, умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками,  видеть прекрасное в жизни и в людях;

   создавать творческую энергетическую атмосферу общения, которая вызывает желание включиться в музыкальную деятельность.

Задачам музыкально-творческого развития детей в программе придано главенствующее значение: формирование и развитие творчества ребёнка рассматривается во всех трёх его позициях в музыкальной деятельности: ребёнок – слушатель, ребёнок – исполнитель, ребёнок – сочинитель.

   Понятие «творчество» предполагает акцентирование новизны и оригинальности создаваемых воображением образов;
Понятие  - побуждение к творческой деятельности предполагает возникновение яркого эмоционального переживания и стремления выразить это переживание доступными ребенку способами, это стремление предполагает наличие у ребенка доверия к миру, к конкретному взрослому;
Источником творчества является реальная деятельность ребенка, вся его жизненная практика
Механизмом творческой деятельности является творческое воображение, которое проявляется в ситуациях неопределенности, когда неясны способы решения возникающих в деятельности задач.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Принцип непрерывности детского развития.

Принцип организации занятий: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, воспитание в процессе обучения.

Принцип интегрированного подхода.

Принцип творческой самостоятельности детей

Принцип обеспечения этики детской жизни.

Принцип организации коллективной творческой деятельности.

Принцип использования современных информационных технологий.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРОГРАММЫ:

  • Для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста используются обе разновидности наглядного метода: наглядно-слуховой  и наглядно-зрительный.
  • Использование ИКТ оживляет образовательную деятельность с детьми, активизирует их  интерес к музыке, делает занятия более содержательными, гармоничными и результативными.
  • Словесные методы помогают  выражать не только самые различные, эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы.
  • Практический опыт также очень важен. Он сочетается с восприятием музыки.
  • Метод упражнений: со словом, с предметами, с меняющейся ориентировкой в пространстве.
  • Метод моделирования побуждает детей к творческому использованию танцевальных движений, к созданию танцевальных композиций. Графическая запись – это символ танцевального движения, который является промежуточным звеном между самим танцевальным движением и самостоятельным его применением в разных видах деятельности, в том числе и в самостоятельной музыкальной деятельности.
  • Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребёнку в доступном и обозримом для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Моделироваться различными способами могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднён.
  • Метод активизации творческих проявлений подразумевает направляемое педагогом детское импровизационное творчество, создание ситуаций для творчества.
  • Оценочный метод применяется  только через положительные качества.
  • Приём оркестровки способствует дифференцировке восприятия – выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонаций, регистра, динамики, тембра, акцентов), изобразительных моментов.
  • Приём передачи характера музыки в движении. Это один из эффективных приёмов развития музыкального восприятия детей. Как правило, его применяют в инсценировках песен, в творческих танцевальных, образных движениях.
  • «Вовлекающий показ» помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Благодаря «вовлекающему показу», у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения.
  • «Показ исполнения композиции детьми» (выбор ведущих вместо педагога по очереди или по желанию)
  • Показ упражнения условными жестами, мимикой.
  • Показ вариантов движений педагогом (детям предлагается выбрать более удачный).
  • Приём «Провокации», то есть педагог допускает специальные ошибки при показе с целью активизации внимания детей или побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.
  • Приём «Сравнения». Он активизирует процесс восприятия, делает его более дифференцированным, осмысленным, глубоким
  • Приём контрастного сопоставления музыкальных произведений. Данный приём позволяет в проблемной форме показать музыкальное произведение, обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей (например, дети сопоставляют произведения одного жанра; или с одинаковым названием или одного настроения).
  •  Приём «Цвет-настроение». Он педагогом используется тогда, когда надо выявить реакцию детей на музыкальное произведение, закрепить представления о его характере.
  • Игровые приёмы и ситуации занимательности.

МОДЕЛЬ ВКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Инструментальное творчество детей  проявляется в импровизациях – сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте.  Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у  детей. Одним из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

Детское песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.  Продукт песенного творчества ребенка включает несколько небольших интонационных оборотов, мотивов и складывающуюся из них простейшую мелодию

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Танцевальное творчество проявляется в умении комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумать простой танец – композицию,  собственный музыкально-игровой образ.

Творческие проявления  в слушании – восприятии музыки складывается из следующих действий: слушания произведений; слушания в процессе разучивания песен,  хороводов, танцев; слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.

Для  развития творчества в процессе слушания  важны знания о свойствах музыкального звука, ладовые представления,  представления о музыкальной выразительности и изобразительности, а использование музыкально-дидактических игр и пособий помогает развивать зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Театрализованные игры, диалоги, инсценировки песен, пластические импровизации

Помогают  развитию творческих и сенсорных  способностей детей, делают процесс более творческим, разнообразным, разноплановым и интересным для каждого ребенка.

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в  детском саду – один из показателей высокого уровня музыкально-творческого развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и применять их в образовательном процессе. Более того, в должностные обязанности музыкального руководителя ДОУ входит знание «основ работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами)», владение «электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами».

ВИДЫ ИКТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

- источник обучающей информации;

- наглядное пособие;

- средство обобщения пройденного материала и проверки его усвоения;

- средство подготовки текстов, наглядного материала, их хранение;

- средство подготовки выступлений, развлечений, праздников;

- флешки для ежедневной музыкальной деятельности;

СРЕДСТВА НОВЫХ ИНФОРМАЦОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВКЛЮЧАЕМЫХ ВО ВСЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слушание музыки.
Компьютерные презентации, 
позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Они незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, разнообразят их впечатления, развивают познавательную деятельность. Возможны очень короткие фрагменты видео для знакомства с эпохой, страной и так далее.
Использование видеозаписей концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольного звучания различных инструментов прекрасно могут помочь в работе. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

Пение.
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности, из-за перечисленных выше причин, тоже предполагает очень осторожное использование новых информационных технологий. Здесь 
возможно создание электронных иллюстраций к песням, материалов (видео, фото), отражающих как содержание песен и попевок, так и объясняющих смысл трудных и непонятных слов.

Музыкально-ритмические движения, танцы.
Больше возможностей для применения ИКТ существует при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев. Обучение движению невозможно без показа, а процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Музыкально-дидактические игры.
Очень широко информационно-коммуникативные технологии можно использовать при организации музыкально-дидактических игр. Вот где «можно разгуляться»! Музыкально-дидактические игры на развитие у детей слуха, ритма, музыкального творчества, различения высоты и длительности звуков. Они объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах. Применение красочных озвученных презентаций принесут только пользу и радость детям.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

После освоения содержания программы дети способны:

  • Ярко и открыто проявлять свои музыкальные способности через различные виды музыкальной деятельности: эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, тембровый и динамический слух;
  • Активно участвовать  в  различных видах театрализованной деятельности, ярко проявляя свои артистические способности.

После освоения содержания программы дети готовы:

  • «проживать»  музыку через эмоционально-образное восприятие, передавая свои впечатления:  в моторно-двигательном, тактильном, словесном, вокальном, мимическом, темброво-инструментальном, интонационном, полихудожественном  выражении;
  • проявлять способность к репродуктивному творчеству: сочинению, импровизации попевок, мелодий на музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях и в самостоятельной музыкальной деятельности

Связь образовательной области «МУЗЫКА»  с другими образовательными областями.

 «Физическое развитие»

Развитие физических качеств  для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности,

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

«Познавательное развитие»

Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

«Социально-коммуникативное развитие»

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Художественно-эстетическое  творчество»

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Речевое развитие»

использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

 

ВОЗРАСТНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Возрастные особенности развития ребенка 2- 3 г. в музыкальной деятельности.

В младшем дошкольном возрасте  ребенок обладает более широкими возможностями как в приобщении к искусству, художественным образам, так и в овладении художественной деятельностью. Его отличают целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, элементарное осознание их содержания. Слушая яркую, энергичную, четко организованную ритмически музыку марша, ребенок, прежде всего: воспринимает ее общее приподнятое настроение и улавливает связь с определенным характером движения. В системе художественных способностей наряду с эмоциональной отзывчивостью и сенсорными способностями формируются художественное мышление. Ребенок сравнивает художественные образы между собой, соотносит их с соответствующими явлениями жизни и приходит своим первым обобщениям.

В раннем возрасте у большинства детей система музыкальности представлена высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку и элементарными компонентами познавательных музыкальных способностей – сенсорных, интеллектуальных, музыкальной памяти.

В структуре музыкального мышления – способность услышать общий характер, настроение музыкального произведения.

В структуре музыкальной памяти – непосредственное, непроизвольное запоминание.

Дети раннего возраста довольно внимательно слушают музыку, исполняемую на фортепьяно, с интересом слушают рассказы, сопровождаемые музыкой, запоминают её, узнают о каком эпизоде, персонаже она рассказывает.

Подпевают взрослому, правильно передавая ритм и отдельные интонации мелодии.

Выполняют движения в играх, плясках, упражнениях по показу взрослого.

Возрастные особенности развития ребенка 3-4 лет в музыкальной деятельности.

В возрасте 3-4 лет необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования ребёнка со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование музыкальными звуками и игра с ними (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнения простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.

Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление.

Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала.

Возрастные особенности развития ребенка 4-5 лет в музыкальной деятельности.

Дети эмоционально реагируют на музыку, испытывая радость от встречи с ней.

Достаточно внимательно слушают её (короткие пьесы – от начала до конца). Могут  определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей. Слышат в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнают ее характерные образы. Определяют, к какому из жанров относится прослушанное музыкальное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных ему инструментов оно исполнено.

Может отобразить характер музыки в музыкальном движении, рисунке.

Дети 5 года жизни очень активны, моторны, в окружающем пространстве ориентируются более уверенно. Могут воспроизвести в движениях характер более сложной и имение контрастной двух – и трехчастной формы музыки, самостоятельно определяют жанры марша и танца и выбирают соответствующие движения. Дети уже овладевают некоторыми видами основных движений (ходьбы, бега, прыжков), используют изобразительные и выразительные жесты. Дети владеют достаточно четкой артикуляцией в пении. В системе чувства музыкального ритма у детей в наибольшей степени представлено чувство темпа.

Имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.

Возрастные особенности развития ребенка 5-6 лет музыкальной деятельности.

Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но и в какой-то мере создавать ее. Ребенок может сконструировать из лоскутков интересный по цветовым сочетаниям наряд для куклы, ухаживает за красивым цветком, чтобы он не завял, вносит свою лепту в интерьер комнаты, вешая на стенку свой лучший рисунок.

Все более осознанно старший дошкольник строит свои отношения со сверстниками и взрослыми, стремится сделать их как можно более красивыми, соответствующим воспринятым этическим нормам.

Художественное развитие в этом возрасте характеризуется высокой степенью овладения различными видами художественной деятельности и появлением сложных компонентов в системах художественных способностей. Так, формируется способность к восприятию и воспроизведению ритмического рисунка музыки, возникает интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, в музыкальных импровизациях появляются законченная мелодия и форма.

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания. Ребенок 5-6лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.   Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности.  Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Возрастные особенности развития ребенка 6-7 лет в музыкальной деятельности.

Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения более координированными, увеличивается объём внимания и памяти, совершенствуется речь.

  У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор, возможности для  сознательного музыкального творчества. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:

1)  Различные виды занятий: тематические, доминантные, комплексные, игровые и т.д. 

2)   Самостоятельная деятельность (нерегламентированная деятельность)

ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовит. группа

Организованная музыкальная деятельность с элементами музыкально-театрального творчества

продолжительность

В неделю

В год

продолжительность

В неделю

В год

продолжительность

В неделю

В год

продолжительность

В неделю

В год

продолжительность

В неделю

В год

10

2

72

15

2

72

20

2

72

25

2

72

30

2

72

Праздники и

развлечения

20-25

25-30

30-35

35-40

40-45

Самостоятельная   деятельность

  • Предоставлять детям возможность самостоятельно слушать музыку, играть в разнообразные музыкальные игры.
  • Развивать умение импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок.
  • Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками.
  • Способствовать желанию детей выступать перед родителями и сверстниками.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

    Успех музыкального воспитания, осуществляемого в детском саду, во многом зависит от постановки воспитания в семье. В семье завершается процесс закрепления приобретенного в детском саду. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за формирование личности ребенка, несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители.

Направления и формы работы с родителями в музыкальном воспитании:

Разнообразные формы работы позволяют значительно повысить активность родителей и их компетентность в вопросах музыкального воспитания. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального развития детей.

 Проводятся:

  • индивидуальные беседы с родителями;
  • консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье;
  • анкетирование, опросы родителей с целью выявления условий музыкального развития ребёнка в семье; с целью оценки работы воспитателя и музыкального руководителя по музыкальному развитию ребёнка; с целью оценки и предложений о проведении праздника или развлечения;
  • интеллектуальные викторины для родителей;
  • создание буклетов, памяток для родителей;
  • приобщение родителей к совместной деятельности с детьми через создание поделок, пособий, атрибутов для игр, праздников, развлечений;
  • участие родителей в выставках, создании газет, генеалогических древ семьи и пр.
  • активное участие родителей совместно с детьми на праздниках, развлечениях, спортивных соревнованиях, проектах.    

   ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ

Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с детьми в процессе организации их общения с музыкой.    

Формы взаимодействие с педагогическим коллективом - это:

  • ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
  • разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
  • обсуждение сценариев праздников и развлечений;
  • участие в изготовлении праздничных декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
  • участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды;
  • оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;
  • участие в педагогических советах дошкольного образовательного учреждения.

С воспитателями проводятся:

  • Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательной работы в группах, используемого на занятиях музыкального репертуара, вопросы организации музыкальной среды дошкольного образовательного учреждения; осуществляется работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей;
  • практические занятия, включающие разучивание музыкального репертуара для детей.
  • Выступления на педагогических советах с докладами, тематическими сообщениями по проблемам музыкального образования детей.
  •  Анализом и обсуждение открытых мероприятий с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Образовательная область «Музыка»

№п\п

НАИМЕНОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И ИГРОВЫХ МАТЕРИАЛОВ

ОБОРУДОВАНИЕ

1.

Музыкальные инструменты для взрослых:

Пианино, синтезатор

2.

Средства мультимедиа: музыкальный центр в зале, мини музыкальные центры по группам, видеомагнитофон, компьютер, принтер.

3.

Аудиокассеты, видеокассеты, диски  CD

4.

Стулья по росту детей

5.

Стулья для взрослых

6.

Интерактивная доска с набором дидактического материала «НОТБУКА»

7.

Подборка оформлений для зала в соответствии с тематикой праздников и развлечений.

8.

Шкафы с методической литературой, дидактическим материалом, подборкой для театрализованной деятельности, нотным материалом, периодическими журналами

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

9.

Атрибуты для музыкальных игр и драматизаций

10.

Различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр – конструктор, бибабо, театр игрушки и т.д.

11.

Атрибуты для игр и музыкально-исполнительской деятельности (венки, листья, корзины, шляпы, платочки, султанчики, снежки и т.д.

12

Костюмы для театрализованной деятельности для детей

13.

Костюмы для взрослых различной тематики.

14.

Искусственная елка с набором елочных игрушек. Бус. Мишуры. Снежинок и т.д.

15.

Детские музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, барабаны, кастаньеты, треугольники, ложки, трещотки  и т.д.

16.

Детские музыкальные инструменты с диатоническим звукорядом, и хроматическим – металлофоны, ксилофоны.

17.

Учебно-методические материалы, пособия, наборы:  портретов, репродукций

18.

Комплекты  CD дисков  и конспекты занятий по всем возрастным группам

19.

Нотные сборники в соответствии с рекомендуемым программами репертуаром

20

Музыкальные словари и справочники

21.

Литература, содержащая сценарии детских утренников и развлечений для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

22.

Материалы из опыта работы (сценарии., конспекты занятий, авторские сценарии, музыкальных спектаклей, авторские песни)

23.

Материалы для работы с родителями, папки-передвижки с консультационными материалами, анкеты.

24.

Популярная современная  литература о музыке и музыкальном развитии детей

ИГРОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

25.

Игрушки, изображающие музыкальные инструменты ( балалайки, гармошки, дудочки)

26.

Дидактические игрушки:  кукла, медведь,  петрушка, заяц, собачка  и т.д.

27.

Мячи разных размеров, флажки, обручи, гантели. Кубики, скакалки.

28.

Музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы

Методическая литература

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М., «Музыка», 1989

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. Руководителя дет. Сада. – М.:Просвещение, 1985.

Зарецкая Н.В., Роот З.Я. Праздники в детском саду: Сценарии, песни и танцы. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс,2003.

Зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. Пособие для музыкального руководителя. М.,»Просвещение», 1971.

Картушина М.Ю. Музыкальные сказки о зверятах. Развлечения для детей 2-3 лет.М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010..

Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

 Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

Картушина М.Ю. Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011.

Картушина М.Ю. Праздники в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

 Кононова Н.Г. Музыкально- дидактические игры для дошкольников: Из опыта    

 работы муз. руководителя. — М.: Просвещение, 1982.

Макшанцева Е.Д. Детские забавы. Книга для воспитателя и муз. руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.

Мерзлякова С.И. Театрализованные игры: методическое издание для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Обруч, 2012. – 152с

Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет) : Из опыта работы муз. Руководителей дет садов / Авт.-сост.: СИ. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н.Соковнина. –М.: Просвещение, 1981.

Музыка и движения (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) : Из опыта работы муз. Руководителей дет садов / Авт.-сост.: СИ. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н.Соковнина. –М.: Просвещение, 1984.

Музыка и движения (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет): Из опыта работы муз. Руководителей дет садов / Авт.-сост.: СИ. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н.Соковнина. –М.: Просвещение, 1983.

Радынова О .П. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке. –М.: ТЦ Сфера, 2010.

Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Сказка в музыке. Музыкальные инструменты.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с.

Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: Пособие для музыкальных руководителей . – М.: Айрис-пресс, 2004.

Материалы журнала «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель» и др.

«Учите детей петь» - Песни и упражнения для развития голоса у детей 2-7 лет: Кн. Для воспитателя и муз. Руководителя дет. Сада / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. – М.: Просвещение, 1987, 1988г.

Е.А. Гомонова «Секреты музыкального воспитания дошкольников» М. «ВАКО» 2015

 













 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр

Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....

Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для   музыкально- творчески -  способных детей....

Мастер класс для родителей «Игры с музыкальными инструментами, как средство развития музыкально - творческих способностей детей».

Данный материрал преднозначен для родителей, чтобы развивать музыкальные творческие способности детей. Он позволит радостно, весело и с пользой провести время вместе....

Развитие музыкальных творческих способностей детей в процессе игры на самодельных музыкальных инструментах

Развитие музыкальных творческих способностей детей в процессе игры на самодельных музыкальных инструментах...