Проектная работа на тему: «Внедрение музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ»
проект на тему

Построение образовательного процесса в ДОУ на основе использования средств музейной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТНАЯ работа на тему: «Внедрение музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ» Выполнила: Методист ГБОУ Школа 1411 Касилина Галина Викторовна

Слайд 2

Объект исследования : Образовательный процесс ДОУ. Предмет исследования: Построение образовательного процесса в ДОУ на основе использования средств музейной педагогики. Цель исследования: Определить составляющие системы работы ДОУ по развитию у детей познавательно – исследовательской деятельности через мини – музеи; разработать педагогические проекты по созданию и организации мини-музеев; определить критерии эффективности реализации данных проектов.

Слайд 3

Гипотеза: Если построить образовательный процесс в ДОУ на основе использования средств музейной педагогики, то это позволит : создать в образовательном учреждении информационно– образовательную среду, позволяющую повысить качество образовательного процесса; мотивировать педагогический коллектив на инновационную деятельность; создать модель построения образовательного процесса в ДОУ с использованием средств музейной педагогики; разработать возможные варианты педагогических проектов по созданию и организации мини – музеев; определить критерии эффективности реализации данных проектов; разработать методические рекомендации для руководителей дошкольных образовательных учреждений по организации образовательного процесса с использованием средств музейной педагогики и применению педагогических проектов.

Слайд 4

Задачи исследования: 1.Анализ научной литературы и практической работы ДОУ по теме исследования. 2.Создать модель образовательного процесса в ДОУ по теме исследования. 3.Апробировать модель образовательного процесса в ДОУ по теме исследования. 4.Разработать методические рекомендации руководителям дошкольных образовательных учреждений по использованию модели образовательного процесса в ДОУ по теме исследования (по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ).

Слайд 5

Методы исследования М етод теоретического анализа литературы Эмпирические методы наблюдение анкетирование интервью опрос тестирование беседа Статистические методы исследования Эксперимент

Слайд 6

Новизна воспитания средствами музейной педагогики состоит в том, что она позволяет формировать личность комплексно, через многообразие форм, методов, средств, применяемых в современном образовательном процессе, широко используя социум, привлекая потенциал культурно-исторической среды, общественность, государственные и частные музеи и т.д.

Слайд 7

Приобщение дошкольников к культуре, формирование ценностного отношения к искусству – это одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста . Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться , то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса . Актуальность

Слайд 8

Мы решили создать собственный "музейный комплекс" во всех групповых помещениях. И поставили перед собой следующие задачи: сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей; создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей; В основу решения этих задач положены следующие принципы: принцип учета возрастных особенностей дошкольников; принцип опоры на интересы ребенка; принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого; принцип наглядности; принцип последовательности; принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Слайд 9

Музейная экспозиция «Кукла» Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становиться более эффективным. Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп.

Слайд 10

Чтобы активизировать у детей желание творить, мы создали мини - музеи в каждой группе: «Медоносная пчела», «Шерсть», «Русская изба», «Волшебное чудо- стекло» и другие. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их "мини-музеями". Но что такое мини-музей ? Во-первых , “мини” напоминает нам о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни раздевалки, коридора, изостудии, экологической комнаты. Во-вторых он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих , мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Слайд 11

Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Слайд 12

Музейная педагогика – наука о воспитании творческой развитой личности в условиях музейной среды. Создание музейной среды вокруг ребенка, организация интерактивных экскурсионных занятий, особые принципы общения, все это составляющие музейно – педагогического процесса. Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка, так как внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры.

Слайд 13

Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Поддерживание познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте требует использования разных форм и приемов работы, в том числе характерных для музейной педагогики.

Слайд 14

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.

Слайд 15

Интеграция в воспитательно-образовательный процесс придает музею более высокий статус, он становится важной составляющей жизни ДОУ и импульсом для социализации ребенка в атмосфере творчества. Важным итогом проекта “Мини-музеи для детей” мы считаем и то, что в процессе его реализации и после этого многие родители стали посещать с детьми “настоящие” музеи – Дарвиновский, музей Москвы и другие. А мини-музеи стали неотъемлемлемоей частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Слайд 16

Рекомендации руководителям ДОУ Прежде чем начать работу по организации мини - музеев, следует предпринять ряд шагов: Создать инициативную группу педагогов. Изучить специальную литературу о музеях и искусстве. Определить направления работы. Составить небольшой, но конкретный план. Включить в него мероприятия, намеченные в плане вашего образовательного учреждения. Разработать систему материального стимулирования педагогов. Использовать все образовательное пространство детского сада для расположения мини – музеев. Отобрать всё доступное, конкретное и необходимое для экспозиций мини-музея. Обучение в мини – музее должно нести творческий и развивающий характер. В свободных разговорах предоставить детям возможность высказать впечатления. Пусть словами, жестами, рисунком выразят любые мелочи, которые поразили их в мини-музее. К музею ребёнка целесообразнее приобщать через циклы мероприятий. Использовать разнообразные музыкальные произведения при ознакомлении детей с музейным искусством. Одной из форм работы могут быть проекты.

Слайд 17

В результате проделанной работы была проа нализирована научно - методическая литература и практическая деятельность ДОУ по теме: «Внедрение музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ». Создана и апробирована модель образовательного процесса в ДОУ по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс. Творческой группой ОУ составлен план работы и проведен ряд методических мероприятий по повышению квалификации педагогов. Разработан проект : «Мини-музеи в детском саду», который был направлен на создание мини-музеев в ДОУ и организацию познавательно-исследовательской деятельности с детьми в пространстве мини-музея. Разработаны методические рекомендации для руководителей ДОУ по организации образовательного процесса с использованием средств музейной педагогики. В дальнейшем планируем продолжить работу по музейной педагогике в ДОУ, а также разработать систему познавательных занятий в мини-музее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Методические рекомендации по использованию музейной педагогики в образовательном процессе

Из опыта работы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе....

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

В  материале представлен опыт работы с детьми, который позволил определить наиболее эффективные методы и формы работы по использованию музейной педагогике в образовательном процессе ДОУ.Тем...

Музейная педагогика в образовательном процессе ДОО

Консультация посвящена музейной педагогике, которая рассматривается как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности и как инновационная педагогическая технология. Даются реком...

Проектная работа на тему: «Внедрение музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ»

Построение образовательного процесса в ДОУ на основе использования средств музейной педагогики....

Из опыта работы воспитателя подготовительной группы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия....