Дети наше будущее
статья на тему

Зак Светлана Петровна

Статья по нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_nashe_buduyushchee.docx38.33 КБ

Предварительный просмотр:

                            Дети – наше будущее.

                   Статья по нравственному воспитанию.

Авторы: Воспитатели группы «Умники и умницы»

Зак С.П.

Куликова Е.П.

Санкт-Петербург 2015год.

Одно из важнейших качеств личности -  начало которого закладывается в дошкольном детстве, честность. Мы вправе требовать, и мы можем ожидать от ребенка правдивых поступков, правдивого  признания  в совершенном  поступке, искреннего выражения чувств по отношению  к взрослым и сверстникам. Развитие  правдивости успешнее осуществляется в условиях  справедливых  требований.

Очень ценен правдивый поступок ребенка,  совершенный в условиях внутренней борьбы,  сказать или не сказать ,что это он разбил  тарелку,  порвал книжку, потерял рукавичку . Если промолчать, то может быть никто и не узнает, а сказать, то будут упрекать. Вот здесь и проявляется формирующийся характер.  Что же победит:  трусость или мужество, и правдивость.

В  нашей работе с родителями мы учим  видеть  эту внутреннюю  борьбу, которая совершается в сознании ребенка , и осторожно неназойливо  направляем его  на принятие правильного решения.

В помощь взрослым предлагаем привлекать художественную литературу, рассказы, стихи, сказки, пословицы.  Ведь именно здесь  моральная оценка правдивого поступка не навязывается ребенку, он сам должен разобраться в поступке героя.

Художественное слово - силой своей образности и конкретности, воздействует на детей, возбуждая, чувство  любви и уважения к  честным, и правдивым людям, и наоборот  чувство презрения ко всякой лжи.

Очень важно, также использовать для воспитания правдивости конкретные примеры честного и нравственного поведения самих детей . В  нашей группе   «Умники и умницы»  произошел такой случай:  У  Настеньки пропали наклейки.  Она пожаловалась воспитателям и  родителям. Ей было так обидно, ведь наклейки подарила  крестная, которая только вчера приехала погостить.  Дети сказали, что ничего не брали . Ситуация неприятная. Но вот наступило утро.  Дети пришли в группу.  Прошел завтрак.  И  вдруг вернулась мама Илюши.  Она не заходила  в  группу, оставалась в раздевалке.                  А  Илюша попросил ребят его послушать. Он признался,  что это он взял наклейки . Оказывается у него точно  такие же в этот день остались дома.        А он про это забыл, и  подумал ,что Настины наклейки это его.                 Илюша  вернул наклейки.  Настеньку и всех ребят угостил конфетами .     Мама ушла на работу с хорошим настроением. Все ребята смеялись , улыбались . Мы  были горды  за Илюшу,  Настю и всех  ребят.

Старшие  дошкольники способны проявить такое сложное нравственное качество -  как деликатность. Если они видят перед собой пример для подражания со стороны взрослых, они не позволяют себе указывать  на физические недостатки, которые они в состоянии заметить у человека , не станут пристально  рассматривать его.

Воспитанный ребенок удовлетворяет свое любопытство, лишь спустя некоторое  время,  когда поразивший его человек не сможет услышать его вопросов.  Плохо воспитанный  ребенок беззастенчиво  указывает пальцем на инвалида,  А взрослые тут  же  нередко удовлетворяют  любознательность  ребенка,  тем самым, причиняя  страдания человеку.

Но бывает и так, что старшие  не одобряют любопытства  ребенка,  и малыш не понимает,  почему взрослые  недовольны его поведением , ведь он сказал правду,  что  человек хромой , и ему это не  нравится .

Вот хороший повод , уважаемые взрослые,  объяснить,  что  правдивость и искренность,  не могут  быть   прямолинейными , а главное  не причинить боли  другому человеку.

Воспитание  такой сдержанности,  ох нелегкое это - дело.  Ребятам, наши требования, могут показаться  противоречивыми.  Но наш опыт   показывает, что только последовательное  воспитание,  только правильные ,моральные  требования , предъявляемые  к  любимому малышу , поверьте , дадут  результат и в этом случае.

Осень :

 Мы гуляем в Михайловском саду.  Красота неописуемая.  Осеннее солнышко,  эти разноцветные  листья.  И тут мы обратила внимание  на двух мальчиков – близнецов.  Они играли  совсем  рядом,  а их  мама  всё время  разговаривала  по  мобильному  телефону , не обращая на мальчиков особого  внимания.  Мальчики  играют  в лошадку.  Сами они преобразились в наездников.  Лошадок  изображают палочки . Они весело скачут  друг  за  другом , погоняя их  прутиками.   Но  вот  один мальчик  бросает палочку,  и  бежит   играть в песочницу, а вот  другой мальчик  продолжает   играть.  Он  скачет  к  скамеечке.  Оставляет свою  лошадку.  Идет берет свое ведерко.  Подходит с ним  к  лошадке и говорит: «  На пей , пожалуйста , водичку,  ты  так  устала.»   И  после  того, как лошадка- палочка попила,  мальчик кладет перед  ней  свой платочек  со словами: «  Покушай сено.  Отдохни . А  я пойду на работу .».

Вот так, воспитываясь в  одной семье , первый мальчик выразил свое отношение к  животным : для него   лошадка-  палочка  выступала  только  как предмет , на котором  можно ездить верхом,  а  второй   мальчик проявил  заботу  о лошади,  накормил, напоил,  не бросил,  поставил на место , позаботился .

В первом случае - безразличие , а  во  втором- забота.

В  своей педагогической деятельности мы всегда   советуем родителям : важно не только во что играют дети , но и как они играют.

Понятно,  что игра  по- разному  будет влиять на воспитание ребенка , в зависимости  от того , что именно , какие  черты поведения людей отображаются в ней . Важно ,чтобы ребенок отображал в игре , то, что  мы хотим увидеть  впоследствии  и  в его собственном  поведении.

Внимание  к товарищам , доброжелательное отношение  к  людям,  взаимная помощь , правдивость  ,честность, уважение к старшим,  любовь к труду -  все это  должно  быть в правильно  организованной игре.

В  конце октября мы провели в своей  группе «  Умники и  умницы» с родителями наших  воспитанников  круглый  стол  на тему: «   Знаете ли вы  своего  ребенка».  Мы пытались  донести,  что  подражая  взрослым ,ребенок  практически  воспроизводит  те отношения,  которые он наблюдает.      Вместе с этим он  сам  проникается  соответствующим  отношением  к другим  людям. Если  ребенок  в игре жестоко  обращается  со  своей  куклой , грубо  обращается  с  пассажирами , которых  он  перевозит,  не  согласует  своих  действий с другими  играющими, не уступает   другим  детям    игрушку,  неряшливо   обращается  со своими  игрушками, то это  приводит  сначала к тому , что  у  ребенка  образуются сначала  плохие привычки ,а затем  отрицательные черты  характера - эгоизм , неряшливость,  упрямство .            И  наоборот, если в  игре  ребенок  ласков  со свей  куклой,  всегда  убирает игрушки , выполняет  взятые  на себя  в игре  обязанности , и подчиняется  игровым  правилам,  то  у  такого ребенка  в игре  развивается  бережное  отношение  к  вещам,  трудолюбие,  дисциплинированность , общительность  и другие   ценные  качества . Вот  почему  далеко  не  безразлично, во что  играют  дети.

Организация здорового  питания в детском саду , это не только  качественная пища, приготовленная  умелым  поваром,  но и работа  воспитателя ,  научить  ребенка правильно  вести  себя  за  столом,  умело пользоваться   столовыми приборами.  Мы обязательно следим, чтобы  детки  во время еды  не  спешили , не  играли  столовыми  приборами , не  разговаривали.                 Все это   легче  объяснить  ребенку , используя  художественно - эстетические  приемы,  и  методы, во время  специально   организованных  видов деятельности, в  совместной с  детьми и родителями  деятельности  воспитателя.

Накопленный  материал  мы  разделили  на три направления:

Для педагогов:

 Методическая помощь  в организации  и проведении разнообразных форм работы с детьми.

Для взрослых :

 Полезная информация  для педагогов и родителей  о вкусной и здоровой пище, правилах  сервировки , и поведения  за столом.

Для детей :

 Стихи , загадки,  игры,  сказки , рассказы,  музыкально -  театрализованные представления.

Овладение культурой  еды , нелегкое  для детей  дело, но формировать  эти навыки  нужно с раннего  возраста.  Уже в течении  четырех  лет немалую поддержку  нам оказывают родители . Они принимают  участие во всех  мероприятиях. Так популярным и любимым  стало кафе « Синьор  Помидор». Во время подготовки и проведения этого музыкально- познавательного  досуга,  непосредственно, участвуя в нем, дети получают  немало полезной  информации , а  педагоги  и  родители  неожиданно открывают в себе  неизвестные  раннее таланты. Кто- то  вдруг  заговорил  стихами.                      А  папа  Ярослава , необычно  сервировал  стол.  Дедушка  Лизочки  красиво  оформил  блюдо.  Проявляя  творчество, и фантазию, родители порой  создавали такие  шедевры  из  овощей и фруктов,  что даже  жалко становилось кушать.  А артисты  кафе  поют частушки , исполняют «Танец  веселых  поварят» , разыгрывают  сценки  из  жизни  сказочных  овощей  и фруктов . Наши старания  не  проходят даром.  Все это способствуют не  только хорошему  аппетиту , но и в игровой  форме  легко , непринужденно  воспитывает  умение правильно  пользоваться  столовыми  приборами,  культурно  вести себя  за столом , расширяет  знания  о вкусной и здоровой  пище.

Дошкольное  детство  это  важный период  в жизни ребенка , когда формируется  основные  представления об  окружающей  действительности , представления  о  семейном укладе, и родной  земле.  Необходимо  сохранить  все то - что  накоплено  предшествующими  поколениями, и преумножая  внести  в  современный  образовательный  процесс.

К . Д.  Ушинский  считал,  что  воспитание  нравственности  составляет  главную  задачу  воспитания,  гораздо  более  важную , чем  развитие  ума . По  мнению  В . А.  Сухомлинского  суть  процесса  нравственного  воспитания  состоит  в том, чтобы  нравственные  идеи  стали  достоянием  каждого  ребенка , и  превратились в  нормы , и правила  поведения.  Основным  содержанием  нравственного  воспитания , он  считал  формирование  гуманизма,  гражданственности, трудолюбия,  благородства  и умения  управлять  собой .

Эффективность  нравственного  воспитания  детей  дошкольного возраста - это  взаимодействие  детского сада и семьи.  Результат  нравственного воспитания  дошкольников,  нравственно-цельная  личность  в   единстве  сознания,  и общественно  ценного  поведения.

Источники:

Дошкольное  воспитание № 11 ,  2013  год.   Е. Сковорода :  воспитатель  детского  сада № 48  обще развивающего  вида , город  Краснодар.

Дошкольное  воспитание № 2,  2011год.  Еремеева  М . С.-  заведующая  детского сада №139     компенсирующего  вида , город  Краснодар.

«Мир  детства»  В . Н.    Аванесова,   Л.  А . Венгер,  2009  год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети - наше будущее

Новый Год 2013...

Информационный материал "Дети наше будущее.."

Правила воспитания поколений. Взрослым всегда надо помнить о них.Материал составлен из лекций специалиста по дошкольному образованию ЧОУ ДПО "Образователный центр ИНТОКС" Воробей Т.Т....

Дети наше будущее

Нравственное воспитание...

наши дети - наше будущее

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9456808","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 280px; height: 200px; ","width":"480"}}]][[{"type":"media","view...

Родительское собрание «Наш сад. Наши дети. Наше будущее»

Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей в вопросах оздоровления детей....

План работы родительского клуба "Наши дети -наше будущее"

План работы родительского клуба "Наши дети  -наше будущее"на 2020-2021 учебный год...