Дети наше будущее
статья на тему
Предварительный просмотр:
Дети – наше будущее.
Статья по нравственному воспитанию.
Авторы: Воспитатели группы «Умники и умницы»
Зак С.П.
Куликова Е.П.
Санкт-Петербург 2015год.
Одно из важнейших качеств личности - начало которого закладывается в дошкольном детстве, честность. Мы вправе требовать, и мы можем ожидать от ребенка правдивых поступков, правдивого признания в совершенном поступке, искреннего выражения чувств по отношению к взрослым и сверстникам. Развитие правдивости успешнее осуществляется в условиях справедливых требований.
Очень ценен правдивый поступок ребенка, совершенный в условиях внутренней борьбы, сказать или не сказать ,что это он разбил тарелку, порвал книжку, потерял рукавичку . Если промолчать, то может быть никто и не узнает, а сказать, то будут упрекать. Вот здесь и проявляется формирующийся характер. Что же победит: трусость или мужество, и правдивость.
В нашей работе с родителями мы учим видеть эту внутреннюю борьбу, которая совершается в сознании ребенка , и осторожно неназойливо направляем его на принятие правильного решения.
В помощь взрослым предлагаем привлекать художественную литературу, рассказы, стихи, сказки, пословицы. Ведь именно здесь моральная оценка правдивого поступка не навязывается ребенку, он сам должен разобраться в поступке героя.
Художественное слово - силой своей образности и конкретности, воздействует на детей, возбуждая, чувство любви и уважения к честным, и правдивым людям, и наоборот чувство презрения ко всякой лжи.
Очень важно, также использовать для воспитания правдивости конкретные примеры честного и нравственного поведения самих детей . В нашей группе «Умники и умницы» произошел такой случай: У Настеньки пропали наклейки. Она пожаловалась воспитателям и родителям. Ей было так обидно, ведь наклейки подарила крестная, которая только вчера приехала погостить. Дети сказали, что ничего не брали . Ситуация неприятная. Но вот наступило утро. Дети пришли в группу. Прошел завтрак. И вдруг вернулась мама Илюши. Она не заходила в группу, оставалась в раздевалке. А Илюша попросил ребят его послушать. Он признался, что это он взял наклейки . Оказывается у него точно такие же в этот день остались дома. А он про это забыл, и подумал ,что Настины наклейки это его. Илюша вернул наклейки. Настеньку и всех ребят угостил конфетами . Мама ушла на работу с хорошим настроением. Все ребята смеялись , улыбались . Мы были горды за Илюшу, Настю и всех ребят.
Старшие дошкольники способны проявить такое сложное нравственное качество - как деликатность. Если они видят перед собой пример для подражания со стороны взрослых, они не позволяют себе указывать на физические недостатки, которые они в состоянии заметить у человека , не станут пристально рассматривать его.
Воспитанный ребенок удовлетворяет свое любопытство, лишь спустя некоторое время, когда поразивший его человек не сможет услышать его вопросов. Плохо воспитанный ребенок беззастенчиво указывает пальцем на инвалида, А взрослые тут же нередко удовлетворяют любознательность ребенка, тем самым, причиняя страдания человеку.
Но бывает и так, что старшие не одобряют любопытства ребенка, и малыш не понимает, почему взрослые недовольны его поведением , ведь он сказал правду, что человек хромой , и ему это не нравится .
Вот хороший повод , уважаемые взрослые, объяснить, что правдивость и искренность, не могут быть прямолинейными , а главное не причинить боли другому человеку.
Воспитание такой сдержанности, ох нелегкое это - дело. Ребятам, наши требования, могут показаться противоречивыми. Но наш опыт показывает, что только последовательное воспитание, только правильные ,моральные требования , предъявляемые к любимому малышу , поверьте , дадут результат и в этом случае.
Осень :
Мы гуляем в Михайловском саду. Красота неописуемая. Осеннее солнышко, эти разноцветные листья. И тут мы обратила внимание на двух мальчиков – близнецов. Они играли совсем рядом, а их мама всё время разговаривала по мобильному телефону , не обращая на мальчиков особого внимания. Мальчики играют в лошадку. Сами они преобразились в наездников. Лошадок изображают палочки . Они весело скачут друг за другом , погоняя их прутиками. Но вот один мальчик бросает палочку, и бежит играть в песочницу, а вот другой мальчик продолжает играть. Он скачет к скамеечке. Оставляет свою лошадку. Идет берет свое ведерко. Подходит с ним к лошадке и говорит: « На пей , пожалуйста , водичку, ты так устала.» И после того, как лошадка- палочка попила, мальчик кладет перед ней свой платочек со словами: « Покушай сено. Отдохни . А я пойду на работу .».
Вот так, воспитываясь в одной семье , первый мальчик выразил свое отношение к животным : для него лошадка- палочка выступала только как предмет , на котором можно ездить верхом, а второй мальчик проявил заботу о лошади, накормил, напоил, не бросил, поставил на место , позаботился .
В первом случае - безразличие , а во втором- забота.
В своей педагогической деятельности мы всегда советуем родителям : важно не только во что играют дети , но и как они играют.
Понятно, что игра по- разному будет влиять на воспитание ребенка , в зависимости от того , что именно , какие черты поведения людей отображаются в ней . Важно ,чтобы ребенок отображал в игре , то, что мы хотим увидеть впоследствии и в его собственном поведении.
Внимание к товарищам , доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь , правдивость ,честность, уважение к старшим, любовь к труду - все это должно быть в правильно организованной игре.
В конце октября мы провели в своей группе « Умники и умницы» с родителями наших воспитанников круглый стол на тему: « Знаете ли вы своего ребенка». Мы пытались донести, что подражая взрослым ,ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Вместе с этим он сам проникается соответствующим отношением к другим людям. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей куклой , грубо обращается с пассажирами , которых он перевозит, не согласует своих действий с другими играющими, не уступает другим детям игрушку, неряшливо обращается со своими игрушками, то это приводит сначала к тому , что у ребенка образуются сначала плохие привычки ,а затем отрицательные черты характера - эгоизм , неряшливость, упрямство . И наоборот, если в игре ребенок ласков со свей куклой, всегда убирает игрушки , выполняет взятые на себя в игре обязанности , и подчиняется игровым правилам, то у такого ребенка в игре развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, дисциплинированность , общительность и другие ценные качества . Вот почему далеко не безразлично, во что играют дети.
Организация здорового питания в детском саду , это не только качественная пища, приготовленная умелым поваром, но и работа воспитателя , научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами. Мы обязательно следим, чтобы детки во время еды не спешили , не играли столовыми приборами , не разговаривали. Все это легче объяснить ребенку , используя художественно - эстетические приемы, и методы, во время специально организованных видов деятельности, в совместной с детьми и родителями деятельности воспитателя.
Накопленный материал мы разделили на три направления:
Для педагогов:
Методическая помощь в организации и проведении разнообразных форм работы с детьми.
Для взрослых :
Полезная информация для педагогов и родителей о вкусной и здоровой пище, правилах сервировки , и поведения за столом.
Для детей :
Стихи , загадки, игры, сказки , рассказы, музыкально - театрализованные представления.
Овладение культурой еды , нелегкое для детей дело, но формировать эти навыки нужно с раннего возраста. Уже в течении четырех лет немалую поддержку нам оказывают родители . Они принимают участие во всех мероприятиях. Так популярным и любимым стало кафе « Синьор Помидор». Во время подготовки и проведения этого музыкально- познавательного досуга, непосредственно, участвуя в нем, дети получают немало полезной информации , а педагоги и родители неожиданно открывают в себе неизвестные раннее таланты. Кто- то вдруг заговорил стихами. А папа Ярослава , необычно сервировал стол. Дедушка Лизочки красиво оформил блюдо. Проявляя творчество, и фантазию, родители порой создавали такие шедевры из овощей и фруктов, что даже жалко становилось кушать. А артисты кафе поют частушки , исполняют «Танец веселых поварят» , разыгрывают сценки из жизни сказочных овощей и фруктов . Наши старания не проходят даром. Все это способствуют не только хорошему аппетиту , но и в игровой форме легко , непринужденно воспитывает умение правильно пользоваться столовыми приборами, культурно вести себя за столом , расширяет знания о вкусной и здоровой пище.
Дошкольное детство это важный период в жизни ребенка , когда формируется основные представления об окружающей действительности , представления о семейном укладе, и родной земле. Необходимо сохранить все то - что накоплено предшествующими поколениями, и преумножая внести в современный образовательный процесс.
К . Д. Ушинский считал, что воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную , чем развитие ума . По мнению В . А. Сухомлинского суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы нравственные идеи стали достоянием каждого ребенка , и превратились в нормы , и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания , он считал формирование гуманизма, гражданственности, трудолюбия, благородства и умения управлять собой .
Эффективность нравственного воспитания детей дошкольного возраста - это взаимодействие детского сада и семьи. Результат нравственного воспитания дошкольников, нравственно-цельная личность в единстве сознания, и общественно ценного поведения.
Источники:
Дошкольное воспитание № 11 , 2013 год. Е. Сковорода : воспитатель детского сада № 48 обще развивающего вида , город Краснодар.
Дошкольное воспитание № 2, 2011год. Еремеева М . С.- заведующая детского сада №139 компенсирующего вида , город Краснодар.
«Мир детства» В . Н. Аванесова, Л. А . Венгер, 2009 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети - наше будущее
Новый Год 2013...
Информационный материал "Дети наше будущее.."
Правила воспитания поколений. Взрослым всегда надо помнить о них.Материал составлен из лекций специалиста по дошкольному образованию ЧОУ ДПО "Образователный центр ИНТОКС" Воробей Т.Т....
Дети наше будущее
Нравственное воспитание...
наши дети - наше будущее
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9456808","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 280px; height: 200px; ","width":"480"}}]][[{"type":"media","view...
Выступление на общем родительском собрании от 27.09.2018 года НАШИ ДЕТИ – НАШЕ БУДУЩЕЕ. НАЧАЛО НОВОГО 2018-2019 УЧЕБНОГО ГОДА. «Особенности образовательной деятельности в детском саду. Эффективные формы партнерского сотрудничества с семьями воспитан
Материалы для выступления на родительском собрании по вопросам образовательного процесса и взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ....
Родительское собрание «Наш сад. Наши дети. Наше будущее»
Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей в вопросах оздоровления детей....
План работы родительского клуба "Наши дети -наше будущее"
План работы родительского клуба "Наши дети -наше будущее"на 2020-2021 учебный год...