Деятельностный подход при организации образовательного процесса в ДОО.
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход - организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики, развивающие разные виды компетентностей ребенка и самого ребенка как личность (Л.Г.Петерсон).
Деятельностный подход — это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества.
Деятельностный подход рассматривает деятельность как движущую силу психического развития ребёнка.
Разработан в трудах Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты
Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым (сотрудничество взрослого и ребёнка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому; ребенок активен не менее взрослого)
В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:
• создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
• учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
• помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода:
- Создание проблемной ситуации
- Целевая установка
- Мотивирование к деятельности
- Проектирование решений проблемной ситуации
- Выполнение действий (заданий)
- Анализ результатов деятельности
- Подведение итогов
Организация пространства непосредственно образовательной деятельности:
• Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.
• Свободный выбор детьми рабочего места, перемещение, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.
• Партнер – взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позиции он вне круга, противостоит детям, над ними).
«Золотые правила» деятельностного подхода:
• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса
• Веди ребенка от собственного опыта к общественному
• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши
• Учи анализировать каждый этап работы
• Критикуя, стимулируй активность ребенка
Методы и приемы в ДОО :
- метод проектов
- ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
- мнемотехника(метод наглядного моделирования)
- экспериментирование
- Развивающие игры В. В. Воскобовича
- Методика «Сказки Фиолетового Леса» Харько Т.Г.
- «свободная работа» по М. Монтессори
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе с использованием комплексно-тематического планирования. «В круговороте дел - вода».
В своей работе я представляю разработанный мною материал знакомства детей с водой как ценном природном ресурсе, положенный в основу деятельностного метода через организацию различных видов детской дея...
Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"
Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО" Данный материал будет полезен педагогам ДОУ, реализующим ФГОС ДО....
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса - основа образовательного стандарта дошкольного образования
Данный материал представляет основы системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании....
Методическое объединение « Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»
Цель: Систематизировать знания педагога о деятельностном подходе в воспитательно - образовательном процессе ДОО, показать необходимость использования данного метода в работе педагога на современном эт...
Презентация « Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»
Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики....
Лекция на тему: «Деятельностный подход при организации образовательного процесса с дошкольниками».
Деятельностный подход, реализующийся в практике работы ДОУ, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информац...
Деятельностный подход при организации образовательного процесса с дошкольниками
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате исполь...