Доклад "Трудовое воспитание детей старшего возраста"
материал (старшая группа) на тему

Гаврилова Тамара Альбертовна

Понятия «Труд», «Трудовое воспитание».

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания.

А.С. Макаренко - Основой является именно труд. Но что такое труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Великие педагоги о труде.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская.

"Труд - первое основное условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека.

Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.

В.А Сухомлинский: "Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства".

К. Ушинский. Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. А. С. Макаренко.

Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.

Виды труда

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим

возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если,

например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших

группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей

вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд

не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное

значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную

необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных

потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий

приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все

имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это

помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.

Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке

костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без

требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические

правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию

можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка.

Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки

на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от

взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть

препятствия.

Труд детей в природе.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического

развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов,

укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для

умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком

другом сочетается умственные и волевые усилия.

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением

доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых

процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию

наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к

сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются.

Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в

природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на

удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового

процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование

результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных

эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные

практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность

за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление

выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее,

аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими

приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся

бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах

различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него

можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных

предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать,

склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с

деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются

сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с

природным материалом – листьями, желудями, соломой, корой и т. д. – дает

воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств:

цветом, формой, твердостью.

Работа с семьей

Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имееттруд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей

способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности,

доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в

семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие.

Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка

помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него

закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в

обществе.

Как ребенка приобщить к труду?

 

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают

квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти

повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и

отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна

готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить

что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример

членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут

соправаждать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание

детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно

ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка сих

трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят

людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит

детей.

В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду

всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие

возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в

урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу

будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица

результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в

школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб

завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб

грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.

Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут

произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.

В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом

труде. Но не всегда охотно выполняет он те или иные обязанности. Чтобы

заинтересовать детей; надо в доступном ребенку данного возраста объяснить

значимость предстоящей работы, ее результата. << Если не поменять воду в

вазе с цветами, цветы завянут >>. Интерес детей к труду значительно

повышается, если полезность его для окружающих очевидна:<< Как хорошо, что

Катя убрала посуду, теперь после обеда все смогут отдохнуть >>.

Пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка для вилок

или игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание

сделать что-то для других и обязательно использовать, эту вещь в быту.

Поручения, даваемые детям должны быть интересными и

привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на

распоряжениях: << Подай! >>, << Подержи! >>, << Подержи! >>, то это

отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая,

не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им

пользоваться.

Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его

возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с

интересом. Старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем

труде (выносить ведро с мусором, мыть чайную посуду, холить за хлебом и

т.д. ) т. е. Иметь поручения, требующие выполнения в течении длительного

времени и без напоминаний.

Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения

того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь

дома соответствующий инвентарь.

Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка,

способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно

ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у

детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для

младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.

Содержание хозяйственно-бытового труда

 

 

В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно

бытовой труд, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой

комнате, и на участке.

Этот труд как, не какой другой, дает возможность воспитать у детей

аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников,

постоянно участвующих в хозяйственно бытовом труде, как правело,

сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной

инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети

активно включаются в различные виды хозяйственно бытового труда,

самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность

работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.

Содержание этого вида труда в старшем дошкольном возрасте значительно

разнообразнее, чем в младшем. Если взрослые не разделяют труд пяти-

шестилетних детей на женский и мужской, то и дети не будут этого делать. У

мальчиков в частности, начнет формироваться привычка, принимать активное

участие в домашней работе, столь необходима для будущей семейной жизни.

Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано,

примерно на втором году жизни. Даже ограниченные физические и духовные

возможности маленького ребенка, дают ему возможность проявить

самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во

время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с

уборкой посуды, стиркой вещей для куклы.

Хозяйственно- бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не

только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные

ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется

слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения,

организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных

дел; особый эмоциональный настрой ( готовность принять участие в

хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу,

воспитателю, няне маме.) способствует формированию таких качеств, как

трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к

окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а в месте с

тем коллективистических начал личности дошкольника. Он создает больше

возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда:

рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например:

участие в наведении порядка в групповой комнате.) предварительного его

планирования; умения подобрать необходимые материалы для выполнения

задания, бережного отношения к ним, стремления сделать работу хорошо и

своевременно. Это в свою очередь, создает благоприятные условия для

воспитания положительного отношения к данному виду труда.

В процессе хозяйственно – бытового труда создаются возможности для

формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший

беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

Необходимость в данном труде в детском саду и дома возникает

постоянно, он сопровождает любую деятельность детей. Например: в течении

нескольких дней дети обыгрывают постройку, сделанную из крупного

строительного материала. Появляется потребность в том, чтобы стереть с нее

пыль. Или ребенок хочет рисовать; он, выбирая карандаш, обнаруживает

поломанные, начинает их подтачивать. После этого ребенок должен собрать

сор, отнести его в определенное место.

В быту постоянно возникает необходимость потрудится: кто-то случайно

испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть или

подобрать. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей к

готовности к труду, привычки к трудовому усилию

Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что

результаты его иногда незаметны, как и в других видах труда. Он наглядно

ощутим лишь не продолжительное время: протерли пыль, завтра она вновь

появилась; накрыли стол к обеду, пообедали, все убрали. И ничто не

напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца.

В месте с тем повторений изо дня в день одних и тех же дел снижает к ним

интерес. Дети не редко отказываются дежурить, выполнять поручения или

работают без особой тщательности.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной

однообразной, но жизненно необходимой работе важно создавать оптимальные

условия. Надо продумать расположения всего инвентаря. Не обязательно чтобы

он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было отведено определенное

место. Так если в шкафу лежат сложенные один в другой несколько тазиков для

стирки кукольного белья, рядом клеенка, которую стелют на пол перед

стиркой, неподалеку мыло в мыльницах, маленькие ведерки или миски для

раскладывания выстиранного белья, веревка для развешивания и прочие, детям

будет легче приготовиться к работе.

Здесь же следует повесить небольшие полотенца, которыми дети вытирает

тазики после стирки белья, и тряпочки, чтобы ими можно было стереть со

стола, вытереть фартуки.

Удобное расположение приучает детей к определенному порядку в работе и

ее организации.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует

продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении

детей тем или иным умениям. Давая детям представления о содержании

хозяйственно-бытового труда взрослых, его общественной направленности,

вырабатывая трудовые умения и навыки, пробуждая интерес и желание

заниматься данным трудом, воспитатели используют в каждой возрастной группе

в дошкольном учреждении различные формы организации трудовой деятельности

детей, все средства воспитательно-образовательного процесса.

Хозяйственно бытовой труд включает в себя умение поддерживать и

наводить порядок в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, на

участке и дома, а также участие организации бытовых процессов, подготовке к

занятиям, прогулкам.

Дети младшего возраста убирают игрушки, книги, помогают воспитателю

вынести игрушки и книги на участок, протирают листья растений, раскладывают

на столы материал для занятия, убирают их после занятий. При подготовке к

еде дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки, бокалы,

помогают няне повесить чистые полотенца. Они принимают участие в расчистке

дорожек от снега, собирают мусор.

Дети пятого года жизни моют игрушки, растения, стирают и развешивают

кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев.

Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их

обратно.

Старшие дошкольники помогают няне принести чистое белье и разложить

его, получают у завхоза мыло и раскладывают его в мыльницы. На участке

поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы.

Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую

комнату (1 раз в неделю).

У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они

наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель, пол

перед музыкальным и физкультурным занятием, пришивают петли к полотенцем,

стелют на кровати чистые простыни, надевают на подушки чистые наволочки.

Как видим, << Программа воспитания в детском саду >> предусматривает

постепенное увеличение процессов хозяйственно-бытового труда. Расширение

объема трудовых действий, которыми должны овладеть дети ко времени перехода

в школу.

По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в

выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно.

Овладения навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда

обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, в включения

различных трудовых процессов.

Хозяйственно бытовой труд.

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате

и на участке детского сада: убирать на место строительный материал,

игрушки, мыть их, стирать кукольное белье; помогать воспитателю подклеивать

книги, коробки. Протирать пыль со стульев, столов; в весенний и осенний

период вместе с воспитателем убрать на участке мусор, в зимний – расчищать

снег.

 

 

Виды работ в старшем дошкольном возрасте

 

 

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды

работ, объединяемых понятием << хозяйственно-бытовой труд >>:

1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для

занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки.

2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.)

3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки,

носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.

4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки

и другую посуду после завтрака.

5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой

дорожку во дворе.

6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный

картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи,

делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды.

7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах:

повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье,

помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести,

отнести вещь, поднять упавшую.

8. Приносить воду в небольших ведерках, колотые дрова,

переворошить сено возле дома, сгрести его в небольшие копны.

9. Проявлять заботу о младших брате, сестре ( помогать одеваться,

гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть

стихотворение.

10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе,

пожилым людям.

 

 

 

Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в старшем дошкольном

возрасте

 

 

Хозяйственно - бытовой труд в детском саду разнообразен по

содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке.

В работе с детьми шестого года жизни уделяет большое внимание

дальнейшему расширению процессов хозяйственно – бытового труда: во время

обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няни убирать со стола

посуду. Повышаются требования к правильному пользованию предметами

домашнего обихода, оборудованием труда.

Хозяйственно – бытовой труд детей старшего дошкольного возраста

значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире

использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование

целеустремленности, организованности, понимание необходимости и важности

бытового труда людей, уважения к нему, воспитание положительности,

организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей,

уважение к нему, воспитание положительных взаимоотношений в процессе

коллективной деятельности.

В работе с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение

детей к помощи взрослым. Так организуя смену чистого белья, няня поручает

ребятам надеть наволочки, застелить простыни. Дети, выполняя это поручение,

чувствуют себя настоящими помощниками взрослого.

В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания:

показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному

обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто

пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне

организатора дел, ее трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам группы и

более младшем детям.

В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно – бытовому труду

важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким

детям, выполнить какую – то работу. Поскольку навыки самоорганизации у

детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними

выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего

понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на

сорить, и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто

какую общую часть дела, будет выполнять. Если приемы детям не знакомы,

воспитатель включается в работу сам, показывает как выполнять трудное или

не знакомое действие, как организовать дело, учит умению договариваться с

друг с другом, оказывать помощь. Так педагог показывает, как может быть

достигнута согласованность действий, договоренность. Воспитатель постепенно

приучает детей самим ставить цель, планировать работу, доводить до конца.

Основная форма организации хозяйственно – бытового труда детей старшей

группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественного

значимого содержания.

В подготовительной к школе группе хозяйственно – бытовой труд

осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание

объема хозяйственно бытовых дел. К процессам сервировки стола добавляются

такие, как украшение столов цветами, раздача второго и третьего блюда.

Дети седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники, наводят

порядок в шкафах с игрушками и материалами.

Активное участие детей седьмого жизни в хозяйственно – бытовом труде

осуществляется одновременно в двух направлениях: через коллективную

трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнения

поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией цели

деятельности, полезной окружающим. Скажем, навести порядок на веранде у

малышей, подмести на их участке площадку, Можно предложить детям помочь

взрослым навести порядок в групповой комнате, спальне, стереть пыль со

шкафов.

Участвуя в хозяйственно – бытовом труде, старшие дошкольники ощущают

его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует от ребят

большого терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля.

Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую

эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей

по наведению и поддержания порядка в детском саду. Убирая за собой игрушки;

стирая тряпочки после рисования красками, промывая комнатные растения, и

дети убеждаются в необходимости этого труда.

Задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно –

эмоциональное отношение к хозяйственно – бытовому труду. Для этого тогда

надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование терпение

к грязи, неряшливости, эмоционально – эстетическую чуткость к окружающей

обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в хозяйственно

– бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем. Включаясь в

выполнение хозяйственно – бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд

полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни при обучении в

школе.

Организуя выполнение детьми, какого – либо дело хозяйственно –

бытового назначения, направленного на помощь окружающим, воспитатель

стремится использовать любую возможность, не оставив без внимания не одно

действие детей. Например, педагог говорит: << Сегодня Игорь помог няне

младшей группе стереть пыль со столов и скамеек на участке. И мне это было

особенно приятно его внимание к взрослому, потому что он, строя из песка

сооружения, оставил свое занятие, чтобы сделать это доброе дело. Спасибо

тебе Игорь, ты не подвел нашу группу.>>

В работе с детьми подготовительной группы следует практиковать

включение их в такую работу; результаты, которой важны для детского сада.

Например, помочь завхозу принести некоторые продукты, принять участие в

заготовке овощей, фруктов на зиму. Для лучшего осознания необходимости

оказывать помощь другим нужно формировать у детей представление о

содержании хозяйственно – бытового труда, об общественной значимости труда

взрослых. Знакомство детей с трудом дворника, завхоза осуществляется через

специальные экскурсии, включенные в сетку занятий, а также в повседневной

жизни. С этой же целью используются произведения художественной

литературы:<< Аленушка >>. Е. Благинина, << У бабки была внучка >>. Л.Н.

Толстой, << Мишкина каша >>. И<< Наш котенок >>. Н. Носова, а также

картины и иллюстрации к книгам. Поскольку в подготовительной группе дети

овладевают основными трудовыми навыками, очень важно уметь вовремя перейти

обучения этим навыкам к их использованию в повседневной жизни. Обучением

навыкам необходимо тогда, когда ребенку дается новое задание, которое он

ранее некогда не выполнял, или когда он трудовыми действиями не овладел.

При повторном выполнении такой работы ребенку нужно постепенно

предоставлять возможность самому вспомнить; как ее следует выполнить, также

создавать такие условия, которые ставили бы его перед необходимостью

трудиться повседневно и самостоятельно.

Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной

инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения

хозяйственно – бытовому труду на первых порах давать им конкретные трудовые

задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить,

стереть пыль со шкафов для полотенец, вымыть комнатные растения. Такие

задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их

самостоятельно. В дальнейшем руководство хозяйственно – бытовым трудом

ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но

учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как

нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность,

внимательность.

Как и в предыдущих группах, важным фактором воспитания у детей

интереса к хозяйственно – бытового труда является общение ребят с

воспитателями, няней, дворником во время уборки групповой комнаты или

участка детского сада.

Руководство хозяйственно - бытовым трудом детей 6-7 лет не должно

быть не навязчивым, ни подчеркнутым. Старшие дошкольники к этому очень

чувствительны. Только тогда дети в процессе совместного труда ведут себя не

принужденно свободно.

Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому

хозяйственно – бытовому труду, надо чаще использовать игровые формы его

организации. Включаясь в любое серьезное дело, ребенок в известной мере

обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится; когда к этому

серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в

труде, игре как исполнители или заказчики.

Методы педагога в руководстве трудом детей должны быть направлены на

то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее

исправить, оказать не обходимую помощь. При таких приемах педагогического

руководства в старшем дошкольном возрасте к моменту перехода в школу

удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную

основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

 

 

Опыт работы

Основная годовая задача - повысить качество нравственно-трудового воспитания через организацию среды для разнообразной трудовой деятельности и взаимодействие с семьёй.

Так как я работаю в старшей группе, я определила рад задач, которые мне необходимо решать в течение года.

1. Расширять представления детей о труде взрослых.

2. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, особо уделить внимание профессиям родителей и месту их работы.

3. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города.

4. Воспитывать уважение к людям труда.

5. Воспитывать потребность трудиться.

6. Приучать детей старательно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

Для того чтобы успешно решать эти задачи, и именно работать над развитием трудовых навыков у детей я составила перспективный план работы на год.

Я могу смело сказать, что дети моей группы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое поручение берутся с охотой, в основном доводят начатое дело до конца. Умеют работать сообща. В детском саду дети моей группы регулярно выполняют различные виды работ: коллективная уборка группы, стирка кукольного белья, мытьё строительного материала, разные виды дежурства, труд в природе. В процессе труда я стараюсь распределить работу между детьми, объясняю, что им надо делать, показываю отдельные приёмы (как намылить бельё для кукол). И здесь принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение. Внимательно и чутко отношусь к детям, которые хотят трудится, но очень медленно овладевают трудовыми навыками. Считаю также, что в процессе совместной работы важно не только разделение труда по его содержанию, но и уровень активности взрослых и детей, степень их участия в труде. Всё это способствует заимствованию ребёнком опыта старших и побуждает детей к самостоятельности в работе.

Дети в игре и в быту стремятся подражать взрослым, охотно принимают на себя роли знакомых им профессий. Дети успешно могут выполнять несложные обязанности по обслуживанию коллектива, уже способны к элементарной ответственности за порученное дело, преодолевать небольшие трудности в работе. Для того чтобы воспитать психологическую готовность к труду у детей, необходимо включать ребёнка в эту трудовую деятельность. В нашем детском саду имеются возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. Существуют различные пути:

1. Это непосредственная организация совместной деятельности детей и взрослых.

2. Это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его назначения.

Тем самым мы формируем у детей положительное отношение к труду.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и оттого, на какие его стороны направляется внимание детей.

Также в своей работе я посчитала важным вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: например, Гуляя на прогулке, мы наблюдали за работой снегоуборочных машин. Засыпанная снегом улица после расчистки даёт простор для свободного движения транспорта и пешеходов.

При ознакомлении детей с трудом взрослых использовала иллюстрации различных профессий, орудий и продуктов труда, дидактические игры типа «Подбери пару», «Играем в профессии» и др., рассматривание альбома «Все работы хороши», рассказы о профессиях), беседы, чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых .

В средней группе несколько занятий познавательного характера были посвящены знакомству с трудом сотрудников детского сада( посещение медицинского кабинета). Таким образом, в ходе ознакомления детей с трудом взрослых я стремилась раскрыть содержание работы людей разных профессий, показать последовательность трудовых процессов, результаты и значение труда.

Дети пришли ко мне в группу в трёхлетнем возрасте и особое внимание я уделяла развитию навыков самообслуживания у детей. Сейчас, когда дети повзрослели, интересно наблюдать за ними и тем временем учить их проверять самих себя: хорошо ли выполняются требования взрослых, не слишком ли замедляю темп, достаточно ли тщательно и аккуратно делают своё дело, выясняю, кто из детей способен выполнять задачу быстрее, с наименьшей затратой сил. На этой возрастной ступени продолжаю работу по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь. Продолжаю контроль над тем, чтобы каждая вещь была положена на определённое место, чтобы дети после игры убирали игрушки на место. Достигается это путём предъявлений постоянных требований. Они помогают мне приучать ребят к порядку.

Также стараюсь приучать детей бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь. Здесь я подчёркиваю, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим эти вещи. Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Хозяйственно-бытовой труд, который я планировала в старшей группе разнообразен по своему содержанию. Это труд как в детском саду, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, планировала следующие виды труда: наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной комнатах. Наиболее успешные формы работы – поручения, дежурства, коллективный труд. Кроме того, здесь также важно научить детей использовать по назначению предметы-помощники. Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу. И я вижу результат работы за все прошедшие года. Одни из распространённых видов хозяйственно-бытового труда на участке: наведение порядка (весной, летом, осенью обметаем лавочки, постройки), зимой – очищаем от снега лопатами; осенью – уборка листвы, летом – перекопка песка. При постановке задачи перед детьми важно добиться понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Мотивы могут быть разными, и важно заинтересовать ребёнка, чтобы он выполнял это дело с желанием. Иногда я сталкиваюсь с такой проблемой, как нежелание выполнить поручение. Дети просто хотят погулять, не утруждая себя какими-то делами. И здесь опять же использую все свои педагогические резервы: положительный пример сверстников, собственный пример, предложить помочь малышам, товарищу. Многие дети очень любят трудиться, и это значит, что не зря мы целенаправленно четыре года приучали их к труду. Сейчас, когда мои дети овладели элементарными трудовыми навыками, я поставила для себя задачу – поддерживать у детей эмоционально-положительное отношение к хозяйственно-бытовому труду.

Труд в природе также мы используем с младшей группы. Я сама очень люблю природу, люблю трудиться в природе, что-то сеять, пересаживать, выращивать. И свою любовь к растениям я постаралась передать детям. Наша группа богата комнатными растениями, со старшей группы мы выращиваем лук, рассаду цветов. Труд в природе создаёт благоприятные условия для физического, умственного и сенсорного развития. Круглый год у нас проводится работа в природе. Одно из условий эффективности всякой работы – правильная организация труда. Широко распространённая форма работы – занятие. Работая вместе с детьми, я ставлю задачу, намечаю, какой они получат результат, по мере надобности показываю нужные приёмы, сообщаю знания, всё это я делаю по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитываю трудолюбие, постепенно объясняю детям значение ухода для роста растений. Наиболее приемлемые формы, которые я с успехом использую в своей работе – индивидуальные и групповые поручения. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения, а я стараюсь осуществить контроль за правильностью выполнения работы, за отношением ребёнка к получению результата.

Ручной труд – как один из видов труда старших дошкольников занимает особое место в наше работе. В процессе ручного труда дети освоили навыки работы с инструментами, бережно относятся к материалам, предметам труда, орудиям. Конечно, не все дети достигли одинаково больших успехов в этом виде труда. Здесь большое место я уделяю индивидуальной работе, которую планирую как в утренние часы, так и вечером. Своевременно обучая детей умениям, произошли значительные изменения в их творческой деятельности. Дети опытным путём узнают качество материала. Подводя итоги работы по ручному труду, могу уверенно сказать, что дети умеют осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Дети научились изготавливать оборудование, атрибуты для игр, поделки из бумаги способом оригами. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребёнок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Руководя ручным трудом, я ставила перед собой две задачи:

1. Вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, прилагая усилия, проявляя фантазию, творчество.

2. Предупредить возможные неудачи, чтобы не снизить интереса к труду, использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению.

Для более успешного решения задач трудового воспитания огромное внимание было уделено работе с родителями. Наиболее оптимальные формы работы с родителями:

1. Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам

• «Что нам осень принесла».

2. Родительское собрание «Папа – пример в труде».

3. Совместное с родителями сооружение зимних построек.

4. Благоустройство территории (совместно родители с детьми).

Подводя итог, хочу сказать, что:

1. Дети овладели умениями, позволяющими им выполнять содержание трудовой деятельности, которого мы придерживались в работе в течении 2 лет по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями.

2. В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов.

3. В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.

4. У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности.

5. В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы сработающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.

В подготовительной к школе группе дети продолжат развивать навыки посильной трудовой деятельности и пронесут через свою жизнь те качества, которые у них были развиты ранее при непосредственном моём участии.

Вывод

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов

воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом

меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом

меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой

деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.

Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к

самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение

и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.

Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения,

сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является

равнозначным предметом программы обучения. Труд должен взять на себя более широкую функциювоспитания. В этом я вижу будущеетрудового коллектива.

Пословицы и поговорки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему "Организация гендерного воспитания детей старшего возраста в детском саду"(из личного опыта)

"Организация гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в детском саду"...

Методическое пособие. Тема *Родина наша - Россия* нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста для занятий по развитию речи дошкольников.

Цель : Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут».Задачи: 1. Продолжать обучать детей ориентироваться на географической карте.2. Развивать связную речь детей: расширять сл...

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего возраста.

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия ...

НОД по гендерному воспитанию детей старшего возраста. Конспект занятия на тему: «Мальчики и девочки будут все дружить, в детском саду «Ёлочка» вместе дружно жить!»

В представленном материале изложен конспект по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Предварительная работа: 1. Проведение занятий по познавательному развитию, развитию речи, ...

Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего возраста, как один из аспектов социально- личностного развития детей.

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации. Содержание о...

Театральная деятельность в воспитании детей старшего возраста.

Сегодня, когда по -иному, широко и фундаментально, решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто ее решает - а это , в первую очередь, педагоги ГДОУ,...

Консультация для молодых специалистов на тему: «Нравственное воспитание детей старшего возраста через художественную литературу»

Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания.Ребено...